Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.Учебно-материальное обеспечение




Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2012 г   Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В.

 

Для студентов II курса лечебного и педиатрического факультетов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие по учебной дисциплине

по учебной дисциплине

репаративная нейрогистология с нейротрансплантологией

Тема: «Органы чувств. Глаз: развитие, строение оболочек глазного ябло-ка, их производных, нейроны, нейроглия и пигментные клетки сетчатки, её дегенерация и адаптация. Веко. Ухо: общая морфофункциональная характеристика, развитие и строение внутреннего уха, теории слуха, тугоухость, трансплантация».

 

 

Составил: профессор кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии д-р. мед. наук Варакута Е.Ю.

 

 

Томск – 2012 г.

I. Учебные цели

Знания гистологии органа зрения являются базовыми для клиники глазных болезней. Для понимания данного материала необходимо использовать сведения из анатомии, физиологические данные о механизмах рецепции и генерации нервных импульсов, а также привлечь общие принципы межнейронных связей из предыдущих тем.

Данные о микроскопическом строении органа слуха являются базой для клиники ЛОР-заболеваний, понимания механизмов и диагностики слуховых и вестибулярных расстройств. Необходимым является повторение анатомического материала о строении наружного, среднего и внутреннего уха, а также физиологии и биофизики слухового восприятия.

После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях нервной системы с эндокринной, иммунной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения.

Знать общие закономерности морфофункциональной организации на клеточно-тканевом уровне и принципов развития органов чувств. Их возрастных особенностей и регенераторных способностей при воздействии экстремальных факторов в эксперименте и клинике, культивировании и пересадке; основную медицинскую международную гистологическую терминологию.

Уметь использовать данные о микроскопическом строении и развитии органов чувств для дальнейшего понимания структурных изменений при патологии и лечении, а также при изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология».

Иметь навык микроскопирования, описания и зарисовки гистологических препаратов клеток спинного и головного мозга; чтения гистологических микрофотографий и рисунков, соответствующих указанным препаратам, а также электронных микрофотографий; пользования научной литературой и написания рефератов по данной теме.

 

II.Учебные вопросы

1. Органы чувств, классификация, сенсорные нейроны, нейросенсорные и сенсорные эпителиоциты.

2. Источники и процессы развития органа зрения, обратив внимание на индуктивные взаимодействия зачатков.

3. Общий план строения глаза

4. Строение функциональных частей: диоптрического, аккомодационного, световоспринимающего, вспомогательного аппаратов.

5. Особенности микроскопической структуры различных оболочек глаза.

6. Строение века.

7. Механизмы восприятия зрительного раздражения.

8. Закономерности дегенерации и адаптации сетчатки при экспериментальных ретинопатиях.

9. Источники и процесс эмбрионального развития органа слуха и равновесия.

10. Общий план строения органа слуха и равновесия.

11. Микроскопическое строение анатомических образований наружного и среднего уха.

12. Микроскопическое строение перепончатого канала улитки и Кортиева органа.

13. Микроскопическое строение рецепторных образований вестибулярного анализатора.

14. Гистофизиологические особенности рецепторных образований органа слуха и равновесия.

15. Нарушение формирования слухового пути и восстановление функции слухового анализатора при нейросенсорной глухоте эндокохлеарной пересадкой эмбриональных стволовых нервных клеток.

 

III.Учебно-материальное обеспечение

Литература:

Основная литература:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МИА, 2006. - 376 с.

Дополнительная литература:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 448 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.- (Учебное пособие).

3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник / ред.: Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 408 с.

4. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И.С.Малиновская, С.В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.

5. Патология [Текст]: руководство / ред.: М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Э. Г. Улумбеков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.- 960 с.

6. Логвинов, С. В. Циркадианная система и адаптация. Морфофункциональные и радиобиологические аспекты [Текст]: монография / С. В. Логвинов, А. В. Герасимов; Сибирский медицинский университет (Томск).-Томск: Печатная мануфактура, 2007.- 200 с.

Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия

а) Таблицы:

1. Сетчатка глаза на свету и в темноте (270)

2. Сетчатка (271)

3. Схема строения сетчатки (272)

4. Желтое пятно (273)

5. Задняя стенка глаза (слепое пятно) (274)

6. Реснитчатое тело при аккомодации (275)

7. Радужина (276)

8. Роговица (277)

9. Угол глаза (278)

10. Веко (279)

11. Схема строения спирального /кортиевого/ органа (280)

12. Поперечный срез улитки (281)

13. Слуховое пятно маточки (282)

14. Схема строения слухового гребешка (283)

15. Срез ампулы полукружного канала и маточки (284)

16. Строение костного и перепончатого лабиринта (285)

17.Костный лабиринт (286)

18. Перепончатый лабиринт (287)

19. Строение улитки (288)

20. Развитие глаза (303)

21. Конъюктива, слезная железа и веки (304)

22. Сосудистая оболочка (305)

23. Классификация органов чувств (306)

24. Разрез глазного яблока в горизонтальной плоскости (307)

25. Трехнейронная цепь сетчатки (308)

26. Строение века (309)

в) электронные микрофотографии:

1. Расслоение и пузырьковидная дегенерация наружных сегментов нейросенсорных клеток на 1-е сут после светового воздействия. Ув. 22000.

2. Пикноз ядер нейросенсорных клеток на 7-е сутки после освещения. Ув. 4000.

3. Захват гипертрофированными микроворсинками пигментного эпителия отработанных мембранных дисков после освещения. Ув. 11000

4. Уплощенные, сильно вакуолизированные пигментоэпителиоциты после освещения. Полутонкий срез. Окраска толуидиновым синим. Ув. 1200.

5. Агглютинация синаптических везикул вблизи пресинаптической мембраны во внутреннем сетчатом слое после освещения. Ув. 21000.

6. Внутренний плексиформный слой сетчатки через сутки после высокоинтенсивного светового воздействия в очаге поражения. Дегенерация синапсов по «светлому»и «темному» типу. Ув. 20000

7. Осмиофилия и вакуолизация цитоплазмы радиального глиоцита на 30-е сут после освещения. Ув. 8000.

8. Гипертрофированные микроворсинки радиальной глии на 7-е сут после освещения. Ув. 6000.

9. "Светлый" и "темный" типы изменения ассоциативных нейронов после светового воздействия. Полутонкий срез. Окраска толуидиновым синим. Ув. 1200.

10. Тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона через 7 сут после освещения. Ув. 4500.

11. Очаговый хроматолиз на 1-е сут после освещения (6000 лк). Ув. 8000

12. Пикноморфные ганглионарные нейроны на 7-е сут после освещения (6000 лк) на фоне аллоксанового диабета Ув. 1200

г) препараты:

1. Сетчатка, хороидеа и склера. Срез задней стенки глазного яблока. Окраска гематоксилином и эозином.

2. Спиральный орган. Срез внутреннего уха. Окраска гематоксилином и эозином.

2. Технические средства обучения:

· учебные микроскопы

· компьютеры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...