Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление и развитие стиля барокко




 

В переводе с итальянского «barocco» означает «причудливый, вычурный» и действительно, барокко – стиль резких контрастов и неожиданных сопоставлений. В этом искусстве нашли яркое выражение новые представления об изменчивости, драматической сложности и конфликтности мира. Для произведений, созданных в стиле барокко характерно сочетание идеального и материалистичного, духовного порыва и земного чувственного начала, иррациональных мистических представлений и живого ощущения красоты реального мира.

Во многом развитие стиля барокко было связано с процессами Контрреформации. Напряженная динамика, экспрессивность, патетика, чувственность, театральность стиля как нельзя лучше подходили для воплощения планов Ватикана по восстановлению позиций католицизма. Зрелищность барокко была использована Святым престолом как приманка для верующих, пусть и в ущерб религиозному благочестию. Появление и развитие стиля произошло в Италии, и там, где позиции Ватикана были наиболее прочны – в Испании и Фландрии.

Светские правители также использовали барокко для прославления своего могущества и богатства. Находил этот стиль отклик и у буржуазии, утверждавшей в ту эпоху свой новый статус.

Архитектура. Большинство барочных построек составляли католические храмы, но не менее эффектно этот стиль воплотился в светских зданиях, в городских и дворцово-парковых ансамблях. Главным отличием барочной архитектуры был необычный внешний вид зданий. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным очертаниям, изобилию лепнины, церковные и светские постройки барокко приобрели живописность и динамичность. На смену традиционным планам в форме круга, квадрата или прямоугольника пришли сооружения с «перетекающим» планом в виде эллипса, звезд, различных многогранников. Планы многих городских ансамблей напоминали расположение театральных декораций. Ордер стал объектом значительных деформаций: прерывания, растяжения, скручивания, наложения одних элементов на другие. Плоскость фасада, плафоны, стены заполнялись обилием деталей, скрывавших конструктивные членения. Вместе с перспективными и иллюзионистическими эффектами все это приводило к исчезновению границ между архитектурной конструкцией и скульптурным, живописным декором. Размеры и оформление внутреннего пространства, скрывавшиеся за декорацией фасада, должны были стать сюрпризом для зрителя.

Разработка основных принципов стиля и их воплощение происходили благодаря деятельности итальянских архитекторов. Один из самых ярких представителей римского барокко – Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.). Этот универсально одаренный мастер прославился не только как архитектор, но и как скульптор, театральный декоратор, живописец и график. Свое стремление к синтезу различных видов искусств он воплотил в ансамбле площади перед собором св. Петра в Риме. Другим выдающимся мастером стиля был Франческо Борромини (1599–1667 гг.), чьи небольшие церкви с вычурным оформлением стали вершиной зрелого барокко.

Эпоха барокко отмечена подъёмом монументального и декоративно-прикладного искусства. В интерьерах барочных зданий широко использовалась скульптура (Л. Бернини «Экстаз св. Терезы», Пьер Пюже «Милон Кротонский»), а также лепка и резьба. Достижению одной из главных задач эстетики барокко – созданию иллюзии пространства – способствовало широкое применение огромных зеркал, визуально расширявших пространство, и перспективная роспись потолка, часто изображавшее небо (плафонная живопись). Все это дополнялось изящными дорогими изделиями декоративно-прикладного искусства и роскошно оформленной мебелью.

Живопись. Стиль барокко в живописи проявился в неожиданных композициях и оптических эффектах, в сочетании реальности с фантазией, религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. Преобладали сюжеты религиозного, мифологического или аллегорического характера. Важную роль играли парадные портреты, подчёркивающие общественное положение человека.

Одним из создателей стиля барокко являлся итальянский художник Караваджо, в творчестве которого также сильно проявилось и реалистическое направление. Наивысшего развития стиль барокко достиг в творчестве итальянских живописцев братьев Карраччи и выпускников созданной ими Болонской Академии- Гвидо Рени, Пьетро да Кортона.

В произведениях знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640 гг.) эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим реалистическим началом. Наследие этого мастера многопланово: картины на религиозные и мифологические сюжеты («Оплакивание Христа» и «Союз Земли и Воды»), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи»), сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов»), полные обаяния портреты («Соломенная шляпка»).

Жанру портрета обязан своей славой другой фламандский художник – Антонис ван Дейк (1599–1641 гг.). Он написал сотни портретов, несколько автопортретов и стал одним из создателей английской живописной школы.

Влияние итальянской живописной традиции проявилось в творчестве ряда французских художников Симона Вуэ (1590–1649 гг.)и Шарля Лебрена (1619–1690 гг.), работы которых иногда называют «барочным академизмом».

А испанское изобразительное искусство первой половины XVII в. часто характеризуют как «барочный реализм», поскольку в нем склонность к мистике и религиозной экзальтации сочеталась с мощным стремлением к реализму. Эти особенности ярко проявились в творчестве знаменитых испанских художников Хусепе де Рибера (1591–1652 гг.), создавшего многочисленные полотна на религиозные сюжеты («Пытка Апостола Варфоломея») и Франсиско Сурбарана (1598–1664 гг.), в произведениях которого главными были композиции на темы из житий святых («Погребение святого Бонавентуры»).

Музыка. Как и в архитектуре, зарождение и развитие стиля барокко в музыке происходило в Италии. Именно здесь на закате Ренессанса сформировался новый музыкальный жанр – опера, вокальный и сценический спектакль. Опера прекрасно отражала дух барокко, поскольку была зрелищем. Оперные постановки отличались необыкновенным блеском и сложными декорациями. Европейскую славу приобрели венецианская (Клаудио Монтеверди, Франческо Кавалли) и неаполитанская (Алессандро Скарлатти) оперные школы. Традиции барокко проявились также в оперном искусстве Германии и Англии.

Быстро развивалась инструментальнаямузыка. В XVII в. окончательно сформировалась современная форма инструментального концерта. Становились популярными инструментальные сонаты, сюиты, небольшие пьесы. Наиболее ярко черты барокко проявились в итальянской и немецкой органной музыке. Динамичными танцевальными ритмами и аккордовым сопровождением отличались пьесы для предшественников фортепиано – клавиров, струнных клавишных инструментов (например, клавесина). Создание выдающимися итальянскими скрипичными мастерами семейств Амати, Гварнери и Страдивари более совершенных струнных смычковых инструментов способствовало развитию национальных исполнительских школ.

В барочной исполнительской традиции ценилась прежде всего техническая виртуозность, достижение которой стало для многих музыкантов главной художественной ценностью.

Литература. Яркое воплощение стиль барокко нашел в творчестве испанских писателей, работавших преимущественно в жанре трагедии или драмы. Особенностью литературного процесса в Испании было сохранение в начале XVII в. традиций ренессансного искусства. Наиболее заметны они в творчестве представителя «золотого века» испанской литературы Лопе де Вега (1562–1635 гг.). Его пьесы («Собака на сене», «Учитель танцев») стали классическим образцом испанской национальной драмы и оказали огромное влияние на развитие всей европейской драматургии. Характерное для испанской литературы пессимистическое начало отразилось в религиозных пьесах (ауто) и морально-философских сочинениях («Жизнь есть сон») знаменитого драматурга Педро Кальдерона (1600–1681 гг. ). В его пьесах («Врач своей чести», «Сам у себя под стражей») барочное мироощущение получило наиболее полное выражение.

В литературе Франции выделяют два основных направления: аристократическое и демократическое («низовое») барокко. Они различались не только идеями, но и системой образов и спецификой художественной структуры произведений. Проявлением аристократического направления стала прециозная («жеманная») литература, претендовавшая на выражение изысканных манер и утонченность чувств. Демократическое направление отражало позицию широких народных масс и части буржуазии. «Низовая» линия французского барокко представлена различными течениями, среди которых и поэзия «либертенов» (Теофиль де Вио), и бытописательный роман (Поль Скаррон). Авантюрный сюжет, неожиданные диссонансы и контрасты в судьбе героя, составляли основу этих сочинений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...