Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В нашей работе мы рассматриваем именно знаки-символы.

 

Человек живет не просто в физической среде, он живет в символической вселенной. Мир смыслов находил свое отражение в ритуалах, знание которых определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Т.е. символы не существуют сами по себе, а являются продуктом человеческого сознания.

 

Связь между людьми заложена в самом слове «символ». Оно пришло к нам из древнегреческого языка. Древние греки обозначали этим словом черепок, служивший знаком дружеских отношений или знаком принадлежности к какой-либо группе. «Удостоверение личности» - примерно таков изначальный смысл слова «символ» в античности.

 

Еще в средние века сформировались две основные концепции символа. По одной из них, символ всегда связан с проблемой перевода, то есть Х в одной системе означает У в другой. В данной системе представлений символ нужен для того, чтобы адекватно переводить план выражения в план содержания. Другая концепция символа основана на представлении об его самодостаточности. С этой точки зрения, символ тоже является знаком, но обозначает не другой знак, а некую принципиально не знаковую сущность. Символ выступает в роли моста между рациональным миром, организованным с помощью и посредством знаков, и иррациональным миром мистических значений.

 

В настоящее время наиболее распространенным является представление о символе, как о неком содержании, которое служит планом выражения для другого, как правило, более ценного в культурном отношении содержания. Символ сам по себе является некоторым текстом, как в плане содержания, так и в плане выражения. Данную точку зрения поддерживают такие ученые, как А.А. Потебня, Ю.М. Лотман, А.К. Байбурин, К.Г. Юнг.

 

Интерес к символу велик не только в лингвистике, но и в философии, семиотике, психологии, литературоведении, мифопоэтике, культурологи и т.д., что порождает множество мнений о символе и вносит некоторый сумбур в его понимание. В связи с этим А.А. Потебня писал: «Только с точки зрения языка можно привести символы в порядок, согласный с воззрениями народа, а не с произволом пишущего»[16]. Ю.М. Лотман, в создавшейся ситуации многозначности и неразберихи, предлагает отталкиваться от наших интуитивных представлений о символе с тем, чтобы уловить в нем наиболее общие характеристики[12].

 

Однако, несмотря на интерес к символу со стороны стольких наук, он слабо отражен как в лингвистике, так и в семиотике. Лингвисты пока не включают его в свой аппарат, так как он мотивирован, то есть между ним и тем, что он обозначает, присутствует некая связь. Первым эту мысль высказал еще Фердинанд де Соссюр. А семиотики стараются не использовать символ по ровно противоположной причине потому, что он не мотивирован, потому что слишком слаба связь между означаемым и означающим[4].

 

Термин «символ» по-разному понимается литературоведами и лингвистами. Ю.С. Степанов утверждает, что символ – понятие не научное, это понятие поэтики; он значим лишь в рамках определенной поэтической системы, и в ней он истинен. Примерам можно привести символ дороги у Н.В. Гоголя, сада – у А.П.Чехова, пустыни – у М.Ю. Лермонтова, метели – у А.С. Пушкина и символистов, и т.д.[18] О таких символах можно сказать, что они – центр сюжета. Часто в литературе метафоры, переплетаясь, создают символ.

 

С.С. Аверинцев в «Литературном энциклопедическом словаре» так определяет символ: «Символ в искусстве – универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями – образа художественного, с одной стороны, знака и аллегории – с другой»[11, с.97].

 

В «Новейшем философском словаре» под редакцией Л.Родионовой дано следующее (довольно широкое) понимание символа: это «понятие, фиксирующее способность материальных вещей и событий, чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного чувственно-телесного бытия»[11, с.97].

 

В нашей исследовательской работе интерес к символу ограничивается рамками культуры. Мы рассматриваем флористическую символику в культурах Великобритании и России, поэтому нам ближе понимание символа как знака, в котором первичное содержание выступает формой для вторичного. Для нашего понимания символа принципиальным является соотнесение его с содержанием передаваемой им культурной информации. А.Ф. Лосев писал, что символ заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания, т.е. символ может рассматриваться как специфический фактор социокультурного кодирования информации и одновременно – как механизм передачи этой информации [11, с.96]. Это же свойство символа подчеркивал Ю.М.Лотман. Он отмечал, что культура всегда, с одной стороны, - определенное количество унаследованных текстов, а с другой – унаследованных символов[12].

 

Символ сам по себе является некоторым текстом, как в плане содержания, так и в плане выражения. Он замкнут на себе, а не на вне наложенном тексте, имеет вполне отчетливые границы и легко вычленяется из семиотического контекста. Если другие знаки реализуют свое значение только будучи включенными в некоторую последовательность, то символ обладает значением и без включения в синтагматический ряд. А в том случае, если он все же включен в тот или иной текст, то способен сохранять свою структурную и смысловую самостоятельность, по которой мы и распознаем его как символ. Поэтому он может легко менять свое окружение и входить в другие контексты.

 

Самой яркой характеристикой символа является его архаичность. По словам Ю.М.Лотмана, каждая культура нуждается в пласте текстов, выполняющих функцию архаики[12]. Сосредоточие символов в них особенно заметно. И это не случайно, т.к. стержневая группа символов действительно имеет глубоко архаичную природу и восходит к до письменной эпохе, когда определенные и, как правило, элементарные в начертании знаки представляли собой свернутые тексты и сюжеты, хранившиеся в устной памяти коллектива[20]. Способность сохранять в свернутом виде исключительные тексты сохранилась за символами.

 

Символы сыграли и продолжают играть важную роль в функционировании памяти культуры. То есть в сохранении некоторого набора смыслов, благодаря которому культура осознает свою идентичность, благодаря которому существует связь между прошлым, настоящим и будущим. Память культуры, как и другие виды памяти, функционирует тогда, когда культура вырабатывает наиболее экономичные способы конденсации, то есть сжатия актуальных для нее смыслов[8]. Заботясь о выживании и самосохранении, культура приходит к принципу единообразия. Базовый набор символов отличается постоянством, поскольку это необходимо для осознания культурной идентичности всех членов общества. Но в то же время, культуре необходимо разнообразие. И эта вторая тенденция проявляется в том, как разворачиваются свернутые тексты, какими добавочными значениями обрастают символы. Способы актуализации символов, по сути, неисчерпаемы. Многозначность и расплывчатость границ – еще одно важное свойство символа[11, с.98].

 

Еще одним важным свойством символа является его образность, поэтому многие ученые подходят к понятию символа через образ. Символ и образ – одни из ключевых понятий семиотики. По мнению Н.Б. Мечковской, в своем происхождении символы производны от образов. Образы, чтобы стать символами, должны развить в себе некоторые новые черты. Н.Фрай выделяет следующие критерии символичности образа:

Наличие абстрактного символического значения проявляется контекстом.

Образ представлен так, что его буквальное толкование невозможно или недостаточно.

Образ скрывает ассоциацию с мифом, легендой, фольклором. [13. с.189]

 

Образы требуют понимания, символы – интерпретации. Символу сопутствуют высокие смыслы, в то время как образ может ассоциироваться с объектом любого уровня.

 

Соотносительно со значением растений в жизни человека, языковые символы на их обозначение отражают значительные фрагмент языковой картины мира. Это двунаправленное явление и не всегда находит подтверждение в ботанической природе растений. В следующем разделе на примере фитонимного материала попробуем проиллюстрировать значение флористических символов в формировании языковой картины мира.

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Скачать архив | Похожие работы

 

1.3. Флористическая символика

 

Во всех культурах растения – основной символ живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождения. Растения символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.

 

Символически растение, его плод и цветок тесно связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь. Полное соков растение – это материнство. Растения и деревья часто выступают в роли мифологических предков и обычно бывают связаны с культом Луны.

 

Растения или цветы, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют мистическое единство человека и растения и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния в другое. Так из крови Аттиса выросли фиалки, из тела Озириса – пшеница и целебные травы, из крови Диониса – гранаты, из крови Адониса – анемоны, из крови Христа – красные розы[32].

 

Вечнозеленые растения означают бессмертие, бесконечность, жизненность, юность и бодрость. Венки из вечнозеленых растений символизируют неувядающую славу и посвящены бессмертию. Также это символ благочестивого очаровательного человека, способного пережить упадок, следующий за периодом расцвета. Это достижение никогда не потеряет своего значения. Вечнозеленое растение = «всегда один и тот же».

 

Растение, цветки которого распускаются на каждом стебельке и узле = мало помалу. Символ того, что все приходит к совершенству постепенно, чего мы должны терпеливо ждать.

 

Очень чувствительное растение, торопливо сворачивающее свои листочки даже от легкого прикосновения символизирует человека, испытывающего отвращение к насилию, человека, душевное равновесие которого легко нарушить. Символ неприятия греха и порока, отстранения от соблазнов, способствующих нашему падению[23].

 

Оберегами считаются такие растения, которые обладают сильным запахом или вкусом, наличием колючек.

 

Древесная символика

 

Деревья были объектом поклонения у всех древних народов. Считалось, что в определенных деревьях живут боги. Самое первое дерево, приобретшее символическое значение, - Древо Познания.

 

Дерево – один из центральных традиционных символов. Весьма часто символическое дерево не принадлежит к какому-либо определенному роду, хотя некоторые народы отбирают какой-нибудь отдельный вид, как пример родовых. Так, дуб считался священным у кельтов; ясень – у скандинавских народов; липа – в Германии; фиговое дерево – в Индии.

 

В наиболее общем смысле символизм дерева обозначает жизнь космоса: его согласованность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения. Дерево представляет неистощимую жизнь, а потому оно эквивалентно символу бессмертия. Поскольку дерево обладает вытянутой вертикальной формой, символизм центра мира выражается в терминах мировой оси. Дерево, с его корнями, находящимися под землей, и с его ветвями, вздымающимися к небу, символизирует направленную вверх тенденцию. А посему соотносится с другими символами, такими как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между «тремя мирами». Нижний мир: преисподняя, ад; срединный мир: земля; горний мир: небо. Дерево также соответствует Кресту Искупления, и Крест в христианской иконографии часто изображается как Древо Жизни. Конечно же, с деревом, а, следовательно, и с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста.

 

Интересно отметить, что три мира древесного символизма отображают три основных составных структуры дерева: корни, ствол и крону. В рамках общего значения дерева как мировой оси и как символа неистощимых жизненных процессов (роста и развития) различные мифологии и фольклоры выделяют три или четыре оттенка значений. Некоторые из них суть просто конкретные аспекты базового символизма, однако другие настолько тонки, что это ведет к дальнейшему обогащению символа. На самом примитивном уровне есть «Древо Жизни» и «Древо Смерти» в отличие от Мирового Древа и Древа познания Добра и Зла, которые характерны для более поздних стадий; указанные два дерева, однако, попросту представляют собой две различные репрезентации одного и того же представления.

 

На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями «деревянный крест» средневековой пластики находится во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний покой перед новым распусканием листьев.

 

Буйно разросшееся дерево как символ словно говорит: «Мои собственные отпрыски – причина моей погибели». Символ олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности, чем прибавляют им седых волос. Как подтверждение этого символического значения можно привести четверостишие У.Шекспира:

 

Не лучше ль подвязать свисающие ветви абрикоса,

 

Которые, подобно детям непослушным, заставляют

 

Своих праотцев прогибаться под этим непомерным грузом.

 

Не лучше ль оказать поддержку согнутым ветвям,

 

И не следует ли нам, уподобившись палачу,

Отсечь те слишком рано взросшие побеги,

 

Которые уж слишком вознеслись над общей кроной.

 

[23]

 

Горящее дерево – символ альтруизма. «Сгорая, я даю тепло и свет другим». Символ благотворительности и благодеяний, которые нам следует оказывать другим людям, пусть даже иногда и в ущерб себе.

 

Дерево с широкой кроной. Оно никогда не знало ножа. Символ неотесанного и пренебрежительного ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости, которые никогда не пресекались и не исправлялись.

 

Дерево, растущее вдоль стены. «Меня ведут, но не принуждают». Символ благородного и постепенного, без насилия, обучения молодежи.

 

Старое, высохшее, потерявшее свою листву дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки. Я умираю с радостью. Символ отцовской нежности, которую испытывает добрый, долго поживший и уже выбившийся из сил от возраста и забот человек, с радостью глядящий на растущих, здоровых отпрысков, идущих ему на смену[23].

 

Символика цветов

 

Цветы обычно являются атрибутом персонифицированной Весны, или Обоняния, или богинь Флоры и Авроры. В аллегорическом натюрморте они символизируют недолговечность и эфемерность человеческой жизни. Иногда они являются также атрибутом надежды и логики (одного из семи свободных искусств).

 

Красота (особенно женская), духовное совершенство, природная невинность, божественное благословление, весна, молодость, доброта; но также краткость жизни, радости рая. Цветок – лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства. Цветы являются духовным символом во многих религиях. Символизм цветов как таковых весьма широк: от аллегории добродетели или мудрости до ассоциации с кровавым жертвоприношением и смертью богов или людей (красные цветы, такие, как анемоны, маки, фиалки). Окраска, запах и фактура цветов часто определяют их индивидуальный символизм: белые лилии, например, — символ чистоты; сильно пахнущий красный жасмин — поощряющий сексуальный знак, пышные магнолии — хвастовство.

 

Цветок в бутоне – это только потенциальная возможность. Когда он раскрывается и растет вовне из своего центра, то олицетворяет развитие в осуществлении. Это особо подчеркивается в символизме лотоса на Востоке и розы и лилии на Западе.

 

Цветы часто вырастают из крови бога, когда она проливается на землю, например, анемоны или красные розы выросли из крови Адониса, фиолетовые – из крови Аттиса, гиацинт – из крови Гиацинта, розы – из крови Христа. Божества также возникают из цветов, в особенности из лотоса, олицетворяющего свет Солнца и воды изначальные, основу, например, Брахма, Будда, Гор.

 

Цветы, кроме того, олицетворяют хрупкость детства и мимолетность жизни. Ребенок, поднимающийся из цветка, олицетворяет рождение бога или рождение дня, рассвет, новую жизнь.

 

В христианской символике открытая кверху чашечка цветка указывает на получение Божьих даров, детскую радость от природы в раю, а также на непостоянство любой земной красоты, которая может быть долговечной лишь в небесных садах. С этим связан старый обычай копать могилы в садах или сажать на них цветы. Так как раннехристианские церкви были тесно связаны с почитанием усыпальниц мучеников, они также украшались цветами.

 

В Библии цветок является указанием на богоугодность, о чем свидетельствуют расцветшие посох Иосифа и жезл Аарона. Сухая палка, на которой завязываются цветочные почки, является также в некоторых легендах и сказаниях символом божественного расположения и надежды.

 

В большом почете в символике окраска цветов. Белый – невинность, чистота, но также и смерть; красный – жизненность, кровь; синий (голубой) – тайна, искренняя преданность; желтый – Солнце, тепло, золото[23].

 

Наиболее часто все же мы встречаем флористические символы в языке, и в таком случае пониманию символа помогает контекст. Но как быть, если мы видим изображение символа, картинку? Для примера возьмем гербы. Конечно, существуют правила геральдики, признанные во всем мире и регулирующие использование той или иной символики. Но мало кому они знакомы, поэтому интерпретировать гербы достаточно сложно.

 

В настоящее время правилами геральдики закреплены следующие флористические символы:

 

Ветви и листья дуба – символ крепости и силы. Часто встречается на гербах военных.

 

Лилия – символ непорочности, доброй надежды.

Ветви и листья оливы – символ мира.

 

Пальма – символ долговечности.

 

Роза – символ любви (как земной, так и Божественной).

 

Сосна – символ жертвенности.

 

Колосья – два золотых колоса по бокам щита помещаются в гербах городов и поселений, отличающихся развитым земледелием.

 

Лоза и листья винограда – также размещаются по бокам щита и символизируют виноделие.

 

Существует также правило, согласно которому шестой сын в своем гербе должен поместить «fleur-de-lis» (геральдическую лилию), седьмой сын – розу, девятый – восьми лепестковый цветок[31].

 

В данном разделе мы рассмотрели флористические символы, которые обладают универсальным значением, то есть не несут национальной специфики. Они могут быть одинаково поняты представителями различных культур. В следующей главе мы представим флористические символы, обладающие национальной спецификой в культурах Великобритании и России.

Сопоставление флористической символики

 

Великобритании и России.

 

В нашей работе было исследовано более 80 лексических единиц названий растений на предмет наличия у них символического значения. Среди данных единиц обнаружилось 40 единиц, которые несут универсальное значение, не имея национальной специфики. Поэтому они не подлежат нашему анализу.

 

Из них, по принципу наличия национально-культурной специфики значений флористических символов, для анализа были отобраны 10 единиц из английского языка и 10 из русского языка.

 

Далее отобранные единицы подвергались лингвокультурологическому анализу, в ходе которого выявлялись национально-культурные коннотации каждого из рассматриваемых флористических символов при использовании исторической, этнографической, культурологической информации и фольклора Великобритании и России.

 

В итоге был проведен сравнительно-сопоставительный анализ национально-культурной специфики данных единиц.

 

2.1. Флористические символы Великобритании.

 

О немаловажном значении растений как символов в культуре Великобритании говорит то, что каждая земля имеет свое, покровительствующее ей, растение. Для Англии это роза, для Шотландии чертополох, для Уэльса лук-порей и нарцисс, для Северной Ирландии четырехлистник.

 

Этнический состав Великобритании следующий:

 

Англичане – 81,5%

 

Шотландцы – 9,6%

 

Ирландцы – 2,4%

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Скачать архив | Похожие работы

 

Валлийцы (уэльсцы) – 1,9%

 

Другие национальности – 4,6% [15]

 

Теперь подробнее рассмотрим каждый из символов.

 

Чертополох – подтверждение мнения о том, что даже самая непритязательная вещь может стать важным символом. В мировой культуре это растение является символом аскетизма, мстительности, мизантропии. В христианской символике его колючки олицетворяют муки Христа, а также грех, земные печали и зло, злобу, посягающую на добродетель. В искусстве чертополох – эмблема мученичества.

 

В Великобритании пищу ослов иначе называют шотландской розой (The Thistle of Scotland). Более того, один из самых древних и благородных орденов в Великобритании носит его имя – Орден чертополоха (Order Of Thistle). Точная дата основания ордена неизвестна, хотя считается, что она относится к пятнадцатому веку. Иоанн II возродил орден 29 мая 1687 г. В 1703 г. королева Анна заново учредила орден в его нынешнем виде. В ордене состоит суверен и шестнадцать рыцарей, хотя это число может быть увеличено за счет членов королевской фамилии. Цветущий чертополох изображен в центре нагрудного ордена. В геральдике Шотландии это растение используют как символ возмездия.

 

Как же это колючее и скромное растение приобрело свое символическое значение для гордого шотландского народа? Легенда гласит, что в 8-м веке даны пытались ночью тайно захватить скоттов. Поэтому к их поселению они отправились босиком. Но в их ступни вонзались колючки чертополоха и даны, вскрикивали от боли. Скотты услышали это и во всеоружии встретили неприятеля. С тех пор чертополох был принят в качестве эмблемы Шотландии. Но нет никаких исторических фактов, указывающих на правдивость этой истории. Тем более что существует множество разновидностей чертополоха, и сложно сказать, который именно стал «спасителем скоттов». Несмотря на это, изображением чертополоха пользуются как оберегом от действия злых сил и как талисманом, дарующим удачу. Символизм этого растения как оберега также объясняется наличием колючек (об этом мы говорили выше). На британском же гербе это растение появилось в 1702 году с надписью «Никто не тронет меня, не поранившись». Эта же фраза является девизом Ордена Чертополоха.

 

В Шотландии чертополох как символ можно встретить повсюду: он и в названиях футбольных команд и организаций, он на аверсах монет, на вывесках гостиниц и пабов. В данном случае растение символизирует народ, землю, на которой он живет, то есть является средством культурной идентификации для данного народа. Чертополох наделяют такими чертами характера, которые шотландцы приписывают сами себе. Это гордость, независимость, жизнестойкость, сила духа. Это растение – предмет национальной гордости. Шутки о простоте, незатейливом внешнем виде, суровости и грубости чертополоха шотландцы воспринимают обидным или даже оскорбительным.

 

Такое трепетное отношение к чертополоху как к символу мы можем проследить и в шотландской поэзии. Для примера возьмем работу Чарльза Фрэйзера.

 

The Scottish Thistle

 

(by Charles Fraser)

 

Scottish Thistles stand proud amongst nature's

crowd. For a plant...we resemble,... all that is loud!

Purple bray on top a body of prickly olive green.

A pleasure to look at, a true nature's treasure.

 

A free and wilder plant you will never see

Untameable spirit, ferocity for life, knows strife.

The Scottish Thistle, a rare and mighty plant.

Symbol of courage for Scottish Clans.

 

 

Even mighty Cesar could not seize her

Hadrian built a wall, but Scotland

Would not fall.... Brave hearts all!

Whistle for the thistle of Scotland... the brave!

 

Flying kilts, marching boots, and bagpipes.

Characterize souls that are true.

Purple brays, will never sway, were here to stay!

Courage and stamina flows in our veins.

The devil does not control our reins.

 

Her sons and daughters paid their share

Around battle fields of the world.

Never once did they say: "Life's not fair."

Prosperity and peace, their preferred lease.

 

Souls loss in the devil's toss

Can be found deep in the ground.

Alive in the spirit of Scottish Thistles.

Feel free my friends to give a wee whistle.

Before cutting the Haggis

Raise a glass of scotch whiskey

Because life's a little risky.

Give a grand toast to the Scottish Thistle

And our friend Robbie Burns

 

[26]

 

В своей поэме автор проводит сравнение чертополоха и Шотландии, доказывая идею о сходстве их характеров. Для описания растения используются следующие эпитеты: proud, free, wild, mighty. Колючее и довольно грубое растение со скромными цветками представлено как «истинное сокровище природы, ласкающее взор». Автор приписывает чертополоху черты характера, которыми мы описываем человека: «Untameable spirit, ferocity for life, knows strife». Второе четверостишие заканчивается фразой о том, что для шотландцев чертополох – символ отваги. А уже в следующем четверостишие говорится о храбрости народа Шотландии. Что же касается символов, Ч.Фрэйзер помимо чертополоха упоминает килты и волынки.

 

Следующая поэма найдена в сборнике юмористических шотландских стихов. Ее автор неизвестен.

 

The Thistle of Scotia

 

Let the lily of France in luxuriance bloom,

Let the shamrock of Erin its beauty maintain,

Let the rose of fair England still waft its perfume,

But the Thistle of Scotia will dearest remain.

'Twas the badge that our fathers triumphantly wore

When they followed their sovereigns to vanquish the Dane,

The emblem our Wallace in battle aye bore;

Then the Thistle of Scotia must dearest remain.

It blooms on our mountains, it blooms in the vale,

It blooms in the winter, in snow, and in rain;

The type of her sons when rude seasons assail ~

To Scotia, her Thistle will dearest remain.

 

[24]

 

В этом стихотворении можно проследить историю Шотландии. Такой сюжет введен, на наш взгляд, для того, чтобы подчеркнуть ценность чертополоха как символа на протяжении всего этого времени. С иронией описываются флористические символы других земель Соединенного Королевства и Франции (которая, напомним, оказала значительное влияние на культуру Англии). Таким образом, автор подчеркивает истинность и ценность чертополоха как символа Шотландии.

 

Изучив чертополох как символ, мы пришли к выводу о том, что никакое другое растение не могло стать символом Шотландии. А если бы и стало, то не имело бы такой значимости. Это обусловлено и природными условиями. Шотландия – земля с довольно суровым климатом и скудной растительностью. Здесь мало цветущих растений. А чертополох хоть и обладает скромными цветами, зато цветет круглый год, даже зимой. Свою уникальность как народа шотландцы отождествляют с этим уникальным для местной природы растением.

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Скачать архив | Похожие работы

 

Символом Англии является красная роза. Вообще, роза – один из самых противоречивых символов. Она символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, и муки Христа, и жизнь, и смерть. Трактовать смысл нужно в зависимости от цвета розы, степени ее раскрытия или увядания, в каком контексте используется, описываются лепестки или шипы. Потому как даже красная роза имеет много значений. Это желание, страсть, радость, красота, завершенность. Белая роза олицетворяет невинность, духовное раскрытие, очарование. Красота розы, ее чарующий аромат превратили этот цветок в символ счастья и процветания во всех мировых культурах[23].

 

Рассмотрим историю становления розы как символа Англии. Роскошный южный цветок появился на этой земле сравнительно поздно – в XIV веке. Он сразу стал предметом увлечения самых знатных особ. До 1485 алая роза украшала герб дома Ланкастеров, боровшихся за престол с домом Йорков, в гербе которых была белая роза. Эта борьба переросла в гражданскую войну, длившуюся с 1455 по 1485 гг. и носила романтическое название «Война Алой и Белой Розы». Противостояние закончилось победой ланкастерца Генриха VII Тюдора и, его женитьбой на Елизавете Йоркской, дочери короля Эдуарда IV из династии Йорков, но в качестве символа королевства победу одержала алая роза Ланкастеров.

 

В хронике У. Шекспира «Генрих VI. Часть I» есть сцена, рассказывающая, как именно на этих гербах появились розы. События разворачиваются в парке Темпл, где цвели розовые кусты, в 1450г.

 

Претенденты на престол и их сторонники пришли туда, чтобы решить, кто станет королем. Ричард Плантагенет (Йорк) предлагает тем, кто верит в него, сорвать с куста белую розу:

 

«Пускай же тот, кто истинный дворянин

И дорожит рождением своим,

Коль думает, что я стою за правду,

Сорвет здесь розу белую со мной».

 

Его оппонент Соммерсет убежден в том, что правда на его стороне, и призывает тех, кто верит в него сорвать с куста алую розу:

 

«Пусть тот, кто трусости и лести чужд,

Но искренне стоять за правду хочет,

Со мною розу алую сорвет».

 

[32]

 

С этого исторического момента алая и белая розы попадают на штандарты враждующих домов.

 

В английском языке можно выделить несколько фразеологизмов, в которых прослеживается символическое значение розы.

No rose without a thorn. – Нет розы без шипов.

A rose without a thorn – нечто исключительное[21].

 

Такое значение объясняется тем, что розу, прежде всего, связывают с образом Девы Марии, которую называют «розой без шипов», то есть безгрешной. Существует также легенда о том, что пока не произошло грехопадение человека, роза росла без шипов. Поскольку Дева Мария – единственная в своем роде, выражение «роза без шипов» указывает исключительную уникальность называемого.

 

Это же символическое значение (как чего-то превосходного, исключительного) используется в следующем четверостишье:

 

On Richmond Hill there lives a lass

 

More bright than Mayday morn;

 

Whose charms all other maids' surpass -

 

A rose without a thorn.

 

Leonard MacNally (1752-1820)

 

[22]

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Скачать архив | Похожие работы

 

Следующие фразеологизмы отражают символическое значение розы, как цветка олицетворяющего счастье, процветание, любовь, вечную весну, очарование.

To come up roses – сложиться очень удачно;

To gather life’s roses – срывать цветы удовольствия;

It was all sunshine and roses. – Это было легко выполнимо.

Path strewn with roses – легкая, приятная жизнь[21].

 

Аналогичное значение мы видим в следующем четверостишие, автор которого говорит о скоротечности беззаботной жизни:

 

They are not long, the days of wine and roses;

 

Out of a misty dream

 

Our path emerges for a while, then closes

 

Within a dream.

 

Ernest Dowson's (1867-1900)

 

[27]

 

Раньше существовал обычай (пришедший в Англию из древнеримской культуры) вешать над дверью залы, в которой проводилось закрытое совещание, розу. Отсюда появилось символическое значение розы как нечто таинственного. Это нашло отражение в следующих выражениях:

Under the rose – по секрету, тайком;

Born under the rose – незаконнорожденный, рожденный вне брака[5].

 

До сих пор сохранилась свадебная традиция обмена розами (Rose Ceremony). Жених и невеста дарили друг другу по алой розе. Этот обряд символизировал, что они будут дарить и принимать любовь в течение всей супружеской жизни. Обмен совершают сразу после объявления молодых мужем и женой.

 

Роза – один из самых часто встречающихся в поэзии символов. Как правило, это любовная поэзия. Как пример рассмотрим стихотворение Р.Бернса:

 

A Red Red Rose

 

O my Luve's like a red, red rose

That's newly sprung in June;

O my Luve's like the melodie

That's sweetly played in tune.

 

 

As fair art thou, my bonnie lass,

So deep in luve am I;

And I will luve thee still, my dear,

Till a' the seas gang dry:

 

…..

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Скачать архив | Похожие работы

 

[28]

 

Автор сравнивает свое чувство – любовь – с красной розой. Как мы уже отмечали, красная роза – символ страсти, желания, красоты. Поэтому Р.Бернс использует именно красную розу как символ своего чувства. Вероятно, если бы он хотел выразить любовь как нежное, трепетное, деликатное чувство, то как символ использовал бы белую розу.

 

Изучив розу как символ в культуре Англии, мы пришли к следующему выводу. Свою национально-культурную специфику роза для Англии приобрела только в государственной символе. В остальных же сферах используются ее универсальные символические значения.

 

У Уэльса два растения – символа. Это нарцисс (официальный) и лук-порей (неофициальный), из которых последний является более древним. Предположения о происхождении этого символа довольно спорны. Однако достоверно известно, что в древности уэльские войны носили лук в своих головных уборах и даже натирались им, и этот обычай был популярен вплоть до 19 века. Жители Уэльса говорят: «Человек, который имеет при себе лук-порей или чеснок, победит в любом бою и не будет ранен».

 

Лук-порей также напрямую связан с легендой о св. Давиде, который питался только хлебом и этим растением. Традиция отмечать 1 марта день св. Давида, украшая свою одежду луком-пореем, насчитывает много веков. Валлийцы убеждены, что желтые нарциссы, ранние весенние цветы, распускаются специально к празднику их любимого святого, поэтому они также считают символом Уэльса и этот цветок. В последнее время нарцисс даже потеснил менее романтичный лук-порей, изначально считавшийся эмблемой страны.

 

Нарцисс стал официальным флористическим символом Уэльса благодаря не только более привлекательному виду, но и потому, что здесь он в диком виде произрастает повсюду. Уэльс считается краем нарциссов. Так, например, в трудах английского поэта Уильяма Вордзворфа (William Wordsworth) об этой земле мы встречаем следующие строки:

 

«I wondered lonely as a cloud,

That floats on high over vales and hills,

When all at once I saw a crowd,

A host of golden daffodils»

 

Wordsworth William, «Lyrical Ballads» (1802)

 

[24]

 

Нарцисс также является эмблемой Всемирной Организации Борьбы с Раком. Нарцисс олицетворяет борьбу и надежду людей страдающих этим недугом. Это растение было выбрано, т.к. первым появляется из мерзлой почвы весной. Ежегодно в последнюю пятницу августа проводится так называемый День Нарцисса (The Daffodil Day), во время которого проводится множество благотворительных мероприятий. Вырученные от них деньги направляются на исследования в области борьбы с раком.

 

Daffodil Day

Victoria, Australia, November 09, 2004

 

 

Today I bought a daffodil,

A symbol of hope we share,

In memory of a loved one,

To show mankind I care.

 

As they search at the institute,

I wear this little flower,

Praying for a breakthrough,

Each minute, every hour.

 

So, for every man, woman and child,

Who has ever suffered or cried,

May this verse make you smile,

If only for a while.

 

[25]

 

Ну и знаменитый трилистник – эмблема Ирландии. Сказать "трилистник" - это означает подразумевать Ирландию. Каждый ирландец, занимающийся каким-то рискованным делом, непременно в качестве талисмана избирает трилистник, приносящий счастье. Четырехлистник же защищает от злых чар.

 

Согласно легенде символизм трилистника появился благодаря Св. Патрику, который с его помощью проповедовал и объяснял ирландским язычникам что есть Святая Троица. По традиции в день св. Патрика 17 марта люди вдевают трилистник в петлицу. Некоторые ирландские эмигранты носят с собой настоящий трилистник, произрастающий на родной земле, считая его амулетом и сохраняя его всю жизнь. С помощью же четырехлистника счастливчик в день св. Патрика, согласно поверью, может получить золото ирландский троллей Леприконов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...