Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обучения и преподавания

Проректор

По учебно-методической

И воспитательной работы

Д.м.н., Анартаева М.У.

________________

«_____»_______2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Медико-социальная защита населения»

Специальность 051102 «Общественное здравоохранение»

Объем учебных часов (кредитов) 90 часов (2 кредита)

 

Курс 5

Семестр изучения X

Год.

Рабочая программа составлена на основании государственного общеобязательного стандарта 2006 г. высшего профессионального образования (бакалавриат), по специальности 051102- «Общественное здравоохранение»

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общественного здравоохранения №1

протокол № «___» от _____________ 2013 г.

Зав. кафедрой

Д.м.н., профессор Булешов М.А.

 

 

Рабочая программа рассмотрена цикловой методической комиссией

протокол № «___» от __________ 2013 г.

Председатель

К.м.н., и.о доцента Бейсембаева З.И.

 

Рабочая программа обсуждена на методическом совете ЮКГФА

протокол № «___» от __________ 2013 г.

 

2. Программа:

Введение.

На современном этапе реформирования системы здравоохранения и системы высшего медицинского образования в стране, поиск адекватных методов управления подобным сектором является крайне актуальной в условиях социально-экономического и административного реформирования в РК. В рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы для улучшения оказания медицинской помощи и предоставления специальных социальных и психологических услуг населению с января 2011 года в штаты организаций здравоохранения введены социальные работники и психологи.

Специальные социальные услуги – это комплекс услуг, который социальный работник оказывает лицу или семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, создает условия для преодоления возникших социальных проблем, и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Стратегия развития общественного здравоохранения должна соответствовать меняющейся парадигме медицины, быть социально приемлемой и гарантировать высокое качество оказания медпомощи населению.

Для повышения качества и эффективности медицинской помощи необходимо повышение знаний в области охраны здоровья, овладение навыками санитарно-медико-просветительской работы с населением, пропаганды здорового образа жизни.

2.2 Цель дисциплины: ознакомление студентов с теоретической базой медико-социальной работы и практическими умениями и навыками оказания такого рода помощи населению, а также соз­дание предпосылок для дальнейшей самостоятельной ра­боты студентов в рассматриваемой области социальной деятельности.

2.3 Задачи обучения:

· формирование умений и навыков медико-социальной работы в практической деятельности;

· сформировать знания основ здорового образа жизни и профилактики болезней в здравоохранении;

· познакомить с современными концепциями основных болезненных состояний, факторов риска и методов их предупреждения;

· научить навыкам решения вопросов по сохранению здоровья и закономерности его изменения;

· научить навыкам принятия управленческих решений в условиях работы медицинских учреждений по охране и укреплению здоровья.

Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:

· основные термины и понятия;

· методы, принципы, функции охраны и укрепления здоровья;

· социальную, экономическую и медицинскую значимость здоровья и болезни;

· современное состояние здоровья населения Казахстана;

· уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;

· медико-социальную значимость приоритетных классов болезней;

· приоритеты охраны здоровья населения.

· теоретические основы медико-социальной работы с населением;

· методы и технологии медико-социальной работы;

уметь:

· заполнять медицинскую документацию;

· выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;

· проводить санитарно-медико-просветительскую работу с населением, пропаганду здорового образа жизни.

· составлять программу нововведений и разрабатывать план мероприятий по их реализации.

· оказывать населению медико-социальную помощь и услуги;

· организовывать и направлять медико-социальную помощь населению;

2.5 Пререквизиты: общественное здоровье, биостатистика.

2.6 Постреквизиты: гигиена труда,общественное здравоохранение.

2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических, самостоятельной работы)

Тематический план практических занятий

Темы Форма проведения Продолжитель-ность занятия (в часах)
Кредит №1
1. Социальная медицина. Социальная профилактика в здравоохранении. устный опрос  
2. Понятие медико-социальной работы с населением. работа в малых группах  
3. Цель и задачи медико-социальной работы. Объекты и субъекты медико-социальной работы. устный опрос, в форме активных методов обучения  
4. Организация медико-социальной помощи населению в здравоохранении. устный опрос, решение тестовых заданий  
5. Система здравоохранения. Содержание медико-социальной работы профилактического направления. работа в малых группах  
6. Формирование здорового образа жизни. работа в малых группах, решение тестовых заданий  
7. Специфика медико-социальной работы с различными категориями граждан. устный опрос работа в малых группах  
8. Инвалидность. Социальная значимость заболевания. устный опрос  
Всего часов: 16
Кредит №2
1. Социальная значимость медико-социальной помощи населению. устный опрос, в форме активных методов обучения  
2. Система здравоохранения. Организация лечебно-профилактической помощи населению. устный опрос  
3. Организация психиатрической помощи населению. работа в малых группах  
4. Социально-гигиенические проблемы здоровья женщины, охрана матери и ребенка. устный опрос  
5. Медико-социальная реабилитация. Медико-социальная работа патогенетического направления. работа в малых группах  
6. Интеграция органов социальной сферы в преодолении социальных истоков болезней и укреплении здоровья нации. устный опрос,    
7. Медико-социальная терапия. работа в малых группах  
Всего часов: 14
Итого: 30

Тематический план самостоятельной работы студентов

Темы Форма сдачи Количество часов
1. Содержание понятия «здоровье населения», «общественное здоровье». Социальная сущность человека, его здоровья, болезней.   Реферат,   составить   тестовые задания,     презентация,   доклад  
2. Принципы медико-социальной работы с различными категориями граждан.  
3. Методы оказания медико-социальной помощи.  
4. Тенденции развития медико-социальной помощи в республике Казахстан. Становление медико-социальной помощи в Казахстане.  
5. Опыт медико-социальной работы за рубежом. История развития медико-социальной работы за рубежом.  
6. Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»  
7. Профессиональная реабилитация инвалидов. Методы и технологии профессиональной реабилитации инвалидов.  
8. Медико-социальная экспертиза и врачебно-трудовая экспертная комиссия.  
9. Проблема социального здоровья в современном обществе.  
10. Медико-социальная работа с травматическими больными. Медицинские и социальные проблемы людей данной категории.  
11. Социальная и генетическая обусловленность здоровья  
12. Вредные привычки, их профилактика и коррекция. Методы оздоровления  
13. Медико-социальная работа с инвалидами, реабилитация.  
14. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни.  
15. Рубежный контроль. Устный опрос, тестовые задания  
Всего:  
Кредит №2    
1. Функции социального работника в системе органов здравоохранения.      
2. Медико-социальный патронаж.   Реферат, составить тестовые задания, презентация, доклад  
3. Медико-социальная работа с онкологическими больными. Медицинские и социальные проблемы людей данной категории.  
4. Медико-социальная работа с людьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Медицинские и социальные проблемы людей данной категории.  
5. Медико-социальная работа с пожилыми и престарелыми людьми. Медицинские и социальные проблемы людей данной категории.  
6. Медико-социальная работа с людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Медицинские и социальные проблемы людей данной категории.  
7. Права граждан в области охраны здоровья. Стратегия Всемирной Организации Здравоохранения в охране здоровья населения.  
8. Медико-социальная работа с детьми-инвалидами. Медицинские и социальные проблемы людей данной категории.  
9. Профилактическая медико-социальная работа с молодёжью. Сущность и содержание профилактической медико-социальной работы с молодёжью.  
10. Медико-социальные факторы планирования семьи.  
11. Система здравоохранения. Организация медико-социальной помощи населению.  
12. Социально-профилактическое направление охраны здоровья населения.  
13. Нормативно-правовые аспекты медико-социальной деятельности.  
14. Социальная значимость медико-социальной помощи.  
15. Рубежный контроль: Устный опрос, тестовые задания  
Всего:  
Итого:  

Методы обучения и преподавания

· Практические занятия: устный опрос, работа в малых группах, решение тестовых заданий, обучение в форме методов активного обучения.

· Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя: консультация по всем возникающим вопросам, самостоятельное освоение тем, выделенных в плане, подготовка презентаций и рефератов, работа с карточками, учебниками, выполнение тестовых заданий, устный опрос, работа в малых группах, дискуссия, рубежный контроль в виде тестирования и собеседования.

· Самостоятельная работа студента: работа с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации, подготовка рефератов докладов и глоссариев, составление тестовых заданий, кроссворды, доклад, эссе по теме, презентации, портфолио, стендовые доклады, интелектуальные карты.

 

2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся: тестирование

· Текущий контроль: тестирование, устный опрос.

· Рубежный контроль: коллоквиум по темам лекций, практических занятий и СРС в виде тестирования и устного опроса.

· Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование.

Оборудование и оснащение: учебные аудитории,оснащенные техническими средствами обучения (ТСО), мультимедийный проектор,экран, слайды.

2.10 Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: Медицина, 2002.- 416с.

2. Мыльникова И.С. «Санитарно-противоэпидемический режим и профилактика ВБИ». Москва. «Гранъ»-2000г.

3. Михайлов К. «Уход за больными с элементами психотерапии», «Феникс» - 2000г.

4. Е.Р. Ярская – Смирнова, Э.К. Наберушкина. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Питер. 2004 г.

5. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан.- М., 1991.

6. Г.П. Медведев. Этика социальной работы. Учебное пособие для ВУЗов.

Дополнительная:

1. Т.Ш.Шарманов «Мировое здравоохранение до и после великой Алматинской конференции». – Алматы – Вашингтон – Женева, 2003. – с.143.

2. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб.пос. для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Тульчинский Т.Х., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999. -1049 с.

4. В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. Социальная работа. Владос –Пресс. 2004 г.

5. А.В. Бабушкин., М.П. Гурьянова., И.Г. Зайнышев. Социальная работа. Теория и практика. Инфра-М. 2003 г.

6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной рабо­ты.-М, 2001.

7. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной ра­боты. Содержание и методы психосоциальной практики -М.,2002.

 

 

2.11 Приложения:

Форма №1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...