Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарские занятия - 2 часа.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Российский государственный университет имени Иммануила Канта

Юридический факультет

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Декан юридического факультета

доц. Заячковский О.А.

 

_______________________

 

«____»__________20____г.

 

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Учебная программа для студентов 2-го курса д/о, 2-го курса з/о, 1 курса спецотделения

По специальности 021100 «юриспруденция»

 

Программаявляется авторской

Профессор кафедры международного и европейского права Сучков Ю. И.

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры международного и европейского права.

 

Протокол №____ от «_____»__________20___г.

 

Зав. кафедрой: _____________

к.ю.н. Русинова В.Н.

Программа одобрена

методическим советом

юридического факльтета

Протокол №____от «_____»____________20___г.

Председатель методического совета

доц. О.А. Заячковский

_________________

 

Программа пересмотрена на заседании кафедры международного и европейского права.

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено):_______________________

___________________________________________________________________________

Протокол №_____от «____»_________20____г.

Зав. кафедрой: ______________

к.ю.н. Русинова В.Н

Пояснительная записка

Учебным планом преподавания правовых предметов на юридическом факультете предусмотрено изучение дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Основными формами ее изучения являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов с нормативными актами, учебной и специальной литературой.[1]

Названная дисциплина является вводной к познанию студентами многих других правовых дисциплин, которые им предстоит изучить в процессе обучения на юридическом факультете (конституционного, административного, уголовного, гражданского, международного права и др.) без глубокого усвоения которых невозможно успешное осуществление профессиональной юридической деятельности.

Главное назначение курса названной дисциплины состоит в даче студентам четкого представления о понятии правоохранительной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными государственными органами негосударственными организациями по охране правопорядка в РФ, а также общее ознакомление с системой и направлениями деятельности правоохранительных органов наиболее развитых современных иностранных государств и международных организаций. В этой связи в программу дисциплины вводится тема “Правоохранительные органы некоторых современных иностранных государств” вместо темы “Основные этапы развития системы Российских правоохранительных органов,” менее значимой для изучаемой дисциплины.

В процессе обучения студенты получат основы знаний о системе, устройстве, назначении, механизме функционирования правоохранительных органов, взаимодействии между ними и иными государственными органами., общественными организациями и должностными лицами, в компетенцию которых прямо не входит выполнение задач, связанных с правоохранительной деятельностью, но осуществляющих ее в определенных случаях (Президент РФ, высшие законодательные и исполнительные органы Российской Федерации, капитаны дальнего плавания и др.).

Студенты узнают о сущности судебной власти, правосудии и судебной системе; об органах юстиции; прокуратуре; органах, занимающихся выявлением и расследованием преступлений; о нотариате; адвокатуре; физических и юридических лицах, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность в Российской Федерации. Кроме того, они получат общие сведения о структуре, задачах и функциях правоохранительных органов некоторых развитых иностранных государств, а также о деятельности международных организаций “Интерпол” и “Европейский суд по правам человека”

Основная задача студентов заключается в закреплении теоретических знаний, полученных в процессе прослушивания лекций, участия в семинарских занятиях, а также самостоятельного изучения учебной и иной литературы, развитии умения анализировать действующее российское, и рекомендуемое международное законодательство давать ему соответствующую правовую оценку и путем активного участия в дискуссиях на семинарских занятиях по изучаемой дисциплине научиться отстаивать свою точку зрения.

Основной формой контроля за подготовкой студентов по курсу является выявление преподавателем на семинарских занятиях полноты знаний студентами сущности каждой темы.

Программа указанной дисциплины не предусматривает проведение семинарских занятий по темам №№: 2, 6, 9, 10 Методика их углубленного изучения и необходимая литература изложена в соответствующих рекомендациях по каждой из этих тем.

Для студентов ОСП практические занятия подводятся в виде двух собеседований (по два часа) по всему курсу дисциплины “Правоохранительные органы”

Студенты заочного отделения изучают названную дисциплину путем прослушивания обзорных лекций, самостоятельного исследования нормативного материала и рекомендованной учебной и научной литературы, а также обращения к преподавателю за индивидуальными консультациями по вопросам, вызвавшим затруднения в их усвоении.

Большое значение в выполнении этой задачи имеет самостоятельная работа студентов по изучению конкретных нормативных актов и рекомендуемой юридической литературы, указанных по каждой теме.

При подготовке к семинарским занятиям и самостоятельном изучении курса необходимо внимательно ознакомиться с настоящей программой и методическими указаниями к каждой теме курса.

Исключительно важное значение в освоении дисциплины имеет непосредственное и глубокое ознакомление студентов с текстами рекомендованных нормативных актов. Изучение их содержания только по учебникам и учебным пособиям недостаточно, так как студенты должны вникнуть в сущность каждой нормы, регламентирующей ту или иную сторону деятельности органов, обеспечивающих разные направления правоохраны.

Изучать нормативную литературу рекомендуется по специальным сборникам, в которых опубликованы извлечения практически из всех российских и международных нормативных актов, касающихся деятельности правоохранительной системы Российской Федерации. Такими сборниками, в частности, являются «Суд и правоохранительные органы. Хрестоматия (составители Орлов Ю.К., Кручинина Г.В.) М., 2003, Правоохранительные органы Российской Федерации. Сборник нормативных актов. Составитель В. П. Божьев. М. 2005.; и другие подобные источники, более позднего издания.

Кроме обязательного изучения рекомендуемого нормативного и учебного материала студенты должны дополнительно самостоятельно знакомиться по темам курса со специальной, монографической литературой, а также с научными статьями, периодически публикуемыми в юридических журналах: «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», а также в научных сборниках и др. изданиях.

При изучении курса «Правоохранительные органы» студенты должны четко усвоить, что в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 9 ноября 2004 года в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649, многие ранее действовавшие министерства, и другие ведомства упразднены, переименованы или преобразованы и теперь в систему федеральных органов власти Российской Федерации входят:

1. Федеральные министерства,

2. Федеральные службы,

3. Федеральные агентства,

что полностью распространяется и на все структуры органов, занимающихся правоохранительной деятельностью.

Поэтому студенты обязаны изучить структуры действующих правоохранительных органов в соответствии с названным Указом Президента РФ и другими нормативными актами, изданными в его развитие.

 

Расшифровка сокращений:

 

1. ВВС РФ – Ведомости Верховного Совета Российской Федерации.

2. СЗ РФ – Собрание законодательства РФ.

3. УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федкрации.

4. ГК РФ – Гражданский кодекс Российский Федерации.

5. ТК РФ – Таможенный кодекс Российской Федерациию.

6. АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

7. УПК РФ – Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации.

8. ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

9. КОАП РФ– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. МВД РФ – Министерство внутренних дел Российской Федерации.

11. ФСБ РФ – Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

12. ФСО РФ - Федеральная служба охраны Российской Федерации.

13. СБП РФ – Служба безопасности Президента Российской Федерации.

14.ГНС РФ – Государственная налоговая служба Российской Федерации.

15. ФТС РФ – Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Дневное отделение

№ п\п Тема Количество часов
Аудиторных Самостоятельная работа студентов
Лекции Семинары
1. Основные понятия правоохранительной деятельности и предмет дисциплины «Правоохранительные органы»      
2. Судебная власть и система судебных органов.   -  
3. Понятие и сущность правосудия. Конституционные принципы осуществления правосудия      
4. Характеристика судебной системы Российской Федерации      
5. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей      
6. Организационное обеспечение деятельности судов   -  
7. Прокуратура Российской Федерации      
8. Органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений в Российской Федерации      
9. Оказание юридической помощи, а также защита законных прав и интересов юридических и физических лиц негосударственными организациями и частными лицами   -  
10. Правоохранительные органы некоторых иностранных государств      
Итого часов      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Заочное отделение

№ п\п Тема Количество часов
Аудиторных Самостоятельная работа студентов
Лекции
1. Основные понятия правоохранительной деятельности и дисциплины «Правоохранительный органы»    
2. Судебная власть и система судебных органов.    
3. Понятие и сущность правосудия. Конституционные принципы осуществления правосудия    
4. Характеристика судебной системы Российской Федерации    
5. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей    
6. Организационное обеспечение деятельности судов    
7. Прокуратура Российской Федерации    
8. Органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений в Российской Федерации    
9. Оказание юридической помощи, а также защита законных прав и интересов юридических и физических лиц негосударственными организациями и частными лицами    
10. Правоохранительные органы некоторых иностранных государств    
Итого часов    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

ОСП

№ п\п Тема Количество часов
Аудиторных Самостоятельная работа студентов
Лекции Семинары
1. Основные понятия правоохранительной деятельности и дисциплины «Правоохранительный органы»      
2. Судебная власть и система судебных органов.      
3. Понятие и сущность правосудия. Конституционные принципы осуществления правосудия   0,5  
4. Характеристика судебной системы Российской Федерации   0,5  
5. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей   0,5  
6. Организационное обеспечение деятельности судов   0,5  
7. Прокуратура Российской Федерации   0,5  
8. Органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений в Российской Федерации   0,5  
9. Оказание юридической помощи, а также защита законных прав и интересов юридических и физических лиц негосударственными организациями и частными лицами   0,5  
10. Правоохранительные органы некоторых иностранных государств   0,5  
Итого часов      

ТЕМА 1. Основные понятия правоохранительной деятельности и дисциплины «Правоохранительные органы».

Лекция - 2 часа.

 

 

Вопросы темы:

1.Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и основные признаки,

2.Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, их система и функции.

3.Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».

4.Законодательство и иные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов.

 

Семинарские занятия - 2 часа.

 

Вопросы, подлежащие обсуждению:

 

1. Понятие правоохранительной деятельности и органов ее осуществляющих. Основные направления правоохранительной деятельности.

2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.

3. Общая характеристика законодательства и иных правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, по их содержанию и юридическому значению.

 

Основной задачей при изучении данной темы является четкое уяснение студентами сущности правоохранительной деятельности и органов ее осуществляющих. Поскольку по этому аспекту у ученых –правоведов и практических работников нет единой точки зрения, студенты должны не только пересказать имеющиеся точки зрения, но и аргументировано обосновать свой собственный взгляд по их существу.

Необходимо твердо усвоить, что входит в понятие «предмет» дисциплины «Правоохранительные органы» и в чем заключается ее связь с другими дисциплинами, уже изученными студентами (теория и история государства и права, конституционное право) и которые им предстоит изучить в будущем (административное, уголовное, гражданское право, уголовный, гражданский, арбитражный процесс и др.). Их обязанностью также является правильное представление о том, какие правовые акты регулируют правоохранительную деятельность и как они классифицируются по своему содержанию (о судебной власти, правосудии и судах; о прокурорском надзоре и органах прокуратуры и т.д.) и по юридическому значению (Конституция РФ, Федеральные законы РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.).

 

Рекомендуемая литература:

(по всем темам курса и к теме №1)

Нормативные материалы

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Вступила в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998г.)

Конституция РФ. 1993г.

Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 26 февраля 1997г.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996г. с изменениями и дополнениями.

Федеральный конституционный закон «О конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. с изменениями и дополнениями.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 25 апреля 1995г. с изменениями и дополнениями.

Федеральный конституционный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992г. (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995г. с изменениями и дополнениями.

Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995г. с изменениями и дополнениями.

Закон Российской Федерации «Об оперативно – розыскной деятельности от 12 августа 1995 года с изменениями и дополнениями.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» от 31 мая 2002г.

Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999г. с изменениями и дополнениями.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (приняты Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993г.). 1

Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992г.

Федеральный закон “о государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27 июля 2004г. № 79 ФЗ. Раздел 8. Порядка взаимоотношений Правительства с органами судебной власти. Раздел 9. Порядок работы с обращениями граждан.

Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2004 года «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649).

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996года с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2007 г.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001г. с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2007 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2007 г.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ 2002г. с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2007 г.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 1995гс изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2007 г.

Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001г. с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2007 г.

Таможенный кодекс Российской Федерации 2003г. с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2007 г.

 

Учебная литература

Я. К. Савюк. Правоохранительные органы. Учебник. М. 2004 г.

А. В. Гриценко, Ю. С. Жариков, Правоохранительные органы Российской Федерации. Краткий учебный курс. М. 2004 г.

М. П. Поляков, А. В. Федулов. Правоохранительные органы. Пособие для сдачи экзамена. М. 2005 г.

В.В. Черников, судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. М.2006г.

Правоохранительные органы. (Под ред. В. Н. Божьева) учебник М. 2006г.

В. И. Кагалов, О. В. Кагалова, Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие. М.2008г.

Законодательства Калининградской области: научно-практический анализ. Под. Общ. Ред. О.А. Заячковского. РГУ им. И. Канта Калининград.2007г. С9-84.

Папка с материалами о правоохранительных органах Калининградской области. Перечисленные учебники и учебные пособия рекомендуются для изучения дисциплины “Правоохранительные органы”. См. соответствующие главы по темам учебного пособия и полного курса.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что входит в содержание понятия «Правоохранительная деятельность».

2. Какие органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, относятся к государственным и какие к иным.

3. Назовите основные направления (функции) правоохранительных органов.

4. Что является предметом учебного курса (дисциплины) «Правоохранительные органы».

5. Каким образом нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, классифицируются по юридическому значению и по своему содержанию.

6. В чем заключается связь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами.

 

 

ТЕМА 2. Судебная власть и система судебных органов.

 

Лекция - 2 часа.

Вопросы темы:

 

1.Понятие судебной власти и ее соотношение с другими ветвями государственной власти.

2.Суд как орган судебной власти. Его специфические особенности и отличие от других органов государственной власти.

3.Судебная система Российской Федерации.

 

По указанной теме студенты должны уяснить понятие судебной власти, ее сущность и основные признаки, значение разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и их соотношение в процессе исполнения своих функций.

Особо важное значение имеет знание полномочий судебной власти и положения о том, что субъектом ее осуществляющим может быть не любой государственный орган, а лишь суд с присущими только ему возможностями воздействия на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе и государстве.

Необходимо также твердое знание, структуры судебной системы Российской Федерации, подразделяющейся на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации; суды общей юрисдикции, и арбитражные суды; сущности звеньев судебной системы (основные суды, суды среднего звена, суды высшего звена); судебных инстанций (суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции, суды надзорной инстанции, суды апелляционной инстанции).

В связи с тем, что по теме 2 не предусмотрено семинарских занятий её содержание изучается студентами самостоятельно в соответствии с вышеизложенными рекомендациями и с использованием указанных к теме нормативных источников учебной и научной литературы

 

Рекомендуемая литература:

 

Конституция РФ 1993г. Ст.ст. 10, 118-123, 125-127.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации. 1996г.Ст. ст.1-6, 17, 26-35, 36-38.

Учебники и учебные пособия «Правоохранительные органы РФ».см. прим. 2 к теме №1.

Жутков В. Новая конституция и судебная власть в РФ \\ Российская юстиция. 1994. №1.

Лебедь В. Судебная реформа. Итоги и перспективы \\ Российская юстиция. 2000. № 11.

Путин В. Суд это власть. Власть огромная и ко многому обязывающая. \ Российская юстиция. 2000.№ 3.

Путин В. Компетенция суда распространяется на все дела государства.2001. №1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое судебная власть. Каковы ее основные признаки и в чем заключается ее отличие от других ветвей государственной власти.

2. Специфические особенности суда.

3. Какова структура судебной системы Российской Федерации.

4. Что такое судебное звено. Какие судебные звенья входят в судебную систему Российской Федерации.

5. Что такое судебная инстанция. Какие инстанции существуют в структуре судов Российской Федерации.

6. Каковы особенности военных судов.

7. Какие суды могут осуществлять свою деятельность в качестве судов апелляционной инстанции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...