Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охарактеризуйте функции языка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

ТЕМА: « Язык и речь.Функции языка. Стили и типы речи».

План

 

1. Язык и речь.

2. Функции языка.

3. Типы и стили речи.

 

ЦЕЛЬ: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основ-

ными характеристиками каждого функционального стиля типа речи.

 

1. Определить понятие:

Язык – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Речь – ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции языка – ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Описание – ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повествование – _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассуждение – _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стиль – _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Охарактеризуйте функции языка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Охарактеризуйте стили речи (сфера применения, функции,

основные стилевые особенности, основные языковые средства, жанры, подстили, типы речи).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М: Логос,

2010. - С. 7 – 10.

2. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд. перераб. и

доп. - М: ИНФРА-М, 2009. - С. 13 – 16, 26 – 54.

3. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических

вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С. 194 – 211 (серия «Учебники для тех-

нических вузов»).

4. Шупенина В.И. Культура речи: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ,

2005. – С. 47 – 55.

 

 

 

БЛОК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Выпишите сочетания, в кото-рых язык имеет значение:

а) «подвижный мышечный орган в полости рта»,

б) «орган речи»,

в) «язык как средство общения».

Придумайте с ними пять предложений.

Боек на язык. Злой на язык. Вертится на языке. Остер на язык. Попадать на язык. Распускать язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Тянуть/дергать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный/подвешенный язык. Язык за-

плетается. Язык без костей. Язык не повернется/не поворачивается сказать. Язы-ком болтать/трепать/чесать/молоть. Язык сломаешь. Укоротить язык. Укороти язык. Черт дернул за язык. Бегать высунув/высуня/высунувши язык. Будто/слов-но/точно корова языком слизнула. Как языком слизнуло. Показывать/показать язык. Язык на плече. Вертится на языке/на кончике языка. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Эзоповский/эзопов язык.

2. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи?

1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконрав-ственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.
Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга — огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся — тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?
Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете.
Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается сос-траданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими. (По О. Кучкиной)
2) Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, кажется ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застен-чиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей, ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее — во вну-треннем. Но ни тени самоуверенности и так лелеемого в себе красавицами «баль-ного», дешевого самодовольства. Ее женское только скользит, только реет. (А. И. Цветаева)
3) Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секун-ды. Волк — старый зверь с седой спиной — бежал неторопливо, очевидно, убеж-денный, что никто не видит его... Николай закричал не своим голосом, и сама со-бою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водо-моины, наперерез волку... Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому скачет, — он видел толь-ко волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощи-не. Первая показалась вблизи зверя черно-пегая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе... вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать (как это она всегда делала), Милка вдруг стала упи-раться на передние ноги. (По Л. Н. Толстому)
4) В начале июля добрались уже до хлебного, просторного Воронежа. Там нашел, наконец, Жуковский подходящего себе сотоварища.
В самый день приезда наследника жандарм явился в семью Кольцовых: губернатор требует к себе поэта. Сначала все всполошились. Но вызов был мир-ный и Кольцовым даже полезный: Алексея Васильевича приглашал к себе Жуков-ский. Два воронежских дня он провел вместе с Кольцовым — Кольцов и Воронеж тоже были Россия, густой, крепкий ее настой. Пили чай в купеческом доме, вмес-те разгуливали по городу, с острожной горы любовались широкими видами, луга-ми, лесами дальними — той огромностью и мощью русской, что так чувствуется в Воронеже и его крае. Старина, собор, святой Митрофаний Воронежский, святой Тихон Задонский... а внизу под горой старые домики Петровской слободы: иной мир, но История, Петр, судостроительство... (И. Зайцев)

3. Определите, к каким стилям речи относятся данные тексты. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики того или иного сти-ля.

I) Представление об атомах как мельчайших неделимых частицах было под-вергнуто сомнению еще Д. И. Менделеевым, который высказал предположение, что атомы простых тел образованы сложением некоторых еще меньших частей.
Непосредственные доказательства сложности строения атома были полу-чены в экспериментах по пропусканию электрического тока через разреженные газы... Прямым доказательством сложности строения атома было открытие само-произвольного распада атомов некоторых элементов, названное радиоактивнос-тью. В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что соединения урана засвечивают в темноте фотопластинку, ионизируют газы, вызывают свечение флюоресцирующих веществ. В дальнейшем выяснилось, что этой способностью обладает не только уран... («Основы общей химии»)
2) Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Феде-рации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускают-ся.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Цен-трального банка Российской Федерации, которую он осуществляет в независи-мости от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федераль-ным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федераль-ным законом, и размещаются на добровольной основе. (Конституция Российской Федерации)

3) Зима с ее капризами далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как за-метно вырос автомобильный парк столицы Черноземья, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны, наконец, проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастро-фах и травмирования огромного количества людей. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе — это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеход-ном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила до-рожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.
4) Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной — другое дело! Куда ни глянешь — море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лило-вые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных кра-сок. А всяких птиц — счету нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе — ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца — бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют. Будь у меня ружье — настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник. Птиц страсть как люблю.
5) Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое. (И. С. Тургенев)

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

ТЕМА: « Язык и речь.Функции языка. Стили и типы речи».

 

План

 

1. Язык и речь.

2. Функции языка.

3. Типы и стили речи.

 

ЯЗЫК И РЕЧЬ

 

Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и тру­дятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использова-ние каждым отдельным человеком — два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носите­лей язы-ка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой со-вокупности. Сказанное позволяет разгра­ничивать два понятия — язык и речь.

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык — это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функ-ционирование языка.

Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Чтобы в этом убедиться, достаточно пред­ставить себе, что существует не-кий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ни-чего, что было бы написано на нем раньше. В этом случае разве мы можем знать о существовании этого языка? Но и речь не может существовать без языка, посколь-ку речь — это его практическое использование. Язык необходим, чтобы речь бы-ла понятной. Без языка речь пере­стает быть собственно речью и превращается в набор бессмыслен­ных звуков.

Несмотря на то что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои, противоположные, особенности:

1) язык — это средство общения; речь — это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней коррек­тируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринима-емых слухом;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием общества, в нем отражается «кар­тина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, которая вно­сит в последо-вательность слов иерархичесие отношения; речь имеет линейную органи-зацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения — речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтичес­кой) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсут-ствуют (пример — начало одного из стихотворений С. Есенина: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»).

Понятия язык и речь соотносятся как общее и частное: общее (язык) выра-жается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулиру-ет их межличностное и социальное взаимодей­ствие, координирует их практичес-кую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом исторического опыта народа и личного опыта индивида, форми­рует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (обществен-ное сознание), служит материалом и формой художественного творчества.

Таким образом, язык тесно связан со всей человеческой дея­тельностью и выполняет разнообразные функции.

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

 

Функции языка — это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может су-ществовать. Главнейшие базовые функции языка — коммуникативная и когни-тивная, имеющие раз­новидности, т. е. функции более частного характера.

Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим сред-ством человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица дру-гому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспе­чивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, лю-ди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздей­ствуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятель-ности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие че-лове­ческого общества.

Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может вы-полнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления челове-ка; поэтому возможен обмен информацией, знаниями, опытом.

Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка — когнитивная (т. е. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык — важнейшее средство получения новых знаний о дейст­вительности. Когнитивная функция свя-зывает язык с мыслитель­ной деятельностью человека.

Помимо перечисленных язык выполняет еще ряд функций:

· фатическая (контактоустанавливающая) — функция созда­ния и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и проща-нии, обмен репликами о погоде и т. п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно (реже — сознательно) направлено на установление или поддержание контакта. Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, одна-ко в целом такое общение стандартно и минимально информативно. Стандарт-ность, поверхностность фатического общения помогают устанавливать контак-ты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность;

· эмотивная (эмоционально-экспрессивная) — выражение субъективно-психо-логического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в сред-ствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;

· конативная — функция усвоения информации адресатом, связанная с сопере-живанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обще-стве или рекламные тексты — в современном);

· апеллятивная — функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побу­дительные предложения);

· аккумулятивная — функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании. Эта функ-ция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепля­ются в единицах языка);

· метаязыковая (речевой комментарий) — функция истолкова­ния языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с труд-ностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профес-сиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказы­ваниях о языке — на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;

· эстетическая — функция эстетического воздействия, прояв­ляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фак-туру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в са-мых различных жизненных обстоятельствах. С по­мощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, обща-ется с другими людьми.

 

ТИПЫ РЕЧИ

 

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои ком-позиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повес-твование и рассуждение.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Ши-роко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские расто-пыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

 

Описание — это мир в покое (одна фотография) Типичная компо-зиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вы- вод, заключение Разновидности описания: 1) описание пред-мета, человека (его характеристика) Какой он?
2) описание места Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
3) описание состо-яния окружающей среды Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
4) описание состо-яния лица (челове-ка) Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о пос-ледовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание по-вествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) Типичная композиция повествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий) Разновидности повествования: 1) изобразительное; 2) информативное

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, осо-бенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, раз- работал и т. д.).
Н а п р и м е р:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся пе-редними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объ-ясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях собы-тий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Рассуждение —этомысли о мире, а не сам мир     Типичная компози-циятекстов-рассужде-ний включает: 1) тезис (мысль, требу-ющую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргу-менты, доводы, доказа-тельства, примеры); 3) вывод Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
  2) рассуждение- объяснение Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
    3) рассуждение- размышление Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указы-вающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Н а п р и м е р:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызы-вают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
(К. Г. Пау-стовский)

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а пози-цию — более убедительной.

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значи-тельно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повество-вание; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элемен-тами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

 

СТИЛИ РЕЧИ

 

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и спосо-бов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфе-ре бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).

Научный стиль

Сфера применения (где?) Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
Функции (зачем?) Сообщение, научное объяснение
Основные стилевые особенности Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвле-ченный характер информации, отсутствие эмоциональности
Основные языковые средства Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент по-лезного действия и др.); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, ма-триархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в резуль-тате, за счет, в связи, в отличие и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
Жанры Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учеб-ных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (от-дельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описа-ние, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).

 

Официально-деловой стиль

Сфера применения (где?) Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой дея-тельности
Функции (зачем?) Сообщение, информирование
Основные стилевые особенности Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсут-ствие эмоциональности и оценочности
Основные языковые средства   Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, пол-номочия, надбавка); канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимуще-ственно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встре-чающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий); языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, со-гласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения); сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.); значительные по объему сложные и осложненные предложения
Жанры Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги

В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

 

Публицистический стиль

Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуж-дение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному во-просу
Основные стилевые осо
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...