Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор респондентов и правила составления вопросов




 

Здесь речь идет не о выборке, которая должна быть репрезентативным отражением генеральной совокупности, а о том, чтобы на вопросы анкеты отвечали те люди, которые имеют отношение к данной теме. Кроме того, вопросы должны быть такими, чтобы человек мог свободно ответить на них. Для этого необходимо помнить: исследователь должен сделать все, чтобы:

1. Респондент был компетентен по данному вопросу;

2. Респондент понял смысл вопроса;

3. Респондент был не заинтересован в ложной информации;

4. Респондент был максимально свободен от естественных ошибок.

Как это сделать?

Компетентность определяется максимально конкретными, детальными вопросами, - вопросами на информированность. Например, осведомленность работника о полномочиях руководителя, горожанина о деятельности каких-либо служб.

Для решения этой задачи предназначены:

· вопросы-фильтры: касается ли это Вас? Проживаете ли вы здесь постоянно? Имеете ли вы детей? (Далее в анкете следует указать, что следующие вопросы относятся только к тем, у кого есть дети).

· вопросы-ловушки (например, накануне выборов спросить избирателей, как они относятся к деятельности вымышленной партии. В литературе приводится пример, когда респондентов спросили, не смотрели ли они недавно вышедший [вымышленный] фильм. И что же оказалось? Его посмотрели 4%, и 2% даже обсудили с друзьями.

Недостоверность может объясняться ошибками памяти, поэтому есть вопросы-сопровождения: что вы делали, где были – для восстановления контекста ситуации. Чем дробнее, детальнее вопросы – тем выше достоверность.

 

Когда мы задаем вопросы на мотивацию, мнения, оценки, то не следует использовать:

наводящие, внушающие вопросы (пристрастность тона вопроса): например: «вы имеете нормальную сексуальную ориентацию?» (подразумевая гетеросексуальность). Или «Вы же патриот и голосовали за В.В. Путина?»

стереотипные вопросы «согласны ли вы, что собака – друг человека?», «цените ли вы дружбу?»; стереотипы для того и существуют, чтобы человек не думал и не давал индивидуализированный ответ.

лобовые вопросы: «почему Вы так считаете?» Люди не всегда могут прямо сказать, почему они так считают, но наводящие вопросы прояснят ситуацию. В вышеприведенном разборе вопроса про употребление алкоголя человек, только ответив на вопросы, вдруг поймет, что почти всегда он употребляет алкоголь именно в холодное время года, когда устал и плохо себя чувствует, дома и в одиночестве. Но если задать ему открытый вопрос: при каких обстоятельствах вы обычно употребляете алкоголь? – то он может затрудниться с ответом, просто потому, что никогда об этом не задумывался.

Полезны детальные вопросы: не «любите ли вы свою работу?», а «какие стороны вашей работы вас особенно привлекают?» «чем для вас наиболее интересна ваша работа?»

Также полезны проективные вопросы: возможное будущее, воображаемая ситуация. Например: «Остались бы вы на своей работе, если бы получили наследство, обеспечивающее вам привычный уровень жизни?»

Доступность вопроса: В словесной формулировке вопроса следует избегать использования специальных терминов или сленга. Чаще всего специальные термины в вопросах — результат того, что социолог не смог достаточно отчетливо операционализировать исходное понятие, найти его эмпирические эквиваленты в повседневном поведении или высказываниях людей. Вопросы типа «Является ли Ваша семья нуклеарной?» или «Поддерживаете ли Вы либералистскую концепцию роли государства в экономике?» свидетель­ствуют о том, что ученый пытается решить свою теоретическую пробле­му посредством прямого опроса общественного мнения. То есть язык вопроса должен быть общим, «разговорным», неофициальным, но точным, исключать разные толкования. Поэтому необходим пилотаж, то есть проверка анкеты на нескольких людях с их просьбой рассказать о впечатлениях от заполнения анкеты.

Также избегайте:

двойного отрицания (пример: «Вы же не считаете, что Россия не является одной из стран-мировых лидеров?»),

использования понятий без определений. Например, словосочетание «гражданский брак» в специальной литературе определяется как брак, зарегистрированный государством, но не освященный церковью, тогда как в повседневной речи это понятие используют для обозначения незарегистрированного сожительства. Поэтому перед вопросом «состояли ли вы когда-либо в свой жизни в гражданском браке?» следует пояснить: «Под гражданским браком мы подразумеваем постоянное проживание на одной территории двух взрослых людей, не являющихся кровными родственниками и связанных интимными отношениями».

длинных формулировок, из-за которых вопрос трудно понять. Например: «Считаете ли Вы, что если мужчина и женщина обедают в кафе, то мужчина должен оплатить счет за обоих, при условии, что это не бизнес-ланч коллег, независимо от того, кто был инициатором посещения кафе?» В данном случае лучше разбить вопрос на несколько.

 

Искренняя информация:

Респондент хочет быть полезным, быть вежливым, быть умным, быть как все. Поэтому необходимо использовать:

· уже упоминавшиеся вопросы-фильтры;

· варианты ответов, показывающие, что респондент имеет право не знать, не считать и т.д.,

· отсутствие ссылок на авторитеты: «все» «уважаемый человек», вводные вопросы: считаете ли вы, думаете ли вы, есть мнение… как вы полагаете? Пример. Посмотрите, как важны могут быть вводные слова в вопросе, сравнивая результаты двух схо­жих исследований, осуществленных в 1969 г. с интервалом в 6 месяцев. В первом 81% опрашиваемых утвердительно отве­тили на вопрос: «Вы верите в Бога?» Во втором исследова­нии, вопрос в котором был: «Верите ли вы в Бога?», процент положительных ответов был заметно меньшим (66%). Кате­горический характер первой формулировки приводит в заме­шательство; в ней присутствует имплицитное предписание ответить положительно. Напротив, во второй анкете вводные слова показывают, что сомнение дозволено; они указывают опрашиваемому, что он свободен верить или не верить. [4, 116.]

Также должно соблюдаться равновесие между позитивными и негативными формулировками, между «+» и «–» вариантами. Например, для вопроса «насколько вы удовлетворены своей работой» приемлемо предложить варианты ответов:

§ Совершенно удовлетворен;

§ Скорее удовлетворен;

§ Затрудняюсь ответить;

§ Скорее не удовлетворен;

§ Совершенно не удовлетворен.

Недопустимо:

§ Совершенно удовлетворен;

§ В общем, мне нравится моя работа;

§ Просто работаю;

§ Моя работа – это один сплошной кошмар и нервотрепка, но я ее люблю;

§ Не удовлетворен.

Кроме того, следует избегать эмоционально насыщенных эпитетов. Сравните формулировку «обокрасть родной завод» и «унести домой предмет невысокой ценности, принадлежащий предприятию». В первом случае больше опрошенных согласится, что это серьезное преступление, чем во втором.

Опрашиваемые легче выражают свое мнение на дели­катные темы, когда вопросы не содержат вовлекающей (обязывающей) формулировки. Если нужно коснуться подобных тем, из вопроса следует исключить всякое ука­зание наличность. Рекомендуется использовать обороты, приглашающие говорить о других, о людях в целом или о тех, кто принадлежит к той же категории, что и респон­дент. Это некоторым образом сообщает проективное содержание ответу: опрашиваемый описывает свое мнение или поведение, связывая его со всеми теми, кто находится в такой же, как и он, ситуации. [4]. Например, в опросе психологов-практиков исследовался такой аспект нарушения этики психотерапевта, как вступление в двойные (любые другие, кроме профессиональных) отношения с клиентом. В том числе был задан вопрос: «Ухудшится ли Ваше мнение о коллеге, если Вы узнаете, что у него (нее) роман с клиентом?» Были предложены следующие варианты ответов: Нет, я считаю, что это его (ее) личное дело»; «Да, только если у кого-то из них есть постоянный партнер»; «Да, только если мне известно, что это происходит не в первый раз»; «Да, я посчитаю это признаком непрофессионализма». Можно предположить, что респонденты, выбравшие первый вариант ответа, могут допустить такое поведение и для себя в любом случае; те, кто выбрал второй вариант ответа, предположительно могут допустить связь с клиентом, если в данный момент каждый из них не состоит в любовных отношениях с кем-то еще.

 

Учет возможностей респондента:

Первый ответ выбирается чаще при анкетировании, при заполнении анкетером – последний. Поэтому следует варьировать последовательность ответов, и в сервисе webanketa.com такая функция есть.

Формулировки ответов должны быть равной длины (см. вышеприведенный пример про удовлетворенность работой).

Гало-эффект: когда респондент отвечает на несколько вопросов подряд «да», «да», «да», велика вероятность, что он ответит так же и на вопрос, с которым не согласен.

Все варианты ответов должны быть на одной странице (актуально для бумажных анкет).

Следует предлагать ограниченное число вариантов ответов, от 2 до 10; большинство вопросов должны иметь диапазон 2-5 вариантов ответов.

Учитывайте усталость респондентов. Она побуждает структурировать анкету определенным образом (см. следующий раздел).

Порядок вопросов

По сложности вопросов:

1. 50% времени – плавное увеличение сложности вопросов.

2. 15% времени – плавный спад,

3. 25% времени – резкий подъем,

4. 10% - резкий спад (как правило, в конце размещается «паспортичка», то есть серия вопросов о социально-демографических характеристиках респондента).

По смысловой последовательности вопросов:

1. введение: содержит название организации, проводящей опрос, цель (лучше практическая) сбора информации, гарантии анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты, способ ее возврата. Нежелательная чрезмерная официальность или заискивание в обращении, хорошо подчеркнуть активную роль респондента (ваши ответы помогут решить… понять…) не нужно называть анкету, указывать фамилии составителей.

2. вступительные вопросы: легкие, интересные, событийные.

3. трудные, «сенситивные» или деликатные вопросы (касающиеся сексуальности, финансов, экстремального опыта, физического и психического здоровья и т.д.).

4. заключительные: нетрудные, со шкалой оценок, закрытые.

5. паспортичка: соц-демографические характеристики

6. Заключение: благодарность за сотрудничество.

Смысловые разделы должны начинаться с пояснений: теперь мы переходим к вопросам о вашем досуге… далее следуют несколько вопросов…

И еще несколько важных замечаний:

ü Разными шрифтами должны быть выделены: тексты вопросов, варианты ответов, инструкции.

ü Инструкции должны быть по заполнению каждого вопроса, если они различаются.

ü В бумажных анкетах не надо просить подчеркивать, зачеркивать подходящий вариант, так как это потом не разобрать.

ü Лучше просить отметить то, что нравится, чем то, что не нравится.

ü Можно использовать стрелки и рисунки для оживления анкеты.

Виды вопросов

. Существует три типа вопросов: от­крытые, закрытые и смешанные. Каждому из вариантов присущи ограничения, являющиеся одновременно ха­рактерными достоинствами и недостатками. Знакомство с этими элементами позволяет понять, в каком контек­сте эти разнообразные форматы вопросов могут быть использованы.

Открытые вопросы

При использовании открытого вопроса мы формулиру­ем его без предоставления вариантов ответа. Опрашива­емое лицо может сказать то, что хочет; ему не дается на этот счет никаких указаний.

Пример. Где вы планируете провести очередной отпуск?

Ограничения открытых вопросов:

· Формулировка открытых вопросов требует знания темы для ориентировки во всем спектре возможных ответов;

· Когда мы имеем дело с самозаполняемыми анкетами, процент ответов на открытые вопросы обычно не является высоким.

Преимущества открытых вопросов:

· Используя открытые вопросы, мы иногда можем встретиться с новаторски­ми представлениями и идеями, а также выявить новые практики, поскольку этот тип вопросов не ограничивает респондента в содержании ответа.

· Ответы на открытые вопросы обычно богаты инфор­мацией. Пример. «Какой фильм вы в последний раз смотрели в кино?» Рассматривая ответы на этот вопрос, мы можем получить це­лую серию сведений: жанр (приключенческий, комедия, ис­кусство), дата выхода фильма (новый, старый, страна-про­изводитель (отечественный или импортный), точность ответа (смутное упоминание или точный ответ с полным названием и именем режиссера) и т. д.;

· Открытые вопросы создают у опрашиваемого впечат­ление, что им интересуются.

Недостатки открытых вопросов

· полученные ответы иногда поверхностны. Когда мы используем открытый вопрос, некоторые лица име­ют склонность давать первый же ответ, который при­ходит им на ум, не подумав ни минуты

· Когда мы используем открытый вопрос, некоторые от­веты оказываются непригодными для анализа, так как они слишком размыты.

· опрашиваемые не равны перед открытыми вопросами, так как люди в разной степени владеют речью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...