Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 16. Неприкосновенность судьи




Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Билет 42. Общие понятия и характеристика судейского корпуса

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом о судебной системе полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.
Судьям предоставляется (за счет государства) материальное и социально-бытовое обеспечение. Заработная плата (денежное содержание судьи) не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.
Судейский корпус - совокупность государственных служащих,
занимающих должности судей.
Органы судейского сообщества: Всероссийский съезд судей, а в период между съездами - Совет судей Российской Федерации; Собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; съезды (конференции) судей субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных судов, а в период между съездами (конференциями) - советы судей (ст. 17 закона о статусе судей).
Для рассмотрения вопросов отбора кандидатов на должность судьи, приостановления или прекращения полномочий судьи и других вопросов, связанных с обеспечением независимости судьи, создаются квалификационные коллегии судей (Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и судей субъектов Российской Федерации, судей военных округов, групп войск и флотов, а также Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов ст. 18 закона о статусе судей).
Порядок организации и деятельности, а также полномочия! квалификационных коллегий судей определяются Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным законодательной властью Российской Федерации.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом (правовым положением) и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.
Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно сгруппировать в несколько блоков:
- права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов и наделения их судейскими полномочиями);
- права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот и др.);
- права и обязанности, обеспечивающие активное участие в судейском самоуправлении. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом (ст. 14 закона о судебной системе).
Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае, если судья был назначен на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными по истечении этого срока или достижении им этого возраста (ст. 15 закона о судебной системе).
Судья неприкосновенен: гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Билет 43. Порядок наделения полномочиями судей

1. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции Российской Федерации, а также законах: О статусе судей, О Конституционном Суде и об арбитражном суде.
Часть из них формальные: гражданство, возраст, образование, опыт юридической работы.
Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования гражданства Российской Федерации и наличие высшего юридического образования.
Что касается требований определенного возраста и стажа работы, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей. Для назначения на должность судьи районного и судей равных им звеньев требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - 35 лет, а в Конституционный Суд Российской Федерации - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 пек
такого стажа (в Конституционном Суде Российской Федерации - не
менее 15 лет). В отношении кандидатов на судейские должности во
все другие суды - не менее 5 лет (ст. 119 Конституции Российской
Федерации).
Законодательство предусматривает и иные требования к кандидатам на должность судьи, они не обязательны, но учитываются при отборе кандидатов: судья обязан избегать того, что может принизить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его
объективности, справедливости и беспристрастности.
2. Наделение кандидатов полномочиями судей регламентировано ст. 128 Конституции Российской Федерации и ст. 13 Закона о судебной системе.
Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответствующего председателя суда и заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Судьи военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего суда. Председатели военных судов и Их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Судьи федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов субъектов Российской Федерации; судьи верховных судов республик и равных им судов, а также судьи (в том числе председатели и их заместители) районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя соответствующего вышестоящего суда, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, с учетом предложений и по согласованию с законодательными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели федеральных арбитражных судов округов, председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации, председатели верховных су-до(в республик и равных им судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя соответствующего вышестоящего суда, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений законодательных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
[Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители конституционных (уставных) судов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

Билет 44. Гарантии независимости судьи

Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель счел возможным это принципиальное положение провозгласить в ст. 120 Конституции Российской Федерации. Но мало провозгласить принцип правосудия, важно реально обеспечить его действие. Это сделано в Законе о статусе судей.
Согласно ст. 9 Закона о статусе судей независимость судьи обеспечивается:
- предусмотренной процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
. - установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судья и члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. В обстановке, не связанной с профессиональной деятельностью судьи, обеспечить их безопасность обязаны органы внутренних дел. В связи с этим они принимают необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
При осуществлении профессиональной деятельности судьи его безопасность должны обеспечивать судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 11 Закона "О судебных приставах").
Однако в последнее время сложилась достаточно напряженна ситуация с обеспечением безопасности судей, охраной зданий и помещений судов. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения, поступающие в Совет судей РФ и Судебный департамент при Верховном Суде РФ от органов правосудия и судейского сообщества субъектов Российской Федерации.
Концепцией судебной реформы 1991 года предусматривалось включение судебных приставов в штатное расписание судов общей юрисдикции. Но в связи с тем, что Закон "О судебных приставах" принят (ранее Закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", судебные приставы были выведены из подчинения органов судебной власти и подчинены Министерству юстиции РФ.
В настоящее время подготовлен проект федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О судебных приставах", который имеет целью разделение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов на две категории — судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции и подчинение последней категории судебных приставов Судебному департаменту при Верховном Суде РФ.
Для надлежащего обеспечения безопасности судей предусматривается создать в структуре Судебного департамента Главное управление судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции (далее — Главное управление судебных приставов), осуществляющее организационное и методическое руководство деятельностью указанных судебных приставов.

Билет 45. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдениемКонституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

международное сотрудничество,

выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Билет 46. Система, структура и порядок образования органов
прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации - ч. 1 ст. 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации"1 (далее - Закона).
1 В настоящей главе рассматривается Закон "О прокуратуре Российской Федерации» с учетом Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "о прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. // Российская газета о, 17 февраля 1999 г.
Прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, наделенное в соответствии с законодательством полномочиями по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов.
В соответствии с п. 6 ст. 34 УПК под термином "прокурор" понимают Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, районных и городских прокуроров, военных, транспортных и других прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, районным или городским прокурорам, их заместителей и помощников, прокуроров отделов и управлений прокуратур, действующих в пределах своей компетенции.
Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры Федеральных округов, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов (далее - прокуратуры субъектов Российской Федерации), городов и районов, военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности и составляют систему органов прокуратуры.
В основе построения системы прокурорских органов лежит федеративное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации.
Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Генеральный прокурор имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений (ч. 5 ст. 14 Закона).
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации имеются управления и отделы по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры: общий надзор, надзор в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзор в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также надзор в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.
Начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации назначаются на должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
В штате Генеральной прокуратуры Российской Федерации могут состоять главные специалисты, консультанты, главным образом в сфере экономики.
При Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоит Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, который призван разрабатывать проблемы организации борьбы с преступностью по различным направлениям, а главное, по предупреждению нарушений законности и правопорядка.
В целях повышения квалификации следственных кадров органов прокуратуры и внутренних дел при Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Институт усовершенствования следственных работников (Санкт-Петербург), в котором проходят обучение не только следователи, но и руководители органов дознания и предварительного следствия, а также районные и городские прокуроры. В Москве действует Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
При Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоит Научно-консультативный совет, являющийся совещательным органом. Состав совета утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации из числа ученых-юристов и практических работников прокуратуры.
В соответствии со ст. 15 Закона прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Они назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации, причем прокуроры субъектов Российской Федерации - по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений (ст. 15 Закона).
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его заместителей (по должности) и других работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается соответствующим прокурором.
В прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников (ст. 16 Закона).
Военные прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская юродская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).
Организация и порядок деятельности военной прокуратуры определяются Законом "О прокуратуре Российской Федерации", Положением о военной прокуратуре и другими нормативными актами.
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор.
В соответствии со ст. 46-1 Закона Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного
военного прокурора.
В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.
В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.
Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Законом "О прокуратуре Российской Федерации", и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Создаваемые в различное время специализированные прокуратуры, в особенности природоохранные, прокуратуры исправительных учреждений, не могли четко отграничить свои полномочия от полномочий территориальных прокуратур. Это приводило в ряде случаев к дублированию деятельности.
Анализ деятельности специализированных прокуратур привел Генерального прокурора РФ к выводу о необходимости упорядочения их полномочий и четкого определения их функций и разграничения с функциями прокуроров территориальных прокуратур. Этому посвящен приказ Генерального прокурора № 24 от 9 апреля 1996 г. "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур".
Транспортные прокуратуры. Транспортные прокуратуры являются одним из структурных звеньев прокуратуры Российской Федерации. Они созданы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и действуют на правах районных прокуратур.
Транспортные прокуратуры подчиняются прокуратурам субъектов Российской Федерации и не имеют специализированных вышестоящих прокуратур среднего звена.
, транспортные прокуратуры подчиняются прокуратурам субъектов Российской Федерации не имеют специализированных вышестоящих прокуратур среднего звена; транспортные прокуратуры возложен комплекс обязанностей:
- осуществление общего надзора;
- надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности на транспорте;
- надзор за исполнением законов в административной деятельности транспортной милиции;
- расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- участие в суде по уголовным и гражданским делам. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, созданы на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов Российской Федерации прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы и психиатрических стационарах специализированного типа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Природоохранные прокуратуры. В связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды в системе органов прокуратуры учреждены природоохранные прокуратуры. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов Российской Федерации.
Перед природоохранными прокуратурами стоят следующие задачи:
- добиваться ликвидации источников загрязнения, квалифицированно расследовать экологические преступления;
- поддерживать государственное обвинение по этим делам в судах;
- реагировать на факты бесхозяйственного отношения к природным богатствам, загрязнения атмосферного воздуха, земель и водных источников.
Прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Эти прокуратуры созданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации. Их правовой статус приравнен к прокурорам городов или районов как по штатной численности, гак и по перечню предоставленных полномочий по установлению и устранению нарушений закона. Эти прокуратуры строго централизованы, го есть они находятся в непосредственном подчинении Генерального прокурора Российской Федерации.
Служба в органах прокуратуры. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники - государственными служащими государственной службы Российской Федерации. Их правовое положение и условия службы определяются Законом "О прокуратуре Российской Федерации" в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются также законодательством Российской
Федерации о труде.
Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируются Законом "О прокуратуре Российской Федерации", Законом "О воинской обязанности и военной службе" и Законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии со ст. 40-1 Закона на должности прокуроров и следователей могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений (ч. 1 ст. 40-1 Закона).
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы^ прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех; лет.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключи тельных случаях назначить на должности прокуроров всех уровней лиц имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
Не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры лица:
- имеющие гражданство иностранного государства;
- признанные решением суда недееспособными или ограничен но дееспособными;
- лишенные решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- имевшие или имеющие судимость;
- негодные по состоянию здоровья;
- состоящие в родстве или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- отказывающиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с исполнением таких обязанностей.
Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон.
В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам.
В соответствии со ст. 40-4 Закона лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу.
Для определения соответствия прокурорских работников занимаемой должности, в целях повышения их квалификации и укрепления служебной дисциплины согласно ст. 41 Закона проводится аттестация прокурорских работников. Ей подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов1. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41-5 Закона перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность допускается только с его согласия, а при переводе в местность с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - также при наличии медицинского заключения. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры.

Билет 47. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Применительно к прокуратуре принципы организации и деятельности - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.
Закрепленные в законах принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер, то есть требование их соблюдения обязательно не только для самих прокуроров, но и для всех органов государственной власти и управления, общественных организаций, должностных лиц, за законностью деятельности которых осуществляют надзор прокуроры.
В соответствии со ст. 4 закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются единство и централизация, независимость, законность, гласность.
Принцип единства и централизации означает, что эти органы (территориальные, военная, транспортные, природоохранные и другие специализированные прокуратуры) составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации (это принцип единоначалия, сосредоточения властных полномочий в руках соответствующего руководителя прокуратуры).
Исходя из принципа единства и централизации, вышестоящий прокурор вправе издавать приказы и указания, обязательные для исполнения нижестоящими прокурорами, брать на себя исполнение их обязанностей.
В то же время независимо от прокурорской иерархии и звеньев прокуратуры перед всеми прокурорами стоят единые задачи и цели. Закон о прокуратуре наделяет прокуроров всех рангов одинаковыми полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов. Этот принцип обеспечивается:
- установленным порядком формирования органов прокуратуры, назначения прокуроров и следователей на должность и освобождения от нее;
- правом Генерального прокурора Российской Федерации своим приказом утверждать персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры (персональный состав коллегии в прокуратур субъекта Российской Федерации утверждается соответствующее прокурором).
Принцип независимости состоит в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной влас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...