Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суняев Л.В., Унтерберг Е.С., Богатырев Д.Ю. Комментарий к Правилам дорожного движения в Российской Федерации. - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.

Развернуть

  • Суняев Л.В., Унтерберг Е.С., Богатырев Д.Ю. Комментарий к Правилам дорожного движения в Российской Федерации. - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.
  • 1. Общие положения (п.п. 1.1 - 1.6)
  • 2. Общие обязанности водителей (п.п. 2.1 - 2.7)
  • 3. Применение специальных сигналов (п.п. 3.1 - 3.6)
  • 4. Обязанности пешеходов (п.п. 4.1 - 4.8)
  • 5. Обязанности пассажиров (п.п. 5.1 - 5.2)
  • 6. Сигналы светофора и регулировщика (п.п. 6.1 - 6.16)
  • 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки (п.п. 7.1 - 7.3)
  • 8. Начало движения, маневрирование (п.п. 8.1 - 8.12)
  • 9. Расположение транспортных средств на проезжей части (п.п. 9.1 - 9.12)
  • 10. Скорость движения (п.п. 10.1 - 10.5)
  • 11. Обгон, опережение, встречный разъезд (п.п. 11.1 - 11.7)
  • 12. Остановка и стоянка (п.п. 12.1 - 12.8)
  • 13. Проезд перекрестков (п.п. 13.1 - 13.13)
  • 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств (п.п. 14.1 - 14.7)
  • 15. Движение через железнодорожные пути (п.п. 15.1 - 15.5)
  • 16. Движение по автомагистралям (п.п. 16.1 - 16.3)
  • 17. Движение в жилых зонах (п.п. 17.1 - 17.4)
  • 18. Приоритет маршрутных транспортных средств (п.п. 18.1 - 18.3)
  • 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (п.п. 19.1 - 19.11)
  • 20. Буксировка механических транспортных средств (п.п. 20.1 - 20.4)
  • 21. Учебная езда (п.п. 21.1 - 21.6)
  • 22. Перевозка людей (п.п. 22.1 - 22.8)
  • 23. Перевозка грузов (п.п. 23.1 - 23.5)
  • 24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (п.п. 24.1 - 24.7)
  • Приложение 1. Дорожные знаки
  • Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики

Комментарий к Правилам дорожного движения в Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)
(с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 10 мая 2010 г., 6 октября, 23 декабря 2011 г.)

 

1. Общие положения

 

Комментарий к п. 1.1

 

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту комментария - Закон о безопасности дорожного движения) единый порядок дорожного движения на всей территории России устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.

Основными принципами безопасности дорожного движения в нашей стране являются:

1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, то есть главным всегда будет выступать жизнь и здоровье человека, а не какое-то имущество, вещи и т.п. Это объясняется тем, что ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. В данном случае речь идет о том, что, в первую очередь, в отношениях дорожного движения необходимо рассматривать ответственность и полномочия государства, какого-то органа и т.д., а уже потом подходить к ответственности гражданина. Ведь человек мог чего-то не знать и не сделать, а должностное лицо, уполномоченное ему объяснить о каком-то аспекте в обеспечении безопасности дорожного движения, этого не сделало. Или другой пример: на перекрестке неисправен светофор, регулировщик также должным образом не исполнял свои обязанности по упорядочению движения автотранспортных средств и пешеходов, что явилось причиной ДТП. При таких обстоятельствах будет закономерным поставить вопрос о возложении обязанности по возмещению причиненного вреда на должностное лицо, уполномоченное осуществлять регулирование движения на перекрестке с учетом изложенных обстоятельств;

3) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим поведение участников дорожного движения, являются комментируемые Правила дорожного движения РФ (далее по тексту комментария - Правила, ПДД). Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров и регулировщика.

Правила устанавливают единый порядок дорожного движения, определяют сферу их правового регулирования, которая ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не может распространяться на другие виды движения (например, железнодорожное, водное и т.п.).

Под дорожным движением в Законе о безопасности дорожного движения понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом под дорогой данный закон и ПДД понимают обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.

Для перевозки отдельных видов опасных грузов разрабатываются соответствующие правила или инструкции, в которых, исходя из особенностей транспортировки этих грузов, устанавливаются дополнительные требования безопасности. При этом они не должны вступать в противоречие с нормами ПДД. К примеру, среди таких документов выделяют различные правила технической эксплуатации, инструкции и иные нормативные акты. Если же возникают противоречия между Правилами и ведомственным нормативным актом, должно выполняется предписание ПДД. Потому что всякое отступление от Правил, расхождение с их положениями может нарушить установленный порядок движения и создать угрозу для его безопасности, так как в этих случаях другие участники движения будут действовать в соответствии с Правилами и обоснованно рассчитывать на взаимное соблюдение их любым иным лицом.

Так, можно назвать постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Эти правила определяют порядок заключения договора перевозки грузов, договора фрахтования транспортного средства для перевозки грузов; предоставления транспортных средств и контейнеров, предъявления и приема груза для перевозки, погрузки грузов в транспортные средства и контейнеры; определения массы груза, опломбирования транспортных средств и контейнеров; сроки доставки, выдачи груза; порядок очистки транспортных средств и контейнеров; особенности перевозки отдельных видов грузов; порядок составления актов и предъявления претензий. Также можно указать на Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73, которые устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей. Кроме того, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, установлен порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок. В настоящее время действуют Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.). Эти правила определяют порядок заключения договоров на перевозку грузов, приема грузов к перевозке, маркировки грузов, пломбирования и обандероливания грузов, погрузки и разгрузки грузов, оформления перевозочных документов, выдачи грузов, переадресовки грузов и т.д.;

4) программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Данный принцип реализуется путем разработки и принятия федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Так, можно назвать муниципальную целевую Программу "Повышение безопасности дорожного движения в Клинском муниципальном районе в 2011-2013 гг.", утвержденную постановлением администрации Клинского муниципального района МО от 13 апреля 2011 г. N 547. В Перечень мероприятий Программы включены:

- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

- повышение эффективности дорожно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

- обеспечение повышения уровня безопасности и технического состояния средств организации дорожного движения;

- строительство, ремонт и обустройство пешеходных тротуаров и переходов;

- устройство пешеходных ограждений со сходом для маломобильных групп населения;

- совершенствование контрольно-надзорной деятельности, деятельности по ликвидации последствий и снижению тяжести дорожно-транспортных происшествий.

Также укажем на Муниципальную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Юбилейный Московской области на 2011-2013 годы", утв. постановлением главы городского округа Юбилейный МО от 29 сентября 2011 г. N 459. В результате реализации данной Программы предполагается совершенствование политики в работе с участниками дорожного движения, организации дорожного движения в городе, обеспечение безопасных условий движения на дорожной сети, оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (далее по тексту комментария - ДТП) на догоспитальном этапе, как следствие, снижение аварийности на дорогах и сокращение числа погибших в ДТП.

На федеральном уровне в настоящее время действует Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", которая утверждена постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100. Целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза в 2012 году по сравнению с 2004 годом. Это позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.

 

Комментарий к п. 1.2

 

Уяснение смысла и содержания отдельных понятий и терминов, используемых в ПДД, необходимо для единообразного понимания содержащихся в этом документе требований. Следует отметить, что ряд включенных в ПДД терминов заимствован из Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), принятой с целью облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах. Рассмотрим более подробно закрепленные в п. 1.2. ПДД термины и понятия.

1) Автомагистраль - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными переездами или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Это объясняется тем, что, как правило, статус "автомагистраль" присваивают автомобильным дорогам большой протяженностью с высокой пропускной способностью и предназначенной для скоростного движения. Для пешеходов на таких дорогах устраивают подземные переходы или мосты в целях соблюдения безопасности дорожного движения. На автомагистралях часто устраивают широкую обочину для остановки в непредвиденных случаях.

Съезды и выезды на автомагистрали оборудованы полосами замедления и ускорения. Согласно ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования (утв. приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2005 г. N 296-ст) к классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

Следует отметить, что на автомагистралях, как правило, применяются специальные ограждающие сетки, исключающие появление на дороге диких или домашних животных. На таких дорогах разрешено движение с повышенной скоростью (например, со скоростью до 110 км/ч) и установлен особый порядок движения. Все требования Правил, касающиеся порядка движения по автомагистралям, за исключением повышенного до 110 км/ч скоростного режима, распространяются также и на дороги, обозначенные знаком 5.3 "Дорога для автомобилей".

На автомагистралях запрещено:

- движение пешеходов, мопедов, домашних животных, велосипедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых менее 40 км/ч;

- движение грузовых автомобилей далее второй полосы, если их масса более 3,5 тонн;

- остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных соответствующими знаками 6.4 и 7.11;

- движение задним ходом;

- учебная езда;

- разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы.

Ширина и количество полос движения, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, продольные уклоны, видимость и т.п. (это относится к инженерно-техническим характеристикам автомагистралей), определяются действующими нормами.

В нашей стране количество автомагистралей постоянно растет. Примером автомагистрали является автодорога Москва-Рига.

Первой в мире автомагистралью считается автодорога для движения механических транспортных средств, построенная в Италии. Движение на ее первом участке было открыто в 1922 году. Далее строительство было продолжено в Германии (1924 год). В России первую автомагистраль начали строить в 1936 году. В настоящее время проектируется и строится трансевропейская магистраль и магистраль Европа-Россия-Азия-Америка.

2) Автопоезд - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). Автопоезды могут состоять из автомобиля-тягача и прицепа (прицепной автопоезд) или полуприцепа (седельный автопоезд). Тягач - самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки неисправных самоходных машин (автомобилей, танков и проч.) и самолетов на аэродромах. В качестве тягача может выступать автомобиль, трактор или специальная самоходная машина. Полуприцеп - разновидность прицепа, которая своей передней частью опирается на тягач.

Правилами дорожного движения предусмотрено, что при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, на время его остановки или стоянки должен быть включен опознавательный знак "Автопоезд".

Движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Среди них можно назвать следующие: Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ 27 мая 1996 года), Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.).

3) Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Отличительным признаком велосипеда является отсутствие двигателя. В части, касающейся требований к порядку движения, велосипед и мопед равнозначны.

Согласно требованиям велосипед при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости должен иметь соответствующее светотехническое оборудование.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

4) Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Понятие "водитель" означает лицо, осуществляющее функцию управления любым транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка, мопед или велосипед. При этом лицо считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами вообще, транспортными средствами конкретной категории либо как таковое право управления отсутствует. Правила дорожного движения также относят к водителям погонщиков вьючных, верховых животных или погонщиков (пастухов) стада.

Характерно, что в ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту комментария - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) определение понятия "водитель" не совпадает с определением водителя, которое приводится в ПДД. Так, в упомянутом законе под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо. Получается, что понятию "водитель" дается разная трактовка- Да, это так. Но и в п. 1.1 Правил дорожного движения сказано, что "Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им". Однако закон обладает более высокой юридической силой, нежели нормативный акт, утвержденный постановлением Правительства РФ. Учитывая повышенную ответственность обучающего вождению, ПДД эту категорию участников движения приравнивают к водителям.

Необходимо отдельно рассмотреть термин "водитель" применительно к заключительному этапу процесса обучения - сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами в ГИБДД.

Необходимые требования к оборудованию экзаменационного транспортного средства содержатся в п. 28 "Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396. Они идентичны требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 5) в отношении дополнительного оборудования учебного транспортного средства: наличие дублирующих педалей привода тормоза и сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией), зеркала заднего вида для обучающего вождению (экзаменатора), опознавательного знака "Учебное транспортное средство". Поэтому при проведении практического экзамена на получение права на управление транспортными средствами обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения ложится на лицо, находящееся на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством. При этом на данном месте может находиться как сотрудник ГИБДД (экзаменатор), так и владелец транспортного средства. Следовательно, именно на данное лицо будет распространяться понятие "водитель".

В то же время дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделе 24 Правил и касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Например, управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

- перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

5) Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Это понятие встречается в ряде пунктов Правил (п. 7.2, 12.6, 15.5 и др.) и при этой остановке в местах, где остановка (преднамеренное прекращение движения) запрещена, следует включить на транспортном средстве аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (п. 7.2 ПДД). Далее в соответствии с пунктом 12.6 ПДД необходимо принять все меры для отвода транспортного средства из этого места.

Не следует путать понятие "вынужденная остановка" с так называемым служебным (технологическим) прекращением движения при запрещающем сигнале светофора, указании регулировщика, выполнении требований дорожных знаков 2.4 "Уступите дорогу" и 2.5 "Движение без остановки запрещено", предоставлении преимущества в движении, а также в пробках и заторах.

6) Главная дорога - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

В ПДД понятия "главная" и "второстепенная" дорога используются для определения приоритета при движении через перекрестки и не имеют отношения к технической классификации дорог. Поэтому при проезде перекрестков водители должны руководствоваться именно этими понятиями.

Признаком главной дороги по отношению к пересекаемой (примыкающей) на нерегулируемом перекрестке служит, прежде всего, наличие перед перекрестком знаков 2.3.1-2.3.3 или в начале дороги знаков 2.1 или 5.1 (знак 2.1 в населенных пунктах должен повторяться перед перекрестками).

Согласно п. 16.3 Правил знак 5.3 "Дорога для автомобилей" распространяет требования раздела 16 Правил на такие дороги. Однако наличие знака 5.3 не делает обозначенную таким образом дорогу главной по отношению к пересекаемой.

7) Дневные ходовые огни - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Фары ближнего света или дневные ходовые огни должны включаться в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения. Установка дневных ходовых огней является обязательной с 1 января 2016 г. согласно постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", а пока является факультативной на транспортных средствах, используемых для перевозки грузов, - автомобилях грузовых и их шасси, автомобилях легковых. Дневные ходовые огни должны иметь белый цвет излучения, устанавливаться в количестве двух приборов на одном транспортном средстве. Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов. Установка дневных ходовых огней запрещена на прицепах (полуприцепах) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам.

8) Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Автомобильные дороги (внегородские), городские улицы и дороги проектируют и строят в соответствии с различными нормами. Как правило, в Российской Федерации при проектировании автомобильных дорог руководствуются нормами СНиП 2.05.02-85, а при проектировании улично-дорожной сети в городах и других населенных пунктах - СНиП 2.07.01-89. Эти нормы содержат параметры, характеризующие улицы и дороги как инженерные сооружения.

В Правилах дорожного движения законодатель вводит обобщенный термин "дорога", который включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения. Понятием "дорога" охватываются не только специально построенные, но также приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки. Тротуары и обочины также являются элементами дороги. Поэтому пункты 9.9, 12.1 и 12.2 регулируют порядок движения и стоянки на них.



 

9) Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Определение данного понятия тождественно определению, приведенному в статье 2 Закона о безопасности дорожного движения. Ранее вместо термина "дорожное движение" использовалось понятие "движение по улицам городов, населенных пунктов и дорогам". В определении понятия "дорожное движение" делается акцент именно на те правоотношения, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов, водителей, транспортных средств и окружающую среду. Основными нормативными актами в данной сфере для участников дорожного движения являются ПДД и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также ряд законодательных и подзаконных актов, государственных стандартов, ведомственных документов и т.д.

10) Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий:

- транспортное средство должно двигаться;

- событие должно быть связано с этим транспортным средством;

- последствия события должны соответствовать перечисленным в определении.

Следовательно, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП нанесение травмы водителю во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле.

С учетом комментария к термину "дорога" к ДТП не относятся события, возникшие в процессе движения вне дорог.

В Российской Федерации действует государственная система учета ДТП, осуществляемая ГИБДД в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 508 "О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения". Учет общего количества ДТП ведется органами внутренних дел (ГИБДД МВД России), учет пострадавших (раненых и погибших) при дорожно-транспортных происшествиях - медицинскими учреждениями и органами внутренних дел.

В Государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или ранены люди. Организация работы по государственному учету количества ДТП и пострадавших в них граждан осуществляется в соответствии с Правилами учета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий".

К числу погибших при ДТП относятся граждане, не только скончавшиеся на месте ДТП, но и умершие в результате полученных травм в течение семи суток с момента ДТП. К раненым относят пострадавших при ДТП, которые были госпитализированы на срок не менее суток или которым было назначено амбулаторное лечение.

На каждое ДТП, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется специальная карточка учета дорожно-транспортного происшествия, в которой отражаются сведения о месте совершения и виде ДТП, дорожных условиях, транспортных средствах, совершивших ДТП, его участниках и др.

Все ДТП подразделяются на девять основных видов:

- Столкновение - это когда движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

- Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

- Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

- Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (столб, дерево, ограждение и т.д.).

- Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека.

- Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

- Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

- Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и т.п., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

- Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т.п.) и др.

11) Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

С учетом понятия "дорога" железнодорожный переезд - это место, специально оборудованное для безопасного пересечения транспортными средствами железнодорожного полотна. Пересечения с трамвайными путями не относятся к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью дороги.

Порядок движения через железнодорожные переезды изложен далее.

12) Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

Термин "маршрутное транспортное средство" условно объединяет перечисленные виды транспортных средств общего пользования для удобства применения в тексте Правил дорожного движения. Необходимость выделения этих транспортных средств в отдельную группу объясняется тем, что в целом ряде случаев Правила дорожного движения устанавливают для них определенный порядок движения (см. дорожные знаки 3.1-3.3, 3.18.1 и 3.18.2, 3.19 и 3.27, а также разделы 6, 8-10, 12-14, 18 и др.).

Здесь следует отметить, что пока еще остается открытым вопрос о том, относятся ли маршрутные такси к маршрутному транспортному средству. Раньше ответ был однозначный - нет, маршрутка - это не общественный транспорт. Впоследствии было принято постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Некоторые углядели в его тексте указание на то, что маршрутки теперь нужно приравнять к общественному транспорту. Однако прямого указания в названном постановлении на это не имеется. Кроме того, и среди должностных лиц, отвечающих за безопасность дорожного движения, нет единого мнения по этому вопросу. Так, например, генерал-полковник Виктор Кирьянов - главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ - в интервью журналу "За рулем" (N 9 за 2010 год, стр. 211) сказал, что маршрутные та

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...