Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По теме: «Методология и научная деятельность. Социально-гуманитарное исследование»




МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Краснодар

2017


УДК 72+72.4

    М 545

 

Составитель: канд. ист. наук, доц. В.В. Бондарева

 

 

Методология и методы социально-гуманитарных исследований: методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью / Сост.: Бондарева В.В.; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. истории, политологии и социальных коммуникаций. – Краснодар: изд. КубГТУ, 2017. – 31 с.

 

 

Содержат темы и содержание практических (семинарских) занятий с вопросами для самоконтроля; перечень примерных вопросов, терминов и понятий к экзамену; список рекомендуемой литературы.

 

 

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет».

 

 

Рецензенты:    д-р ист. наук, проф. кафедры ИПСК КубГТУ
З.Я. Емтыль;

д-р ист. наук, проф. кафедры всеобщей истории и международных отношений КубГУ Э.Г. Вартаньян

 

©, КубГТУ, 2017


Содержание

 

1 Темы и содержание практических (семинарских)

занятий с вопросами для самоконтроля………………………………..4

Практическое занятие № 1. Методология и научная деятельность. Социально-гуманитарное исследование.………………………………………...4

Практическое занятие № 2 Научное знание: классификация, формы организации, компоненты.………………………………………………………5

Практическое занятие № 3 Принципы познания современной
науки и средства научного исследования ……………………………………7

Практическое занятие № 4 Методы научного исследования и их классификация.…………………………………………………………………9

Практическое занятие № 5 Фаза проектирования в научном исследовании и ее содержание……………………………………………….13

Практическое занятие № 6 Технологическая и рефлексивная фазы научного исследования и их содержание……………………………………16

Практическое занятие № 7 Организация коллективного научного исследования и ее особенности.……………………………………………...18

Практическое занятие № 8 Методы моделирования,
прогнозирования и математической статистики.…………………………...20

Практическое занятие № 9 Наука в современном мире и ее функциональные роли.………………………………………………………..24

2 Перечень примерных вопросов к экзамену………………………...26

3 Перечень примерных терминов и понятий к экзамену……………29

Список рекомендуемой литературы…………………………………..30


1 Темы и содержание практических (семинарских) занятий с вопросами для самоконтроля

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

по теме: «Методология и научная деятельность. Социально-гуманитарное исследование»

(семинар-диспут)

1. Методология как учение об организации деятельности. Специфика социально-гуманитарного исследования.

2. Предмет и объект социально-гуманитарного исследования. Философия и ее роль в системе социально-гуманитарных наук.

3. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и ее социокультурная обусловленность. «Комплексное человекознание».

4. Проблема истинности в социально-гуманитарном познании. Отечественные и зарубежные концепции истины.

5. Основные типы организации деятельности и их характеристика. Проектно-технологический тип организационной культуры.

6. Аспекты содержания понятия «наука». Общие закономерности развития и свойства науки как результата.

 

Ключевые термины и понятия: репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, целеполагание, целевыполнение, проект, проектирование, саморегуляция, организационная культура, технология, рефлексия, науковедение, научное познание, научное исследование, гносеология, эпистемология, научно-технологический парк, научная инфраструктура.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие отличия можно отметить между социально-гуманитарным и естественно-научным знанием в изучении социокультурных процессов (до четырех положений/единиц ответа; по Т.В. Шелепановой)?

2. Каким образом различные исследователи понимают предмет социально-гуманитарных исследований (М.М. Бахтин, Г. Гегель, Г. Риккерт и др.)?

3. Какую роль в системе социально-гуманитарного знания играет философия? Каково понимание природы человека в конкретных социально-гуманитарных науках и философии?

4. Укажите фундаментальные и прикладные дисциплины социально-гуманитарного знания. Каким образом они соотносятся друг с другом?

5. В каких значениях может употребляться понятие «организация»?

6. Каковы основные компоненты логической структуры научной деятельности?

7. В каком смысле может употребляться понятие «проект»?

8. Укажите и охарактеризуйте основные фазы жизненного цикла научной деятельности.

9. Обозначьте основные компоненты временной структуры научной деятельности.

10. Какие основания методологии как науки можно выделить?

11. Каким образом передают значение понятия «деятельность» философия, психология и системный анализ?

12. Обозначьте основные структурные компоненты научной деятельности. Какую роль выполняет саморегуляция?

13. Какие основные типы форм организации деятельности (организационной культуры) можно выделить? Представьте основные характеристики каждой из них.

14. Укажите основные способы нормирования и трансляции деятельности применительно к конкретным типам организационных культур.

15. Обозначьте основные формы общественного устройства, воспроизводящие способ нормирования и трансляции деятельности.

16. В чем заключается отличие понятий «проект» и «проектирование»?

17. Раскройте смысл понятия «науковедение». Какие дисциплины науковедение включает в себя?

18. Вскройте соотношение понятий «гноссеология» («эпистемология») и «методология». Что является предметом изучения гноссеологии?

19. В чем заключается различие понятий «научное познание» и «научное исследование»?

20. В чем заключается основное специфическое качество науки? Обозначьте основные аспекты восприятия понятия «наука».

21. Охарактеризуйте науку как социальный институт. Каковы общие закономерности развития науки?

22. Прокомментируйте принцип «относительной самостоятельности развития науки». Какие факторы определяют успешность решения конкретно-научных задач?

23. Каким образом наука как специфическая форма отражения действительности соотносится с искусством, религией и философией?

24. Обозначьте ключевые свойства науки как результата.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...