Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Редакторский анализ композиции текста




I. Вопросы для повторения и обсуждения.

1. Почему нецелесообразно вносить в текст поправки при первом знакомстве с текстом авторского произведения?

2. Сформулируйте основные требования к построению литературного произведения.

3. Что означают термины "композиция", "структура литературного произведения", его "архитектоника"? (См. «Словарь литературоведческих терминов»).

4. Охарактеризуйте типичные приёмы построения информационных материалов.

5. Расскажите о работе редактора над устранением недостатков композиции.

6. Какие виды планов существуют в практике литературной работы редактора?

7. Что входит в понятие "рамочные элементы композиции" литературного произведения? (См.: Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2004).

8. Виды и функции заголовков (см.: Фадеева Т.А. Учителю о тексте. – Омск, 1999. Базанова А.Е. Литературное редактирование).

 

II. Практикум.

1. Выполните задание 2 из кн. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. – М., 2004. – С. 38.

2. Определите композиционные недостатки текста. Внесите правку. Дайте свои варианты заголовка.

СЕКРЕТ ВАШЕЙ НЕПОВТОРИМОСТИ

Втайне каждая женщина мечтает быть неповторимой, оригинальной и стильной. И в поисках гармонии она неизбежно приходит к мысли о создании гармонии, уюта и комфорта в своей квартире. На сегодня одним из немногих мест, где можно решить эту задачу, является магазин фирмы «Катрис» «Карнизы». Там работает уникальная про­грамма «Экспресс-шторы», где можно с помощью уникальных технологий и высоко­классных специалистов всего за полчаса примерить к своим окнам любую модель штор, увидеть сочетание штор и жалюзи, а уже через три дня — любоваться ими у себя дома.

3. Отредактируйте текст, обратив особое внимание на последова­тельность изложения, дайте свой вариант заголовка.

 

КАТАСТРОФА

«Мама, зачем они это сделали?» – такой вопрос задает пятилетний иркутянин, у ко­торого в результате катастрофы осталось 50% кожи.

Мама не знает, что ответить. Мама только просит: «Выживи, сынок».

Как же все произошло? Самолет Ан-124 Российских военно-воздушных сил 6 де­кабря в 14.42 взял курс на Владивосток, чтобы потом во Вьетнаме выгрузить из своего чрева очередных два истребителя Су-27УБ.

Через 25 секунд он упал на жилой микрорайон Иркутск-2. На самом деле это посе­лок в черте города и живут там те самые люди, которые эти самые Су создают.

Они никогда не поверят, что трагедия произошла в результате ошибки экипажа. Наши летчики лучше сами разобьются, чем направят самолет на жилые кварталы. После встреч с иркутянами в этом убедились сразу два человека: премьер-министр России В. Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу.

Что же можно сказать конкретно? На взлете у самолета произошел технический сбой. Он не смог набрать нужную высоту. Загорелись двигатели – это видели все свиде­тели. Левым крылом машина зацепилась за деревянную двухэтажку. После этого ее раз­вернуло на 180 градусов. Она падала хвостом вперед.

Но люди узнают о том, что произошло, только сейчас. А когда смотришь на хвост меж­ду двумя кирпичными домами, то в голове не укладывается: как он там мог оказаться?

В доме, в который врезался Ан-124, было 64 квартиры. Там думали гулять свадьбу, но когда кунаки (друзья мужа) вернулись с «выкупа», то увидели пожар. Из дома торчал хвост самолета.

Вчера начались выплаты компенсаций для пострадавших.

Иркутяне должным образом оценили, что президент послал на место аварии премьер-министра. Что премьер-министр пообещал: «Мы построим вам новый аэро­порт – за чертой города». Однако впечатление такое, что нужна была именно эта траге­дия: у нас, пока сто человек не погибнут, ничего с места не сдвинется.

3 курс СО Панчишина Е.А.

заочн.отд. (3,5 года обуч.)

Стилистика и основы литературного редактирования

Задание № 4

Проблема классификации функционально-смысловых типов речи.

Редактирование описательных текстов

I. Вопросы для повторения и обсуждения.

1. Какие способы изложения были приняты их традиционной классификацией? Дайте определение основным способам изложения.

2. Какова цель описания как способа изложения?

3. Какими критериями руководствуется редактор при оценке элементов описания?

4. Как достигается эффект единого временного плана при перечислении элементов описания?

5. Приведите примеры статических и динамических описаний.

6. Каковы функции описаний в публицистическом тексте?

7. Укажите приемы, активизирующие внимание читателя описательного текста.

8. Охарактеризуйте стилистические особенности описаний в публицистическом тексте.

Литература:

Голуб И.Б. Курс лекций по литературному редактированию. Лекц. 3. С. 42-56.

 

II. Практикум.

1. Выполните зад. 3 (устно), 4, 5 (письменно) из «Курса лекций по литературному редактированию».

2. Определите, к какой разновидности относятся приведенные ниже описания, выделите их элементы и определите принцип их систематизации. В чем недостатки текстов, с вашей точки зрения? Сформулируйте при необходимости вопросы к автору, внесите правку, озаглавьте тексты.

 

№ 1

Зураб Церетели выходит на международный уровень. Вчера он представил на суд культурной общественности Франции свой проект памятника писателю Оноре де Бальзаку.

Новое творение, как, впрочем, и все предыдущие, отличает редкостная масштабность. По замыслу Церетели, это будет не просто памятник, а целый мемориальный комплекс, внутри которого разместятся библиотечные и музейные залы, сувенирные киоски и стилизованные под старину рестораны. Центральное место займет сам писатель, а вокруг разместятся башни замков, соборов, домов, у стен которых будут стоять фигурки бальзаковских персонажей. Ансамбль увенчает горка книг, отображающая масштабы деятельности писателя.

Радует только одно – строить все это собираются во Франции.

 

№ 2

Прошло уже почти два дня, как я живу во Франции в студенческом городке. Комната вполне уютная, кровать почему-то даже шире, чем у меня дома, но ужасно скрипучая. А над ней – огромное достижение цивилизации – щит для постеров. Как ты сам понимаешь, он недолго пустовал. Душ и туалет в коридоре. Зато в комнате за шкафом – раковина и зеркало. В общем, у меня все нормально, начинаю учиться.

 

3 курс СО Панчишина Е.А.

заочн.отд. (3,5 года обуч.)

Стилистика и основы литературного редактирования

Задание № 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...