Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация прикладного программного обеспечения.

Информационные технологии. Классификация информационных технологий.

Информационные технологии – процесс сбора информации и ее обработки. Классификация ИС по масштабу. Масштабируемость – способность ИС наращивать число пользователей имеющих способность одновременного доступа к системе.

Выделяют 4 категории ИС: 1)Локальные ИС (Row End PC) - системы с небольшими функциональными возможностями, исп. Для нескольких пользователей и малых предприятий, которые могут работать на персональных компьютерах даже без доступа в сети (1С бухгалтерия); 2)Малые интегрированные системы. Охватывают большое число функц. Их внедрение требует специальных консультантов, но работают на малых масштабах. (1С предприятие, Галактика, Парус); 3)Средние интегрированные системы. Охватывают много пользователей, имеют сложное и дорогое внедрение под руководством консультантов; 4)Крупные интегрированные системы(ERP) – Oracle,T-Flex.Отличие крупных и средних систем состоит в том, что на внедрение вкладывается разное количество денег. Внедрение ERP систем требует несколько тысяч долларов. Локальные и ERP системы имеют очевидное отличие от других систем. Разработчики интегрируемых систем постоянно развивают свои продукты, расширяют их функциональность и масштаб действий.

КИТ – способы использования вычислительной техники, программного обеспечения, систем связи и данных, подлежащих приему, передаче, обработке и хранению, и отражающие реальную действительность или интеллектуальную деятельность во всех сферах жизни общества.

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в материальных, технических, энергетических, трудовых факторах производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Проблемы перехода к информационному обществу. Политика РБ в сфере информатизации.

Информационное общество- новое название для постиндустриального общества подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры-информацию.

3. Понятие «информационная система». Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем включает информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

 

Средства автоматизации офисной работы

Технич.обеспечение-совокупность средств вычислительной техники и доп.устройств, предназначенная для выполнения обработки информации определенного вида. В деятельности любой организации значительное место занимает документооборот. Чтобы повысит качество документов, ускорить их обработку, размножение, передачу применяют различные тех.средства, позволяющие автоматизировать процесс обработки передачу управленческо или другой информации. – их наз. Оргтехникой (копировальная техника, средства связи, микрокалькуляторы, периферийные устройства ЭВМ).

 

6. Дополнительные устройства ЭВМ – устройства не входящие в типовой комплект ПЭВМ (сканер, трекбол, световой грифель, графический поднос, джойстик, графические карт, экспонатор, модем, звуковая карта,)

 

Эволюция и характеристика операционных систем.

ОС – это комплекс программ, обеспечивающих работу самого компьютера и диалог пользователя с компьютерам.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. Основные функции операционных систем

2. Модульная структура операционных систем

3. Операционные системы общего назначения

4. Операционные системы специального назначения

5. Операционные системы, основанные на графическом интерфейсе

6. Генерация операционной системы

 

Классификация прикладного программного обеспечения.

ПО- сов-ть программ обратки данных и необходимых для их эксплуатации документов. Принята след.классиф. ПО(Системное, пакеты прикладных программ, инструментально-технологич.программирование).

Классификация ППП

- Проблемно-ориентировано ППП.---классификация по признакам: типом предметной области, информационные системы.Различ. след. ПП существ. на рынке(автономного бухгалтерского учёта и финанс.деятельности, управление персоналам, банк.операц.системы)

- Автоматизационное проектирование-предназначена для конструирования, конструировании, построении схем и др.

- ПП общего предназначения содержит широкий перечень программных продуктов,поддержание инф-ых технологий конечного пользования.

- Интегральные пакеты = набор нескольких программных продуктов функционированно дополненых др.др, поддерживающие единые инф.технлогии, реализуемы на общей вычеслительной иоперационных платформах.

Осн.компаненты интегральных пакетов(СУБД, текстов.редактор и процессор, органайзер, средство) поддержки электронной почты, граф.редактор, созд-е призентаций

- Офисные ПП- вкл. Программное обеспечение организованое управление деятельностью офиса

- Настольно-издательские—системы используются дзд.ля форматирования и редактирования текста, созд.заголовков, печати страниц и т.д

- Програмные средства мультимедиа – создания и использования аудио и видио инф.

- Система искуственного интелекта-реализует отдельные ф. интелекта человека. Осн.компонениы-База знаний, интелектуальный интерфейс с пользованием и программмным формированием логических выводов

9.Классификация программного обеспеченияПО - комплекс программ, позволяющих обеспечить работу компьютера от момента его включения до момента выключения и осуществлять автоматизированную обработку информации на нем.Классификация по условиям распространения:· Коммерческое ПО;· "свободное" ПО: общедоступные программы (public domain freeware), бесплатные программы (freeware), условно-бесплатное ПО (shareware). 10. Классификация информационных ресурсов. Информационные ресурсы – это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, массивы. К информационным ресурсам относятся печатные, рукописные, электронные издания, которые содержат нормативные и справочные документы по законодательству, политической, социальной сфере, отраслям производства и т.д.Информационные ресурсы делятся на: • государственные (информационные ресурсы государственных субъектов хозяйствования, которые формируются в результате их деятельности; информационные ресурсы органов власти и управления всех уровней)• негосударственные (те ресурсы, которые создаются негосударственными образованьями в интересах жизнедеятельности общества)Для обработки информации и предоставления пользователю создаются автоматизированные информационные системы работы с информационными ресурсами. Они подразделяются на 5 классов:1. автоматизированные системы информационных ресурсов;2. системы управления документами и документооборотом;3. автоматизированные информационно-аналитические системы;4. автоматизация информационной системы принятия решений:• системы традиционного моделирования ситуаций;• экспертные системы (аккумулируют знания и представляют специальные варианты принятия решений);• нейронные системы (информационные аналитические системы в биржевом банке, в государственном управлении)• автоматизированные информационные системы поддержки государственных решений;5. автоматизированные системы программируемого принятия решений. 11. Информационные услуги и режимы их предоставления Инф. услуга – передача информации ее владельцем другому лицуДля предоставления инф.услуг используются:*бумажные носители(книги.журналы)*машинные носители (диски,касеты,флэшки) *средства коммуникаци (тел.факс)*компьютерные сети Информационные услуги: • услуги по информационному обслуживанию: поиск информации; обработка информации; выдача данных (документов); хранение информации; • услуги по пользованию Интернетом, АИС, БД, их сетями: консультационные услуги; услуги по передаче информации; услуги по доступу к Интернету; услуги по пользованию электронной почтой и формированию личных сайтов. 13.Компьютерные сети и их классификация КС - это совокупность нескольких ЭВМ или вычислительных систем, объединенных между собой средствами коммуникаций в целях эффективного использования вычислительных и информационных ресурсов при выполнении информационно-вычислительных работ. По территориальному размещению КС делятся на:•локальные КС - LAN-сети (Local area Network) - обеспечивают наивысшую скорость обмена информации между компьютерами;•глобальные компьютерные сети, WAN-сети (Wide Area Network) - позволяют организовать взаимодействие между компьютерами на больших расстояниях;•региональные КС, MAN-сети (Metropolitan Area Network) - предназначены для обслуживания территории крупного города. Корпоративная сеть - закрытая компьютерная сеть, в состав которой могут входить сегменты LAN- сетей малых, средних и крупных отделений корпорации, объединенные с центральным офисом MAN и WAN КС и использованием сетевых технологий глобальных КС. 14. ВЕБ-страница, ее адрес, ВЕБ сайт Сайт (веб-сайт англ.— паутина, «веб» и site — «место») - это место во всемирной сети (интернете), которое имеет свой адрес, собственного хозяина и состоит из отдельных веб-страниц, которые мы видим как одно целое.Сервис WWW – всемирная паутина, обеспечивает представление и взаимосвязи огромного количества гипертекстовых документов, включающих текст, графику, звук и видео, расположенных на различных серверах по всему миру и связанных между собой посредством ссылок в документах. слово Web - переводится как паутина. И, главным образом, в компьютерном мире ассоциируется именно с Интернетом. Но веб-странички не обязательно должны находиться в Интернете, они могут размещаться на вашем домашнем компьютере. Вообще, в том виде, который был разработан для использования в Интернет, довольно-таки удобно на самом деле не только делать сайты, но и каталоги электронной информации, книги и справочники. Даже последнее время файлы справки делаются на основе технологии web-страниц. 15. Электронный бизнес В современных условиях невозможно ведение бизнеса без доступа в мировую компьютерную сеть интернет. Электронный бизнес –1)это преобразование основных бизнес-процессов компании путем внедрения интернет-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности.2) система ведения хоз.деятельности, базирующаяся на применении новых информационных технологий. Электронным бизнесом является всякая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компанииВ2В – бизнес для бизнесаВ2С – бизнес, ориентированный на конечного физ.потребителя. 16. Электронные платежные системы (ЭПС) Электронной платежной системой мы называем любой комплекс специфических аппаратных и программных средств, позволяющий проводить электронные расчеты. Существуют различные способы и каналы связи для доступа к ЭПС. Сегодня самым распространенным из этих каналов является Интернет. Усиливается распространение ЭПС, доступ к которым осуществляется с помощью мобильного телефона (через SMS, WAP и другие протоколы). Менее распространены другие способы: по модему, по телефону с тональным набором, по телефону через оператора. 17. Критерии оценки информационной безопасности. пятие информационной безопасности, угрозы без-опасности и их классификация Информационная безопасность – это свойство процесса информатизации общества, характеризующее состояние защищенности личности, общества, государства от возможных негативных последствий информатизации. критерии оценки информационной безопасности Уязвимыми являются буквально все основные структурно-функциональные элементы ИС: рабочие станции, серверы (Host-машины), межсетевые мосты (шлюзы, центры коммутации), каналы связи.В качестве элементов безопасности информационных систем выделяются следующие:1. Компьютерная безопасность (обеспечивается комплексом технологических и административных мер, применяемых к аппаратным средствам компьютера с целью обеспечения доступности, целостности и конфиденциальности связанных с ними ресурсов)2. Безопасность данных (достигается защитой данных от неавтоматизированных случайных или возможных по халатности разрушений)3. Безопасное ПО (общецелевые системные и прикладные программы, осуществляющие безопасную обработку данных и безопасно расходующие ресурсы системы)4. Безопасность коммуникаций (обеспечивается посредством определения подлинности телекоммуникаций за счет предотвращения предоставления неавторизованным лицам критической информации).В качестве критериев оценки обеспечения защиты информации могут выступать:1.Корпоративные стандарты (собственная разработка);2.Замечания аудиторов;3.Стандарты лучшей мировой практики (например, BS7799/ISO17799);4.Число инцидентов в области безопасности;5.Финансовые потери в результате инцидентов;6.Расходы на ИБ;7.Эффективность в достижении поставленных целей. 18. методы обеспечения безопасности и информации Существуют следующие универсальные (общие) методы обеспечения безопасности информации: 1. Идентификация и аутентификация; 2. Контроль доступа к ресурсам; 3. Регистрация и анализ событий, происходящих в ИС; 4. Контроль целостности объектов ИС; 5. Шифрование данных; 6. Резервирование ресурсов и компонентов предполагает: организацию регулярных процедур спасения и резервного хранения критичных данных, установку и периодическую проверку резервных устройств обработки данных, подготовку специалистов, способных заменить администраторов систем, регистрацию систем и хранение носителей информации в строго определенных местах, выдачу их уполномоченным лицам с необходимыми отметками в регистрационных документах Идентификация - это процесс распознавания элементов системы, обычно с помощью заранее определенного идентификатора или другой уникальной информации; каждый субъект или объект системы должен быть однозначно идентифицируем. Аутентификация - это проверка подлинности идентификации пользователя, процесса, устройства или другого компонента системы (обычно осуществляется перед разрешением доступа); а также проверка целостности и авторства данных при их хранении или передаче для предотвращения несанкционированной модификации. Аутентификация обычно осуществляется перед разрешением доступа. Авторизация - это предоставление субъекту прав на доступ к объекту. Под контролем доступа к ресурсам будем понимать ограничение возможностей использования ресурсов системы программами, процессами или другими системами (для сети) в соответствии с правилами разграничения доступа средства обеспечения безопасности информации Для организации непрерывного процесса обеспечения информационной безопасности организуются:- службы информационной безопасности;- проекта информационной безопасности.Служба компьютерной безопасности представляет собой, создаваемое для организации квалифицированной разработки системы защиты информации и обеспечения ее функционирования, обучение пользователей и персонала правилам безопасной обработки информации; организация проверок надежности функционированиям системы защиты; распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты; принятие мер при попытках НСД к информации и при нарушениях правил функционирования системы защиты и т.д.Проекты информационной безопасности определяют стратегию информационной безопасности фирмы, полномочия рабочего и обслуживающего персонала, режим идентификации и аутентификации пользователей (т.е. какие ключи будут использованы), корректность попыток доступа и контроль доступа. Разрабатываются с помощью CASE – средств.

19. Автоматизированная информационная система (АИС) — совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

АИС являются, с одной стороны, разновидностью информационных систем (ИС), с другой — автоматизированных систем (АС), вследствие чего их часто называют ИС или АС.

АИС может быть определена как комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенных для информационного обслуживания – организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и др. информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.

Классическими примерами автоматизированных информационных систем являются банковские системы, автоматизированные системы управления предприятиями, системы резервирования авиационных или железнодорожных билетов и т. д.

Основной причиной создания и развития АИС является необходимость ведения учёта информации о состоянии и динамике объекта, которому посвящена система. На основании информационной картины, создаваемой системой, руководители различного звена могут принимать решения об управляющих воздействиях с целью решения текущих проблем.

 

20. Внешнемашиннае и внутремашинае организация информации ИО системы представляет собой информационную модель обменного пункта. Различают внемашинное и внутримашинное обеспечение

Внемашинное обеспечение – это вся совокупность информации в обменном пункте, основную часть которой составляют документы. Различат первичные документы (входные) и отчетные (выходные) документы. К первым относятся такие документы, как распоряжение на установку курсов покупки / продажи валют в обменном пункте, справки на получение аванса денежных средств и документации строгой отчетности для совершения операций и др. К выходным документам относятся реестры покупки/продажи валюты, справка об остатках на конец рабочего дня, справки строгой отчетности и др.

Внутримашинное ИО – это представление данных на машинных носителях в виде специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей. Внутримашинное ИО

создает информационную среду обменного пункта, направленную на выполнение сотрудниками обменного пункта своих профессиональных обязанностей. По содержанию внутримашинное обеспечение должно отражать реальную работу пунктов и руководящего ими отдела внешней экономической деятельности, т.е. конкретную область банковской деятельности. Эта область характеризуется набором объектов, их свойств и взаимосвязей (клиент, наличная валюта, справка строгой отчетности, реестры покупки/продажи валюты и т.д.) Для каждого объекта выделяется набор его характеристик, свойств. Например, для клиента обменного пункта – это фамилия, имя, отчество, паспортные данные, резидент или нерезидент и т.п. Вся вводимая и перерабатываемая информация организуется в виде совокупности БД.

 

21. Базы данных – это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется система управления базами данных (СУБД). СУБД используются для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации. Информация в базах данных структурирована на отдельные записи, которыми называют группу связанных между собой элементов данных. Характер связи между записями определяет два основных типа организации баз данных: иерархический и реляционный.

В иерархической базе данных записи упорядочиваются в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться последовательным «спуском» со ступени на ступень. Иерархическая база данных по своей структуре соответствует структуре иерархической файловой системы. Реляционная база данных, по сути, представляет собой двумерную таблицу. Столбцы таблицы называются полями: каждое поле характеризуется своим именем и топом данных. Поле БД – это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства.

 

22. функциональные возможности СУБД. Классификация СУБД. (СУБД) -специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для манипулирования базой данных.

Функц. возможности СУБД – возможности по созданию базы данных и ее актуализации, извлечению данных. Созданию приложений БД, взаимодействию с другими системами, управлению базой данных.

Основными функциями СУБД являются:

•управление данными во внешней памяти;

•управление буферами оперативной памяти;

•управление транзакциями;

•журнализация;

•поддержка языков БД.

Важной функцией СУБД является поддержка транзакций. Транзакция – это последовательность операций над БД, рассматриваемая СУБД как единое целое. Транзакция – единица активности каждого пользователя по отношению к СУБД, при параллельном выполнении действий, инициированных разными пользователями, понятием транзакции удобно оперировать. Классификация баз данных:

По характеру хранимой информации:

— Фактографические (картотеки),

— Документальные (архивы)

По способу хранения данных:

— Централизованные (хранятся на одном компьютере),

— Распределенные (используются в локальных и глобальных компьютерных сетях).

По структуре организации данных:

— Табличные (реляционные),

— Иерархические,

 

23. Типы данных, обрабатываемых СУБД Современные СУБД являются объектно-ориентированными и реляционными. Основной единицей является объект, имеющий свойства, и связи между объектами. СУБД используют несколько моделей данных: иерархическую и сетевую (с 60-х годов) и реляционную (с 70-х). Основное различие данных моделей в представлении взаимосвязей между объектами.

Иерархическая модель данных строится по принципу иерархии объектов, то есть один тип объекта является главным, все нижележащие – подчиненными. Устанавливается связь «один ко многим», то есть для некоторого главного типа существует несколько подчиненных типов объектов. Иначе, главный тип именуется исходным типом, а подчиненные – порожденными. У подчиненных типов могут быть в свою очередь подчиненные типы. Наивысший в иерархии узел (совокупность атрибутов) называют корневым.

Сетевая модель данных строится по принципу «главный и подчиненный тип одновременно», то есть любой тип данных одновременно может одновременно порождать несколько подчиненных типов (быть владельцем набора) и быть подчиненным для нескольких главных (быть членом набора).

Реляционная модель данных объекты и связи между ними представляются в виде таблиц, при этом связи тоже рассматриваются как объекты. Все строки, составляющие таблицу в реляционной базе данных должны иметь первичный ключ. Все современные средства СУБД поддерживают реляционную модель данных.

Объект (Сущность) – элемент какой-либо системы, информация о котором сохраняется. Объект может быть как реальным (например, человек), так и абстрактным (например, событие – поступление человека в стационар).

Атрибут – информационное отображение свойств объекта. Каждый объект характеризуется набором атрибутов.

Таблица – упорядоченная структура, состоящая из конечного набора однотипных записей.

Первичный ключ – атрибут (или группа атрибутов), позволяющий однозначным образом определить каждую строку в таблице.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...