Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Консультативный референдум




Принята 17 июля 1919 года

 

После того, как Финляндия стала независимым, суверенным государством, возникла необходимость развить и стабилизировать государственный строй новыми положениями основных законов, гарантирующими достаточную прочность государственной власти и одновременно расширяющими полномочия народного представительства, обеспечивающими права и свободы граждан, гарантированные законом в соответствии с § 60 Сеймового устава от 20 июля 1906 г., для чего по решению Эдускунты учреждается для Финляндии следующая Форма правления.

Общие положения

 

§ 1. Финляндия является суверенной республикой, государственный строй которой учрежден в настоящей Форме правления и других основных законах.

§ 2. Суверенная власть в Финляндии принадлежит народу, представителем которого является Эдускунта, созываемая на сессии.

Законодательная власть осуществляется Эдускунтой вместе с Президентом Республики.

Высшая исполнительная власть доверена Президенту Республики. При нем для общего управления государством образуется Государственный совет, в который входят Премьер-министр и необходимое число министров.

Правосудие осуществляют независимые суды; судами высшей инстанции являются Верховный суд и Верховный административный суд.

§ 3. Государственная территория Финляндии неделима. Изменение ее границ возможно лишь с согласия парламента.

§ 4. Финляндское гражданство имеет каждый, кто родился от финляндских родителей.

Гражданин иностранного государства может быть принят в гражданство Финляндии на условиях и в порядке, установленных законом (в ред. Закона 1967/518).

Основные права и правовая защита граждан Финляндии

 

§ 5. Граждане Финляндии равны перед законом.

§ 6. Закон охраняет жизнь, честь, личную свободу и имущество каждого гражданина Финляндии.

Право граждан на труд находится под особой защитой государства. Задачей государственной власти является предоставление в случае необходимости гражданину Финляндии возможности работать, если законом не установлено иное.

Принудительное отчуждение имущества для общественных нужд с полным возмещением определяется законом (в ред. Закона 1972/592).

§ 7. Гражданин Финляндии имеет право на пребывание в своей стране, выбор в ней места жительства и передвижение из одной местности в другую, если закон не установит иного.

Право граждан Финляндии на выезд из страны регулируется особыми постановлениями.

§ 8. Граждане Финляндии имеют право публично или в частном порядке совершать религиозные обряды при условии соблюдения закона или моральных норм, а также право выходить из религиозной общины, к которой он принадлежит, и свободно вступать в другую в соответствии с особыми постановлениями, регулирующими этот вопрос.

§ 9. Права и обязанности граждан Финляндии независимы от их членства в определенной религиозной общине и от принадлежности вообще к какой-либо религиозной общине. В отношении официальных должностей действуют, однако, установленные для них ограничения, если только законом не будет установлено иное.

§ 10. Гражданин Финляндии пользуется свободой слова, правом на опубликование в печати в письменной или иллюстрированной форме без каких-либо препятствий; он пользуется также правом без предварительного разрешения собираться для обсуждения каких-либо общих вопросов или для иных разрешенных целей, а также образовывать объединения для осуществления целей, не противоречащих закону и моральным нормам.

Пользование этими правами определяется в законе.

§ 11. Гражданин Финляндии пользуется неприкосновенностью жилища.

Вопросы обоснованности и проведения домашнего обыска определяются в законе.

§ 12. Тайна переписки, телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров является неприкосновенной, если иное не установлено законом.

§ 13. Гражданин Финляндии может быть осужден только тем судом, которому он подсуден в соответствии с законом.

§ 14. Финский и шведский языки являются государственными языками Республики.

Право граждан Финляндии использовать в судах и в обращениях к органам власти в касающемся их деле родной язык — финский или шведский, а также их право на получение касающихся их документов на данном языке должно обеспечиваться законом с тем, чтобы права как финского, так и шведского населения защищались в одинаковой мере.

Государство содействует удовлетворению культурных и экономических потребностей финского и шведского населения в равной мере.

§ 15. В Республике не присваиваются дворянские титулы или иные наследственные титулы.

§ 16. Предписания, касающиеся основных прав финляндских граждан, не препятствуют установлению законом таких ограничений, которые являются необходимыми во время войны, восстания, а также в иное время в отношении лиц, проходящих военную службу.

Законодательство

 

§ 17. Организация и полномочия Эдускунты регулируются Актом об Эдускунте.

§ 18. Право внесения предложений о принятии нового закона, об изменении, толковании или отмене существующего закона имеют как Президент, так и Эдускунта.

Президент использует свое право законодательной инициативы путем внесения в Эдускунту законопроектов. Законопроект подготавливается Государственным советом. В зависимости от характера вопроса заключение на законопроект можно запросить от Верховного суда, Верховного административного суда или от них обоих.

Право законодательной инициативы регламентируется Актом об Эдускунте.

§ 19. После принятия закона Эдускунтой, он передается на утверждение Президенту, который может в зависимости от характера вопроса запросить заключение о нем от Верховного суда, Верховного административного суда или от них обоих.

Закон подлежит утверждению Президентом в том виде, в каком он был принят Эдускунтой, в течение трех месяцев после передачи его на утверждение Президенту. Если Президент не утвердит закон, он должен быть возвращен в Эдускунту. Закон вступает в силу и без утверждения Президента, если Эдускунта на своей очередной сессии после его направления на утверждение принимает его вновь без изменения согласно постановлениям Акта об Эдускунте. Не принятый Эдускунтой закон, но возвращенный ей, считается отклоненным (в ред. Закона 1987/575).

(Часть третья отменена тем же Законом.)

§ 20. В вводной части каждого закона должно быть указано, что он издан согласно решению Эдускунты; если же закон издан в том порядке, который установлен для основного закона, то следует указать, что он издан именно в таком порядке.

Утвержденный закон и закон, вступивший в силу без утверждения, подлежит подписанию его Президентом и контрасигнации соответствующим министром. Далее, Государственный совет должен опубликовать закон в "Собрании нормативных актов Финляндии".

В законе должно быть указано время вступления его в силу. Если в опубликованном законе нет такой даты, он вступает в силу в день его опубликования (в ред. Закона 1980/607).

§ 21. Постановления о праве Президента издавать указы содержатся в § 28.

§ 22. Законы и указы, а также правительственные предложения Эдускунте, ее ответы, представления и другие -обращения к Правительству готовятся на финском и шведском языках.

а. Консультативный референдум

(глава включена Законом 1987/570)

§ 22-а. Порядок проведения консультативного референдума устанавливается в законе. В нем определяется срок и предлагаемые на референдум вопросы. Государство сообщает о выносимых на референдум вопросах и содействует распространению информации о нем в соответствии с положениями этого закона.

Право голоса на консультативном референдуме имеет тот, кто согласно Акту об Эдускунте обладает правом голоса на парламентских выборах.

Закон определяет также процедуру, соблюдаемую при проведении консультативного референдума.

 

 

4. Правительство и управление

 

§ 23. Президента Республики избирает народ Финляндии из среды граждан по рождению путем прямых выборов сроком на шесть лет.

Одно и то же лицо может быть избрано не более чем на два срока подряд (в ред. Закона 1991/1074).

§ 23-а. Правом выдвижения кандидата на пост Президента обладает каждая зарегистрированная партия, от которой на последних парламентских выборах был избран по крайней мере один депутат, либо двадцать тысяч лиц, обладающих избирательным правом и договорившихся о выдвижении совместного кандидата (в ред. Закона 1991/1074).

§ 23-b. Если выдвигается только один кандидат, то он становится Президентом без проведения выборов.

При выдвижении более чем одного кандидата президентские выборы проводятся в третье воскресенье января. Кандидат, получивший более половины голосов, поданных на выборах, становится Президентом Республики.

Если ни один из кандидатов не получит предусмотренного во второй части большинства, то проводится новое голосование в третье воскресенье после первого тура выборов. Кандидатами остаются те два лица, которые в первом туре набрали наибольшее число голосов. Получивший большее число голосов во втором туре становится Президентом Республики. При равенстве голосов вопрос решается жеребьевкой (в ред. Закона 1991/1074).

§ 23-с. В случае смерти выдвинутого в установленном порядке кандидата до завершения первого тура выборов либо возникновения постоянного препятствия для исполнения обязанностей Президента принимаются меры для проведения новых выборов Президента в самый короткий срок. Таким же образом необходимо поступить в случае смерти лица, являющегося кандидатом во втором туре выборов, до завершения выборной процедуры, либо возникновения постоянного препятствия для исполнения обязанностей Президента, либо в случае смерти лица, уже избранного Президентом, до того, как он приступил к исполнению своих обязанностей (в ред. Закона 1991/1074).

§ 23-d- Требования, предъявляемые к избирателю на президентских выборах, те же, что и на выборах Эдускунты.

Процедура голосования регламентируется законом, принятым до выборов. Более детальные положения, касающиеся выдвижения кандидатов на выборах и процедуры избрания Президента, регламентируются законом (в ред. Закона 1991/1074).

§ 23-е. Президент вступает в должность 1 марта года выборов. Президент, избранный на выборах, проведенных в случаях, предусмотренных § 23-с, вступает в должность на третий день после того, как он был избран.

Срок полномочий Президента заканчивается, как только вновь избранный Президент вступает в свою должность (в ред. Закона 1991/1074).

§ 24. При вступлении в должность Президент приносит перед Эдускунтой следующую присягу:

"Я... избранный народом Финляндии Президентом Финляндской Республики, заверяю, что, находясь в должности Президента, буду честно и точно соблюдать и охранять конституцию и законы страны и прилагать все свои силы в целях содействия успехам народа Финляндии" (в ред. Закона 1991/1074).

§ 25. В случае возникновения препятствий для исполнения обязанностей Президента его обязанности возлагаются на Премьер-министра, а если и он не в состоянии их исполнять, — то на министра, который согласно § 39 является заместителем Премьер-министра. В случае смерти Президента или возникновения постоянного препятствия для исполнения им своих обязанностей необходимо в наиболее короткий срок избрать нового Президента. Он приступает к своим обязанностям в соответствии со сроком, установленным в части второй § 23-е.

Во время осуществления Премьер-министром или иным министром обязанностей Президента он должен воздерживаться от исполнения депутатских полномочий (в ред. Закона 1991/1074).

§ 26. В период нахождения на своем посту Президент получает годовое вознаграждение в размере, установленном законом; эта сумма не подлежит увеличению или уменьшению.

§ 27. В компетенцию Президента входит созыв Эдускунты на внеочередные сессии, открытие ее сессий и объявление в конце срока полномочий Эдускунты о его окончании.

Президент может по предложению Премьер-министра, заслушав мнение председателя Эдускунты и парламентских фракций, досрочно распустить Эдускунту и назначить новые выборы (в ред. Закона 1991/1074).

§ 28. Президент имеет право, если иное не установлено Формой правления или если это право не предоставлено Государственному совету, издавать указы по вопросам, которые ранее регламентировались административными актами; он также вправе издавать указы, детализирующие нормы, касающиеся исполнения важных законов, указы об управлении государственной собственностью, а также указы об организации и деятельности административных органов и иных ведомств. Указы не могут содержать положений, изменяющих закон.

В отношении издания, опубликования и вступления в силу указов действуют положения, установленные для законов в частях второй и третьей § 20 (в ред. Закона 1980/607).

§ 29. Президент после получения заключения Верховного суда, имеет право путем помилования отменять и смягчать наказание. Вопросы, касающиеся помилования члена Государственного совета и Канцлера юстиции, регламентируются в особом порядке. Всеобщая амнистия устанавливается только законом.

Президент вправе также освобождать от исполнения закона в тех случаях/ когда закон это допускает.

§ 30. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами Финляндии, но во время войны может передавать это право другому лицу.

§ 31. Президент имеет право принимать в гражданство лицо, являющееся гражданином другого государства, а также принимать решение о прекращении гражданства Финляндии.

§ 32. Президент осуществляет контроль за общим управлением государством и вправе для этих целей требовать предоставления информации от глав ведомств и их руководящих органов и от учреждений, а также может назначать ревизии их деятельности.

§ 33. Президентом определяются отношения Финляндии с другими государствами, однако договоры с другими государствами подлежат ратификации Эдускунтой, если они затрагивают сферу законодательства либо по иной причине требуют такой ратификации. Вопросы войны и мира Президент решает с согласия Эдускунты.

Вся информация иностранным государствам или посланникам Финляндии за границей должна передаваться через того министра, в ведении которого находятся иностранные дела.

§ 33-а. Эдускунта принимает участие в подготовке решений международных организаций, связанных с принятием национальных обязательств, в порядке, установленном в Акте об Эдускунте.

Государственный совет в рамках, ограниченных положениями части первой § 33, направляет ей соответствующую часть из означенного решения международной организации, связанного с принятием национального обязательства, а также соответствующий проект решения, в котором Эдускунте предлагается дать согласие на то, чтобы в дальнейшем не требовалось одобрение ею этого решения, и не принимать постановления об оставлении его для Финляндии без последствий (в ред. Закона 1993/1116).

§ 34. Президент принимает свои решения на заседании Государственного совета по докладу министра, в ведении которого находится данный вопрос.

Для вступления в силу решений Президента они должны быть подписаны им и контрасигнованы тем министром, который докладывал по этому вопросу. Сказанное не относится, однако, к вопросам, указанным в § 32 и 47.

Если же решения Президента касаются всего Государственного совета, то они заверяются референтом Государственного совета.

В отношении представления дел, относящихся к военным приказам и к назначениям на военные должности, принимаются особые постановления.

Лицо, контрасигнующее решение Президента, отвечает за правильность документа, содержащего указанное решение.

§ 35. Если министр находит решение Президента противозаконным, он обязан сообщить об этом Государственному совету, который, в свою очередь, действует согласно требованиям § 45.

Если же решение противоречит основному закону, министр обязан отказаться от контрасигнации.

§ 36. Члены Государственного совета должны пользоваться доверием Эдускунты.

Заслушав мнение парламентских фракций, Президент включает в состав Государственного совета граждан Финляндии, известных своей честностью и способностями. Для внесения изменений в состав Государственного совета необходимо заслушать мнение Председателя Эдускунты и парламентских фракций и, кроме того, необходимо созвать Эдускунту на пленарное заседание.

Министр, отвечающий за руководство юстицией, и по крайней мере один из министров должны иметь юридическое образование (в ред. Закона 1991/1074}.

§ 36-а. Государственный совет должен без промедления передавать Эдускунте программы своей деятельности и сообщать об изменениях в составе Государственного совета (в ред. Закона 1991/1074).

§ 36-b. Президент увольняет в отставку Государственный совет или его члена на основании их заявления или без их заявления, если они не пользуются доверием Эдускунты. По инициативе Премьер-министра Президент может отправить в отставку члена Государственного совета и по иным основаниям.

Если член Государственного совета избран Президентом, считается, что он освобождается от своей должности в тот день, когда вступает в должность Президента. Член Государственного совета, избранный Президентом, не может, однако, вести дела, являющиеся его обязанностью в качестве министра, за исключением дел, предусмотренных в части первой § 25 (в ред. Закона 1991/1074).

§ 36-с. Член Государственного совета, не получивший ни статуса министра, ни какой-либо публичной должности, но выполняющий определенные поручения таким образом, что это может вызвать затруднения в руководстве министерскими делами или ставит под угрозу их выполнение, теряет доверие как член Государственного совета.

Член Государственного совета, задерживающий предоставление отчета, который предназначен для рассмотрения в Эдускунте, должен позаботиться о том, чтобы получить разрешение на задержку его предоставления или иные подобные действия министерских должностных лиц и должностных лиц, выполняющих определенные поручения, которые могут иметь значение для оценки деятельности членов Государственного совета (в ред. Закона 1995/270).

§ 37. В состав Государственного совета входит Канцлер юстиции, который должен обладать выдающимися знаниями в области права. Канцлеру юстиции помогает заместитель, который при необходимости исполняет обязанности Канцлера юстиции. Президент Республики назначает этого заместителя на срок, не превышающий пяти лет (в ред. Закона 1990/1221).

§ 38. Под руководством Государственного совета находится столько министерств, сколько необходимо для различных секторов управления. Главой каждого министерства является министр.

Число министерств и сферы их деятельности регламентируются законом; более детальные нормы о распределении дел между министерствами и об организационной структуре Государственного совета определяются указом.

§ 39. Председателем Государственного совета является Премьер-министр, а в случае, если он не может исполнять свои обязанности, — тот министр, которого Президент назначил его заместителем, если и последний не может их осуществлять, то председателем является первый из присутствующих министров. На заседании председательствует Президент, если дела, рассматриваемые в Государственном совете, относятся к компетенции Президента.

Премьер-министр либо иной министр, исполняющий обязанности Президента в соответствии с § 25, освобождается от исполнения министерских обязанностей (в ред. Закона 1956/588).

§ 40. Государственный совет проводит в жизнь решения Президента. В ведении Государственного совета находятся правительственные и административные дела; каждое такое дело осуществляет либо официально сформированное Правительство, либо образованный указом на основании закона Государственный совет, либо Премьер-министр, либо лицо, не имеющее юридических препятствий для занятия президентского поста, либо уполномоченное лицо нижестоящего органа.

Находящиеся в ведении Государственного совета дела решаются Государственным советом общим голосованием либо соответствующим министром. Общим голосованием решаются наиболее сложные и важные для партий дела, а также иные значительные дела, которые этого требуют. В иных случаях право принятия решения устанавливается в особом порядке.

Государственный совет правомочен принимать решения при наличии пяти членов (в ред. Закона 1993/1119).

§ 41. (Часть первая отменена Законом 1993/1119.)

Специальные постановления определяют, в какой мере дела, касающиеся управления юстицией, Хельсинкского университета и военного ведомства, изымаются из ведения Государственного совета.

§ 42. В случае сомнений, правомочен ли Государственный совет принимать решение по делу, вопрос разрешается Президентом.

§ 43. Члены Государственного совета несут ответственность перед Эдускунтой за выполнение ими своих служебных обязанностей.

Каждый член Государственного совета, принимающий участие в рассмотрении им вопроса, несет ответственность за принятые решения, если только он не заявил свое особое мнение с занесением его в протокол.

§ 44. Вопросы, рассматриваемые в Государственном совете, должны быть подготовлены в соответствующем министерстве.

Каждый министр должен следить за управлением в своей отрасли, а также принимать меры для исполнения законов, указов и решений Государственного совета.

§ 45. В случае выявления противоречия закону какого-либо решения Президента, подлежащего исполнению Государственным советом. Государственный совет должен после получения заключения Канцлера юстиции предложить Президенту отменить или изменить решение и в случае, если Президент все же остается при своем решении, сообщить, что оно неисполнима

§ 46. Канцлер юстиции должен осуществлять контроль над тем, чтобы органы власти и должностные лица, а также работники государственных организаций и другие лица соблюдали закон и исполняли свои обязанности таким образом, чтобы ничьи законные права не нарушались.

Канцлер юстиции должен выступать в качестве обвинителя в Верховном суде и в Верховном административном суде, контролировать соблюдение прав государства, а также обвинять или поручать проведение обвинения в других судах, когда он считает это необходимым. В качестве высшего обвинителя Канцлеру юстиции надлежит также контролировать официальных обвинителей, которые обязаны соблюдать его указания.

Канцлер юстиции имеет право присутствовать на заседаниях Государственного совета, всех судов и учреждений, а кроме того, знакомиться с протоколами Государственного совета и его министерств, судов и других органов власти (в ред. Закона 1990/1221).

§ 47. Если Государственный совет или член Государственного совета при исполнении своих служебных обязанностей поступает противозаконно, Канцлер юстиции должен указать на это и одновременно сообщить, что именно является противозаконным. Но если замечание остается без внимания, Канцлер юстиции должен проследить за тем, чтобы его мнение было записано в протокол Государственного совета; он также имеет право доложить об этом Президенту. Если противозаконность носит такой характер, что против члена Государственного совета можно возбудить уголовное дело в Государственном суде согласно § 59 и Президент поручает возбудить судебное дело, обвинителем является Канцлер юстиции. Если Президент считает, что нет основания для возбуждения уголовного дела, то Канцлер юстиции может проинформировать об этом Эдускунту. Если Президент поручает возбудить уголовное дело против Канцлера юстиции, то обвинителем выступает указанное Президентом лицо.

Если Президент, находясь в должности, поступает противозаконно, Канцлер юстиции должен сделать об этом замечание в соответствии с вышеуказанным. В случае, если Канцлер юстиции или Государственный совет считают, что Президент виновен в государственной измене или измене Родине, они должны сообщить об этом Эдускунте и, если парламент тремя четвертями поданных голосов принимает решение о возбуждении уголовного дела. Канцлер юстиции должен возбудить уголовное дело в Верховном суде, а Президент в это время воздержаться от выполнения своих функций. В других случаях уголовное дело в связи с выполнением Президентом своих функций не возбуждается.

§ 48. Канцлер юстиции должен ежегодно отчитываться перед Президентом и Эдускунтой о своей деятельности и о своих выводах, касающихся соблюдения законов.

Канцлер юстиции обязан по требованию Президента и Государственного совета давать им информацию и свои заключения.

§ 49. На очередной сессии Эдускунты в порядке, установленном для выборов председателя Эдускунты, необходимо выбрать на четыре календарных года лицо, обладающее выдающимися знаниями, которое в качестве юридического уполномоченного Эдускунты и в соответствии с Инструкцией, составленной для него Эдускунтой, призвано контролировать соблюдение законов в деятельности судов и иных органов власти. В случае смерти юридического уполномоченного или его увольнения с занимаемой должности до истечения срока Эдускунта может назначить нового юридического уполномоченного на оставшийся срок. В таком же порядке и на такой же срок выбирается заместитель юридического уполномоченного, который оказывает помощь юридическому уполномоченному и, при необходимости, замещает его, а также заместитель заместителя, который, в случае необходимости, исполняет обязанности заместителя юридического уполномоченного, если тот не имеет возможности исполнять свои функции.

Юридический уполномоченный имеет такое же право, что и Канцлер юстиции, присутствовать на заседаниях Государственного совета, судов и учреждений, знакомиться с протоколами Государственного совета, его министерств, судов и иных органов власти, а также в соответствии с установленной в законе о государственных обвинителях ответственностью возбуждать или поручать возбуждать уголовное дело в связи с допущенными чиновниками ошибками или халатным выполнением обязанностей. Если Государственный совет или член Государственного совета при исполнении своих служебных обязанностей поступает противозаконно, юридический уполномоченный имеет право сделать замечание об этом и должен сообщить, что именно в данном случае противоречит закону. Если замечание не будет учтено или если того требует характер дела, юридический уполномоченный имеет право сообщить об этом Эдускунте.

Юридический уполномоченный должен ежегодно отчитываться перед Эдускунтой о своей деятельности, а также о состоянии правосудия и обнаруженных им недостатках в законодательстве.

Если юридический уполномоченный при исполнении своих обязанностей поступил противозаконно, Эдускунта может принять решение о возбуждении против него обвинения (в ред. Закона 1990/1221).

§ 50. Для общего управления Финляндия разделена на губернии, уезды и коммуны.

Изменения в числе губерний устанавливаются законом. Вопрос о других изменениях в административно-территориальном делении решается Государственным советом, если законом не установлено иное.

При изменении границ административно-территориальных единиц следует стремиться к тому, чтобы эти единицы, если обстоятельства позволяют, стали одноязычными (финско- и шведскоязычиыми) либо чтобы иноязычные меньшинства в них были минимальными.

§ 51. Возглавляет губернии губернатор.

Управление коммунами должно основываться на гражданском самоуправлении в соответствии с указанием о том в отдельных законах. Закон устанавливает также, каким образом и в каком объеме следует ввести гражданское самоуправление в более крупных административно-территориальных единицах, а не только в коммунах. При определении границ таких единиц необходимо исходить из того, что установлено в части третьей § 50.

Участие иностранных граждан в управлении коммунами устанавливается законом (в ред. Закона 1991/1717).

§ 52. Для учреждений, существующих или основывающихся в различных отраслях управления, принимаются особые постановления.

 

 

4-b. Автономия Аландских островов

(глава включена Законом 1994/128)

 

§ 52-а. Территория Аландских островов и их автономия определяются специальным законом.

Суды

 

§ 53. Верховный суд осуществляет высшую судебную власть в вопросах права и наряду с этим надзирает за отправлением правосудия судьями и органами власти, применяющими меры принуждения.

§ 54. В состав Верховного суда входит председатель и необходимое число советников юстиции.

Вопросы правового управления, которые в соответствии с отдельными положениями подлежат рассмотрению в Верховном суде, готовятся в том министерстве Государственного совета, которому поручены дела правового управления. Глава указанного министерства присутствует в Верховном суде при рассмотрении таких дел.

Верховный суд правомочен в присутствии пяти его членов, если законом особо не установлено большее или меньшее количество членов (в ред. Закона 1995/267).

§ 55. Положения об общих судах первой и второй инстанции устанавливаются законом.

§ 56. Высшую судебную власть в делах, касающихся обжалования административно-правового характера, с учетом установленных исключений, осуществляет Верховный административный суд, который также надзирает за отправлением правосудия среди подчиненных ему органов в области административного права.

§ 57. Верховный административный суд состоит из председателя и необходимого числа административных советников. При определении правомочий этого суда следует исходить из того, что установлено в части третьей § 54 для Верховного суда.

§ 58. Если Верховный суд и Верховный административный суд считают, что требуется изменение или толкование закона или указа, они вносят Президенту Республики предложение о принятии соответствующих законодательных мер.

§ 59. В случае возбуждения уголовного дела против члена Государственного совета, Верховного суда, Верховного административного суда, Канцлера юстиции, заместителя Канцлера юстиции и его заместителя, против юридического уполномоченного Эдускунты, заместителя юридического уполномоченного и его заместителя о противозаконном исполнении обязанностей вопрос рассматривается специальным судом, который называется Государственным судом и действует на основе особых конституционных положений.

Если Эдускунта принимает решение о возбуждении обвинения против члена Государственного совета, Канцлера юстиции, заместителя Канцлера юстиции, его заместителя, обвинителем является юридический уполномоченный Эдускунты. В случае возбуждения обвинения против юридического уполномоченного Эдускунты, заместителя юридического уполномоченного или его заместителя обвинителем является лицо, назначенное Эдускунтой (в ред. Закона 1990/1221).

§ 60. Положение о других специальных судах, кроме указанных в § 59, устанавливается законом.

Образование чрезвычайных судов не должно допускаться.

 

 

6. Государственная экономика

(в ред. Закона 1991/1077)

 

§ 61. Государственные налоги устанавливаются законом, который содержит положения о принципах налогообложения, а также о правовой защите налогоплательщиков.

§ 62. Принципы платежей, осуществляемых за служебные действия, услуги и прочие действия государственных должностных лиц, а также размеры этих платежей устанавливаются законом.

§ 63. Компетенция и процедура, применяемая при осуществлении государством своей власти в организациях, в которых оно выступает в качестве участника принятия решений, устанавливаются законом. Закон устанавливает также, в каких случаях для приобретения государством такого права требуется согласие Эдускунты.

§ 64. Заключение соглашения о государственном займе требует согласия Эдускунты, которая определяет верхний предел займа и государственного долга.

Государственное поручительство и гарантии предоставляются на основе закона и с согласия Эдускунты.

§ 65. Создание нового государственного учреждения или ведомства допускается в рамках государственного бюджета после установления его общих основ в законе.

Принципы деятельности и ведения хозяйства на государственном предприятии устанавливаются законом. При рассмотрении государственного бюджета Эдускунта решает вопрос об одобрении основных целей осуществления услуг и иной деятельности предприятий.

Условия возникновения служебных отношений, труда государственных служащих определяются в коллективных договорах об условиях труда на основе постановлений закона. Соответствующая специальная комиссия Эдускунты одобряет от ее имени коллективный договор в тех его положениях, которые нуждаются в одобрении Эдускунты. На основании закона данной комиссии может быть передано право одобрения от имени Эдускунты основы предоставления государственных субсидий, а также условий труда, от которых зависит размер государственных субсидий, предоставляемых на основании закона.

§ 66. На каждый финансовый год Эдускунта одобряет государственный бюджет, который публикуется в "Собрании нормативных актов".

Государственный совет вправе передавать Эдускунте в виде доклада или сообщения план развития экономики государства на несколько лет.

§ 67. Государственный бюджет включает в себя оценку годовых доходов и ассигнования на годовые расходы, а также цели ассигнования и прочие обоснования бюджета. Закон может устанавливать включение в бюджет оценки доходов и ассигнования, соответствующие разнице между некоторыми непосредственно связанными друг с другом доходами и расходами.

Содержащиеся в бюджете доходы должны покрывать ассигнования. При покрытии ассигнований могут учитываться излишек и дефицит бюджета на основе того, что установлено законом.

Оценка доходов и ассигнования, касающиеся государственных предприятий, включаются в бюджет только в пределах, установленных законом.

Оценка доходов и ассигнования, связанные друг с другом, могут включаться в бюджет на несколько финансовых лет на основании постановлений закона.

§ 68. Депутатские предложения по бюджету, одобренные Эдускунтой, включаются в бюджет в качестве "условных". Президент Республики в течение двух месяцев решает вопрос об утверждении такой "условной" части бюджета. Если Президент не одобряет его в этот срок, то Эдускунта вправе принять окончательное решение по условной части бюджета.

§ 69. Внесенный Правительством проект государственного бюджета и связанные с ним предложения передаются в Эдускунту заблаговременно до начала финансового года.

Если принятие бюджета и его опубликование задерживаются до начала финансового года, то Эдускунта решает, что Правительство может руководствоваться проектом нового государственного бюджета.

Если необходимо внести изменения в бюджет, то Правительство вносит в Эдускунту проект дополнительного бюджета.

§ 70. В бюджете содержатся ассигнования, которые не могут превышаться, и ассигнования, превышение которых допускается. Допускается перенос таких ассигнований из одного финансового года в другой. Превышение твердых ассигнований (непревышаемых), перенос ассигнований, который допускается, перенос их в новый финансовый год возможны на основе закона.

Перенос ассигнований из одной позиции в другую допускается, только если это разрешает государственный бюджет. Однако возможно произведение переноса из одной позиции в другую, если они связаны между собой.

Бюджет может содержать полномочие о принятии обязательств о расходах, ассигнования на которые будут включаться в бюджеты последующих финансовых лет. Полномочием ограничиваются цели и размеры использования права давать такие обязательства.

Вне зависимости

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...