Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чувствительность – способность к распознаванию величины и качества раздражителя




Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины.

Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

 

Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна.

Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя.

Та наименьшая прибавка к силе действующего раздра­жителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению ( дифференциальный)

Виды ощущений (классификации):

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

- по наличию или отсутствию контакта раздражителей с рецепторами

дистантные – зрительные, слуховые

контактные- осязательные (тактильные), вкусовые)

-по месту расположения рецепторов

Шеррингтон

Экстерорецептивные (раздражители внешние, рецепторы на поверхности тела – зрительные, слуховые и т. п.)

Интерорецептивные (раздражители внутренние, рецепторы внутри – голод, жажда, боль

Проприорецептивные (раздражители внутренние и внешние, рецепторы в мышцах и сухожилиях, ощущения движения и положения тела))

-по времени возникновения анализаторов в эволюции (у живых существ)

органические и тактильные – самые древние

позже - зрительные и слуховые

-по виду раздражителя

звуки- слуховые ощущения,

цвет- зрительные,

запах- обонятельные,

прикосновение- осязательные и т. д.

СМОТРЕТЬ ТЕТРАДБ

Перечислить. Привести два-три примера из разных классификаций или одну подробнее на выбор.

Свойства ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, сенсорная депривация. Смотреть используемый учебник или ТЕТРАДЬ.

Адаптация. В жизни адаптация (от латинского слова «adaptare» - прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исчезает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Адаптация к чему-то происходит быстрее, к чему-то медленнее, к боли – почти нет – самосохранение.

Взаимодействие ощущений.

Влияние сочетаемости ощущений на их качество.. Громкий звук сигнала опасности или сообщения по громкой связи и запах гари или наблюдаемое задымление усиливают общее ощущение опасности. Совсем иначе воспринимается сообщение об опасности без видимых или ощущаемых признаков.

Включение музыки соответствующего настроя при выполнении художественной работы активизирует цветовые ощущения.

В темноте приглушены вкусовые ощущения, а на свету они ярче.

Привести свои примеры.

Место восприятия в отражательной деятельности (возникает на основе ощущений).

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений.

Определение понятия (непосредственное воздействие на органы чувств). Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

 

Специальных органов восприятия нет.

Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.

Любой предмет или явление действительности выступает как сложный, комплексный раздражитель.

Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощущения связаны друг с другом, образуя определенную целостную систему.

Виды восприятия:

- по доминирующему анализатору (по аналогии с ощущениями) обязательно,

Особые виды: восприятие движения, пространства, времени.

Особенности восприятия цвета, формы, пространства. движения и времени в произведениях живописи и скульптуры.

СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ – изображение движения поезда, полета птиц, движения воды в реке, идущего человека и т.п.

- цветовосприятие

- восприятие пространства (законы построения перспективы в произведениях и влияние их соблюдения или нарушения на воспринимающего

- восприятие времени через изображаемые предметы быта,

Дети не всегда способны уловить как возможно передать движение в рисунке, у них часто изображаемые объекты статичны, знание методик преподавания позволяет этому обучить, помогает и развитие умения наблюдать при восприятии разных картин и акцентировании на этом внимания. Восприятие временной принадлежности исторических картин, или изображающих быт прошлых времен у детей отличается от взрослого, понятие давно для ребенка иное, сто лет и тысяча лет назад – это до его рождения, но как давно непонятно. Восприятие будет изменяться по мере освоения числового ряда, постижения закономерности смены поколений в семье, изучения истории, биологии и т.п.

Свои примеры.

Основные свойства восприятия.

- целостность,

-константность,

-осмысленность,

-избирательность,

-апперцепция.

СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые.

То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным.

Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия у человека, тесно связано с его прежними восприятиями.

Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием.

Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется.

Так, младшие школьники лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показы­ваемый уже в готовом виде.

Иллюзии восприятия.

Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают.

Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями.

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло­вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».

Иллюзии восприятия бывают сходны у всех людей. Покажите эти рисунки любому из ваших знакомых, и у них они вызовут ту же иллюзию, что и у вас.

О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе

Порой нас обманывают и другие органы чувств. Попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а потом опустите ее в теплую. Вам будет казаться, что ваша рука попала чуть ли не в кипяток.

Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций. Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу - за зверя или человека). Такие иллюзии случайны и имеют индивидуальный характер.

Истинность восприятия проверяют практикой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...