Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностно центрированное консультирование К. Роджерса




Личностно ориентированному консультированию присущ особый взгляд на природу человеку. Люди считаются изначально наделенными положительными качествами. Сущность человека определяется следующими характеристиками: позитивность, конструктивность, устремленность вперед, реалистичность и надежность. Каждый человек, начиная с младенческого возраста, является существом сознательным, направленным изнутри и движущимся к самоактуализации.

Роджерс рассматривает человека с феноменологической точки зрения, т.е. восприятие человеком действительности он считает более важным, чем события сами по себе.

Для Роджерса понятие «Я» настолько центральное, что иногда его концепцию называют теория «Я». Сфера «Я» - продукт пережитого опыта, поэтому знания особенностей «Я» помогает человеку дифференцировать себя от других людей. Для формирования благополучного «Я» человек нуждается положительном отношении, любви, уважении, одобрении, но в более поздние периоды жизни человек получает обусловленное одобрение (от родителей и других людей), т.е. человек получает одобрение, если он ведет себя определенным образом. Соответственно у него возникает ощущение собственной ценности. Если человек поступает не так, как от него хотят другие, то он не будет принят и оценен по достоинству. Поэтому Роджерс указывает на принципиальную разницу между тем, какой человек есть («Я реальное»), и тем, каким хочет казаться («Я идеальное»).

Основные понятия личностно центрированного подхода:

Я реальное определяется как система представлений человека о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему. Я реальное изменяется в соответствии с возникающими ситуациями и собственными действиями в них.

Я идеальное – представление о себе как об идеале, т.е. о таком, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей. Я реальное стремится приблизиться к Я идеальному. Степень различия между Я реальным и Я идеальным определяет степень дискомфорта личности с одной стороны, а с другой стороны – личностный рост.

Поле опыта – это то, что потенциально доступно сознанию, т.е. воспринимаемая часть внутреннего мира. Проявляется в словах, символах, отражающих реальность.

Самость личности – целостность, которая включает в себя телесный и духовный опыт.

Тенденция к самоактуализации – один из главных аспектов человеческой природы. Это движение к более реалистическому существованию и функционированию.

Личностный рост заключается в:

1. Самодостаточности – опора на себя, а не на среду. При самодостаточности личностные замыслы всегда осуществляются в контакте со средой.

2. Аутентичности или самобытности – человек искренен с собой и другими. Это проявляется парциально, адекватно, в зависимости от ситуации.

3. Открытости новому опыту – любой опыт принимается безоценочно.

4. Способности осуществлять выбор в пользу личностного роста.

5. Конгруэнтности – это то, что и как человек реально воспринимает, осознает и сообщает. Между этим должно быть соответствие.

6. Индивидуализации – это отказ от персоны, понимание и освобождение при необходимости от защитных реакций.

Т.о. в центр своей деятельности Роджерс поставил личность клиента как таковую. Причем, он призывает отмежеваться от медицинских терминов при работе с клиентом, отказаться от директивных методик (интерпретация, суггестивные методики, научение).

Целью консультирования Роджерса является выработка у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения Я реального клиента в соответствие с его личным опытом и переживаниями. При этом внимание концентрируется не столько на проблемах клиента, сколько на нем самом.

Главное в консультировании – личностный рост и развитие клиента, благодаря которому человек сам будет решать свои проблемы.

Основное требование к психологу-консультанту – отказ от попытки играть какую-то роль и быть самим собой.

Главная профессиональная обязанность психолога – создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам откажется от защитных механизмов.

Роджерс выделяет 4 условия, необходимые для создания такого климата и успешности консультирования:

1. Безусловное положительное отношение к клиенту и к его чувствам. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного человека, который может говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия заключается в том, что психолог должен стремиться увидеть мир глазами клиента, т.е. постараться переживать события так же, как переживает клиент.

3. Аутентичность, т.е. отказ от маски профессионала.

4. Отказ от интерпретаций сообщений клиента, от подсказок решения проблем.

Консультанту достаточно выполнять функцию зеркала, которое отражает мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому. Ключевая фраза: «Правильно ли я вас понял?». Самое трудное – это быть настоящим в общении с клиентом.

Роджерс выделил 6 необходимых и достаточных условий для успешного консультирования:

Два человека находятся в психологическом контакте.

Один человек (клиент) находится в состоянии неконгруэнтности и является легко ранимым и тревожным.

Второй участник (консультант) является конгруэнтным и интегрированным в отношения.

Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту.

Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить это клиенту.

Клиент получает сообщение о понимании его консультантом и безусловно положительном отношении.

Техники психотерапии К. Роджерса (техники активного слушания):

ü Установление конгруэнтности – это приведение в соответствие мыслей, чувств и желаний клиента (это скорее цель).

ü Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщений клиента. При этом психолог может использовать собственные слова, но должен избегать интерпретации сообщений. Цель такого перефразирования – выделение наиболее существенного (острых углов). В этом случае клиент получает подтверждение, что его не только слушают, но и слышат.

ü Отражение эмоций – называние психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа.

Уникальность и ограничения теории Роджерса

Плюсы теории:

Этот подход произвел революцию в консультировании. Он соединил консультирование и психотерапию. До сих пор он применяется для решения множества проблем.

Роджерс и его подход инициировал проведение множества научных исследований.

Подход является действенным, он помогает улучшить адаптацию человека в окружающем мире, обучаемость, уменьшить тревожность, повысить сопротивляемость стрессу и т.д.

Для обучения основам подхода требуется короткое время. Главное – овладеть техниками активного слушания.

Подход характеризуется положительным взглядом на человеческую природу. Клиент способен меняться в лучшую сторону при помощи консультанта.

Минусы теории:

Уделяется мало внимания разработке конкретных указаний для консультантов относительно того, как устанавливать связь с клиентами и вызывать у них изменения.

Консультирование во многом зависит от клиента, точнее от его способностей, понятливости и трудолюбия. Консультирование не всегда подходит для людей с высоким интеллектом.

Подход не признает постановки диагноза, а также бессознательных сексуальных и агрессивных инстинктов. Подход слишком оптимистичен по отношению к клиенту.

Подход обращается только к поверхностным проблемам и не строится на изучении глубоких проблем.

Поэтому достаточно часто личностно центрированное консультирование может быть краткосрочным, и его эффект может быть сиюминутным.

Экзистенциальная терапия

Понятие «экзистенциальный» переводится с латинского как «существование». У экзистенциального подхода в консультировании мощные философские корни, которые находятся в трудах Достоевского, Кьеркегора, Ницше, Бубера и др. Общие убеждения экзистенциальных философов состоят в том, что они придают большое значение жизненным ценностям, таким как страдание, свобода, ответственность за свою жизнь, поиск смысла жизни и т.д. Например, Достоевский придавал большое значение сознанию, Кьеркегор – человеческой тревожности и страху, Бубер – отношению между людьми. Практически все философы делали акцент на понятии «смысл жизни».

Экзистенциальные психологи работают с понятием «бытие», «существование», а не с понятием «личность». Такая терапия занимается не самокопанием, а связями человека с миром, исходя из тезиса: «Человек создает себя, живя».

Основателями экзистенциального консультирования является Р. Мэй и В.Э. Франкл.

Р. Мэй (1909-1994 гг.) родился в Огайо, был 2 из 6 детей в семье. Отношения между родителями Мэя были неблагополучными, он описывал сове детство как несчастное. В течение нескольких лет он постоянно посещал Вену, которая была центром психологической мысли. Ему нравилось посещать семинары Адлера, сначала интересовался психоанализом. Потом Мэй поступил в теологическую семинарию, где на него оказал влияние экзистенциальный богослов. Затем Мэй обучался по специальности клиническая психология. В университете он заболел туберкулезом и 2 года провел дома. После выздоровления он защитил докторскую диссертацию и начал работу в университете. Работая с клиентами, он интересовался проблемой тревожности. Мэй был практиком, теоретиком и читал лекции на тему тревожности. В 1980х гг. он вышел с отставку и начал работу над книгой о значении мифов для общества. Его основная работа - «Искусство психологического консультирования».

В.Э. Франкл (1905-1997 гг.) родился в Вене. В 1930 г. получил медицинскую степень, в 1949 г. – степень доктора философии. С 1928 по 1938 г. основал центры консультирования молодежи в Вене и был руководителем этих центров. До 1942 г. он занимал ряд должностей в городских больницах. В начале Франкл был учеником Фрейда, но потом отошел от психоанализа под влияние экзистенциальных философов (в 1930е гг.). В 1938 г. он приступил к формулированию своих идей в рамках этого подхода. Изначально Франкл занимался логотерапией, т.е. сконцентрировался на понятии «смысл жизни». В 1942-1945 г. Франкл был узником нацистских концлагерей. Именно там сформировались его идеи о страданиях, смысле жизни и их роли для человеческой жизни. В 1947 г. Франкл начал преподавать в венском университете, а затем переехал в США и стал преподавать в международном университете в Сан-Диего, при этом много писал и читал лекции. Главная книга – «Человек в поисках смысла». Основная идея Франкла состоит в том, что главным мотивом человеческого существования является стремление к смыслу, присеем, смысл рождается в результате открытия. Франкл иногда упоминается как основатель 3 венской школы психотерапии или логотерапии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...