Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития «чёрных ящиков»




По статистике 7% происходящих в мире авиакатастроф нельзя объяснить. На сегодняшний день прояснить причины летных происшествий и сделать выводы на будущее можно только на основании информации бортовых устройств регистрации (БУР) или систем аварийной регистрации параметров полёта (САРПП).

Они буднично стоят на лабораторных столах – одни совсем как новые, другие со следами долгого пребывания в земле, третьи деформированные или обгоревшие, и только бумажные бирки на них напоминают о трагедиях. Они» – это то, что в средствах массовой информации обычно называют «чёрный ящик» или «бортовой самописец», а на языке профессионалов – БУР или САРПП, к поискам которых приступают сразу же после авиапроисшествия. Эти по своей сути несложные, но выносливые устройства претерпели в последние годы серьезные конструктивные преобразования, поменяли внешний вид и стали более надежными.

Название «чёрный ящик» возникло из-за того, что первые устройства запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании летных происшествий. Согласно другой версии этот жаргонизм возник потому, что после катастрофы самописец часто покрывался копотью и его находили действительно черным. По третьей версии, название «черный ящик» связано с экспериментами с фотопленкой, т.к. светочувствительные материалы «любят» темноту.

В БУР входят датчики, блоки обработки сигналов и накопители, которые записывают на носитель информации данные о полете (параметрическая информация - параметры полета воздушного судна, работы его систем, управляющие действия экипажа и т.д.) и переговоры экипажа. Современные воздушные суда обычно оборудованы 2-мя комплектами самописцев - эксплуатационным (используют для контроля работы систем и экипажа после полёта; не имеет защитного корпуса) и аварийного (используют после аварии; имеет защитный корпус). Форма внешнего корпуса самописца, который имеет ярко оранжевый цвет (для облегчения поиска), может быть шарообразной, цилиндрической или параллелепипедом.

Еще в 1930-х был выдан патент на устройство звукозаписи в кабине самолета. В прочном защитном кожухе помещалось что-то наподобие фонографа Эдисона – валик, на котором нарезалась дорожка. Однако в реальной жизни, устройства записи параметрических данных опередили звуковые. В 1939 г. французы Уссено и Бодуэн создали регистратор полетной информации на основе фотопленки, где луч света от отклоняющегося зеркала рисовал на ней графики.

Изобретателем первого "черного ящика" считают австралийского учёного Дэвида Уоррена, который скончался в Австралии 20.07.2010 в возрасте 85 лет. С 1952 по 1983 г. Уоррен был ведущим сотрудником оборонной научно-технической организации в Австралии. В 2002 г. он стал кавалером высшей награды за гражданские заслуги - Ордена Австралии - за вклад в обеспечение безопасности мировой авиации.

Изобретатель родился в 1925 г. в отдаленном уголке северо-восточной Австралии. В 1934 г. в авиакатастрофе погиб его отец, и эта трагедия, возможно, придала первый импульс идее изобретателя о создании "черного ящика".

В мае 1953 г. потерпел катастрофу первый в мире реактивный пассажирский самолет «Комета-1», который из-за поломки руля высоты разрушился в воздухе во время сильной бури в 50 км от Калькутты (Индия). В результате катастрофы погибли 43 человека, находившиеся на его борту, но не было свидетелей и причины остались неизвестными. Работая в комиссии, которая проводила расследование катастрофы, Уоррену пришла мысль о том, что записи переговоров пилотов и членов экипажа, а также показания приборов могли бы помочь установить причины катастроф. Спустя некоторое время Уоррен приступил к созданию бортового самописца. В 1957 г. Уоррен с помощью двух коллег из Научно-исследовательской лаборатории аэронавтики в Мельбурне (Aeronautical Research Laboratory) создал действующую модель «чёрного ящика», который мог записывать в течение 4 часов параметры полета и переговоры экипажа.

В 1958 г. глава Агентства регистрации воздушных судов Великобритании (United Kingdom Air Registration Board), находящийся с визитом в Австралии, увидел машину Дэвида и был очень заинтересован в её дальнейшем продвижении. По его приглашению Дэвид Уоррен отправился в Англию, где в его распоряжение была предоставлена команда учёных для усовершенствования прибора. Новая модель «чёрного ящика» была размещена в ударопрочной и огнеупорной коробке и стала продаваться во многие страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...