Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Судебная система Российской Федерации




(8 часов)

 

Занятие 1 (2 часа)

1. Понятие и признаки судебной системы Российской Федерации.

2. Суды, составляющие судебную систему Российской Федерации (общая характеристика).

3. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, их соотношение.

4. Понятие судебной инстанции. Суды первой, второй (апелляционной и кассационной), надзорной инстанций. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

5. Звено судебной системы: понятие, виды.

6. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

 

Дополнительные вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Составьте схему судебной системы Российской Федерации.

Используя схему, укажите, какие подсистемы (ветви)1 можно условно выделить в судебной системе Российской Федерации. Дайте общую характеристику каждой из них, указав, какие суды в нее входят и как они связаны отношениями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и деятельность данной группы судов (суда).

Выделите пунктирной линией зеленого цвета суды общей юрисдикции, синего цвета — арбитражные суды. Отделите пунктирной линией красного цвета федеральные суды от судов общей юрисдикции.

2. Сформулируйте аргументы за и против положения о единстве судебной системы Российской Федерации. Перечислите формы взаимодействия судов общей юрисдикции: а) с Конституционным Судом РФ, б) с конституционными (уставными) судами субъектов РФ; в) с арбитражными судами.

3. Конституции и Уставы отдельных субъектов РФ содержат положения, в которых говорится о судебных системах данных субъектов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 74 Устава

___________

1Термин «ветви судебной системы» употребляется, например, в Постановлении Совета судей РФ от 16 ноября 2001 г. № 62 «О проекте федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Читинской области «судебная система области входит в судебную систему Российской Федерации».

Предусматривает ли действующее законодательство создание судебных систем субъектов РФ?

4. Определите, какие суды относятся к федеральным, а какие — к судам субъектов РФ, по каким критериям осуществляется деление судов, образующих судебную систему РФ, на федеральные и суды субъектов РФ, и заполните таблицу:

 

  Федеральные суды Суды субъектов РФ
Порядок создания и упразднения судов    
Финансирование судов    
   

 

5. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», «мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации».

Статья 34 «Об арбитражных судах в Российской Федерации» посвящена арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

В одинаковом ли значении употребляется в указанных законах термин «суд (судья)» субъекта Российской Федерации»?

6. Раскройте содержание понятия «вышестоящий суд» и перечислите суды, соответствующие признакам вышестоящего.

 

Занятие 2 (2 часа)

1. Система судов общей юрисдикции: общая характеристика.

2. Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его полномочия, порядок образования и деятельности. Председатель районного суда, его права и обязанности.

3. Мировые судьи: понятие, полномочия, порядок назначения (избрания).

4. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов — среднее звено судов общей юрисдикции: полномочия, структура.

5. Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: полномочия, порядок их образования и деятельности.

6. Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: полномочия, порядок его образования и деятельности.

7. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия.

 

Дополнительные вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Объясните происхождение термина «мировой судья».

2. В соответствии с ч. 3 ст. 70 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа1 судебную власть в автономном округе представляют:

Федеральные суды:

а) суд автономного округа (окружной суд);

б) арбитражный суд автономного округа (окружной арбитражный суд);

в) районные суды.

Суды автономного округа:

а) Уставный суд автономного округа;

б) мировые суды автономного округа.

Как вы считаете, верно ли употреблен термин «мировые суды»? Какой термин используется федеральным законодательством применительно к данному виду судов? Сделайте ссылки на нормативные правовые акты.

3. Прочитайте сведения о становлении мировых судей в современной России.

 

_________

1Принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 27 декабря 1998 года.


 

«Ситуация с введением института мировой юстиции, сложившаяся в некоторых субъектах Российской Федерации (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Ленинградская область, Мурманская область, Тверская область, Ярославская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Ненецкий автономный округ и др.), вызывает серьезную обеспокоенность. До настоящего времени в названных субъектах Российской Федерации не приняты законы о мировых судьях, не предусмотрено финансирование, не выделены помещения для размещения мировых судей. Такое положение дел не только противоречит требованиям федерального законодательства, но и создает реальные предпосылки для нарушения конституционных прав граждан на рассмотрение гражданских, уголовных дел, материалов об административных правонарушениях соответствующими судами»1.

«Особое беспокойство вызывает фактическое нежелание пяти субъектов РФ вводить институт мировой юстиции. Более того, Законодательное собрание Коми-Пермяцкого автономного округа еще 29 октября 1999 г. приняло постановление об отказе от вхождения в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой об установлении общего числа мировых судей и количества судебных участков. Иначе говоря, здесь отказывались от введения мировой юстиции на территории округа»2.

Является ли создание мировых судов обязательным для всех субъектов Российской Федерации? Нарушает ли отсутствие мировых судей в отдельных субъектах Российской Федерации конституционный принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом?

Каков порядок создания мировых судов?

Какие суды рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, подсудные мировым судьям, в тех регионах, где отсутствует мировая юстиция?

 

__________

1Постановление Совета судей РФ от 16 ноября 2001 г. № 63 «О результатах введения института мировых судей в субъектах Российской Федерации».

2 Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2001. № 9.

4. Изучите законодательство одного из субъектов Российской Федерации по вашему выбору (либо по указанию преподавателя), литературу и иные доступные вам источники, и подготовьте сообщение о мировых судьях в данном субъекте РФ, ответив на вопросы:

1. Предусматривает ли Конституция (Устав) избранного вами субъекта РФ учреждение мировых судей?

2. Принят лив данном субъекте Российской Федерации закон о мировых судьях?

3. Определены ли границы участков мировых судей?

4. Предусмотрено ли бюджетом на текущий год финансирование аппаратов и материально-техническое обеспечение мировых судей?

5. Каков порядок формирования корпуса мировых судей (назначение на должность или избрание населением)?

6. Сформирован ли корпус мировых судей в данном субъекте РФ?

7. Основные сведения о деятельности мировых судей (статистические сведения о количестве и характере рассмотренных дел, наиболее интересные решения и др.).

 

Занятие 3 (2 часа)

1. Верховный Суд РФ — высший орган системы судов общей юрисдикции, полномочия и его структура.

2. Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Полномочия, состав и порядок формирования.

3. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.

4. Президиум Верховного Суда РФ. Полномочия и его состав, порядок формирования.

5. Пленум Верховного Суда РФ, полномочия и его состав. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, их значение.

6. Председатель Верховного Суда РФ, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.

7. Военные суды: понятие, полномочия, система, соотношение с иными судами общей юрисдикции.

8. Гарнизонный военный суд: полномочия и состав.

9. Окружной (флотский) военный суд: полномочия и структура.

Дополнительные вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Составьте схему судов общей юрисдикции. Укажите структуру судов и полномочия структурных подразделений.

 

3. Выберите из журнала «Бюллетень Верховного Суда РФ» или иного источника судебное постановление (решение, приговор, определение, постановление) по любому уголовному или гражданскому делу. Можно воспользоваться примерами из судебной практики, имеющимися в правовых электронных базах данных («Гарант», «Консультант+», «Кодекс» и др.).

Отметьте на схеме судов общей юрисдикции (см. предыдущее задание) «движение» выбранного вами дела по звеньям системы судов общей юрисдикции и судебным инстанциям.

 

Заполните таблицу:

 

№ пп. (или дата) Суд, вынесший судебное постановление Название судебного постанов- ления Судебная инстанция Звено судебной системы Краткое содержание судебного постановления
1.          
         

 

Пример:

Извлечение из постановления Президиума Верховного Суда РФ 1

Владимирским областным судом Кульпина осуждена по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 6 годам лишения свободы.

Она признана виновной в совершении убийства своего мужа Кульпина с особой жестокостью при следующих обстоятельствах.

Кульпина обнаружила, что из ее кошелька пропали деньги в сумме 20 рублей. Считая, что деньги мог взять муж, который ночью ушел спать в гараж больницы, Кульпина, испытывая к нему неприязнь, взяла в своем гараже банку емкостью 0,5 литра с бензином и пришла к мужу. Между супругами возникла ссора, во время которой Кульпина с целью убийства с особой жестокостью выплеснула на мужа из банки бензин и бросила зажженную спичку.

В результате возгорания бензина и одежды Кульпин получил термический ожог 90 % поверхности тела, от которого в тот же день скончался.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело в кассационном порядке, приговор суда оставила без изменения.

 

________

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 6.


 

Президиум Верховного Суда РФ смягчил Кульпиной наказание, указав следующее.

Вина Кульпиной в содеянном установлена, ее действия суд квалифицировал правильно и обоснованно применил ст. 64 УК РФ, назначив наказание более мягкое, чем предусмотрено за данное преступление. Обстоятельством, смягчающим наказание, суд признал наличие у нее двоих малолетних детей.

Однако имеются и другие смягчающие наказание Кульпиной обстоятельства, которые позволяют определить ей еще более мягкое наказание, чем назначено судом.

Кульпина, являясь матерью четверых детей, из которых двое малолетних, воспитывала их в неблагоприятных семейных условиях. Ее муж, Кульпин, злоупотреблял спиртным, избивал ее, и его противоправное поведение способствовало совершению ею преступления.

В частности, как пояснила Кульпина, в день происшествия Кульпин был пьян, между ними возник скандал, он оскорблял ее нецензурно в присутствии детей и ушел из дома. Утром она обнаружила пропажу из кошелька 20 рублей, предназначенных для покупки хлеба. Находясь в состоянии сильного душевного волнения, она пришла в гараж с банкой бензина и во время ссоры выплеснула на мужа бензин, а затем бросила зажженную спичку.

Кульпина раскаялась в содеянном, положительно характеризовалась по месту жительства и работы в качестве повара в поселковой больнице, много внимания уделяла воспитанию детей, следила за их учебой в школе. На период заключения под стражу Кульпиной двое ее малолетних детей переданы под опеку престарелой бабушке, которая в силу своего возраста не может создать надлежащие условия для их жизни и воспитания.

Все смягчающие наказание обстоятельства, в том числе признанные судом в приговоре, дают основание для применения к Кульпиной более мягкого наказания.

Президиум Верховного Суда РФ приговор изменил, смягчил Кульпиной наказание по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ до 3 лет лишения свободы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...