Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Настоящее время и особенности его употребления

Рассмотрим периферийные формы настоящего времени, ограниченные специфической целью и сферой употребления. Как уже говорилось, они непосредственно не связаны с обозначением протекания действия в момент речи, т. е. представляют собой функциональные разновидности настоящего неактуального или относительного времени.

Употребление форм настоящего времени, которые обозначают изобразительное (описательное) в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы можем показать при помощи следующих предложений:

Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. (Понтий Пилат)

Прокуратор понял, что там на площади уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей Ершалаима, что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды. (Понтий Пилат)

Он знал, что теперь у него за спиною на помост градом летят бронзовые монеты, финики, что в воющей толпе люди, давя друг друга, лезут на плечи, чтобы увидеть своими глазами чудо – как человек, который уже был в руках смерти, вырвался из этих рук! Как легионеры снимают с него верёвки, невольно причиняя ему жгучую боль в вывихнутых на допросе руках, как он, морщась и охая, всё же улыбается бессмысленной сумасшедшей улыбкой. (Понтий Пилат)

И если бы нестойкое трепетание небесного огня превратилось бы в постоянный свет, наблюдатель мог бы видеть, что лицо прокуратора с воспалёнными последними бессонницами и вином глазами выражает нетерпение, что прокуратор не только глядит на две белые розы, утонувшие в красной луже, но постоянно поворачивает лицо к саду навстречу водяной пыли и песку, что он кого-то ждёт, нетерпеливо ждёт. (Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа)

В этих предложениях явно выявлена художественно-изобразительная функция, которая и определяет художественное описание. Действия происходят перед взором писателя, но они не относятся к моменту речи. Употребление форм настоящего изобразительного позволяют читателю представить перед собой всю картину, которую автор изображает (описывает) в своём произведении.

Известно, что настоящее комментирующее употребляется в сценических ремарках и сценариях. Обозначается действие, одновременное не с моментом речи, а со временем существования и восприятия той ситуации, которая комментируется.

Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. (Понтий Пилат)

И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснётся с мучительным криком, начнёт плакать и метаться. (Эпилог)

Ситуации данных предложений как бы комментируются автором. При изложении содержания произведения к настоящему комментирующему тесно примыкает употребление форм настоящего времени.

Далее выделяем такие типы переносного употребления форм настоящего времени, как настоящее историческое и настоящее при обозначении будущих действий.

В настоящем историческом форма настоящего времени используется в рассказе о прошлом как средство образной актуализации прошедших событий:

- Множество разных людей стекается в этот город к празднику. Бывают среди них маги, астрологи, предсказатели и убийцы, - говорил монотонно прокуратор, - а попадаются и лгуны. Ты, например, лгун. Записано ясно: подговаривал разрушать храм. Так свидетельствуют люди. (Понтий Пилат)

События, о которых идет речь, и те, кто их производит, не соотносятся непосредственно с личностью говорящего (пишущего) и с моментом его речи. Настоящее историческое в подобных условиях используется лишь как один из возможных временных планов повествования, связанный с экспрессивной образностью.

Настоящее при обозначении будущих действий имеет такую разновидность, как настоящее время воображаемого действия. Оно ярко выражается в следующем отрывке:

Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к учёным врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И всё это кончается трагически: тот, кто ещё недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. (Никогда не разговаривайте с неизвестными)

Автор рисует картину будущих действий, которые предстают как протекающие непосредственно перед его глазами.


2.3.2 Прошедшее время и особенности его употребления

В предложениях романа «Мастер и Маргарита» можно выделить аористическое употребление форм прошедшего совершенного, которое обычно используется при повествовании о сменяющих друг друга фактах:

Стали звонить в ненавистное Перелыгино, попали не в ту дачу, к Лавровичу, узнали, что Лаврович ушёл на реку, и совершенно от этого расстроились. Наобум позвонили в комиссию изящной словесности по добавочному № 930 и, конечно, никого там не нашли. (Было дело в Грибоедове)

«Заточили всё-таки», - сказал он, зевнул ещё раз, неожиданно прилёг, голову положил на подушку, кулак по-детски под щёку, забормотал уже сонным голосом, без злобы: - Ну и очень хорошо… сами же за всё и поплатитесь. (Шизофрения, как и было сказано)

Утром за ним заехала, как обычно, машина, чтобы отвезти его на службу, и отвезла, но назад никого не привезла и сама больше не вернулась. (Нехорошая квартира)

В данных предложениях автор показывает смену действий, выраженных прошедшим временем совершенного вида.

Формы прошедшего времени глаголов совершенного вида могут выступать в переносном употреблении, например:

Прошедшее время глаголов совершенного вида в контексте абстрактного настоящего.

Формы прошедшего времени глаголов совершенного вида используются для наглядной конкретизации обычного действия. Демонстрируется единичный факт, который представлен так, как будто он уже осуществился, но контекст указывает на то, что такие факты обычны, причем их обычность отнесена к широкому плану настоящего:

Стёпа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою чёрной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках. (Нехорошая квартира)

Пошевелив пальцами ног, Стёпа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукою провёл по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил. (Нехорошая квартира)

Иван тряхнул головой, убедился в том, что она не болит, и вспомнил, что находится в лечебнице (Поединок между профессором и поэтом)

Маргарита ощутила солёный вкус на губах и поняла, что её моют кровью. (Великий бал у Сатаны)

В зависимости от типа употребления глаголов несовершенного вида форма прошедшего времени в прямом употреблении может передавать прошедшее действие в его неограниченной повторяемости:

Над ними вспыхивали молнии. (Пора! Пора!)

Она механически поднимала и опускала руку и, однообразно скалясь, улыбалась гостям. (Великий бал у Сатаны)

В этот время Тимофей Кондратьевич Квасцов на площадке лестницы припадал к замочной скважине в дверях квартиры председателя то ухом, то глазом, изнывая от любопытства. (Коровьевские штуки)

Варенуха прятался сейчас в кабинете у финдиректора от контрамарочников, которые отравляли ему жизнь, в особенности в дни перемены программы. (Вести из Ялты)

Вода сплошною пеленой валила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату больного заливало трепетным пугающим светом. (Раздвоение Ивана)

Встречаясь с ней, человек издавал приветственные крики и ногой снимал с головы котелок. (Чёрная магия и её разоблачение)

Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины. (Чёрная магия и её разоблачение)

Женщины исчезали за занавеской, оставляли там свои платья и выходили в новых. На табуретках с золочёными ножками сидел целый ряд дам, энергично топая в ковёр заново обутыми ногами. Фагот становился на колени, орудовал роговой надевалкой, кот, изнемогая под грудами сумочек и туфель, таскался от витрины к табуреткам и обратно, девица с изуродованной шеей то появлялась, то исчезала и дошла до того, что уж полностью стала тарахтеть по-французски, и удивительно было то, что её с полуслова понимали все женщины, даже те из них, что не знали ни одного французского слова. (Чёрная магия и её разоблачение)

Если к глаголам данных предложений примыкают лексические конкретизаторы наречия всегда, постоянно, то мы видим, что действие повторяется вновь и вновь.

Форма прошедшего времени в прямом употреблении может также передавать прошедшее действие в его постоянном существовании:

За сеткой в окне, в полуденном солнце, красовался радостный и весенний бор на другом берегу, а поближе сверкала река. (Поединок между профессором и поэтом)

За этим обрывом внизу, в тени лежала река. Туман висел и цеплялся за кусты внизу вертикального обрыва, а противоположный берег был плоский, низменный. На нём, под одинокой группой каких-то раскидистых деревьев, метался огонёчек костра и виднелись какие-то движущиеся фигурки. (Полёт)

Снизу текла река. (Великий бал у Сатаны)

Сквозь цветные стёкла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный, свет. (Неудачливые визитёры)

Как видим из контекста, обозначенные глаголы выражают значение постоянного существования: Снизу текла река. Река течёт всегда, мы это знаем, и это подчёркивается контекстом.

Форма прошедшего несовершенного может обозначать действие как обобщенный факт:

Лишь только начинал звенеть телефон, Варенуха брал трубку и лгал в неё: «Кого? Варенуху? Его нету. Вышел из театра». (Вести из Ялты)

«В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою, - с чувством продолжал Никанор Иванович, то застёгивая рубашку, то расстёгивая, то крестясь, - брал! Брал, но брал нашими советскими!» (Сон Никанора Ивановича)

Глаголы прошедшего времени несовершенного вида могут выражать при их употреблении многократный способ действия.

«Я, впрочем, - продолжал болтать Коровьев, - знавал людей, не имевших никакого представления не только о пятом измерении, но вообще ни о чём не имевших никакого представления и тем не менее проделывавших совершеннейшие чудеса в смысле расширения своего помещения.» (При свечах)

Основная функция этой формы глагола заключается в выражении повторяемости, обычности действия в прошедшем, отдаленном от настоящего. В данном предложении просторечная форма глагола знавал используется для усиления значения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...