Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Локальные войны где принимал участие СССР




Вот список известных нам «необъявленных войн СССР» второй половины ХХ века:

— Гражданская война в Китае:

с 1946 по 1950 год.

— Боевые действия в Северной Корее с территории Китая:

с июня 1950 года по июль 1953 года.

— Боевые действия в Венгрии:

1956 год.

— Боевые действия в Лаосе:

с января 1960 года по декабрь 1963 года;

с августа 1964 года по ноябрь 1968 года;

с ноября 1969 года по декабрь 1970 года.

— Боевые действия в Алжире:

1962 — 1964 годы.

— Карибский кризис: 1962 — 1964 годы.

— Боевые действия в Чехословакии:

1968 год.

— Боевые действия на острове Даманский (Китайская граница):

март 1969 года.

— Боевые действия в районе озера Жаланашколь:

август 1969 года.

— Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика):

с октября 1962 года по март 1963 года;

июнь 1967 года;

1968 год;

с марта 1969 года по июль 1972 года;

с октября 1973 года по март 1974 года и

с июня 1974 по февраль 1975 года.

— Боевые действия в Йеменской Арабской Республике:

с октября 1962 года по март 1963 года и

с ноября 1967 года по декабрь 1969 года.

— Боевые действия во Вьетнаме:

с января 1961 года по декабрь 1974 года.

— Боевые действия в Сирии:

июнь 1967 года;

март — июль 1970 года;

сентябрь — ноябрь 1972 года;

октябрь 1973 года.

— Боевые действия в Мозамбике:

1967 — 1969 годы;

с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года.

— Боевые действия в Камбодже:

апрель — декабрь 1970 года.

— Боевые действия в Бангладеш:

1972 — 1973 годы.

— Боевые действия в Анголе:

с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года.

— Боевые действия в Эфиопии:

с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года.

— Боевые действия в Сирии и Ливане:

июнь 1982 года.

Отдельно надо выделить войну в Афганистане, где Советская Армия потеряла более 15000 солдат.

- Афганистан

1979-1989г.

После вывода Советской армии с территории Афганистана просоветский режим Наджибуллы (1986–1992) просуществовал еще 3 года и, лишившись поддержки России, был свергнут в апреле 1992 года коалицией полевых командиров-моджахедов. В годы войны в Афганистане появилась террористическая организация Аль-Каида, и окрепли группы исламских радикалов.

Данные локальные войны – это противоборство с одной стороны США и её союзников, с другой стороны СССР и его союзников. Проба сил и возможностей двух сверхдержав в военной сфере. И возможностей в случае открытой войны.

 

47. Советское общество в середине 1950-1960гг. Хрущевская «оттепель».

Десятилетие с 1954 по 1964 г. вошло в историю страны как время «оттепели». Смерть Сталина (5 марта 1953 г.), устранение от власти Берии (26 июня 1953 г. он был арестован и казнен) положило конец массовому террору в стране. Из лагерей и тюрем возвращались политические заключенные. Критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, порождала веру, надежду на изменение к лучшему.

Изменения в общественной жизни дали мощный стимул к развитию культуры и искусства. Возник новый тип мировоззрения, новый тип человека – «шестидесятника» – романтика, которому не чужды принципиальность, готовность к социальной критике при беззаветной вере в идеалы ленинизма и революции молодого советского человека.

В СССР в 60-е гг. большое распространение среди молодежи получает бардовская песня. Авторские песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и др. расходились по всей стране, часто в виде кустарных записей. Их распространению способствовало массовое обзаведение магнитофонами («магнитофонная революция»).

1. С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой: публиковались ранее запрещенные стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, рассказы М. Зощенко.

2. Начали издаваться 28 новых журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты, в которых печатались произведения на запретные ранее темы. Так, в журнале «Новый мир» вышла повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о массовом терроре, сталинских лагерях.

3. Руководство партии признавало свои ошибочные решения по некоторым вопросам. Так, были приняты постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер „Богдан Хмельницкий“, „От всего сердца“» и др.

4. Наряду с бардами молодежь 60-х гг. была охвачена поэзией молодых литераторов: Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Они снискали себе особенную популярность необычной для советской литературы манерой стихосложения. В частности, Евтушенко подражал поэтике В. Маяковского, Вознесенский писал в стиле западно-европейского авангарда.

5. Во время Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., состоявшегося в Москве, впервые выставили свои работы художники и скульпторы «абстрактного» направления (Э. Неизвестный).

Вместе с тем руководством партии определялись границы десталинизации, продолжалось идеологическое давление в духе традиционной коммунистической пропаганды.

1. Цензурный пресс не ослабевал, продолжал свое существование. Хрущев неоднократно сам пытался определить степень свободы писателей.

2. Принципы советской литературы, а именно «партийность», которая должна «вдохновлять» писателя на творчество, были по-прежнему актуальны. Либерализация проходила в рамках коммунистической идеологии.

3. Противоречия идейно-политической жизни ярко отразились на отношении власти к творчеству Б. Пастернака, (роман «Доктор Живаго»), М. Хуциева (фильм «Мне двадцать лет»), Э. Неизвестного и др.

«Дело Пастернака» наглядно показало ограниченность хрущевской «оттепели». Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за то, что он напечатал за рубежом свой роман «Доктор Живаго». Чтобы избежать высылки из страны, ему пришлось отказаться от Нобелевской премии, которая была присуждена ему за это произведение.

Итоги. В ходе в процесса десталинизации была разрушена сталинская система репрессий и тотального страха. Политическая либерализация способствовала раскрепощению личности и пробуждению общественного сознания. Впервые стала возможной критика первых лиц в государстве, в связи с чем была поколеблена вера в непогрешимость верховной власти. В целом, несмотря на противоречивый характер, преобразования в духовной жизни советского общества были значительными. Однако речь при этом не шла о коренном преобразовании тоталитарной системы.

 

48. Социально-экономическое и политическое развитие СССР 1965-1985гг (общий обзор).

1970–1980 гг. вошли в историю СССР как годы «застоя» в политике, экономике, культуре, национальных отношениях.

В общественно-политической жизни страны:

1) властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. она была законодательно закреплена во вступлении к новой Конституции СССР. Также был закреплен Конституцией тезис о руководящей и направляющей роли КПСС;

2) на практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату, который вырабатывал и принимал все главные решения. Его контроль над обществом оставался всеобъемлющим;

3) аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. – Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15–20 лет. Большинство членов Политбюро ЦК КПСС находилось у власти более 15 лет;

4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция, так как всевластие партийной элиты не было подкреплено собственностью и она постепенно стала стремиться к закреплению за собой доли общественной собственности, которой управляла.

«Застойные» явления в экономике:

1) в 1970-80-е гг. происходило экстенсивное развитие экономики;

2) строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню (ВАЗ, КамАЗ);

3) росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда);

4) увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом;

5) достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо;

6) командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами;

7) сельское хозяйство принимало огромные капиталовложения, но заметного роста производства не показывало.

Тяжким бременем для экономики страны были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет с США.

Назревание кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах:

1) с каждым годом сокращались возможности затратной модели роста экономики, сокращалась добыча топливно-сырьевых ресурсов, передвигаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, она дорожала; оборудование изнашивалось и морально устаревало;

2) происходили серьезные деформации в социальной сфере. Доходы людей постоянно росли, но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить населению достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Развивался дефицит, обычным явлением становились очереди и «блат»;

3) возникает так называемая «теневая экономика» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.);

4) после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.). Он начал расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили главным образом высокопоставленные руководители и чиновники, что выявило масштабы и опасность создавшихся кризисных явлений. Годы дисциплины.

После смерти Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС стал К.У. Черненко

Год его пребывания у власти (1984 — 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г. Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой — снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.

В 60 — 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.

 

49. Перестройка в СССР. Замыслы и результаты. Новое политическое мышление во внешней политике.

В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву.

Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма.

Выделяют три этапа перестройки:

1) 1985–1986 гг.;

2) 1987–1988 гг.;

3) 1989–1991 гг.

Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.:

1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;

2) успех курса на ускорение связывали:

– с более активным использованием достижений НТР (научно-технической революции);

– децентрализацией управления народным хозяйством;

– внедрением хозрасчета;

– укреплением дисциплины на производстве;

3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987–1988 гг.:

1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;

2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;

3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.

 

Трудности и противоречия проведения перестройки:

1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;

2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;

3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;

4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;

5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.

 

«новое политическое мышление».

Основные ее положения предусматривали:

— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

— признание мира целостным и неделимым;

— провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;

— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

— отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

 

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток — Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса привела как к безусловным успехам, так и к крупнейшим провалам.

50. 50 Распад СССР. Россия и страны СНГ на современном этапе.

Распад СССР. Политика перестройки в вопросе о форме государственного единства в целом сводилась в поддержке идеи децентрализации СССР: предполагалось, что союзным республикам будут предоставлены более широкие экономические и политические права. Однако политика предоставления на местах «столько суверенитета, сколько нужно» привела к размаху сепаратизма и национализма. В итоге Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» был принят «вдогонку» решениям ряда республик об их суверенных правах, то же самое произошло и с Законом о выходе из состава СССР, принятым после того, как Литва заявила о своем выходе из Союза.

Единство СССР с одной стороны, в большой мере опиралось на единство правящей партии, а с другой – на плановую экономику и централизованное распределение ресурсов. Кризис КПСС и ее раскол, переход к рыночным принципам организации экономики на фоне надвигающегося социального краха предрешили судьбу СССР.

Пытаясь остановить распад, руководство СССР предпринимает попытки заключения нового союзного договора, проводится референдум по сохранению единого Союза, однако руководство СССР уже потеряло механизмы воздействия на республики и процесс распада СССР продолжался. В этих условиях ряд руководителей страны пытались в августе 1991 г. путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственного единства. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему развалу СССР: большинство союзных республик заявили о независимости.

8 декабря 1991 г. Россией, Украиной и Белоруссией было подписано Соглашение о создании СНГ, предусматривавшее роспуск Союза ССР. Окончательно СССР прекратил существование после встречи президентов 11 республик в Алма-Ате 21 декабря 1991 г.

Становление государственности РФ. 12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», где говорилось о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. При этом некоторые положения противоречили Конституции СССР и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще: провозглашались верховенство Конституции РСФСР и возможность приостанавливать действие актов Союза ССР. Реализации положений Декларации были изложены в Постановлении Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» от 22 июня 1990 г. Внесены изменения в Конституцию РСФСР. Позднее Верховный Совет РСФСР принял несколько законов для реализации норм, содержащихся в Декларации и постановлении, в частности Закон РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

В августе 1991 г. в процессе противостояния ГКЧП в РСФСР был принят ряд документов, по которым некоторые союзные полномочия переходили к республиканским органам. Фактически

Российская Федерация стала суверенным государством на своей территории. После создания СНГ Российская Федерация стала правопреемницей СССР.

В 90-е гг. социально-экономическая ситуация продолжала оставаться очень тяжелой:

1) спад производства не был остановлен;

2) оставалась высокой инфляция;

3) динамика доходов населения свидетельствовала о возникновении пропасти, которая разделяла немногочисленный слой «новых русских» и основную массу населения.

Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки стабилизации:

1) к 1995 г. замедлилось падение доходов населения, а в 1996 г. – прекратилось;

2) выросло значение дополнительных источников доходов населения, в большей степени от предпринимательской деятельности;

3) отношения исполнительной и законодательной (I Государственная Дума; председатель – коммунист И.П. Рыбкин) власти в1994-1995 гг. складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.

 

Очень острой оставалась ситуация в области межнациональных отношений:

1) после августа 1991 г. и распада СССР национальные движения Башкирии, Татарии и Якутии провели свои съезды и поставили вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. В Чечено-Ингушетии было провозглашено разделение автономии на Чечню и Ингушетию. Чечня заявила о своем выходе из РСФСР. В республике началось создание собственных воинских частей, формировались отряды народного ополчения;

2) центральные власти вынуждены были ускорить свои действия по подготовке и заключению Федеративного договора. Он был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами, кроме Татарии и Чечни. В 1994 г. избранный президент Татарстана М.Ш. Шаймиев подписал договор о вхождении Татарстана в Российскую Федерацию на условиях особого статуса суверенного государства и как субъекта международного права;

3) Чечня отказывалась идти на любые договоренности с центром. В ноябре 1994 г. Ельцин издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная Чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские Вооруженные Силы из Чечни выводились.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента выборов во II Государственную Думу 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом – Россия» (партия власти, возглавляемая Черномырдиным) оказалась лишь третьей.

Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Зюгановым снова победил Б.Н. Ельцин. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал.

В августе 1998 г. наблюдался тяжелейший экономический и политический кризис:

1) были перечеркнуты достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля;

2)в средствах массовой информации вновь стал обсуждаться вопрос о коррупции в высших эшелонах власти;

3) отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента – с другой, имели конфликтный характер.

Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., который заставил потребителей покупать более дешевые отечественные товары и тем самым стимулировать рост производства.

Выборы в III Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило проправительственное движение «Единство».

31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку, во главе государства встал В.В. Путин.

В нынешнем году Содружество Независимых Государств отмечает двадцатилетний юбилей. Это достаточно большой срок для международной организации, которая претендует на активное участие в международных делах. Создание организации осуществлялось параллельно с распадом биполярной системы международных отношений. Практически перестала существовать мировая социалистическая система.

Особый характер межгосударственных отношений на пространстве СНГ в настоящее время определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, государства СНГ в значительной степени продолжают сохранять единое геополитическое пространство, действует ряд общих исторических, экономических, политических, культурных, технологических факторов, вследствие этого отношения носят более «близкий», «психологический» характер по сравнению с классическими межгосударственными отношениями. Во-вторых, Содружество Независимых Государств, объединяющее в настоящее время одиннадцать стран, состоялось как форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация, отличительными особенностями которой является взаимодействие в различных сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов сотрудничества. СНГ играет свою роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия государств-участников. В-третьих, государства СНГ находятся приблизительно на одном уровне социально-экономического и развития, имеют в большинстве случаев статус стран с переходной экономикой, решают сложные задачи развития и укрепления национальных экономик, интеграции в международную финансово-экономическую систему и объективно вынуждены координировать свою экономическую политику. Это же касается уровня развития политических систем стран-участников. В-четвертых, фрагментация интеграционных объединений на пространстве СНГ позволяет ряду государств участвовать в более продвинутых по уровню взаимодействия объединениях (Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности и др.). Необходимо также подчеркнуть, что центральная роль на пространстве СНГ принадлежит России, которая во многом определяет развитие ситуации в данном регионе и влияет на государства СНГ, используя политико-дипломатические и экономические механизмы (на Россию приходится более 70 % совокупного регионального валового внутреннего продукта).

Период создания организации завершился принятием Устава СНГ в январе 1993 г. Устав определил цели и задачи СНГ как регионального объединения государств В период второй половины 1990-х г. характеризуется противоречивыми процессами на пространстве СНГ. В условиях глобализации более активно реализовывалась тенденция к интеграционным проектам как в СНГ в целом, так и в составе групп более подготовленных к этому государств. Вместе с тем продолжались процесс децентрализации, связанные как с несовпадением региональных интересов государств – участников СНГ, так и с недоверием политических элит государств СНГ к созданию наднациональных органов, хотя бы и в отдаленном отношении напоминающих о едином государстве. Многое на постсоветском пространстве зависело от позиции Российской Федерации – ее политические и экономические проблемы второй половины 1990-х гг. не позволяли сформировать и реализовать эффективные геополитические проекты на пространстве СНГ.

В 2000-е годы ситуация на пространстве СНГ изменяется. Прежде всего это было связано с формированием новых подходов России к международным проблемам в целом. В отношении стран СНГ в новом руководстве РФ постепенно складывается новая концепция, связанная с усилением политического и экономического присутствия России на постсоветском пространстве.

В 2000-х гг. на пространстве СНГ завершилось формирование нескольких регионов, которые различаются по своей геополитической ориентации, традициями исторического развития, цивилизационными особенностями: Россия как доминант постсоветского пространства, государства Восточной Европы (Беларусь, Молдова, Украина), Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия (вышла из СНГ в 2009 г.), Центральная Азия (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

Руководство России во главе с В. Путиным в начале 2000-х гг. инициировало процесс переформатирования пространства СНГ. На базе договора о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана в октябре 2000 г. создается Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В мае 2002 г. осуществляется преобразование Договора о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности, в октябре 2002 г. подписывается Устав ОДКБ как региональной организации коллективной безопасности. Постепенно формируются также о региональные стандарты проведения выборов: в 2002 г. принимается Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества независимых государств.

В октябре 2007 г. страны-участники СНГ на саммите в Душанбе приняли Концепцию дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации. В качестве основной цели СНГ было определено формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств.

 

Подводя итог, можно отметить, что нынешнее состояние СНГ позволяет учитывать национально-государственные интересы государств-участников, которые в силу географических, цивилизационных, культурных, исторических, международных и иных факторов могут существенно различаться. Современный статус СНГ формирует минимальный уровень взаимодействия в рамках данной организации: в политической сфере - сохранение постсоветской геополитической реальности, укрепление региональной безопасности, формирование региональных стандартов государственности и проведения выборов; в экономической сфере – формирование Зоны свободной торговли; развитие сотрудничества в культурной, образовательной, научной и других областях. В то же время ряд государств обладает возможностью реализовывать проекты более продвинутой интеграции.

 

На сегодняшний день сформировалось несколько подходов относительно будущего развития СНГ. В качестве одного из вариантов представляется, что развитая структура организации, опыт взаимодействия, сформированная правовая база и другие факторы при наличии определенных объективных и субъективных условий позволят СНГ достаточно быстро трансформироваться в эффективную межправительственной организации с высоким уровнем интеграции. Возможен также и вариант полного распада СНГ, сторонники этого варианта развития указывают в качестве начальной точки процесса 2008 г. Наиболее вероятен в среднесрочной перспективе вариант сохранения нынешнего состояния СНГ, формат взаимодействия в котором устаивает все страны. В целом же успехи СНГ как международного объединения напрямую зависят от прогресса государств-участников.

 

51. Постсоветская Россия. Изменения в политической и экономической жизни.

После распада СССР и создания Содружества независимых государств перед каждой из бывших республик стоял выбор собственного пути выхода из кризиса: от обычно умеренного общественного реформирования до радикальных либеральных реформ. В новейших условиях перед Россией раскрылись разные варианты развития. Направление развития России определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики, переориентацию её на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.

В России после длительных лет плановой экономики и государственного регулирования на путь либеральных реформ.

Поиск выхода из кризиса постсоветской России.

 

- разглядеть социально-экономические процессы в постсоветсткой России;

- разглядеть политические конфигурации в России 90-х годов;

- разглядеть внешнеэкономическую политику России в 90-х годах.

 

1. Социально-экономические процессы в постсоветской России:

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в собственных геополитических параметрах. Она растеряла ряд принципиальных морских портов, военных баз, курортов, возник анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она лишилась обычных союзников в Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался) и получила вдоль собственных "прозрачных" границ ряд стран с недружественно настроенным управлением (в особенности в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной государством.

Существенно пострадала обороноспособность, фактически отсутствовали границы с бывшими республиками. Русский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали более массивные военные группировки на собственных территориях нужно было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и

Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и

НАТО.

Обострились трудности российских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних стран в Россию. Разрастались военные конфликты у её границ

(Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новейшие внешнеполитические вопросы. Приоритетным становились дела с ближним зарубежьем.

В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил в первый раз с внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что ядерные ракеты не ориентированы на местность США. В подписанной во время визита Президента

Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не разглядывают друг друга в качестве возможных врагов. Их дела характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе". рвение внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом хоть какой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.

Это вызывало критику со стороны оппозиции.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства. Конкретно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России.

но длилось это не долго, у каждой из этих государств возникло множество проблем, решить которые им было не под силу. Появились и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном, Карабахе, Молдове.

 

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За

1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих дела в рамках

Содружества. Тогда же был подписан контракт о коллективной сохранности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан,Таджикистан, Туркмения).

 

Но с началом экономических реформ в России (в особенности с освобождением цен на энергоносители и конфигурацией структуры экспорта) Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт русской нефти сократился вдвое (в то время как в остальные страны вырос на треть). Начался выход государств СНГ из рублевой зоны.

Итоги первого (92) года реформ:

1. спад промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи компаний достигли 3,5 трлн. Рублей;

2. не удалось добиться успехов в денежной реформе — твердая кредитная политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок (даны новейшие кредиты убыточным компаниям, денежная масса увеличивалась в 4 раза);

3. увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;

4. внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода страны;

5. понижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.

 

К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации

(«ваучерная»), в итоге возникла частная собственность, появляются экономические способы регулирования. Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок.

Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия равномерно интегрировалась в мировое хозяйство.

В 1994 году правительство соср

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...