Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реорганизация деятельности




Реорганизация деятельности преследует, как правило, цель повышения эффективности деятельности предприятия в целом.

Реорганизация деятельности по методике BSP

Методика BSP определяется как "подход, помогающий предприятию определить план создания информационных систем, удовлетворяющих его ближайшие и перспективные информационные потребности". Информация является одним из основных ресурсов и должна планироваться в масштабах всего предприятия, информационная система должна проектироваться независимо от текущего состояния и структуры предприятия.

BSP основывается на нисходящем анализе информационных объектов и регламентирует 13 этапов выполнения работ. Особенностью подхода является выделение трех организационных этапов, обеспечивающих так называемый "запуск" проекта, а именно:

  • получение поддержки руководства предприятия
  • подготовка к анализу
  • проведение стартового совещания.

На этапе 4 формируется перечень основных деятельностей предприятия и содержащихся в них бизнес-процессов и дается их краткое описание. На этапе 5 выявляются основные классы данных (логически связанные категории данных). Для нашего примера такими классами являются: Сотрудники, Ремонты, Технологический транспорт и т.д. В итоге выполнения этапов 4 и 5 формируется матрица связей. На следующем (шестом) этапе осуществляется анализ существующих на предприятии деловых и системных взаимодействий. По аналогии с этапом 5 строятся четыре матрицы, демонстрирующие использование существующих и планируемых информационных подсистем:

  • матрица "руководители - процессы", демонстрирующая основные обязанности руководителей, степень их вовлеченности в основные бизнес-процессы предприятия
  • матрица "информационные системы - руководители", показывающая какими системами (существующими или планируемыми) пользуются руководители
  • матрица "информационные системы - процессы", демонстрирующая как системы соотносятся с бизнес-процессами предприятия
  • матрица "информационные системы - файлы данных", показывающая, какие файлы данных и какими системами используются

На седьмом этапе решаются следующие задачи:

  • уточнение матриц
  • определение и оценка необходимой руководству информации
  • определение приоритетов потребностей
  • определение текущих задач
  • привлечение на свою сторону руководства

Далее все проблемы разделяются на три вида:

  • проблемы, не относящиеся к автоматизации и не затрагивающие информационные системы
  • проблемы, связанные с существующими информационными системами
  • проблемы, связанные с будущими системами

Проблемы первого вида передаются руководству предприятия для принятия соответствующих решений. Оставшиеся проблемы сортируются по бизнес-процессам.

На девятом этапе традиционными методами осуществляется проектирование архитектуры информационной системы. Десятый этап определяет приоритеты в реализации и намечает последовательность ее этапов. Этап 11 определяет планирование модификаций информационной системы в связи с постоянным процессом появления новых требований к такой системе. Наконец, этапы 12 и 13 заключаются в выработке рекомендаций и планов и формировании отчетности по проведенным работам.

Анализ и реорганизация деятельности предприятия производится на основе построенных матриц и выявленных проблем (естественно, эти матрицы детализируются до уровня бизнес-функций), основные изменения осуществляются с целью ориентации предприятия на спроектированную информационную систему.

Подход CPI/TQM

Подход CPI (Continuous Process Improvement) и его японский аналог TQM (Total Quality Management) успешно применялись при реорганизации предприятий еще в середине века. Самый впечатляющий результат его применения - подъем японской послевоенной промышленности и доведение качества японских товаров до современного опережающего многие страны уровня. Этот подход продолжает активно использоваться и в настоящее время, о чем свидетельствует, например, возрастающий объем применения стандартов серии ISO 9000, фактически поддерживающих CPI.

В основе подхода лежит очевидная концепция управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя как самого важного звена производственной линии. Достижение соответствующего уровня качества требует постоянного совершенствования производственных процессов. Для решения этой задачи Демингом было предложено 14 принципов, в совокупности составляющих теорию управления качеством и применимых для предприятий произвольных типов и различных масштабов. Безусловно, этих принципов недостаточно для полного решения стоящих перед современными предприятиями проблем, тем не менее, они являются основой трансформации промышленности Японии и США.

ISO 9000 - стандарт на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания

ISO 9000 определяет базовый набор мероприятий по контролю качества и представляет собой схему функционирования бизнес-процессов предприятия, обеспечивающую высокое качество его работы. В то же время ISO 9000 не является стандартом качества собственно для производимых предприятием товаров/услуг. Схема покрывает все этапы выпуска товаров/услуг, включая закупку сырья и материалов, проектирование, создание и доставку товаров, обслуживание клиентов, обучение персонала и т.п.

ISO 9000 (на самом деле представляющий собой серию стандартов 9000, 9001, 9002, 9003, 9004) регламентирует два ключевых момента:

  • наличие и документирование соответствующего бизнес-процесса
  • измеряемость его качества.

Наиболее полным является стандарт ISO 9001, специфицирующий модель обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара/услуги.

Сертификация предприятия по стандарту ISO 9000 включает следующие три этапа:

  • применение стандартов на предприятии, заключающееся в разработке и вводе в действие ряда мер (процессов), предписываемых стандартами
  • проведение собственно сертификации аккредитованными ISO органами
  • периодические (2 раза в год) проверки предприятия на предмет следования стандартам.

Следует отметить, что сертификация по ISO 9000 является добровольным делом каждого предприятия. Основной побудительной причиной сертификации является то, что многие зарубежные компании требуют наличие сертификата от своих поставщиков. Более того, наличие сертификата может оказаться обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, госзаказах, а также получения льготных кредитов и страховок.

BPR - реинжиниринг по Хаммеру и Чампи

Хаммер и Чампи определяют реинжиниринг (BPR - business process reingineering) как фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компаний, имеющее целью резкое улучшение показателей их деятельности, таких как затраты, качество, сервис и скорость. При этом используются следующие положения:

1) Несколько работ объединяются в одну

2) Исполнителям делегируются право по принятию решений.

3) Этапы процесса выполняются в естественном порядке.

4) Реализуются различные версии процесса.

5) Работа выполняется там, где ее целесообразно делать (выход работы за границы организационных структур).

6) Снижаются доли работ по проверке и контролю.

7) Минимизируется количество согласований.

8) Ответственный менеджер является единственной точкой контакта с клиентом процесса.

9) Используются и централизованные и децентрализованные операции.

Выбор системы

Выбор системы - многокритериальная задача. Задание объективных критериев, по которым будет осуществляться выбор конкретной системы, напрямую связано с качеством и полнотой проработки всех предшествующих этапов цепочки выбора. Действительно, практически все объективные соображения, которыми руководствуются при выборе системы (функциональные возможности, стоимость системы и совокупная стоимость владения, перспективы развития, поддержки и интеграции, технические характеристики системы и т.п.), выводятся на предыдущих этапах. При тщательной проработке всех предшествующих этапов, выбор системы, перестает быть проблемой.

Внедрение системы

Существуют следующие основные стратегии внедрения системы:

  1. Параллельная стратегия - когда одновременно работают старая (ручная) и новая система, и их выходные документы сравниваются. Если они согласуются длительное время, осуществляется переход на новую систему.
  2. " Скачок ". Эта стратегия привлекательна, но не рекомендуется.
  3. " Пилотный проект ". Это наиболее часто используемая стратегия. "Пилотный проекта" - это тактика "скачка", но применяемая к ограниченному числу процессов. Область применения стратегии - небольшой участок деятельности. Такой подход снижает риск и наиболее надежен. Практически все предприятия применяют эту тактику сегодня.
  4. " Узкое место ". "Узкое место" - это малая часть производственного процесса. При использовании похода "узкое место" план внедрения выполняется только для "узкого места" и для людей, работающих в нем. Точность данных повышается только для изделий в этом "узком месте"; переподготовка- только для людей, работающих в нем; анализ эффект-затрат делается только для него и т.д.

Эксплуатация

Этап эксплуатации или сопровождения системы в динамично меняющемся предприятии представляет собой довольно сложную задачу. Модернизация программно-аппаратной части, вызванная физическим и моральным старением компонентов АСУ; необходимость отслеживания изменений в законодательстве; необходимость доработки системы под новые требования ее пользователей; обеспечение безопасности информации в процессе эксплуатации - эти и многие другие вопросы постоянно встают перед персоналом, ответственным за процесс эксплуатации системы.

Затраты на эксплуатацию системы в рамках предприятия могут и должны быть снижены за счет качественной проработки предшествующих этапов, в основном, за счет разработки стратегии автоматизации и осуществления выбора системы.

Нормативно-техническая документация
СТАНДАРТЫ ПО ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Программные документы, а также документы на автоматизированные системы в целом, по составу и содержанию, рекомендуется оформлять в соответствии со стандартами, руководящими документами и рекомендациями, утвержденными Госкомитетом по стандартизации.

ГОСТ 19.001-77 Единая система программной документации. Общие положения.
ГОСТ 19.005-85 Единая система программной документации. Р - схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические и правила выполнения.
ГОСТ 19.101-77 (СТ СЭВ 1626-79) Единая система программной документации. Виды программ и программных документов.
ГОСТ 19.102-77 Единая система программной документации. Стадии разработки.
ГОСТ 19.103-77 Единая система программной документации. Обозначение программ и программных документов.
ГОСТ 19.104-78 (СТ СЭВ 2088-80) Единая система программной документации. Основные надписи.
ГОСТ 19.105-78 (СТ СЭВ 2088-80) Единая система программной документации. Общие требования к программным документам.
ГОСТ 19.106-78 (СТ СЭВ 2088-80) Единая система программной документации. Требования к программным документам, выполненным печатным способом.
ГОСТ 19.201-78 (СТ СЭВ 1627-79) Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.202-78 (СТ СЭВ 2090-80) Единая система программной документации. Спецификация. требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.301-79 (СТ СЭВ 3747-82) Единая система программной документации. Программа и методика испытаний. Требования к к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.401-78 (СТ СЭВ 3746-82) Единая система программной документации. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.402-78 (СТ СЭВ 2092-80) Единая система программной документации. Описание программы.
ГОСТ 19.403-79 Единая система программной документации. Ведомость держателей подлинников.
ГОСТ 19.404-79 Единая система программной документации. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.501-78 Единая система программной документации.. Формуляр. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.502-78 (СТ СЭВ 2093-80) Единая система программной документации. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.503-79 (СТ СЭВ 2094-80) Единая система программной документации. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.504-79 (СТ СЭВ 2095-80) Единая система программной документации. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.505-79 (СТ СЭВ 2096-80) Единая система программной документации. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.506-79 (СТ СЭВ 2097-80) Единая система программной документации. Описание языка. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.507-79
(СТ СЭВ 2091-80) Единая система программной документации. Ведомость эксплуатационных документов.
ГОСТ 19.508-79 Единая система программной документации. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению.
ГОСТ 19.601-78 Единая система программной документации. Общие правила дублирования, учета и хранения.
ГОСТ 19.602-78 Единая система программной документации. Правила дублирования, учета и хранения программных документов, выполненных печатным способом.
ГОСТ 19.603-78 (СТ СЭВ 2089-80) Единая система программной документации. Общие правила внесения изменений.
ГОСТ 19.604-78 (СТ СЭВ 2089-80) Единая система программной документации. Правила внесения изменений в программные документы, выполненные печатным способом.
ГОСТ 19.701-90 Единая система программной документации. Системы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения.
ISO/IEC 14764:1999 Информационные технологии. Сопровождение программного обеспечения.
ГОСТ 28195-99 Оценка качества программных средств. Общие положения.
ГОСТ28806-90 Качество программных средств.
ГОСТ Р 51188-98 Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство.
ГОСТ Р ИСО/ МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.
ГОСТ Р ИСО 9127-94 Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов.
ГОСТ Р ИСО/ МЭК ТО 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.
ИСО 9000-3-91 Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие положения по применению стандарта ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...