Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании.




Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе.

 

Информационные технологии (ИТ.) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, сбор, обработку, хранение, распространение и отображения информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, а так же повышения их надёжности и оперативности.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

a) Предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

b) Целью процесса является получения информации;

c) Средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

d) Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

e) Критериями оптимизации процесса является своевременность доставки информации пользователю, её надёжность, достоверность и полнота.

Три технических достижения составляют основу ИТ.:

· Появления новых средств накопления информации на машиночитаем носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски).

· Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений (радиовещание, телевидение, спутниковая связь, телефонная сеть и др.).

· Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

Информационные технологии делятся на три группы:

Сберегающие - экономят труд, время, материальные ресурсы.

Рационализирующие – улучшают автоматические системы поиска, заказа.

Созидающие (творческие) – информационные технологии включают человека в систему переработки и использовании информации.

 

Современные новые информационные технологии обучения (НИТО) – это совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображения информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно вычислительной техники. НИТО подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а так же постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:

1. универсальные информационные технологии

2. компьютерные средства телекамуникаций

3. компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники

4. мультимедийные программные продукты

Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное обучение (ЭО). Согласно определению, компьютерное обучение – такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО всё больше развеваются на основе последних достижений макро и микроэлектронике, т. е. – электронное обучение – обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида ЭО:

· рецептивный – восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, магнитофонов, видеомагнитофонов и других ТСО)

· интерактивные – обучения в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме.

Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определённого времени и поэтапности осуществления:

1) массовое освоение средств НИТ – создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путём базовой подготовки учителей и учащихся;

2) активное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов, видео – и аудиоматериалов на компактных дисках;

3) радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

 

Сегодня можно утверждать, что внедрение НИТО способствует:

индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом способностей, интересов и потребностей обучаемых;

изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера;

повышение гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному обновлению;

изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.

ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании.

 

ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применения ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создаёт проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеурочной и досуговой работы

Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами её обеспечения – техническим, методическим и организационным.

Техническое обеспечение включает адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемую для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документации информации. Но даже сверх современные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолога – педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.

Большое значение имеет организационное обеспечение ТСО в образовательных учреждениях – их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена. Главной причиной малого использования ТСО является их высокая цена, поскольку не каждое учебное заведение может приобрести те или иные технические средства, а так же боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при её использовании, что является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования ТСО учителями.

Степень применения ТСО зависит от компетентности учителя, подготовленности и интересов учащихся, формы занятости, наличных средств и программно-методического обеспечения. Поэтому выделяют три способа использования ТСО: Эпизодический (используется учителям от случая к случаю), систематический (позволяет учителю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразие её представления для восприятия, когда ТСО продуманно и последовательно включается в процесс преподавания) и синхронный (предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применении ТСО на протяжении всего занятия или значительной части).

Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будет лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...