Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки качества продукции




 

Существует научное направление, которое связано с количественной оценкой качества, оно называется квалиметрией. В квалиметрии используются относительные оценки, и определяется качество продукта по отношению к другому на базе сравнения. Результатом оценки качества продукции должно быть решение о повышении, а для того, чтобы это определить нужно знать существующий уровень качества продукции.

Уровень качества - это не абсолютное значение качества продукции, а относительная величина,показывающая, насколько выше или ниже фактическое качество продукцииотносительно качества аналога. При этом сравнение идет не самих значенийкачества, а величин показателей, характеризующих это качество. Аналогом(лучше сказать - базовыми показателями аналога) могут выступать проектныепоказали того же изделия, приведенные в техническом задании напроектирование, или фактические показатели того же изделия на какой-то моментпроизводства, или показатели другого изделия аналогичного назначения. Взарубежной литературе оценка уровня качества носит название эталонноготестирования, то есть сравнение качества выпускаемого изделия с эталоном

(аналогом).

На предприятии уровень качества определяется после длительного простоя

производства, при аттестации или сертификации продукции, при периодическом или выборочном контроле и т.д.

Для оценки уровня качества продукции применяются, как правило, два

метода: дифференцированный и комплексный.

Дифференцированный метод заключается в сопоставлении единичных

показателей качества данного изделия с соответствующими единичными показателями аналога.

Пусть единичными показателями изделия являются Pиi (i = 1, 2,3,... n) и аналога Pai (i - 1,2,3,...n), где п- число показателей. Сопоставление может иметь следующий вид: Рн / Ра, Ра/ Рн, Ри - Ра, Ра - Ри и др. Наиболее часто

применяются первые два отношения.

Допустим, qi = Ри / Ра. Обычно выбирают то соотношение, при котором происходит улучшение качества изделия. Так, например, если рассчитывается соотношение по показателю «производительность», то в числителе стоит производительность изделия, а если по показателям «вес» или «масса», то в числителе стоит вес аналога.

При анализе результатов имеет место три варианта соотношений: по всем

показателям qi > 1; по всем показателям qi < 1; по одним показателям qi меньше единицы, а по другим - qi больше единицы. Первый вариант бесспорен – наше изделие лучше аналога. Бесспорен и второй вариант - изделие хуже аналога, и запускать его в производство рискованно. Наиболее часто при создании нового изделия сталкиваются с третьим вариантом. Если анализируемые показатели можно разделить на важные и не важные, или на основные и вспомогательные, то наше изделие можно оценить по качеству лучше аналога, если большинство основных (или важных) показателей изделия выше, чем у аналога. Во всех других случаях решение может быть только отрицательным. Вес или приоритет того или иного показателя целесообразно устанавливать по отзывам потребителей продукции или экспертов.

Комплексный метод заключается в определении уровня качества продукции

по комплексным показателям, то есть по совокупности показателей, и применяется для оценки динамики качества изделия за различные промежутки времени, а также при аттестации продукции. Комплексные показатели подразделяются на обобщенные, интегральные и индексные.

Обобщенный показатель качества Qo6 применяется, когда надо выразить

сложное свойство качества продукции. Например, надежность изделия является обобщенным показателем нескольких более простых показателей: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и др. Допустим, что надо определить обобщенный показатель надежности. Рассчитаем дифференциальным методом несколько простых показателей надежности q1,q2,q3,…,qn – Зададимся коэффициентами весомости ci каждого из простых показателей в комплексном показателе, соблюдая при этом условие, что сумма весов всех простых показателей равна 1. В итоге обобщенный показатель будет выражаться следующей зависимостью:

 

Qоб= q1 c1 + q2 c2 +…+qn cn = ∑qici

 

В случае большого разброса значений qi рекомендуется использовать

другую формулу:

 

Qоб= q1c1 +q2c2+…+qncn= ∑qicn

 

Допустим, Qo6 =1,25. Это означает, что надежность нашего изделия на 25%

выше надежности аналога.

Интегральный показатель применяется чаще всего для оценки сложных

экономических показателей, например, эффективности изделия (в зарубежных литературных источниках понятие «эффективность» часто подменяют понятием«производительность»). Обычно под эффективностью изделия понимают отношение суммарного полезного эффекта W от работы изделия к сумме затрат на его создание и эксплуатацию К0 + S:

 

P ин=W\ К0 + S

где Ко - начальные капитальные вложения;

S - эксплуатационные расходы на весь срок службы.

Чаще всего интегральные показатели используются для оценки эффективности машин, станков, сложных механизмов и аппаратов, совершающих определенную работу.[2]

 

 

Управление качеством продукции. Планирование и обеспечение качества продукции.

 

 

В соответствии с международными стандартами ИСО 9000 выделяются основные направления деятельности в области качества:

• планирование качества;

• управление качеством;

• обеспечение качества;

• улучшение качества продукции.

Планирование качества

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Управление качеством продукции

 

Управление качеством продукции необходимо осуществлять, применяя системный и процессный подходы. В соответствии с международной практикой, а именно с ИСО 9001:2000 существует модель процесса менеджмента качества, в основу которой положен процессный подход. Преимущество процессного подхода в заключается в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований, предъявляемых в частности и к качеству продукции. (рис.1.1)

Рис.1.1 Модель процесса менеджмента качества (ИСО 9001:2000)

 

 

 

Для разработки гармоничного подхода к решению вопросов управления качеством, а так же для устранения различий требований на международном уровне Технический комитет Международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии ИСО 9000, которые приняты к применению на территории России. (табл.1.1)

Таблица 1.1

Стандарты системы качества

Стандарты серии ИСО 9000
ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»
ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»
ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды»

 

 

Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию и в международном сотрудничестве и развитию национальных экономик. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Именно в стандартах устанавливаются требования, которые определяют элементы, необходимые для включения в систему качества.

Управление качеством – постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. [3]

На ряду с управлением качеством продукции важную роль играют планирование, обеспечение и услуги качества продукции.

Обеспечение качества продукции

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качеств функционируют в управляемых условиях.

Улучшение качества продукции

Данное направление заключается в постоянном улучшении качества продукции на всех процессах жизненного цикла товара.

На российских предприятиях данные направления деятельности в области качества применяются не столь эффективно по сравнению с зарубежными компаниями. По мнению одного из ведущих российских консультантов в области менеджмента качества, генерального директор консалтинговой компании "Приоритет" (Нижний Новгород) В.А. Лапидуса. Существует ряд проблем, которые «тормозят» эффективное внедрение СМК в частности создание условий для непрерывного улучшение качества продукции.

«Главная цель преобразований - повышение качества продукции и эффективности труда. Но для того, чтобы создавать хорошую продукцию, нужно пересмотреть сам подход к понятию "качество". Высокое качество должно быть встроено в продукт, стать одним из его элементов. И участие в создании этого "агрегата" должны принимать все участники процесса производства. Это основной принцип тотального управления качеством (ТQM).[4]

Если обратиться к зарубежному опыту управления качеством продукции, то в этой сфере выделяется США и Япония. В качестве критериев в зарубежных моделях управления качеством применяются возможности реализации модели, получаемые результаты и их сравнение с затратами, связанные с работой модели, системы. Главной особенностью таких моделей является их ориентация на потребителя. Наибольшую известность и распространение на предприятиях Европы, Японии, Америки получили две концепции: TQC (англ. Total Quality Control) и CWQC (англ. Company-Wide Quality Control) Концепция TQC реализует построение хорошо структурированного функционального подразделения, специализирующегося на проблемах качества. Ответственность за качество продукции в такой концепции полностью возлагается на высшее руководство предприятия. Концепция CWQC основывается на децентрализации функций управления и включает участие и всего персонала предприятия в управлении качеством, включая и рядовых работников. [5]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...