Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторные работы по курсу




· Лабораторная работа № 1.

Создание БД, автоматизирующей деятельность банка.

Цель работы: знакомство с возможностями СУБД Microsoft Access по созданию таблиц, связей между ними и работе с данными.

Подготовка к работе:

1. Изучите теоретические основы создания таблиц и связей между ними в СУБД Microsoft Access, рассмотренные в лекционном курсе или других источниках;

2. Ответьте на вопросы к лабораторной работе.

Порядок выполнения работы:

1. Создайте новую базу данных и в ней необходимые таблицы с соответствующими полями, согласно прилагаемому описанию;

2. Определите типы данных (счетчик, текстовый, числовой и т.д.), описание и другие необходимые свойства полей (размер поля, маску ввода, подпись, значение по умолчанию и т.д.) созданных таблиц;

3. Определите первичные ключи в созданных таблицах;

4. Определите необходимые связи между таблицами, задайте необходимые параметры обеспечения целостности данных и вид объединения;

5. В схеме данных проверьте правильность созданных таблиц и связей между ними;

6. Введите в каждую из созданных таблиц 10 – 15 записей;

7. Выполните прилагаемые задания на фильтрацию данных (каждый из фильтров должен быть сохранен как запрос;

8. Подготовьте отчет о ходе выполнения работы.

Вопросы к лабораторной работе.

1. Что такое реляционная модель организации данных?

2. Что такое сущность, атрибуты, отношение, таблица, запись, поле, связь?

3. Что такое «нормализация данных»? Опишите правила нормализации.

4. Какие основные типы полей используются в СУБД Microsoft Access?

5. Какие основные свойства полей задаются в СУБД Microsoft Access и их назначение?

6. Что такое ключевые поля их виды (простой и составной ключ) и основные требования к ним?

7. Для чего используются связи между таблицами? Связи каких типов можно создавать в MS Access? Опишите технологию создания связи каждого типа.

8. Что такое обеспечение целостности данных в СУБД Microsoft Access, для чего ее используют?

9. Что такое «свойство подстановки»? В каких случаях его целесообразно использовать? Опишите технологию создания этого свойства в MS Access.

10. Что такое «маска ввода»? В каких случаях она создается? Опишите технологию создания этого свойства в MS Access.

11. Что такое «условие на значение»? В каких случаях оно устанавливается? Опишите основные операторы сравнения, которые можно использовать для его создания.

12. Какие режимы работы с таблицами существуют в MS Access. Опишите назначение каждого из этих режимов.

Описание предметной области и структура таблиц базы данных «Банк».

Предметная область: Банк (ведение счетов клиентов).

Основные предметно-значимые сущности: Вклады, Клиенты, Счета.

Основные предметно-значимые атрибуты сущностей:

- вклады – вид вклада, процентная ставка, срок вклада, возможность пролонгации;

- клиенты – паспортные данные, ФИО, адрес, телефон и дата рождения клиента;

- счета – номер счета, данные о клиенте, открывшем соответствующий счет, данные о вкладе, выбранном клиентом, дата заключения договора, дата закрытия вклада, сумма вклада, отметка о наличии завещания, текст завещания.

Основные требования к функциям системы:

- зарегистрировать факт открытия счета;

- выбрать сведения о счетах, открытых определенным клиентом;

- начислить проценты по открытому счету на определенную дату;

- определить сумму, которую необходимо вернуть клиенту на момент закрытия вклада;

- выбрать данные о счетах, которые должны быть закрыты к определенной дате;

- зарегистрировать завещание, составленное клиентом.

База данных «Банк» включает следующие таблицы:

1. Вклады:

Имя поля Тип Длина Дополнительные свойства
Счетчик   Ключевое поле
Вид вклада Текстовый   Индекс, свойство подстановки (фиксированный набор значений – до востребования, срочный, срочный депозит)
Процентная ставка Числовой   Свойство подстановки (фиксированный набор значений – 0,01; 0,05; 0,1; 0,12; 0,15)
Срок вклада Числовой   Условие на значение (от 1 месяца до 2 лет)
Возможность пролонгации Логический    

2. Клиенты:

Имя поля Тип Длина Дополнительные свойства
Паспорт (серия, номер) Текстовый   Маска ввода, ключевое поле
Фамилия Текстовый   Индекс
Имя Текстовый    
Отчество Текстовый    
Адрес Текстовый    
Телефон Текстовый   Маска ввода
Дата рождения Дата/время   Маска ввода

3. Счета:

Имя поля Тип Длина Дополнительные свойства
Счетчик   Ключевое
Код клиента Текстовый   Подстановка (табл. «Клиенты» поле «Паспорт (серия, номер)»
Код вклада Числовой   Подстановка (табл. «Вклады» поле «№»
Дата заключения договора Дата/время    
Дата закрытия вклада Дата/время    
Сумма вклада Денежный    
Наличие завещания Логический    
Текст завещания Поле MEMO    

Задания на фильтрацию данных.

1. Создать фильтр, позволяющий выбрать из таблицы «Вклады» информацию о:

a. вкладах определенного вида;

b. вкладах с возможностью пролонгации;

c. вкладах, которые можно открыть на определенный период;

2. Создать фильтр, позволяющий выбрать из таблицы «Клиенты» информацию о:

a. клиенте с определенной датой рождения;

b. клиенте с определенной фамилией;

c. клиенте, проживающем по определенному адресу.

· Лабораторная работа № 2.

Работа с запросами.

Цель работы: знакомство с возможностями СУБД Microsoft Access по созданию запросов и форм на их основе.

Подготовка к работе:

1. Изучите теоретические основы создания запросов и форм разных типов в СУБД Microsoft Access, рассмотренные в лекционном курсе или других источниках.

2. Ответьте на вопросы к лабораторной работе.

Порядок выполнения работы:

1. На основе базы данных, созданной в лабораторной работе № 1 создайте запросы, позволяющие получить следующую информацию:

a) Счета, которые могут быть закрыты на текущую дату (срок вклада истек);

b) Сведения по счету (с указанием информации о клиенте и всех характеристик вклада) номер которого указывается при выполнении запроса.

c) Сумма вклада (по видам), внесенная каждым из клиентов;

d) Клиент, внесший самую большую сумму (по всем счетам);

e) Сумма (включая проценты), которую каждому из клиентов необходимо выплатить на сегодняшний день по каждому из видов вкладов (перекрестный).

2. Проверьте работу созданных запросов. Для запросов с параметрами используйте несколько значений с параметрами.

3. По каждому из запросов создайте форму для вывода информации на экран.

4. По запросу с) создайте форму виде диаграммы и внедрите ее в соответствующую форму.

5. Проверьте работу созданных форм.

6. Создайте запросы, позволяющие автоматизировать следующие модификации данных в таблицах:

a) Создание таблицы, предназначенной для хранения данных о закрытых вкладах;

b) Добавление в созданную таблицу записей, отвечающих указанному условию;

c) Удаление из списка счетов тех, которые закрыты;

7. Проверьте работу созданных запросов.

8. Подготовьте отчет о ходе выполнения работы.

Вопросы к лабораторной работе.

1. Для чего можно использовать запросы в СУБД?

2. Запросы каких типов можно создавать в СУБД Microsoft Access? Опишите назначение каждого из них.

3. Какие режимы работы с запросом существуют в СУБД MS Access? Для чего каждый из них предназначен?

4. Как добавить в конструкторе запросов таблицу (или несколько таблиц) в запрос? Как указать, какие поля необходимо использовать в запросе?

5. Как задать порядок сортировки результирующего набора данных в запросе и отчете?

6. Как задать условия отбора записей в запросе?

7. Для чего в запросе и отчете можно использовать вычисляемое поле?

8. Что такое параметры объединения в СУБД Microsoft Access, для чего их используют?

9. Что такое запрос с параметром, и как его можно задать?

10. Какие групповые операции можно использовать в СУБД MS Access при создании запросов с групповыми операциями? Опишите назначение каждой из них.

11. Опишите элементы структуры перекрестного запроса? Какие поля необходимо использовать в качестве каждого из них?

12. Что может выступать в качестве аргумента функции при создании вычисляемого выражения?

· Лабораторная работа № 3

Работа с формами.

Цель работы: знакомство с возможностями СУБД Microsoft Access по созданию форм.

Подготовка к работе:

1. Изучите теоретические основы создания форм в СУБД Microsoft Access, рассмотренные в лекционном курсе или других источниках.

2. Ответьте на вопросы к лабораторной работе.

3. Подготовьте отчет к оформлению хода выполнения работы.

Порядок выполнения работы:

1. Создайте необходимые формы для ввода информации в базу данных созданную при выполнении лабораторной работы №1:

- для таблицы «Клиенты» - многостраничную;

- для таблицы «Вклады» - ленточную;

- для таблицы «Счета» - ленточную.

2. Создайте сложную форму, позволяющую вводить информацию в таблицы «Клиенты» и «Счета».

3. В каждую из форм в область заголовка с помощью элемента управление «Надпись» введите ее название.

4. Удалите из подчиненной формы поля, информация в которых дублирует сведения, присутствующие в главной форме.

5. Проверьте работу форм (введите, измените и удалите около 10 записей в каждой форме).

6. Проверьте правильность работы обеспечения целостности данных и вида объединения.

7. Выпишите все созданные названия форм их описание и основные свойства. Описание сведите в таблицы следующего вида:

Форма «Клиенты». Предназначена для ввода данных в таблицу «Клиенты».
Группа свойств «Макет». Отвечает за настройку внешнего вида формы.
Название свойства Характеристика свойства Текущее значение
Подпись Позволяет вводить последовательность символов, заменяющую формальное название формы в строке заголовка окна при работе в режиме формы. Не определено

8. Перечислите элементы управления, содержащиеся в каждой из форм, и охарактеризуйте их. Описание сведите в таблицы следующего вида:

Форма «Клиенты»
Тип элемента управления Кол-во в форме Назначение элемента управление
Поле   Предназначен для ввода с клавиатуры значений соответствующего типа в поля таблицы «Клиенты»

9. Оформите отчет о выполнении лабораторной работы.

Вопросы к лабораторной работе

1. Для чего можно использовать формы в СУБД Microsoft Access?

2. Какие способы создания форма вы знаете? В чем преимущества и недостатки каждого из них?

3. Формы каких типов можно создавать в СУБД Microsoft Access? Опишите ситуации, при которых целесообразно использовать форму соответствующего типа.

4. Для чего предназначен конструктор форм в СУБД Microsoft Access и его основные возможности?

5. Из каких основных разделов может состоять форма в СУБД Microsoft Access?

6. Какие элементы можно использовать в формах СУБД Microsoft Access, для чего они предназначены?

7. Какие основные операции можно выполнять над записями в формах СУБД Microsoft Access?

8. Какие основные свойства можно задать для формы в СУБД Microsoft Access, как они подразделяются и для чего предназначены?

· Лабораторная работа № 4.

Работа с отчетами.

Цель работы: знакомство с возможностями СУБД Microsoft Access по созданию отчетов.

Подготовка к работе:

1. Изучите теоретические основы создания отчетов в СУБД Microsoft Access, рассмотренные в лекционном курсе или других источниках.

2. Ответьте на вопросы к лабораторной работе.

Порядок выполнения работы:

1. Создайте отчеты для вывода следующей информации:

a) Счета, которые могут быть закрыты на текущую дату (срок вклада истек);

b) Сведения по счету (с указанием информации о клиенте и всех характеристик вклада) номер которого указывается при выполнении запроса.

c) Сумма вклада (по видам), внесенная каждым из клиентов;

d) Клиент, внесший самую большую сумму (по всем счетам);

e) Сумма (включая проценты), которую каждому из клиентов необходимо выплатить на сегодняшний день по каждому из видов вкладов (перекрестный).

2. Проверьте работу отчетов (для отчетов с параметрами используйте несколько значений).

3. Выпишите все созданные названия отчетов их описание и основные свойства.

4. Оформите отчет о выполнении лабораторной работы.

Вопросы к лабораторной работе.

1. Для чего можно использовать отчеты в СУБД Microsoft Access?

2. Какие типы отчетов можно использовать в СУБД Microsoft Access, для чего они предназначены?

3. Для чего предназначен мастер создания отчетов в СУБД Microsoft Access и его основные возможности?

4. Для чего предназначен конструктор отчетов в СУБД Microsoft Access и его основные возможности?

5. Какие основные свойства можно задать для отчета в СУБД Microsoft Access, как они подразделяются и для чего предназначены?

6. Из каких основных разделов может состоять отчет в СУБД Microsoft Access?

7. Какие элементы управления можно использовать в отчетах СУБД Microsoft Access, для чего они предназначены?

8. Для чего предназначена сортировка и группировка в отчетах, как их можно задать?

· Лабораторная работа № 5.

Работа с макросами и кнопочными формами.

Цель работы: знакомство с возможностями СУБД Microsoft Access по созданию макросов и кнопочных форм.

Подготовка к работе:

1. Изучите теоретические основы создания макросов и кнопочных форм в СУБД Microsoft Access, рассмотренные в лекционном курсе или других источниках.

2. Повторите материал, касающийся создания элементов управления на форме, рассмотренный в рамках выполнения лабораторной работы №2.

3. Ответьте на вопросы к лабораторной работе.

Порядок выполнения работы:

В рамках создания информационной системы предполагается три рабочих места:

ü Рабочее место операциониста, отвечающего за ввод и редактирование данных с помощью форм, созданных в процессе выполнения лабораторной работы №2;

ü Рабочее место управляющего, отвечающего за принятие решений на основе информации, получаемой с помощью форм, созданных в процессе выполнения лабораторной работы №3. Должна обеспечиваться возможность печати соответствующих отчетов;

ü Рабочее место администратора системы, отвечающего за процедуру регистрации пользователей.

1. Создайте таблицу, предназначенную для хранения данных о зарегистрированных пользователях согласно следующей спецификации:

Имя поля Тип Длина Дополнительные свойства
ID пользователя Счетчик   Ключевое поле
Имя пользователя Текстовый   Условие на значение (можно использовать только латинские буквы), сообщение об ошибке (можно использовать только латинские буквы), индексированное поле (совпадения не допускаются).
Пароль Текстовый   Условие на значение (можно использовать только латинские буквы и цифры), сообщение об ошибке (можно использовать только латинские буквы и цифры), индексированное поле (совпадения не допускаются).
Повтор пароля Текстовый   Условие на значение (можно использовать только латинские буквы и цифры), сообщение об ошибке (можно использовать только латинские буквы и цифры), индексированное поле (совпадения не допускаются).
Тип профиля Текстовый   Свойство подстановки (фиксированный набор значений – операционист, управляющий, администратор).

2. Создайте многостраничную форму, отвечающую за ввод данных, изменение и удаление данных в указанной таблице. Для поля «Повтор пароля» поставьте условие на значение - вводимое значение должно быть идентично введенному в поле «Пароль» и соответствующее сообщение об ошибке.

3. С помощью созданной формы введите в таблицу информацию о трех пользователях (тип профиля должен отличаться).

4. Создайте три формы с кнопками, отвечающими за открытие форм, необходимых для реализации задач, стоящих перед соответствующим сотрудником. Макросы, поставленные в соответствие кнопкам, должны быть созданы таким образом, чтобы после открытия форма, с которой начинается работа, закрывалась. На каждой из форм создайте кнопку выхода из приложения.

5. Создайте формы, позволяющие обеспечить возможность вывода каждого из отчетов, разработанных в процессе выполнения лабораторной работы №4 со следующими элементами управления:

ü Группа переключателей, позволяющая осуществить выбор – должен ли отчет выводиться на экран или на печать;

ü Кнопка «Ok» (на данном этапе никакое действие событию «нажатие кнопки» не присваивается).

ü Кнопка «Отмена» (закрытие формы).

6. Создайте макросы, обеспечивающие следующую функциональность: если в соответствующей форме, созданной в рамках выполнения задания 5 данной лабораторной работы, выбран переключатель «Вывод на экран», соответствующий отчет должен открываться в режиме предварительного просмотра; в обратной ситуации – выводиться на печать. И в том и в другом случае после выполнения соответствующего действия форма должна закрываться.

7. Поставьте в соответствие событию «Нажатие кнопки» для кнопки «Ok» в каждой из форм созданных в рамках выполнения задания 5 данной лабораторной работы соответствующий макрос.

8. На каждой из форм, разработанных в рамках выполнения задания 3 – 4 лабораторной работы №3, заданий 1 – 4 лабораторной работы №2 и задания 2 данной лабораторной работы, в области примечаний создайте кнопку, обеспечивающую переход к соответствующей форме, разработанной в рамках выполнения задания 4 данной лабораторной работы. Макрос, поставленный в соответствие кнопке, должен быть создан таким образом, чтобы после открытия форма, с которой начинается работа, закрывалась.

9. На каждой из форм, разработанных в рамках выполнения заданий 3 – 4 лабораторной работы №3 в области примечаний создайте кнопку, обеспечивающую открытие соответствующей формы, разработанной в рамках выполнения задания 5 данной лабораторной работы. Макрос, поставленный в соответствие кнопке, должен быть создан таким образом, чтобы после открытия форма, с которой начинается работа, оставалась открытой.

10. На каждой из форм, разработанных в рамках выполнения заданий 1 – 3 лабораторной работы №2 и задания 2 данной лабораторной работы, в области примечаний создайте кнопки, обеспечивающие переход к первой записи, предыдущей записи, следующей записи, последней записи и добавление новой записи.

11. Создайте форму со следующими элементами управления:

ü Поле «Имя пользователя» (вводимое значение должно проверяться на предмет соответствия следующего условия - можно использовать только латинские буквы; если введенное значение не соответствует указанному условию на экране должно появляться сообщение следующего содержания: «Имя должно состоять из латинских букв»);

ü Поле «Пароль» (вводимое значение должно проверяться на предмет соответствия следующего условия - можно использовать только латинские буквы и цифры; если введенное значение не соответствует указанному условию на экране должно появляться сообщение следующего содержания: «Пароль должен состоять из латинских букв и цифр»;

ü Кнопка «Войти» (на данном этапе никакое действие событию «нажатие кнопки» не присваивается);

ü Кнопка «Выход» (событию «нажатие кнопки» присваивается действие «Выйти из приложения»).

12. Создайте запрос, позволяющий выбрать из таблицы с данными о пользователях запись, соответствующую введенным в поля формы, разработанной в рамках выполнения задания 9 данной лабораторной работы имени пользователя и пароля (в результате выполнения запроса на экран должна выводиться информация о типе профиля выбранного пользователя).

13. На основе созданного запроса создайте форму, позволяющую вывести на экран его результаты.

14. Создайте макрос, позволяющий в зависимости от типа профиля отобранного в предыдущем запросе пользователя открывать соответствующую форму, разработанную в рамках выполнения задания 4 данной лабораторной работы. Условие должно строиться на основе значения, содержащегося в поле формы, созданной в рамках выполнения предыдущего задания. Если имя пользователя и пароль не соответствуют ни одному из пользователей, зарегистрированных в системе – на экран должно выводиться следующее сообщение: «Введенные Вами ИМЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ и ПАРОЛЬ не соответствуют ни одному из пользователей, зарегистрированных в системе». После закрытия данного сообщения поля формы, разработанной в рамках выполнения задания 11 должны очищаться.

14. Поставить данный макрос в соответствие событию нажатие кнопки «Войти» формы, разработанной в рамках выполнения задания 11.

15. Создайте макрос, который будет автоматически запускаться на выполнение при запуске приложения и обладать следующей функциональностью:

ü Запускать на выполнение запрос, разработанный в рамках выполнения задания 6b лабораторной работы №3;

ü Запускать на выполнение запрос, разработанный в рамках выполнения задания 6с лабораторной работы №3;

ü Открывать форму, разработанную в рамках выполнения задания 11 данной лабораторной работы.

16. Во всех созданных формах убрать стандартные элементы управления MS Access:

ü Область выделения;

ü Кнопки перехода;

ü Разделительные линии.

17. С помощью диалогового окна «Параметры запуска» убрать из приложения все элементы интерфейса СУБД MS Access.

18. Оформите отчет о выполнении лабораторной работы.

Вопросы к лабораторной работе.

1. Что понимается под термином «макрос»? В чем разница между понятием «макрос» и «макрокоманда»?

4. Что понимается под термином «процедура обработки события»?

5. Что понимается под термином «условный макрос»?

6. Опишите назначение следующих макрокоманд и свойства, которые необходимо указывать при их выборе:

ü Выход;

ü Закрыть;

ü Запуск приложения;

ü Открыть запрос;

ü Открыть отчет;

ü Открыть таблицу;

ü Открыть форму;

ü Развернуть;

ü Свернуть;

ü Сообщение.

7. Каким элементам управления формы можно назначить процедуру выполнения макроса?

8. Как должен называться макрос, выполнение которого предполагается при открытии базы данных?

8. Что понимается под термином «главная кнопочная форма»? В чем отличие главной кнопочной формы от стартовой формы информационной системы?

9. Опишите параметры работы базы данных, управление которыми осуществляется через диалоговое окно «Параметры запуска».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...