Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и предмет исследования




Лекция 2. Цели и задачи программы исследования

План: Программа как основной документ исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Построение гипотезы. Виды гипотез. Виды переменных. Интерпретация и операционализация понятий. Формирование выборки. Виды выборки.

Программа как основной документ исследования

Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными, выполняются по прямому заказу органов общественного управления, ответственных за организацию деятельности в данной области. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должны быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но, какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность должна отвечать в конечном счете именно практическим задачам общественного развития.

Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Методологический раздел программы:

1) Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2) Определение цели и постановка задач исследования.

3) Уточнение и интерпретация основных понятий.

4) Предварительный системный анализ объекта исследования.

5) Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

6) Принципиальный (стратегический) план исследования.

7) Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8) Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. [5, с. 57-58].

Объект и предмет исследования

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация - это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий, что в свою очередь, упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать» [П. Лазарсфельд. Методологические проблемы социологии].

Например, проблемной ситуаций может быть нездоровый образ жизни населения города или страны. Есть общечеловеческая потребность в продолжении жизни и известны действия, которые продлевают жизнь и повышают ее качество. Проблема в том, чтобы сделать здоровый образ жизни частью культуры населения, для чего надо выяснить причины, по которым население придерживается нездорового образа жизни.

Предметная сторона проблемы социологического исследования — это некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

В вышеприведенном примере предметной стороной проблемы может городская или государственная инфраструктура, обеспечивающая здоровый образ жизни – пищевые продукты, спортплощадки, социальная реклама здоровья и т.д. Предметом социологического исследования здесь могут быть условия максимально эффективного внедрения этой инфраструктуры.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Помимо объекта, выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект — то, что содержит социальное противоречие, постольку предмет — это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Можно сказать, что это — совокупность обстоятельств, которые представляют полюса социального противоречия. Например, объектом могут быть студенты СПбГТИ, а предмет будет зависеть от темы исследования: это может быть поведение студентов, карьерные планы студентов, их мнения по какому-либо вопросу (например, по качеству обучения в институте), или ценностные ориентации в определенной сфере (например, профессия, семья, досуг).

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделение объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы. [5, с. 58-63].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...