Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. История и основные направления работы с кризисной личностью 1 глава




 

Каждый практикующий психолог знает, что люди, приходящие на занятия в групповой форме или индивидуальный прием, уже обладают осознаваемыми или неосознаваемыми личностными проблемами:

1) Повышенной тревожностью, депрессивными тенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной самооценкой и др.

2) Психосоматические расстройства, имеющие психогенную этиологию: органические психосоматические заболевания, психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громадное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.).

3) Направленность на "личностный рост", "осознание своего места в жизни", "познание самого себя" и др., т.е. проявленная потребность в изменении своей жизни, переструктурирования личностных смыслов, выхода из кризисных состояний.

Аналитическая работа всеми тремя "кустами" мотивов показывает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл.

При этом клиентом свое актуальное состояние расценивается как нечто отрицательное, проблемное, плохое, фрустрирующее.

Основная цель психотерапевта, практического психолога или социального работника - приведение клиента в гомеостатическое состояние "Я", снять проблему, устранить психический стрессовый фактор, проработать травму...

Каждый раз психолог сталкивается с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека:
соматическом,
нервно-психическом,
дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур личности,
социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде.

Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.

Бывает довольно часто, что кризисное состояние фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья) и в психологическом отношении это оправдано, т.к. в состоянии дисбаланса может быть нарушено адекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае у практического психолога стоит дополнительная задача по осознанию кризисного состояния личностью.

Кризисное состояние личности возникает в том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением соматических, психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта.

Последствиями длительных кризисных состояний, помимо общеизвестных - усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции, депрессивных тенденций, мы можем отнести психосоматические заболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз) и др.

Новая система общественных отношений складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществления обусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, токсикомании, проституции, преступности, в том числе и детской, привела к возникновению безработицы, профессионального нищенства, вынужденной миграции населения, распаду института семьи и брака, падению роста рождаемости, снижению продолжительности жизни, росту детской смертности и инфекционным заболеваниям. Только в настоящее время численность больных наркоманией и токсикоманией составляет около двух миллионов человек, а по мнению независимых экспертов в 10-14 раз больше.

Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приводит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Квакина). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоустойчивости (реакция тренировки) (181).

Стресс, как показали работы физиолога Г.И.Косицкого, развивается по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов.

1. Вначале - стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.
2. Если проблему решить не удается - развивается вторая стадия, или фаза "стенической отрицательной эмоции". Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма.
3. Следующая фаза - "астенической отрицательной эмоции". Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упаднический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.
4. Последняя стадия - невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме - депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.

В нашем понимании последние три стадии входят в зону кризисного состояния личности

Для того чтобы более детально описать зону кризисного состояния мы воспользуемся великолепной метафорой Роберт де Ропп о человеческих играх. В своей книге "Великая Игра" он пишет, что жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития.

Де Ропп разделяет жизненные игры на "материальные" игры и "мета"-игры. Материальные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить.

Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: духовный рост, знания, ментальность.

Другими словами, цель материальных игр - конкретные вещи мира, особенно "физическая четверка": деньги, власть, секс, общественное положение.

Как правило, люди, поглощенные этими играми, не приходят на наши тренинги и скептически (в лучшем варианте) относятся к игрокам в более высоких энергиях. Во все времена материальные игры были основным занятием людей. Есть три случая, когда люди на время покидают эти игры и приходят к нам на тренинги:

очень успешные в этих играх, но пресыщенные этой игрой,
девальвировавшие ценности этих игр,
кризисные личности, "раненные" в этих играх.

Третий случай является наиболее частым, насколько я могу судить, исходя из опыта работы более чем с 6000 клиентами.

Психотерапевтические кабинеты не пустуют. И эта ситуация диктует необходимость предельно честно, аккуратно проанализировать зону кризисного состояния.

Дисбаланс, обнаруженный клиентом или лицами из социальной среды является следствием причин из личной истории клиента, сокрытых и не осознаваемых как клиентом, так и социальным окружением.

Причина и следствие образовывают некоторую целостность, которая в различных школах психологии и психотерапии обозначается по разному: подавленный материал, блок, напряжение, комплекс, незавершенный гештальт. У Рона Хаббарда это обозначено понятием "энграмм". Ст. Гроф ввел понятие СКО (систем конденсированного опыта) для обозначения этих целостностей.

Проблем в обозначении этих целостностей нет. Есть задача удивительной сложности описать эти целостности на доступных языках сознания. Это, на самом деле, предельная задача.

Семикомпонентная модель ЦПР.
Человеческой психике, его сознанию, присуще продуцировать реальность, психическую реальность, наполнять ее отношением, значимостью и переживанием.

Отмечая эту чрезвычайно важную для человеческого сознания закономерность мы должны понимать, что для реальной социальной работы нам нужны определенные карты сознания, обладающие тремя качествами:
относительной адекватностью по отношению к психической реальностью;
доступностью для понимания;
удобством для применения.

Понимания и принимая всю сложность описания целостностей психической реальности мы все таки вначале сделаем несколько замечаний по топологической соотнесенности этих целостностей, а также их динамическим, генетическим и энергетическим характеристикам.

Топологически те целостные системы, интеграция или частичная трансформация которых осуществляется в процессе социальной работы, локализируются в структуре бессознательного, но имеют представленность и проявленность в сознательной деятельности человека со всей ее сложной многоуровневой архитектоникой, в его поведении, способе мышления и наполнения смыслами внешней и внутренней реальности, в творчестве и спонтанности.

Каждый социальный работник четко осознает, что в своей практической работе он работает с тем объектом, который называется психическая реальность индивида или группы, и, в основном, процесс приведения клиента в сбалансированное состояние - это процесс осознания бессознательного, вытесненного и подавленного материала из разных слоев картографии бессознательного.

Относя подавленные целостности (ПЦ) топологически в структуру бессознательного мы четко осознаем, что это не более чем метафора. Тем более, как мы указывали выше, эти системы имеют достоверную проявленность в обыденной сознательной жизни и деятельности человека. Более того, для тех смыслонасыщенных переживаний, которые являются объектом как клинически ориентированной, так и личностно ориентированной практической работы более подходит название целостностей психической реальности (ЦПР).

В динамическом аспекте мы хотим указать на то, что ЦПР находятся между собой в таком же взаимодействии, какое существуют среди живых систем: они подавляют или поддерживают друг друга, могут бороться друг с другом или создавать сообщества.

Проявление генетического принципа в характеристике ЦПР находит свое выражение в том, что они имеют свое время и обстоятельства рождения (которые мы можем описать структурно на языке семикомпонентной модели) на определенной онтогенетической стадии, последующую эволюцию, развитие, рост, естественную инволюцию, старость, смерть. При этом мы вполне допускаем, что происхождение некоторых ЦПР может быть связано с периодом внутриутробного развития, рождения, а также трансперсональными слоями психического.

Энергетический аспект хочется рассмотреть особо подробно. Именно этот аспект, на наш взгляд, не столь глубоко рассмотрен в психологии, психотерапии и в интенсивных психотехнологиях, использующих ИСС при работе с клиентами.

Рассматривая психику человека как особое живое пространство, наполняющее реальность смыслами, мы также можем обозначить ее как мощную энергетическую систему, продуцирующую различные семантические пространства, состоящие из ощущений и восприятий, эмоций и чувств, образов, символов, мыслей. Эти семантические пространства в силу нейтральности и единства продуцирующей энергетической системы соотносимы по сложности. Говоря языком метафоры - образ полевой ромашки вполне соотносим с философской системой Рене Декарта, картиной "Сикстинская мадонна " или русской народной сказкой "Василиса Прекрасная". Именно в силу единости энергического поля, невозможно четко дифференцировать, а методологически просто неверно, ущербно ставить какие-то пограничные столбы между телом и сознанием, сознанием и духом, духом и телом. Так же неверно отделять индивидуальность от социальной и физиологической среды, в которую она погружена, и через взаимодействие с которой он познает, осознает себя человеком и, в конце концов, содержанием которой он наполнен и обусловлен.

В тоже время мы достоверно знаем, что электрический ток течет по проводам, соки жизни - в дерево через корни и мир, в котором мы живем, структурирован.

Структурированы и потоки энергии, и у них есть свое направление, сила, плотность. Все живое обеспечивает свою жизненность этой энергией.

Выше, когда мы рассматривали топологический аспект того материала, с которым работает клиент в расширенном состоянии сознания, мы определили это место в бессознательном.

Мы не хотим придумывать новые названия целостностям, которые под воздействием защитных механизмов сознания оказались в этом месте.

Но хочется еще раз подчеркнуть основные качества этих целостностей:

1. Они являются открытыми живыми системами со своей внутренней иерархически построенной структурой, сложными внутренними взаимосвязями.

2. Как всякая живая система они обладают рядом свойств:

1) Энергообменом, т.е. они потребляют энергию, трансформиру - ют, накопляют ее.
2) Им присуща своя внутренняя эволюция - рождение, развитие, приобретение навыков выживания, старость, смерть.
3) Способность к регенерации, восстановлению определенных внутренних структур при их деформации или утрате.

3. Способность влиять на другие целостности и на всю систему духовно-телесного существа, обозначенного понятием "человек", а также его проявления в поведении и деятельности.

Стратегия взаимодействия с клиентом в процессе социальной работы обусловлена двумя факторами:
1. Внутренней структурой интегрируемого материала, интегрируемых целостностей.
2. Свойствами целостности, как живых открытых систем.

Эти два фактора являются предельным упрощением. На самом деле все обстоит намного сложнее. Главное заключается в понимании того, что каждый раз мы имеем дело не с элементарными фактами, а целостными ситуациями опыта.

При этом мы "препарируем", расчленяет целостности психической реальности (ЦПР) на компоненты не из праздного желания все усложнить и сделать язык психологии более эзотеричным. Причина проста - в европейском способе мышления не существует языка, способного ретранслировать целостные ситуации опыта, целостные переживания. Более того, многие клиенты не обладают даже языком тех модальностей, в которых мы можем описать эти целостности - ощущений, эмоций, образов, символов, слов. Мало сказать клиенту: "Прояви это чувство". Часто необходимо и этому научить, сформировать навык честной жизни в эмоциях и чувствах, т.к. почти в каждом существуют десятки "нельзя" и "не так" в их осознавании и выражении. Мало сказать: "Отпусти это движение". Нужно еще научить человека жить и чувствовать свое тело, отслеживать свои ощущения.

Американский физиолог У. Кэннон в своей теории эмоций назвал их "реакциями борьбы или бегства". Такие эмоции, как например, гнев или страх, биологически оправданны, эволюционно полезны. Они подготавливают организм, чтобы "выжать" все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. В кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышая артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток - все для того, чтобы больше обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие (сильнее ударить или скорее убежать). Этот механизм, генетически передаваемый из поколения в поколение, функционирует одинаково как у животных, так и у человека. На определенных стадиях эволюционного развития человека этот механизм способствовал видовому и индивидуальному выживанию.

В современных условиях социального существования человека этот механизм очень часто не адекватен и переживание, проявление которого социально табуировано, подавляется.

То представление, которое я хочу предложить Вашему вниманию, является удобной рабочей схемой, которая, с одной стороны, позволяет осознанно программировать, технологизировать работу с клиентом и заложить условия эффективности, с другой стороны является аналитической программой процесса взаимодействия с клиентом и результатов этого взаимодействия.

Семикомпонентная модель ЦПР, которую мы предлагаем Вашему вниманию вбирает в себя три аспекта стратегии взаимодействия:
является картографией целостностей психической реальности;
план, операциональная схема взаимодействия;
аналитическая программа процесса и результатов взаимодействия с клиентом. В реальной работе нужно одновременно рассматривать все этим три аспекта, более того, в каждом аспекте находить свои особенности по форме и содержанию.

Качественная внутренняя неоднородность целостностей психической реальности заключается в том, что эти системы состоят из семи элементов:

1. Психофизиологический компонент.
Он отражает актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменение в функционировании внутренних органов. Каждый, кто знаком с психологией эмоций или теорией Г. Селье о стрессе и другими теориями, так или иначе объясняющими подавление ощущений высокой интенсивности или табуированных способов отреагирования, знает, что при этом происходят определенные функциональные сдвиги в организме человека на уровне психофизического состояния, нейро-гуморальных процессов, в работе внутренних органов.

Согласно теории эмоций по Джеймсу-Ланге, сердцебиение учащается не от того, что мы чувствуем волнение, лицо краснеет не от того, что мы чувствуем стыд. По Джемсу и Ланге, эмоция начинается с того, что вначале происходят управляемые нервной системой изменения состояния мышц и внутренних органов, которые воспринимаются мозгом, и лишь потом возникает собственно человеческое чувство, та часть эмоции, которую мы осознаем, когда радуемся или страдаем, ненавидим или испытываем жалость.

Из традиционной теории высшей нервной деятельности человека известно, что возбуждение, возникающее в коре головного мозга в ответ на стрессовый раздражитель, передается в особую структуру мозга - гипоталамус. Гипоталамус путем выделения релизинг-факторов воздействует на гипофиз, синтезирующий тропные гормоны, в частности аденокортикотропный гормон, повышающий функциональную активность коры надпочечников. Выброс в кровь большого количества гормонов коры надпочечников вызывает повышение артериального давления, учащение пульса. Повышается функциональная активность желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, дыхания, возникает потребность в двигательной активности. Если двигательная активность подавляется (т. е. человек не может избить обидчика, убежать в страхе и т. д.) эндокринный удар принимает на себя сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная и др. системы. Таким образом, подавление любого материала сопровождает такой базовый компонент, как актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменения в функционировании внутренних органов. И с этим компонентом абсолютно жесткую связь имеют следующие два компонента - рисунок мышечного напряжения и паттерн дыхания.

2. Мышечный компонент.
Мышечное напряжение связано с ситуациями и травмами, пережива-емыми людьми в процессе их жизни. Рисунок мышечного напряжения как компонент подавленных целостностей достаточно хорошо изучен в разных направлениях телесноориентированной терапии. В связи с этим мы можем вспомнить концептуальные модели В. Райха и А. Лоуэна. Любое эмоциональное состояние, будь то страх или гнев, раздражение или волнение, содержат в себе мышечный, мускульный компонент. Представьте маленького мальчика, который старается сознательно удержаться от плача. Он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы горла и живота. То есть, подавление эмоции при этом сопровождается именно таким, а не иным рисунком мышечного напряжения.

В мышцах, когда эмоциональное состояние не отреагировано, образуются участки "застывшего" напряжения - болезненные уплотнения. Они в очередь, в зависимости от их расположения, могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства - нарушения ритма сердца, загрудинные боли, изжогу... В тесной связи с подобными феноменами находятся и т.н. "мышечные зажимы", описанные еще великим режиссером, великим знатоком эмоций К.С.Станиславским. И эти мышечные уплотнения, "мышечные зажимы", еще ведь и влияют на наше настроение, вызывая казалось бы беспричинную тоску, или тревогу, или раздражительность... Ведь еще в прошлом веке И.М.Сеченов, рассуждая об эмоциях, писал о т.н. "темном мышечном чувстве". Как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации, или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, "измотанным", уставшим "как выжатый лимон". Не случайно складывались народные выражения для описания эмоциональных состояний: "как тяжесть с плеч", "взвалить ношу", "одеть хомут на шею" - это тяжесть не только в переносном смысле, это и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.

В СНГ и за рубежом популярно большое число методов, сочетающих физическое лечение с психологической разгрузкой и основанных именно на работе с мышцами, снятии мышечных "спутников" эмоций и заболеваний внутренних органов. Это и кинезиология, и рольфинг, и терапия по Райху, по Фельденкрайзу, по Александеру, БЭСТ по Зуеву, "Инсайт" М.Белокуровой и т.д.

Собственно, этот компонент подавления, в конце концов, приводит к возникновению так называемых мышечных блоков или, как это обозначил Вильгельм Райх, мышечной брони. А. Лоуэн, развив эту идею, сформировал особую классификацию типов характера в зависимости от рисунка хронических мышечных напряжений.

3. Дыхательный компонент.
В тех компонентах, которые мы разбирали выше, дыхание уже присутствовало как органично вплетенное в их структуру.

Я решил выделить дыхание в отдельный компонент в силу того, что именно оно является связующим звеном между телом и душой.

Дыхание - это мост между базовыми элементами физического и духовного начал человека.

Любое состояние человека имеет определенный рисунок дыхания: направление, глубину, быстроту, плавность, соотношение между выдохом и вдохом, вдохом и выдохом, характеристики перехода от вдоха к выдоху, от выдоха к вдоху, темп, ритм, объем, разрывы, перехваты и т. д. П.П.Блонский считал, что дыхание лучше характеризирует человека, чем любые другие системы: "Мы чувствуем себя так, как мы дышим" (Блонский, 1964). Он писал о "мимике легких" - сопении, вздохах, стонах, кашле, зевании, смехе, плаче - словом, того богатого арсенала мимики легких, который вместе с речью делает легкие безусловно выразительнейшим органом эмоциональной жизни" (Блонский, 1964).

Опыт показывает, что каждое состояние сознания, всякое эмоцио-нальное переживание, любая внутренняя реальность связана с особым паттерном или качеством дыхания. Те или иные паттерны дыхания настраивают нас на ощущение и восприятие определенных вещей. Изменяя способ, которым мы дышим, мы можем изменить содержание и результаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когда человек испуган или расстроен, человек может бессознательно впасть в паттерн с высоким грудным поверхностным и неритмичным дыханием через нос. Переключившись на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток дыхания в полость живота или в область сердца, человек может вернуть себе уравновешенность и испытать приятное ощущение, связанное с релаксацией. Человек также, возможно, обнаружит, что определенные физические недомогания связаны с привычками направлять свое дыхание к тем или иным соматическим центрам или в сторону от них.

Таким образом при связном дыхании мы не только прорабатываем определенные негативные идеи, состояния, вытесненные в бессознательное, но и воспроизводим паттерны дыхания тех или иных жизненных обстоятельств. Более того, применяя те или иные приемы связного дыхания, мы можем управлять и координировать наши состояния в жизни и деятельности вне зависимости от обстоятельств.

Мы дышим так, как мы себя чувствуем. Рисунок дыхания как лакмусовая бумага проявляет наше состояние психики. Каждое состояние психики это также и состояние дыхания.

Каждое состояние дыхания это определенное состояние психики.

4. Мотивационный компонент
Он отражает структуру мотивационно-потребностных процессов. Понятия мотивации и потребностей наиболее разработаны в советской психологии, особенно в теории деятельности. Процесс подавления происходит во вполне реальных условиях существования человека, когда у индивида существуют вполне реальные, осознанные цели, внутреннее побуждение к удовлетворению потребности, определенные планы по достижению цели, подцели, операционный уровень и т. д. С одной стороны, часто сами потребности и являются объектом подавления, особенно те, на проявление которых имеются разные социальные табу. Не менее часто подавляются способы удовлетворения потребностей, хотя и индивид чувствует настоятельную нужду удовлетворять потребность именно этим, а не другим, социально санкцированным способом.

С другой стороны, многие эмоциональные, поведенческие реакции подавляются в силу того, что проявление их находится в противоречии с мотивационной структурой личности, с ее ценностной ориентацией, сознательными целями и задачами.

Тем более, многие личностные проблемы, в том числе и психосоматические заболевания, являются проявлением внутренних конфликтов между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида.

Существуют предположения, что некоторые типы мотивационных конфликтов специфичны для отдельных психосоматических заболеваний. Так, гипертоническую болезнь связывают с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью человека во власти. Нереализованная потребность вызывает агрессивность, проявить которую индивид не может из-за социальных запретов. Язвенную болезнь 12-перстной кишки связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве.

Неразрешимый конфликт мотивов, как и неустранимый стрессор, порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поисковой деятельности, что может проявиться в виде явной или замаскированной депрессии.

По этой причине структуру мотивационно-потребностных процессов мы просто не вправе не включать в целостность психической реальности.

5. Эмоциональный компонент.
Отражает содержание эмоционального состояния. Еще четыре года назад мы отмечали тот факт, что среди всех видов памяти, которые в классической психологии считаются основными, в процессе связного осознанного дыхания превалирует моторная, эмоциональная, образная. Во всех направлениях психологии, психотерапии и психиатрии конца двадцатого столетия идея эмоциональной насыщенности бессознательного материала является общепризнанной.

Содержание эмоционального состояния является полноценным компонентом подавляемой ценности. Подавляются эмоции высокой интенсивности, при этом интенсивность является субъективной и определяется воспитанием, социо-культурными особенностями той среды, в которой происходит формирование эмоционального отреагирования. Так же подавляются способы проявления эмоций, которые жестко связаны с мотивационной потребностной структурой личности и социальными табу на тот или иной способ проявления эмоций. Так же подавляется содержание той или иной эмоции, раскрытие которой в той или иной степени оценивается субъектом, как опасный или неприемлемый.

6. Образный компонент.
Используя понятие "образ" в этом компоненте мы придерживаемся его узкого толкования, преимущественно как перцептивной формы знания. В когнитивной психологии проведено много исследований соотношения образа, возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий. Анализ пространственных пре образований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов (С. Косслин, Р.Шепард). Существует предположение о существовании нейрофизиологической структуры "зрительного буфера", активация которого сенсорной информацией (сенсорный код формируется базовыми компонентами ЦПР - психофизиологическим, рисунком мышечного напряжения, динамический паттерн дыхания), или сведениями из долговременной памяти приводит к возникновению наглядного образа.

Существование этого компонента в структуре подавляемого материала обязательно. В основном подавление происходит в тех или иных жизненных обстоятельствах. Подавлению сопутствует образный компонент. Это может быть кабинет начальника, когда у подчиненного все дрожит от непроявленного гнева, или больничная койка, когда пациент не может проявить страдание в силу того, что это не укладывается в его личностный конструкт, в образ "Я".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...