Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача линейного программирования с нежестко заданными ограничениями




Задача вида

относится к задачам нечеткого линейного программирования и отличается от стандартной ЗЛП тем, что ограничения заданы нежестко, и могут «немного» нарушаться. Это происходит когда точные значения величин, стоящих в правой части ограничений, неизвестны, и вместо них используются нижние гарантированные оценки.

Один из способов сведения данной задачи к стандартному аналогу заключается в следующем. Вместо нахождения максимума целевой функции, зададим желаемое значение : .

Разным значениям целевой функции приписывается степень, с которой поставленная цель достигается. Если , то цель достигается со степенью, равной 1. В противном случае степень достижения желаемого результата строго меньше 1. Зададим параметры , определяющие «сильное» нарушение соответствующих ограничений. Будем считать, что ограничения нарушаются сильно, если

где символ используется для обозначения i-ой строки матрицы коэффициентов ограничений.

Некоторые авторы [4] предлагают выбирать значение , равное оптимальному значению целевой функции следующей задачи.

.

Тогда на допустимом множестве целевая функция примет значение, заведомо не превышающее .

Функции принадлежности для ограничений убывают на интервалах и принимают значения от 1 до 0. Полагая линейную зависимость функции внутри интервала, получим

Степень достижения целевого значения целевой функции определяется аналогично:

Для нахождения четкой альтернативы необходимо определить точку , имеющую максимальную степень принадлежности нечеткому решению, то есть

Согласно [4] такая альтернатива является решением задачи

,

.

Например. Рассмотрим решение ЗНМП, используя изложенный подход:

1. Зададим вектор допустимых нарушений ограничений и целевой функции .

2. Определим значение как оптимальное решение четкой задачи. Решение представлено на Рис. 3.1: =31,5.

3. Определим значение как оптимальное решение четкой задачи при максимальных нарушениях. Решение представлено на Рис. 3.2:

=38,5.

4. Определим значение .

5. Определим четкую альтернативу с максимальной степенью принадлежности нечеткому решению, решив следующую задачу.

Рис. 3.1 Решение четкой задачи

Рис.3.2 Решение задачи при максимальных нарушениях

Или после преобразования

Каноническая форма задачи имеет вид:

– вспомогательные (уравновешивающие) переменные, - искусственные переменные и две целевые функции

Решение задачи модифицированным симплеск-методом с использованием метода искусственного базиса представлено в Таблице 3.1.

Оптимальное решение допустимо со степенью и доставляет целевой функции значение . Это значение больше полученного при четких ограничениях.

Таблица 3.1

Симплекс-таблица решения задачи

б.п. x1 x2 y1 y2 z1 z2 y3 y4 y5 b
    z1     -2 -1              
z2     -1   -1            
y3   -3                  
y4* -1                    
y5                      
F     -1                
G -4 -6*                  
    z1                 -4    
z2*                 -2    
y3 -1                    
x2 -1                    
y5                 -1    
F                      
G -10*                    
    z1             -1   -2    
x1         -1/5   1/5   -2/5   2/5
y3         -1/5   1/5   13/5   102/5
x2         -1/5   1/5   3/5   17/5
y5*         1/5   -1/5   -3/5   13/5
F                      
G         -1 *            
    z1*                   -5  
x1                 -1    
y3                      
x2                      
y2             -1   -3    
F                      
G                 -1*    
                           

 

Продолжение Таблицы 3.1

б.п. x1 x2 y1 y2 z1 z2 y3 y4 y5 b
    y4     -6             -5  
x1     -6             -4  
y3*           -2          
x2                      
y2     -15       -1     -10  
F     -1*                
G                      
  y4           1/3   1/3   -4/3 29/3
x1           1/3   1/3   -1/3 38/3
          -1/9   1/18   11/18 11/18
x2           1/9   -1/18   7/18 97/18
y2           4/3 -1 5/6   -5/6 241/6
F 1/9     1/9   -1/9   1/18   11/18 11/18
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...