Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и состав современной судебной системы России




Судебная система современной России

 

Для осуществления судебной власти в государстве создаются специальные органы — суды, которые образуют судебную систему государства. Под судебной системой принято понимать совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом судов, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федеративного и административно-территориального устройства РФ в целях осуществления судебной власти.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе».

Правовые основы построения судебной системы определяются также и другими федеральными законами. Прежде всего — это:

федеральные конституционные законы:

— о Конституционном Суде;

— о судах общей юрисдикции;

— об арбитражных судах;

— о военных судах;

— о Дисциплинарном судебном присутствии;

федеральные законы:

— о мировых судьях;

— о присяжных заседателях;

— об арбитражных заседателях;

— об органах судейского сообщества;

— о Судебном департаменте и ряд других.

 

В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ (ст. 4 Закона о судебной системе). Совокупность этих судов составляет судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, возглавляющий систему судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный суд РФ и поднадзорные ему арбитражные суды;

— Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции указанных в Конституции РФ (ст. 125) органов государственной власти, дает толкование Конституции РФ и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционных Суд РФ занимает особое место, ему напрямую не подведомственны никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику и практику правоохранительных органов.

 

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две относительно автономные подсистемы российской судебной системы.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

— Верховный Суд РФ;

— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов;

—районные (городские) суды;

— военные суды и специализированные суды.

Суды общей юрисдикции разрешают споры и рассматривают дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

По данным Судебного департамента на территории РФ действует 83 верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов; 2239 — районных и городских судов; 12 —окружных и флотских военных судов; 100 —гарнизонных военных судов; 7747 — судебных участков мировых судей субъектов РФ. За пределами территории РФ действует пять гарнизонных военных судов.

Систему арбитражных судов составляют:

— Высший Арбитражный Суд РФ;

— федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды, их 10);

— арбитражные апелляционные суды (20 судов); арбитражные суды субъектов РФ (82 суда);

— арбитражные специализированные суды. Специализированным арбитражным судом, входящим в систему федеральных арбитражных судов, является Суд по интеллектуальным правам. Он вводится в систему арбитражных судов Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ и должен быть образован не позднее 1 февраля 2013 г.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, отнесенные к их компетенции.

Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ).

Создание и упразднение федеральных судов происходит путем принятия соответствующих законов (ст. 17 Закона о судебной системе). Высшие суды — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

Суды субъектов — конституционные (уставные суды) и мировые судьи создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

При упразднении суда отнесенные к его ведению вопросы по осуществлению правосудия одновременно передаются в юрисдикцию другого суда.

 

Суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:

первое звено (низшее) — мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу;

второе (основное) — районные (городские в городах без районного деления) суды. Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке;

третье (среднее) – верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт–Петербург), суды автономной области, автономных округов. Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;

четвертое звено (высшее) — Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды подразделяются на три звена:

первое звено (основное) — гарнизонные военные суды;

второе (среднее) — окружные (флотские) военные суды;

третье (высшее) — Военная коллегия Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.

Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.

Областные и им равные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации подразделяются на следующие звенья:

первое (низшее, основное) звено — федеральные арбитражные суды в субъектах РФ. Эти суды рассматривают подсудные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности только по существу. Эти суды рассматривают по существу основную массу дел, поэтому они условно называются основным звеном. В районах арбитражные суды не образуются;

второе — арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. В их названиях использованы имена числительные (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). Основным полномочием этих судов является проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов, не вступивших в законную силу;

третье звено — арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). На территории России образовано 10 окружных судов, каждый из них, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов РФ (ст. 24 Закона об арбитражных судах). Основное полномочие этих судов – проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов;

четвертое звено — Высший Арбитражный Суд РФ, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Особое место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает по существу подсудные ему дела и проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, а также по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

 

Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на;

— суды первой инстанции;

— суды второй (апелляционной) инстанции

— суды кассационной инстанции

— суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения по делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).

Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. В системе арбитражных судов дела по первой инстанции рассматривают арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам и Высший Арбитражный Суд РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК, ГПК, АПК РФ и КоАП РФ.

Различают предметную и территориальную подсудность.

Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имею строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.

Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению по первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).

Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ. В гражданском процессе иск, как правило, предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а к организации в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).

 

Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам или представлениям на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу или постановления по гражданскому делу.

В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды — по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды — по отношению к районным и гарнизонным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам. Судебные решения по гражданским делам, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ (судебной коллегии по административным делам, судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией) обжалуются в апелляционную коллегию того же суда.

Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по гражданским делам предусмотрен гл 39 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба, заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора.

Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производство в суде кассационной инстанции по гражданским делам предусмотрен гл. 41 ГПК РФ, а по уголовным делам — гл. 47.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов судами второй инстанции являются апелляционные суды (их 20). Они проверяют в апелляционном порядке законность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ.

Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в системе арбитражных судов осуществляют арбитражные окружные (кассационные) суды. Они же рассматривают по первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассмотренным арбитражными судами.

Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.

Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.

Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Производство в суде надзорной инстанции — это самостоятельная стадия гражданского и уголовного судопроизводства.

Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен гл. 36 АПК РФ, в гражданском процессе — гл. 41.1 ГПК РФ и в уголовном процессе — гл. 48.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов в таком качестве выступает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 292 АПК РФ), а в судах общей юрисдикции – Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ).

При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют «производством в надзорной инстанции», а другую — «производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 37 АПК РФ, гл. 42 ГПК РФ, гл. 49 УПК РФ).

Включенный в систему арбитражных судов Российской Федерации Суд по интеллектуальным правам (гл. IV.1Закона об арбитражных судах)в пределах своей компетенции должен рассматривать дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций (ст. 43.2 указанного Закона).

К федеральным судам РФ относится Дисциплинарное судебное присутствие, которое является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 Закона о Дисциплинарном судебном присутствии).

 

 

Суды субъектов РФ, как отмечалось выше, включают: конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектами РФ для разрешения вопросов соответствия законов и других нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов РФ. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены никакими другими органами. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляется за счет средств субъектов РФ.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Законом о мировых судьях. Порядок назначения (избрания) и вопросы обеспечения (кроме финансирования) мировых судей устанавливаются законами субъектов РФ. К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишения свободы), некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел (ст. 23 ГПК РФ) и дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП).

Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...