Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы прокуратуры и прокурорский надзор постперестроечного периода в Российской Федерации




 

С 1991 года, после распада СССР, резко изменились условия работы органов прокуратуры. Различно складывалась биографии и судьбы руководителей, а также рядовых сотрудников прокурорской системы. Переход к новым экономическим условиям потребовал, естественно, пересмотра некоторых принципов деятельности прокуратуры, совершенствования форм и методов ее работы. Вместе с тем, нельзя не признать, что сложившаяся в нашей стране система органов прокуратуры выдержала испытание временем. Она смогла без коренных структурных изменений служить надежным гарантом законности, правопорядка и успешно справляться с поставленными перед ней задачами.

17 января 1992 года Верховный Совет РФ принял Закон Российской Федерации «О прокуратуре РФ», где были определены предмет и пределы прокурорского надзора. В предмет прокурорского надзора входил надзор за исполнением действующих в РФ законов; принятие мер, направленных на устранение нарушений закона; осуществление уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления. Цель прокуратуры была четко закреплена в Законе РФ «О прокуратуре РФ» – обеспечение в Российской Федерации верховенства действующих законов.

С 1992 года был введен и стал действовать судебный контроль над законностью арестов, в соответствии с Конституцией РФ. Новый УПК РФ предусмотрел судебный порядок применения мер принуждения на предварительном следствии. Был сужен круг объектов общего надзора, ранее носивший тотальный характер, включая контроль над правовым поведением граждан. Произошло ограничение вмешательства прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, упразднено право предписаний прокуроров об устранении нарушений закона, использовавшееся, зачастую, как инструмент такового вмешательства. Законом была повышена самостоятельность прокуроров, поскольку вышестоящие прокуроры были лишены права отзыва протестов, вынесенных нижестоящими прокурорами. Произошла замена надзора за исполнением законов при рассмотрении дел с участием прокурора судами, тем самым, прокурор превратился из надзирающего лица в равноправного участника процесса и др.

Таким образом, прокуратура была освобождена от несвойственных ей функций и обязанностей.

18 октября 1995 года был принят Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», в котором нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры на указанном этапе. В Законе подчеркивалось, что органы прокуратуры РФ составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Направления трансформации правового статуса прокуратуры наблюдалось при выделении круга новых законодательных норм, повлиявших на конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.

Судебно-правовая реформа внесла немаловажные коррективы в деятельность прокуратуры России. Прежде всего, это произошло в сфере надзора за законностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью. Присущие ранее полномочия органам прокуратуры были отнесены к компетенции суда. Тотальный «общий» надзор трансформировался в прокурорской вмешательство на основании поступившей информации о фактах нарушения закона. Надзор за законностью судебных постановлений сменило участие прокурора в рассмотрении дел судами. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ стали основываться на общей модели, взятой из исторической эволюции юридических, экономических и социальных условий российского государства. Они были сформированы на особенностях возникновения, становления и развития органов прокуратуры, а также той роли, которую играло данное ведомство в разные периоды исторического развития государственных институтов в России. Основными принципами организации и деятельности прокуратуры были провозглашены единство, централизация, независимость, гласность.

Согласно статье 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», систему прокуратуры Российской Федерации стали составлять: Генеральная Прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Иными словами, система прокуратуры РФ, согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» – это жестко централизованная федеральная система органов и учреждений прокуратуры, организованная на единых принципах в соответствии с федеральным устройством и административно-территориальным делением РФ.

Генеральная прокуратура РФ стала возглавлять всю систему органов прокуратуры России. Все другие органы прокуратуры стали подразделяться на территориальные и специализированные органы.

К территориальным стали относиться прокуратуры субъектов Федерации, городов и районов.

В число специализированных прокуратур вошли военная, транспортная, природоохранительная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. В систему прокуратуры РФ вошли также научные и образовательные учреждения.

При рассмотрении связей, соединяющих отдельные структурные подразделения системы органов прокуратуры РФ, необходимо отметить наличие как вертикальных, характеризующих внутреннее управление системой по подчиненности, так и горизонтальных, характеризующих взаимодействие равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами.

Итак, рассматривая вкратце историю становления и развития российской прокуратуры с момента ее создания до конца двадцатого века, можно сказать, что должность Генерал-прокурора, установленную Петром Великим в 1722 году, вплоть до октябрьских событий (за все время существования такой должности – почти два столетия) занимали 33 человека. В должности генерал-прокурора за это время состояли различные люди, как правила, это были незаурядные личности. Среди них были и выдающиеся государственные деятели – Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, блестящие юристы – Д.Н. Замятин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев. В число указанных лиц вошли боевые, проявившие храбрость в сражениях, офицеры – А.Н. Самойлов, Д.И. Лобанов-Ростовский, тонкий дипломат Д.В. Дашков. Выдающиеся русские поэты, гордость российской литературы – Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев также состояли в упомянутой должности.

В советское время Генеральными прокурорами Союза ССР и РСФСР были И.А. Акулов, Н.В. Крыленко, В.А. Антонов-Овсиенко, М.И. Васильев-Южин, А.Я. Вышинский, К.Н. Сафонов, Р.А. Руденко, А.М. Рекунков, Б.В. Кравцов и другие. С их именами связаны многие значительные события нашей истории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...