Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность




Не подлежит сомнению то, что в ближайшие четверть века нефть и продукты её переработки будут играть важную роль в энергетическом балансе мира. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что у человечества отсутствует альтернативный экономичный источник для мобильной энергетики. Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые во всех странах, по созданию заменителей нефтепродуктов, продукты переработки нефти еще долго останутся основным видом для транспорта, сельскохозяйственных машин, военной техники, сырьём для нефтехимического синтеза. Поэтому в своей политике страны, добывающие и потребляющие нефть, включая Россию, вынуждены по-прежнему, активно контролировать (экономическим, политическим и военным путем) рынки сбыта нефти и нефтепродуктов. В структуре мирового потребления в ближайшие 25 лет нефть сохранит своё доминирующее значение, хотя темпы роста спроса на неё и не будут столь высокими, как на энергоресурсы в целом.

В составе нефтяного комплекса (НК) России созданы вертикально-интегрированные нефтяные компании, охватывающие весь производственный цикл от добычи нефти до реализации нефтепродуктов.

Основными экономическими целями развития НК с позиции государства является:

− стабильное, бесперебойное и экономически эффективное обеспечение внутреннего и внешнего платежеспособного спроса на нефть и нефтепродукты;

− обеспечение стабильных поступлений в бюджет.

Россия располагает огромными ресурсами нефти. Главные нефтяные районы - Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Северный Кавказ и Европейский Север. Особенно перспективными районами являются континентальные шельфы на Евро­пейском Севере и Дальнем Востоке.

Главным районом добычи нефти на сегодняшний день является Западная Сибирь, этот район дает 2/3 добываемой в России нефти.

Разведанность Европейских регионов России и Западной Сибири на нефть достигает 60-70 %, в то время как в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке только на 6-8 %, а шельфы морей разведаны лишь на 1 %. Но именно на эти труднодоступные регионы приходится почти половина перспективных и прогнозных ресурсов нефти.

В развитии нефтяного комплекса появились настораживающие факторы, связанные, прежде всего, с сырьевой базой. Значительное уменьшение финансирования геологоразведочных работ привело к резкому сокращению объема эксплуатационного и разведочного бурения. За последнее время не открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения нефти. Становится все более масштабным вовлечение в разработку низкопродуктивных месторождений, увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов нефти, требующих более дорогостоящих перспективных технологий. Значительно хуже, чем за рубежом в отрасли используются современные методы добычи.

При разработке планов развития нефтяного комплекса важно учитывать политические и экономические реалии сегодняшнего дня.

Относительно большая сегодняшняя успешность функционирования НК по сравнению с другими отраслями создает иллюзию его долгосрочного и устойчивого благополучия и делает нефтяной комплекс постоянным и основным донором бюджета. Однако влияние предыдущих затрат уже заканчивается и появилась опасность обвального выбытия старых фондов и закрытия большого числа скважин в связи с их уменьшающейся рентабельности. Причем негативные тенденции изменения качества разведанных запасов присущи не только остаточным (текущим) промышленным запасам, но и новым приростам, здесь также непрерывно возрастает доля низкопродуктивных запасов. В будущем возможны открытия новых крупных и даже уникальных месторождений, однако они будут либо ещё дальше расположены от основных нефтепотребляющих регионов России, либо нефтеносные залежи будут находиться на больших глубинах. В любом случае эти ресурсы будут сложнее и дороже. Отсюда следует, что период «дешевой» нефти для нашей страны уже пройден, лучшие запасы в ведущих нефтедобывающих регионах в значительной мере отработаны.

На фоне усложняющейся сырьевой базы происходит снижение годовых темпов прироста нефти. Если в 2002–2004 гг. они равнялись 9–11 % в год, то в 2006–2007 гг. эти темпы составили немногим более 2 %. Отставание в воспроизводстве сырьевой базы нефтедобычи сопровождается снижением коэффициента извлечения нефти, вследствие чего до 70–75 % разрабатываемых запасов остаётся в земле.

Необходимо отметить, что распад СССР привел к оттеснению России от её традиционных европейских рынков, а также утрате важнейших портов на Черном и Балтийском морях и прямых выходов экспортных трубопроводов к потребителям. Эти проблемы постепенно решаются за счет создания собственных нефтяных терминалов на Балтике и Черном море, что создает определенные гарантии того, что при обострении противоречий с транзитными государствами доступ России на европейские рынки не будет перекрыт.

Нефть является одним из основных экспортных товаров и её конкурентоспособность на мировом рынке определяется, в первую очередь, издержками добычи, переработки и эксплуатации. Снижение издержек должно происходить за счёт применения новых технологий разведки, бурения, добычи. По оценкам ведущих российских экспертов в России снижение издержек не наблюдается, ни одна статья производственных расходов не снижается. Издержки добычи нефти продолжают превышать аналогичные показатели основных российских конкурентов.

В формировании нефтяного рынка Европы принимают участие многие зарубежные компании, которые имеют значительные преимущества перед нефтяными компаниями России. У них идет динамичное уменьшение издержек, в основном за счет реализации научно-технического прогресса. Поэтому они готовы рентабельно функционировать и развиваться при более низком (по сравнению с нашими компаниями) уровне цен. В этих странах происходит активное снижение рисков инвестиционной деятельности и их нефтяные компании готовы работать с меньшей нормой прибыли.

В создавшейся ситуации новым решением для нашей страны может стать формирование восточного направления нефтяной экспортной политики. В основе этой политики два важных фактора. Во-первых, Восточная Сибирь и Дальний Восток уже располагают достаточным сырьевым потенциалом в форме крупных перспективных месторождений. Во-вторых, это благоприятный спросовый фактор. В странах АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), где расположены Китай, Корея, Япония и др., быстрыми темпами развивается экономика, что определяет и быстрый рост потребности в моторном топливе и продукции нефтехимии. К странам этого региона Россия имеет прямой выход, что означает отсутствие тех транзитных ограничений, которые мы имеем на европейском направлении.

В то же время наращивание российского экспорта нефти во всё большей степени будет ограничиваться недостаточными возможностями производства сырья и объективным ухудшением условий добычи.

Установлена нефтегазоносноть во всех основных регионах Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия) и на шельфе о. Сахалин.

Исследования свидетельствуют о наличии в недрах Баренцева, Карского и Охотского морей крупных структур, перспективных на углеводородное сырье. Достаточно перспективен для освоения и российский шельф Каспия, где уже выявлен целый ряд крупных месторождений. Согласно прогнозу в Урало-Поволжье и Северном Кавказе – наоборот, будет происходить дальнейшее снижение добычи нефти за счет естественного истощения недр в процессе отработки запасов.

Перспективы развития нефтяного комплекса неминуемо влекут за собой развитие нефтепроводной сети.

Основная нефтепроводная сеть России была сформирована в 1950-1960 гг., оператор этой сети в настоящее время – акционерная компания (АК) «Транснефть». Эта сеть весьма обширна.

Кроме трубопроводного транспорта нефти значительные перспективы и у танкерных перевозок, создание танкерного флота – актуальная задача России, решение которой позволит ей самостоятельно доставлять нефть как внутренним потребителям, так и на экспорт.

Перекачка сырой нефти по нефтепроводам к районам потребления обходится дешевле, чем перевозка нефтепродуктов. Поэтому многие нефтеперерабатывающие предприятия размещаются в районах потребления, а также на трассах нефтепроводов и на речных магистралях в крупных городах, по которым перевозится нефть.

Основные центры переработки нефти – Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль, Кириши, Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград, Уфа, Пермь, Омск, Ангарск, Ачинск, Комсомольск - на Амуре, Хабаровск.

К сожалению, технический уровень нефтепереработки в России значительно ниже мирового. Как уже отмечалось выше, глубина переработки нефти, которую можно считать интегральным показателем технического и технологического совершенства отрасли, существенно ниже, чем в развитых странах (Европа, США и Япония).

Отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не приспособлены к конкуренции на мировом рынке нефтепродуктов по причине низкого качества продукции. Их реализация на зарубежных рынках вызывает затруднения из-за действующих там стандартов на токсичность выхлопных газов автомобильных двигателей. По этой же причине не может быть существенно увеличен экспорт дизельного топлива, основная часть которого имеет высокое содержание сернистых соединений. Это в полной мере относится и к топочному мазуту.

В нефтеперерабатывающей отрасли около 80 % производственных фондов превысили сроки эксплуатации, т.е. отрасль остро нуждается в реконструкции. Вызывает полное недоумение, что с начала 90-х годов до 2009 года в России не было построено ни одного нового нефтеперерабатывающего завода.

Только на путях постоянного технологического и технического обновления возможны успехи в работе нефтяного комплекса страны.

Газовая промышленность

Газовая промышленность – самая молодая отрасль ТЭК. Она обеспечивает потребителей удобным и дешевым топливом, каковым является газ. Но одновременно она служит источником ценного и экономически выгодного сырья для производства синтетических материалов и минудобрений.

Сегодня для покрытия сырьевых потребностей химической и нефтехимической индустрии используется лишь 5-10 % добываемых в стране газа и нефти. В дальнейшем эти цифры будут увеличиваться за счёт сужения топливного сектора.

Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа. Открытое акционерное общество (ОАО) «Газпром» является основной крупной монополией в мире и России по добыче, транспортировке, переработке газа, на его долю приходится более 90 % добываемого в России газа.

Газовая отрасль развивалась очень динамично: в период с 1960 по 1990 гг. добыча газа возросла в 18 раз. Такой, стремительный рост был обусловлен созданием надежной сырьевой базы и высокой организацией освоения объектов газовой индустрии – обустройством месторождений, строительством магистральных газопроводов, компрессорных станций, созданием социальной инфраструктуры. В последующие годы будет продолжаться рост добычи газа в мире и, по оценке специалистов, составит в 2020 году около 3 трлн. м3, а в России добыча газа составит 730 млрд. м3.

Россия и впредь будет занимать лидирующее положение как главная газовая держава мира.

Таким образом, на мировом фоне система газоснабжения России выглядит неплохо:

− разведанные запасы газа составляют одну треть от мировых;

− Россия, будучи основным поставщиком газа в страны Европы, входит в европейскую систему газоснабжения;

− внутри России доля газа в энергетическом балансе составляет более 50 %.

В России имеются уникальные запасы природного газа. В главном газоносном регионе – Западной Сибири – сосредоточено около 85 % разведанных запасов, вторыми по значению являются месторождения Восточной Сибири и Якутии (5 – 10 %), степень разведанности которых не превышает нескольких процентов.

Сегодня в стране свыше 70 % всего газа добывается в Надым-Пур-Тазовском районе (НТПР), причем почти весь этот газ идет с двух месторождений – Уренгоя и Ямбурга. Уренгой уже работает в режиме падающей добыче, Ямбург тоже выходит на этот режим. То есть добыча газа в НТПР идет на спад. И возникает непростая проблема увеличения прироста добывных мощностей. Необходимы реальные усилия по вводу и обустройства разведанных месторождений углеводородов.

В предстоящие два десятилетия прирост необходимых добывных мощностей возможен лишь на основе такого финансирования, которое требует увеличить существующую среднюю цену за газ в несколько раз.

Естественно, интересы различных субъектов отношений на газовом рынке следующие:

− поставщик газа (добывающая компания) стремится довести внутренние цены на газ хотя бы до уровня цен самофинансирования;

− потребители газа (регионы): цены на газ не должны рости;

− федеральный центр (правительство): и чтобы цены росли (нельзя же допускать развала отрасли и уменьшения налоговой базы на отрасль), и чтобы не было социальных взрывов.

Интересы государства и северных территорий таковы, что без освоения Ямала и шельфа северных морей (Баренцева, Охотского, Восточно-Сибирского и Чукотского) не обойтись. Выход на шельф северных морей открывает перспективы для организации экспорта газа из России морским транспортом в сжиженном виде. Поставки сжиженного природного газа (СПГ) танкерами на большие расстояния более экономичны, чем по трубопроводам. К тому же строительство газопроводов в северных условиях дорого и затруднительно.

На сегодня главной проблемой транспорта нефти и газа является изношенность трубопроводных систем.

Известно, что значительная часть нефтепроводов превысила нормативный срок службы. Уже около 40 % нефтепроводов эксплуатируется свыше 30 лет и еще почти столько же имеют срок эксплуатации от 20 до 30 лет. Система магистральных газопроводов была введена в эксплуатацию значительно позже, но и здесь возраст значительной части газотранспортной системы близок к завершению нормативного срока службы – около 20 % газопроводов выработали нормативный срок. Средний возраст российских газопроводов составил в 2006 году 25 лет.

Отметим также, что быстрый рост доли природного газа в структуре топливного баланса страны не сопровождался адекватным развитием его подземного хранения. К тому же при распаде СССР более половины активного объема запасов подземных хранилищ газа (ПХГ) отошло к Украине. Доля активных запасов газа в ПХГ составляет в России на сегодня всего лишь 12 % от уровня его потребления, что крайне мало даже для удовлетворения спроса на газ в случае резкого похолодания.

При анализе перспектив развития газовой промышленности следует учитывать ее особую роль в ТЭК. Она состоит в выполнении функции "энергетического компенсатора", подстраховывающего экономику страны от возможных критических дисбалансов в энергообеспечении из-за срывов в выполнении атомной программы, программы реконструкции угольной промышленности и программ внедрения энергосбережения. Это означает, что газовая промышленность не должна быть ориентирована на предельно форсированное развитие. Она должна обладать определенными резервными возможностями для своевременного устранения негативных последствий от возникающих в других системах энергетики угроз энергетической безопасности.

Определенные опасения вызывает высокая доля природного газа в топливном балансе электростанций и котельных в Европейских районах России (более 60-80 %), что делает его практически монопольным ресурсом в производстве электрической энергии и тепла, нарушения поставок этого ресурса могут повлечь за собой практически полный развал системы энергоснабжения. Поэтому в Европейской части России создание устойчивого энергоснабжения является особо сложной задачей, и здесь необходимы тщательная совместная проработка и высокая согласованность конкретных шагов по массовому вводу в эксплуатацию газотурбинных установок (ГТУ) и парогазовых установок (ПГУ), строительству тепловых электростанций на сибирских углях, сооружению атомных электростанций и развитию сети ПХГ и хранилищ жидкого котельно-печного топлива, включая создание их стратегических резервов.

В связи с предстоящей широкой газификацией южных районов Сибири с точки зрения обеспечения энергетической безопасности целесообразно, наряду с развитием ПХГ в Европейской части России, предусмотреть создание здесь в ближайшие годы подземных хранилищ газа с суммарными активными запасами газа в объеме не менее 10-15 % годового газопотребления. Для этого следует заблаговременно осуществить разведку геологических структур, перспективных для создания ПХГ.

Решить проблему надежного газообеспечения страны необходимо системно, как за счет повышения энергоэффективности экономики, так и за счет наращивания газодобычи. К счастью, по запасам газа Россия превосходит любую страну в мире.

Необходимо в разы повысить эффективность использования газа в промышленности и в быту, кардинально сократить его потери при транспортировке, повысить КПД электростанций, работающих на газе, минимизировать сжигание газа в факелах и многое другое. Вместе с тем, учитывая очевидный рост спроса на газ в стране и в мире, необходимо развивать газодобычу и транспортную инфраструктуру. К сожалению, следует признать, что в настоящее время инвестиции (т.е. вложения) в развитые газодобычи не позволяют динамично развивать её, а также исследовать и осваивать новые месторождения. Причиной этому является не только низкие внутренние газовые тарифы, которые не позволяют обеспечить достаточные инвестиции в газодобычу. Многие называют главной причиной ограничений растущего спроса на газ монопольное положение «Газпрома» по всей вертикали газовой отрасли. «Газпром» фактически превратился в государство в государстве и имеет реальную возможность в союзе с правительством навязывать обществу свои текущие и стратегические установки. Несмотря на декларируемые принципы равной конкуренции, «Газпром» имеет практически монопольное право на разработку и освоение новых месторождений в России, что препятствует более активной деятельности независимых производителей. «Газпром» не заинтересован в их свободном доступе к газопроводу. Гораздо проще заполнить систему собственным газом и создать условия, при которых независимые производители будут вынуждены продавать добытый газ «Газпрому» на скважине по низким ценам, после чего монополия пустит этот газ в сеть и реализует уже по ценам рынка.

Поэтому необходимо устранить преграды, препятствующие развитию независимых производителей, их инвестициям в разведку, освоение месторождений и газодобычу.

Добиться этого можно лишь создав конкурентные условия, сформировав прозрачные правила игры. Это подразумевает организационное разделение газового бизнеса с точки зрения центров ответственности:

− производство, хранение и сбыт газа – конкурентная сфера с большим числом участников;

− магистральный транспорт – монополия, которая по единым правилам обслуживает всех участников добывающего сектора, обеспечивая системную надёжность газоснабжения внутренних потребителей и экспорта.

Без системных изменений в газовой отрасли её развитие будет задавлено растущим спросом, с которым она не будет в состоянии справиться. «Газпром» - одна из крупнейших в мире компаний, однако и она не сможет в одиночку развивать газовую отрасль в стране.

Угольная промышленность

Угольная промышленность России имеет высокую степень обеспеченности сырьевыми ресурсами, которые размещены по её территории весьма неравномерно. Общие балансовые ресурсы угля нашей страны составляют почти 200 млрд. т., или 11,3 % мировых запасов.

Свыше 93 % всех угольных запасов приходится на восточные районы страны, а его основные потребители находятся в Европейской части.

Важнейшим угольным бассейном России является Кузнецкий (Кузбасс). По запасам, качеству углей и мощности пластов Кузбассу принадлежит одно из первых мест в мире. Угли Кузбасса отличаются небольшой зольностью, высокой калорийностью (до 8,6 тыс. ккал на килограмм). Значительны ресурсы коксующихся углей.

Второй крупной угольной базой,является Печорский бассейн. Его угли отличаются высоким качеством, имеют теплотворную способность
4-7,8 тыс. ккал/кг. Значительная часть Печорских углей коксуется.

К угольным базам общероссийского значения относится Канско-Ачинский буроугольный бассейн. Он расположен в пределах Красноярского Края и Кемеровской области. Угли бассейна имеют сравнительно невысокую зольность (до 8-16 %), мощность пластов их огромна (до 70 м). Канско-Ачинские угли имеют самую низкую себестоимость в России. Однако относительно низкая теплотворная способность (2,8-4,6 тыс. ккал/кг) ограничивает возможности транспорта Канско-Ачинских углей на дальние расстояния. Поэтому признано целесообразным использовать их на месте для производства в массовом количестве электроэнергии, а также для энерготехно­логической переработки с целью получения транспортабельного твердого и синтетического жидкого топлива. Здесь создается программно-целевой территориально-производственный комплекс с уже действующими и строящимися крупными тепловыми электростанциями.

Располагают ресурсами углей и другие регионы России. В Центральном регионе находится Подмосковный угольный бассейн, на Урале – Челябинский, Южно-Уральский, Кизеловский, в Сибири – Минусинский, Черемховский, Тунгусский, Улугхемский. На Дальнем Востоке – Южно-Якутский бассейн с высококачественными углями, а также Буреинский, Сучанский, Ленский бассейны. Углями богат Сахалин. Восточные районы России имеют большие перспективы развития угольной промышленности. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке уголь занимает до 90% котельно-печного топлива.

Уголь в России добывается либо шахтным, либо открытым способом, открытая добыча угля уже превысила половину общего объема добычи. В восточных районах она целиком охватила Канско-Ачинский и Южно-Якутский, частично Кузнецкий и Иркутский бассейны. На территории Европейской части открытым способом уголь добывают на Урале и в Подмосковном бассейне.

Несмотря на значительные темпы закрытия в последние годы неперспективных и особо убыточных предприятий, степень износа основных средств в угольной отрасли превышает 50%.

Основные перспективы добычи угля в стране связаны с Сибирью. К 2005 г. добыча угля приблизилась к 300 млн. т. угля в год. К 2030 г. экономически оправданная добыча угля в России может достичь 600-800 млн. т. в год.

Главная проблема угольной промышленности (впрочем, как и других отраслей ТЭЦ) – не дефицит ресурсов, а их удалённость от потребителей, как внутренних (европейские районы и Урал), так и внешних рынков. Удорожание железнодорожного транспорта при нынешних низких ценах на конкурирующий природный газ сделало уголь неконкурентоспособным. Последний фактор усугубляется также отсутствием отечественной технологии эффективного сжигания угля и нерешенностью экологических проблем.

В нынешних рыночных условиях должна быть повышена конкурентоспособность угля относительно других энергоресурсов. Поэтому важнейшим условием успешного развития угольной промышленности является достаточно быстрый уход от сегодняшних искусственно заниженных цен газа к его конкурентным рыночным ценам. Дефляция цен на газ ведёт к сдерживанию роста производства и развития технологии в других отраслях ТЭК.

Другим условием успешного развития угольной промышленности является снижение собственных издержек добычи и переработки угля, а также транспортных тарифов. Выполнение этого условия позволит углю занять значительно более весомое место в структуре ТЭК. Ключ от этого находится в руках государства и регулируемой им железнодорожной монополии.

Электроэнергетика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...