Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подробное анкетирование личной истории




Вы уже изучили несколько методов изменений, то есть располагаетесредствами, которые позволят вам использовать их для себя и других. Однако вконсультировании и терапии временами возникает проблема: вы не знаете, какойименно метод избрать. Хотя для работы с самим методом вам часто потребуетсяне больше четверти часа, намного больше времени придется потратить до этогов попытках определить характер и глубину проблемы. Эта подготовительнаяработа подразумевает подробный опрос собеседника, если угодно, настоящеедетективное расследование, цель которого заключается в поиске подлинныхисточников проблемы. Лечение симптомов, а не причин, принесет лишькратковременное облегчение. Таким образом, определяя корни проблемы, высберегаете немало времени. В этом процессе вам очень поможет подробноеанкетирование личной истории. Этот метод анкетирования предполагает, что выраженная собеседникомпроблема служит частным проявлением более обширной проблемы, то естьсимптомом, а не коренной причиной. Чаще всего работа с основной проблемойзатрагивает и другие сферы жизни человека, а не только область его жалоб.Таким образом, работа с корнями проблемы приносит дополнительныепреимущества. Однако это может означать факторы "экологичности", о котороймы говорили на пятом уроке. Далеко не каждый человек хочет меняться, вовсяком случае на уровне основополагающей причины своих проблем. Это значит,что вы обязательно должны учитывать такой фактор. Помимо описанной ниже анкеты, вы можете воспользоваться декартовымивопросами, которые мы обсуждали на третьем уроке. Если основополагающаяпроблема остается скрытой, представленная собеседником проблема (то естьодин из образцов первопричины) почти без сомнений проявится вновь. Однакоанкетирование само по себе способно вызвать серьезную трансформациюличности, изменить образ мышления собеседника. Проведите эксперименты сэтими вопросами, чтобы лучше узнать себя и других. Составляя эти вопросы, мы на время отказались от стиля А-Прим,поскольку некоторые из них подразумевают милтоновский язык (см. восьмойурок) и, в целом, соответствуют повседневной речи. Несмотря на обобщеннуюформу, все эти вопросы должны оставаться связанными с "текущей проблемой" визложении собеседника. 1. "Чего вы хотите? Чего еще?... Чего еще?" Эти вопросы помогутустановить подлинные цели собеседника и степень его конгруэнтности.Насколько его невербальное поведение согласуется с высказываемыми"результатами"? Помните о необходимости развивать сенсорную восприимчивость. 2. "Почему это становится для вас проблемой?" Этот вопрос поможетвыявить сложную равнозначность (см. девятый и десятый уроки): почему то означает это. 3. "Почему вы решили, что это - проблема?" Этот вопрос обычноустанавливает "стратегию действительности", то есть требует достоверных,сенсорных обоснований. 4. а) "Когда эта проблема возникла?" б) "Было ли время, когда этой проблемы не существовало? Когда именно?" в) "Бывает ли сейчас так, что эта проблема не возникает? Когда именно?" г) "Какие меры вы предпринимали вплоть до настоящего момента?" Эти вопросы помогут определить границы проблемы. 5. а) "Можете ливспомнить, как столкнулись с этой проблемой впервые? Что вы тогдачувствовали?" б) "Как проявлялась эта проблема впоследствии? Что вычувствовали в каждом из этих случаев?" Эти вопросы очерчивают историю проблемы. 6. "Попробуйте оценить перечисленные события. Как они связаны с вашейтекущей ситуацией?" Этот вопрос, как и два следующих, может вскрыть определенную схемупроблемы. 7. "Расскажите об отношениях в своей семье - о родителях и так далее.Как они связаны с вашей текущей ситуацией?" 8. "Случалось ли в детстве нечто такое, что, по вашему мнению, имеетсходство с этой проблемой или какое-то отношение к ней?" 9. "Если предположить, что эта проблема имеет какой-то смысл, несет всебе урок, то каким, по-вашему, он мог бы быть?" Этот вопрос поможет определить положительное намерение, которое кроетсяза поведением собеседника. 10. а) "Когда вы приняли решение вести себя именно так, оказаться в такойситуации?" б) "С какой целью вы это сделали?" Эти вопросы подразумевают, что собеседник сам является причиной,источником своей проблемы. 11. "Вам действительно нужно чему-то научиться, понять нечто такое, чтопозволило бы немедленно решить эту проблему?" Вопрос указывает на возможность обучения. 12. "Вы согласны на сознательном и подсознательном уровне прояснить этупроблему прямо сейчас и найти одно из решений к тому моменту, когда мызакончим работу?" Этот вопрос означает "договор" о готовности к переменам. Ваша чувственная восприимчивость существенно повысит значение такойанкеты. Старайтесь подмечать неконгруэнтность. Согласие сотрудничать наподсознательном уровне выражается не словами, а общей физиологией ихарактеристиками голоса. Пользуйтесь своими навыками установки раппорта. Конечно, вы можете видоизменить эту анкету для работы с самим собой.Хотя при этом вы лишитесь возможности следить за языком тела, но можетесовместить этот метод с другими подходами, например, уточнением результата,рефреймингом, сменой позиций восприятия и делением на нейрологическиеуровни. Все они помогут вам лучше понять себя и точнее определитьрассматриваемую проблему.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИПИЯ

Никто не может не реагировать

На двенадцатом уроке мы уже обсуждали весьма сходную пресуппозицию,связанную с обучением, - "человек не может не учиться"; однако тапресуппозиция, которая завершает урок в данном случае, допускает болееширокое приложение и означает, в частности, то, что тем или иным способом мывсегда откликаемся на чужое поведение, внешние события и, вообще говоря, накаждый сигнал органов чувств. То, что окружающие реагируют не так, как выожидали, подчеркивает различия наших карт действительности. Чтобы получитьнужный отклик, вам может потребоваться изменить собственное поведение,однако в соответствии с данной пресуппозицией отклик вы получите всегда,хотя он может оказаться совершенно непредвиденным. Таким образом, вы должныпробовать различные подходы, пока не достигнете намеченного результата.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

• Вспомните личную ситуацию, которую вам хотелось бы изменить. Врасслабленном состоянии, когда вас никто не потревожит, пройдите анкету,предоставив право ответа на вопросы своему творчески настроенномуподсознанию. Обратите внимание на то, как вы чувствуете себя после этого, налюбые возникающие у вас мысли по поводу желаемых перемен. • Продолжайте эксперименты с позициями восприятия (см. двенадцатыйурок). Вы можете "примерять" роль любого третьего лица-адвоката,премьер-министра или пятилетнего ребенка. В течение дня применяйте этотподход ко всем поступкам и словам, происходящим событиям и возникающимобстоятельствам. Обращайте внимание на то, как меняются ваши чувства ивосприятие. Временами перемены оказываются попросту разительными • Старайтесь контролировать свою реакцию на любые поступки исобытия. Пользуйтесь навыками якорения, чтобы переходить к желаемымсостояниям, и проведите новые эксперименты со сменой рамок (пятнадцатыйурок). Начните прояснять и извлекать конкретные цели окружающих с помощьюприсоединения и ведения (см. пятый урок), а также языковых конструкций (см.восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый уроки). Описанные на этом уроке три метода демонстрируют значение НЛП дляизменения личности. Впрочем, перемены приносят все приемы, о которых мырассказывали начиная с самого первого урока. Даже одна-единственнаяусвоенная пресуппозиция способна заметно изменить ваши отношения с близкимидрузьями и родственниками. Осуществляя намеренную подстройку (см. четвертыйурок) и устанавливая раппорт, вы получите немало преимуществ в общении. Конечно, черпаемое в НЛП могущество в основном есть результат сочетания его общих принципов, или пресуппозиций, с многочисленными практическимиприемами. Такой подход позволяет избежать подводных камней, поджидающих нас,когда мы полагаемся на один-два универсальных принципа. Несмотря насуществование конкретных приемов, НЛП всегда предоставляет вам выбор.Мудрость подхода НЛП основана на том, что если что-нибудь не получается,можно попробовать что-то другое. Мы надеемся, что вам понравились домашние задания. УСВАИВАЯ ПОЛУЧЕННЫЙЗДЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ На яичном опыте переживая только что усвоенный материал, вы существенноукрепляете свои знания и, кроме того, сразу получаете удовольствие отудостоверения в эффективности их применения на практике. Помните:
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...