Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 90. Участие свидетеля




За налоговыми органами закреплено право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Свидетель обязан явиться по вызову в указанное время и дать правдивые показания.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Законодательством не оговорено, кто должен решать, способно ли лицо выступать в качестве свидетеля или нет. Однако если у должностного лица налогового органа возникают сомнения по поводу правильности формирования процесса свидетельского показания, необходимо назначить судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу.

Законодательством предусмотрены случаи, когда физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний. Имеются в виду такие случаи как право лица не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (статья 51 Конституции Российской Федерации).

По общему правилу свидетель подлежит вызову, то есть сам обязан являться в налоговый орган для дачи показаний. Пунктом 4 статьи 90 НК РФ предусмотрена возможность получения свидетельских показаний по месту пребывания свидетеля, если свидетель не в состоянии явиться в налоговый орган вследствие болезни, старости, инвалидности, а также других уважительных причин. В таком случае, в протоколе допроса свидетеля об этом целесообразно сделать отметку с указанием причины, из-за которой свидетель не может явиться в налоговый орган и поэтому подлежит допросу по месту пребывания.

НК РФ не установлен порядок вызова свидетеля в налоговый орган, будет ли свидетель вызываться повесткой, простым письменным уведомлением, телеграммой и тому подобным. Законодателем также не установлен порядок допроса свидетеля. Основное и единственное требование - это обязательное разъяснение свидетелю его прав и обязанностей, а также предупреждение об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, либо за дачу заведомо ложных показаний. Причем эти действия должны совершаться должностным лицом налогового органа до начала проведения допроса.

При проведении допроса свидетеля обязательно ведется протокол допроса, в который заносятся показания свидетеля. На основании статьи 99 НК РФ существуют требования, которые должны выполняться при составлении протокола. В соответствии с этой статьей свидетель имеет право прочитать протокол и сделать по нему замечания, подлежащие внесению в протокол либо приобщению к делу. Обязательным условием составления протокола является отметка о том, что свидетелю разъяснены его права и обязанности и он предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

Нарушение налоговым органом рассмотренных правил может привести к невозможности использования показаний свидетеля в качестве доказательств (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 августа 2005 года №А56-43736/04) (Приложение №176).

 

 

В46.Понятие и состав налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) налоговое правонарушение — это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица. Иными словами, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия;

2) налоговое правонарушение — это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах;

3) налоговое правонарушение — это виновное деяние;

4) налоговое правонарушение — это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;

5) налоговое правонарушение — наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера. Иными словами, налоговое правонарушение — это основание для реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено лицом, способным нести налоговую ответственность.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Объект налогового правонарушения — это те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

Субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Для того, чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупности обязательных признаков, указанных в ст. 107 НК РФ.

Объективная сторона налогового правонарушения — представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено. При этом по конструкции объективной стороны (то есть по способу ее законодательного описания) все составы налоговых правонарушений подразделяются на:

материальные, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями. Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);

формальные, момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких правонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НК РФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. К формальным относится, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению к объективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения. В НК РФ нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя (см. ст. 110 НК РФ).

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

1) непреодолимая сила (force major), то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

2) невменяемость, то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком-физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) добросовестное заблуждение, то есть выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти или их должностными лицами в пределах их компетенции;

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, ст. 112 НК РФ называет обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

 

 

В47.Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.

Налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если:

деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

Следует иметь в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу:

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 5 000руб.

Те же деяния, совершенные физическим лицом, - влекут взыскание штрафа в размере 500 руб.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману самого бухгалтера. Соответствующие штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

 

 

В48.Формы расчетов в Российской Федерации.

Действующее законодательство закрепляет две формы расчетов – наличные и безналичные. Предметом нашего исследования выступает только безналичные расчеты, поэтому дальнейшая классификация форм расчетов будет связана именно с ними, но прежде определим, что следует понимать под формой расчетов.

Форма расчетов – форма платежа; иначе разновидность платежа. Форма расчетов – разновидность обязательства клиента и обслуживающего его банка по исполнению (получению) безналичного платежа. Формы расчетов следует отличать от расчетных документов.

На сегодняшний день законодательство большинства экономически развитых стран мира не содержит всеобщего легального понимания правовой природы и единой экономической или юридической классификации форм осуществления безналичных расчетов. Наиболее часто применяемой в большинстве стран с развитой банковской системой следует признать классификацию форм безналичных расчетов, разработанную в середине прошлого века специалистами швейцарского Банка международных расчетов (штаб-квартира в г. Базель)[1].

В соответствии с данной классификацией в зависимости от инициатора и экономической сущности платежа все виды безналичных расчетов делятся на две большие группы:

1) дебетовые трансферты и

2) кредитовые трансферты.

При дебетовом трансферте получатель денег дает указание банку дебетовать счет плательщика на соответствующую сумму и зачислить ее на банковский счет получателя, т. е. кредитовать счет получателя.

К числу инструментов безналичных расчетов, основанных на дебетовых трансфертах, относятся:

- чеки (cheques), включая дорожные чеки (travelers cheques) и еврочеки (eurocheques);

- банковские карты;

- почтовые переводы;

- прямые дебетовые списания через автоматизированные расчетные палаты.

При кредитовом трансферте, напротив, указание исходит от плательщика, который дает банку поручение кредитовать банковский счет получателя денег и дебетовать собственный счет в своем банке.

К инструментам расчетов, основанных на кредитовых трансфертах, относятся:

- поручения о кредитовых перечислениях в системах «жиро»;

- поручения о кредитовании в автоматизированных расчетных палатах;

- переводы в системе платежей СВИФТ (SWIFT);

- платежные поручения.

Переходя к легальной классификации расчетов, заметим, что различаются расчеты иногородние и одногородние (внутригородские), а также международные. По субъектному составу можно выделить расчеты осуществляемые банками или иными кредитными организациями, гражданами или хозяйствующими субъектами. Расчеты можно классифицировать как: возникающие из договорных и внедоговорных отношений.

Действующее законодательство выделяет следующие формы безналичных расчетов (п.1 ст.862 ГК РФ):

- платежными поручениями,

- по аккредитиву,

- чеками,

- расчеты по инкассо.

Акцентируем внимание на том, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов. Могут использоваться расчеты «в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота».

Как справедливо отмечает профессор Л.Г. Ефимова, «приведенный перечень нельзя назвать классификацией форм расчетов. Например, расчеты чеками, не смотря на все их своеобразие, осуществляются банком в порядке инкассо, а расчеты платежными поручениями и путем инкассо представляют собой две разновидности одной и той же операции - банковского перевода»[2]. Л.Г. Ефимова предлагает следующую классификацию форм безналичных расчетов. В зависимости от того, как зачисляются полученные от плательщика средства на счет получателя - безусловно или в зависимости от выполнения последним определенных требований, различаются перевод и аккредитив. Под кредитовым переводом средств (переводом кредита) понимается безусловный перевод средств, осуществляемый по инициативе плательщика (т.е. должника) - инициатора платежа. Таким образом, в рамках перевода выделяются дебетовый и кредитовый перевод. При кредитовом переводе указание о платеже исходит от лица, производящего платеж, при дебетовом - от лица, получающего платеж. Разновидностью кредитового перевода по российскому законодательству являются расчеты платежными поручениями, а дебетового - расчеты в порядке инкассо. В зависимости от того, требуется ли согласие плательщика на списание суммы платежа с его счета, внутри расчетов в порядке инкассо можно выделить акцептную форму и безакцептное (бесспорное) списание средств. В свою очередь, акцептную форму можно подразделить на расчеты платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями, чеками и расчеты дебетовых и расчетных карточек[3].

Так, А.А. Тедеев отмечает, что «особым инструментом осуществления безналичных расчетов признают пластиковые карты»[4]. Аналогичная точка зрения высказывалась и другими исследователями[5]. Позволим себе не согласиться с такой точкой зрения.

Как показывает системный анализ Положения Банка России от 24 декабря 2004 года №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года №6431)[6]; Положения Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», ГК РФ (ст.ст.861, 862), действующее законодательство не относит расчеты использованием платежных карт к безналичным расчетам.

В Федеральном законе от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»[7] четко разграничиваются наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт. Расчеты с использованием платежных карт не являются наличными денежными расчетами, но и не указаны в ст.862 ГК РФ в качестве формы безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо). Соответственно, на порядок осуществления расчетов с использованием платежных карт не распространяется Положение Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Таким образом, расчеты с использованием платежных карт не относятся к безналичным расчетам. Подтверждается данный вывод и на практике (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 мая 2004 г. NА10-5961/03-15-Ф02-1402/04-С1).

 

 

В49.Общая характеристика банковской системы России.

Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами операции, начиная от ведения счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции могут проводиться как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время необходимо иметь в виду, что закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями, всех видов страхования.

Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность.

Банковская система состоит их двух блоков. Первый – Государственный банк РФ. Второй блок – коммерческие банки.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Содержание [убрать]
1 Структура банковской системы
2 Типы банковских систем
3 Банковская инфраструктура
4 См. также
5 Литература
[править]Структура банковской системы

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании).
[править]Типы банковских систем

Международная практика знает несколько типов банковских систем:
распределительную централизованную банковскую систему;
рыночную банковскую систему;
банковскую систему переходного периода.
Распределительная (централизованная) банковская система: государство — единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления.
В противоположность распределительной (планово-административной) системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.
[править]Банковская инфраструктура

Банки, как элементы банковской системы, могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими элементами и, прежде всего, с банковской инфраструктурой. К элементам банковской инфраструктуры относятся:
законодательные нормы (определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им операций);
внутренние правила совершения операций (обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов в целом, методическое обеспечение);
построение учёта, отчётности, аналитической базы (компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка на базе современных коммуникационных систем);
структура аппарата управления банком.

 

 

В50.Особенности взаимоотношений ЦБ РФ с кредитными учреждениями страны.

Взаимоотношения Центрального банка РФ (Банка России) с кредитными организациями
Центральный банк РФ, регулируя кредитные отношения, взаимодействует с кредитными организациями по различным основаниям: как орган банковского надзора, как орган рефинансирования, как консультационный орган и как орган, издающий нормативно-правовые акты в банковской сфере (гл. XI Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». При этом Банк России взаимодействует также с ассоциациями и союзами кредитных организаций. Перед принятием наиболее важных решений нормативного характера Центральный банк РФ проводит с ними консультации, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.
Законодатель установил обязанность Банка России давать ответ в письменной форме кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции. При этом ответ должен быть подготовлен не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Банком России, но не более чем на один месяц.
Учитывая, что Банк России является по отношению к кредитным организациям лишь органом банковского надзора и контроля, он, по общему правилу, установленному ст. 79 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России. Однако ЭТО правило имеет исключения и не будет действовать в случаях, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а также в случаях, когда кредитные организации принимают на себя аналогичные обязательства. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
В соответствии с Законом Центральный банк РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Однако правило об ограничении права участвовать в капиталах других кредитных организаций не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка РФ и некоторых других банков и кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств, например, Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка (Париж), Московского Народного банка Лтд (Лондон) и др.1
В соответствии со ст. 4 Закона Банк России выполняет функцию кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Рынок кредитов Центрального банка РФ (наряду с рынком межбанковских кредитов) представляет самостоятельный сегмент межбанковского кредитного рынка. Банк России осуществляет кредитование других кредитных организаций в формах предоставления целевых кредитов по низким процентным ставкам для использования в приоритетных отраслях экономики, централизованных кредитов в форме покупки у банков векселей («переучетный кредит»), предоставления банкам кредитов под обеспечение ценных бумаг («ломбардный кредит»).
Указанное кредитование осуществляется по ставке рефинансирования Банка России, которая по-иному называется офици-альной учетной ставкой. Она обычно ниже рыночных ставок и является для них ориентиром. Понижая (повышая) ставку ре-финансирования, Банк России оказывает воздействие на рынок банковского кредита и уровень банковского процента, влияет на объемы кредитования, а также на экономический рост и денежное обращение в стране.

Центральный банк РФ - орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
Являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России осуществляет надзор за соблюдением кре-дитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган -Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура названного Комитета утверждается Советом директоров, а его руководитель назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Деятельность региональных центров Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках регулируется Временным положением, утвержденным приказом Центрального банка РФ от 18 июля 1997 г.1
Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил. Так, например, указанием Банка России от 16 января 2004 г. введены и действуют Правила составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации1.
Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую ин-. формацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
В целях защиты прав кредитных организаций и предупреждения возможных злоупотреблений со стороны Центрального банка РФ надзорными полномочиями законодателем установлено правило, в соответствии с которым Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц. Он также не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не указанные в этих законах.
Банк России как орган банковского надзора принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организации, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
Банк России как орган банковского контроля и надзора устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...