Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II .3. Анализ экспериментальных данных

В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №34 VIII вида г. Екатеринбурга. Всего экспериментальным участием было охвачено 10 учащихся с нарушением интеллекта (олигофрения в степени дебильности).

Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, изучения анамнеза.

Результат анализа анамнестических данных.

 

Общий анамнез

Ранее психомоторное развитие

Речевой анамнез

Характер беременности Течение родов Перенесенные ребенком заболевания
1 Андрей К. Токсикоз, соматические заболевания матери Затяжные роды, стимуляция Частые простудные и инфекционные заболевания, интоксикация лекарственными препаратами Задержанное развитие Задержка речевого развития
2 Андрей Н. Употребление алкоголя, курение Асфиксия Краснуха в 2 года, частые ОРЗ Задержанное развитие Задержка речевого развития
3 Анна П. Употребление алкоголя, курение; хронический пиелонифрит Травма шейного отдела позвоночника Частые ОРВИ, в/оспа Задержанное развитие Задержка речевого развития
4 Алексей Б. Тяжелый токсикоз Iполовины; Стремительные роды, асфиксия О. пневмония в 3 года Задержанное развитие Задержка речевого развития
5 Светлана П. Токсикоз I половины беременности с обморочным состоянием Обвитие плода пуповиной Инфекционное заболевание Задержанное развитие Задержка речевого развития
6 Екатерина К. Употребление алкоголя, курение Родовозбуждение Инфекционное заболевание в 1,5 года Задержанное развитие Задержка речевого развития
7 Кирилл С. Профвредность, грипп Родовозбуждение О. пневмония в 2 года, дисбактериоз Задержанное развитие Задержка речевого развития
8 Михаил П. Употребление алкоголя, курение, профвредность Осложненные роды Частые простудные заболевания Задержанное развитие Задержка речевого развития
9 Николай С. Токсикоз, грипп Травма шейного отдела позвоночника Частые ОРВИ, дисбактериоз Задержанное развитие Задержка речевого развития
10 Сергей К. Тяжелый токсикоз I половины, гипертония стимулирование Частые ОРВИ, дисбактериоз Задержанное развитие Задержка речевого развития

 

Анализ анамнестических данных, медицинской документации, протоколов МППК позволил установить, что у всех исследуемых детей пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: тяжелые токсикозы беременности, инфекции, интоксикации, в том числе и лекарственными препаратами, хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение во время беременности, патология родов, травмы, родовозбуждение, инфекционный заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте. В анамнезе отмечается органическое поражение центральной нервной системы, повлекшее снижение интеллекта до степени дебильности. Ранее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой.

 

Изучение психологической базы речи исследуемых детей показало недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: затруднено решение простейших практических действительных задач; еще большие трудности вызывают у учеников задания, предусматривающие использование наглядно-образного мышления; наибольшую сложность представляют задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Следует подчеркнуть стереотипность мышления.

Отмечается низкий и очень низкий уровень развития памяти (обычно пользуются непреднамеренным запоминанием). Запоминают то, что привлекает внимание, кажется интересным, воспринимают подчас всего лишь отдельные детали.

Восприятие замедленно, отмечается недифференцированностью: рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Значительные отклонения от нормы выявлены у исследуемых детей и в ориентировке в пространстве.

Вывод. Симптомы органического поражения центральной нервной системы у исследуемых детей проявлялись в виде расстройства двигательной сферы общей и мелком моторики. Нарушения общей моторики характеризуются замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Отмечается ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, синкинезии, нарушения мышечного тонуса; у некоторых детей движения являлись бесцельными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. У всех детей отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, что проявляется в нарушении точности, координированности движений, неполноценности выполнения пальцевых проб, нарушении переключения от одного движения к другому. У 60% наблюдалась невозможность удерживать позы.

Обследование состояния органов артикуляционного аппарата.

 

Выявлены нарушения

Количество человек %
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата Небольшое отклонение от нормы: 10 чел. Небольшое отклонение от нормы: 100
2. Исследование двигательных функций артикуляторного аппарата 10 100
3. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата 10 100
4. Обследование мимической мускулатуры 10 100

 

Вывод. При обследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата у исследуемых детей выявлены небольшие отклонения от нормы: толстые губы (1 чел.), кривые зубы (4 чел.), напряженный язык (8 чел.), вялый язык (2 чел.). при исследовании двигательной функции губ отмечалась невозможность поднять верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы, и опустить нижнюю губу так, чтобы были видны нижние зубы.

При исследовании двигательной функции языка у 8 человек отмечалась невозможность положить широкий язык на верхнюю губу, язык был напряжен, наблюдался тремор языка.

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата выявило недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, ограниченность движений языка, отмечается нарастающее утомление, недостаточность сокращения мягкого неба; сглаженность носогубных складок; саливация.

При исследовании мимической мускулатуры отмечалось низкое качество выполнения заданий, ограничение объема движений, синкинезии, саливация, напряженность. У всех детей наблюдалась неспособность нахмурить, поднять брови, подмигнуть. Яркая моторная недостаточность, проявляемая при выполнении сложных двигательных актов, что свидетельствует о недоразвитии кинестетической чувствительности, которое влечет за собой нарушение единства действия органа-исполнителя и ощущения от его движения. Данное исследование выявило нарушение артикуляционных движений у 10 человек (100%). Наличие неврологической симптоматики указывает на органическое поражение центральной нервной системы.

Результаты обследования звукопроизношения.

Учащиеся Итого Гласные Свистящие и шипящие Аффрикаты Сонорные Парные звонкие и глухие согласные Йотированные согласные
1 18б. 4 2 3 3 2 4
2 18б. 4 2 3 2 3 4
3 17б. 4 2 2 3 2 4
4 17б. 4 2 2 2 3 4
5 19б. 4 2 3 3 3 4
6 19б. 4 2 3 3 3 4
7 17б. 4 2 3 2 2 4
8 17б. 4 2 3 2 2 4
9 18б. 4 2 3 3 3 4
10 19б. 4 2 3 3 3 4

 

4 балла – нормативное произношение;

3 балла – один или несколько звуков доступны произношению, но в спонтанной речи подвергаются заменам;

2 балла – искажается или заменяется звук во всех речевых ситуациях.

Вывод. По данным таблицы можно проследить, что у данной группы учащихся недостатки звукопроизношения выражались в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. Особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.

 

Результаты обследования просодики.

Просодическая сторона речи у всех исследуемых детей сформирована с нарушениями. Отмечаются назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный).

Эти расстройства влияют на разборчивость и эмоциональную выразительность речи детей.

Обследование слоговой структуры слова.

 

Двусложные слова со стечением согласных

Трехсложные слова со стечением согласных

Четырехсложные слова

В начале и середине слова В конце слова С открытыми слогами Со стечением согласных
Пропуски звуков и слогов - - 4 человека 2 6
Перестановка звуков - - - - 2
Перестановка слогов - - 3 человека 4 4

 

Вывод. У исследуемых детей наблюдается искажение слоговой структуры, которая проявляется, начиная с трехсложных слов, чаще в словах со стечением согласных. В большинстве случаев наблюдается перестановка слогов и пропуск звука или слога. Чаще искажаются слова мало знакомые и редко употребляемые.

 Обследование состояния функций фонематического слуха.

 

Учащиеся

Опознание форм

Различение фонем, близких по способу и месту образования

Повторение за логопедом слогового ряда

Выделение исследуемого звука среди

Определение наличия звука в названии картинок

Определение места звука в словах (начало, середина, конец)

Раскладывание картинок в 2 ряда

Звонких и глухих Шипящих и свистящих Соноров Звонких и глухих Шипящих и свистящих Соноров Слогов Слов
Андрей К. 3 2 2 3 2 2 3 2 2 2 2 2
Андрей Н. 3 3 3 2 2 2 2 3 3 3 3 2
Анна П. 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2
Алексей Б. 3 2 2 3 2 2 3 2 2 2 3 2
Светлана П. 3 2 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3
Екатерина К. 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3
Кирилл С. 3 3 3 3 2 2 3 3 2 3 3 3
Михаил П. 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 2
Николай С. 3 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 3
Сергей К. 3 2 2 3 2 1 3 2 2 3 3 2

 

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.

Вывод. По данным таблицы можно проследить, что у всех исследуемых детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Особую сложность представляют свистящие, шипящие, парные звонкие и глухие согласные звуки.

Обследование звукового анализа слова

 

Содержание задания

Определить количество звуков в словах Выделить последовательно каждый звук в слове Определить последний согласный звук в слове Выделить согласный звук из начала слова Сравнить слова по звуковому составу (мак, бак) Закончить слова
Андрей К. 2 1 2 3 2 2
Андрей Н. 2 2 3 3 2 3
Анна П. 1 1 2 2 1 1
Алеша Б. 1 1 2 3 2 2
Света П 2 2 3 3 2 3
Катя К 2 2 3 3 2 3
Кирилл С. 2 2 2 2 2 3
Миша П 2 1 2 2 1 2
Коля С. 3 2 3 2 2 3
Сергей К 1 1 2 2 1 2

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.

Вывод. В ходе обследования выявилось, что большую трудность для детей с нарушением интеллекта представляют все виды языкового анализа.

Результаты обследования активного словаря понимания речи

Учащиеся

Понимание речи

Активный словарь

Обследование понимания номинативной стороны речи

Обследование понимания предложений

Обследование понимания грамматических форм

Обследование слов, обозначающих

Предметы Название признаков предмета Названия действий людей, животных
Андрей К. 3 2 1 2 2 2
Андрей Н. 3 3 2 3 2 2
Анна П. 2 2 1 2 1 1
Алексей Б. 3 2 2 2 2 2
Светлана П. 3 3 2 3 3 2
Катя К. 3 3 2 3 3 2
Кирилл С. 3 2 2 2 2 2
Михаил П. 2 2 1 2 2 1
Николай С. 3 2 2 2 2 2
Сергей К. 3 2 2 2 2 2

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.

Вывод. Анализируя результаты выполнения учащимися заданий, можно выделить специфические особенности активного словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей с нарушением интеллекта преобладают существительные с конкретным значением. Отсутствие в речи слов обобщающего характера; бедность глагольной лексики (отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных, имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками), редкое употребление слов, обозначающих признаки предмета.

Отмечается не понимание инверсионных и сравнительных конструкций; логико-грамматических отношений.

Эти особенности тесно связаны с особенностями формирования познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Результаты обследования грамматического строя.

Учащиеся

Задания

Составление предложений Подстановка недостающего предлога Пересказ текста Рассказ из собственного опыта Словоизменение. Образование уменьшительной формы существительного
Андрей К. 2 1 0 0 2
Андрей Н. 2 2 1 1 2
Анна П. 1 1 0 0 1
Алексей Б. 1 1 1 0 2
Светлана П. 2 2 2 2 3
Екатерина К. 2 2 2 2 3
Кирилл С. 2 2 2 2 2
Михаил П. 1 1 1 0 1
Николай С. 2 2 2 1 2
Сергей К. 2 2 1 1 2

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок;

0 баллов – не выполнил.

Вывод. Анализ и сопоставление результатов логопедического и психолого-педагогического обследования учащихся показали. Что у всех детей отягощенный анализ. Нарушение развития вызвано разными факторами, воздействовавшими пренатальный и постнатальный периоды: тяжелый токсикоз беременности, инфекции, интоксикации, в том числе лекарственного происхождения, вредность профессиональной деятельности матери, хронические заболевания, заболевания, перенесенные матерью во время беременности (грипп), угроза невынашивания, слабость родовой деятельности, медицинские пособия (родовозбуждение, ручные пособия), систематическое злоупотребление алкоголя родителями, асфиксия, острые инфекционные заболевания у детей в самом раннем возрасте и т.д. У всех детей отмечается органическое поражение центральной нервной системы, что является диагностическим критерием псевдобульбарной дизартрии. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы: в состоянии артикуляционной и мимической мускулатуры, общей и мелкой моторики. Отмечается ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, синкинезии, нарушение мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность. Иногда подвижность редко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными. Это ярко проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

Нарушение ручной моторики проявляются в нарушении точности, быстроты и координации движений.

В артикуляционной и мимической мускулатуре отмечаются порезы, изменения мышечного тонуса.

В речевой моторике нарушено функционирование тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Ограничено движение языка, язык напряжен, движения его некоординированы, повышенно саливация. Недостаточность иннервации органов артикуляции оказывает влияние на произнесение отдельных звуков, на переключаемость отдельных движений.

При исследовании мимической мускулатуры выявлено затруднение в выполнении таких заданий, как поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз.

Отмечается нарушение дифференцированных движений губ, языка; двигательное беспокойство, трудность или невозможность нахождения и удержания артикуляционных поз; быстрая истощаемость движений лицевой и мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата.

Имеют место нарушения фонетической стороны речи: страдает артикуляция, голос и другие просодические компоненты языка.

Нарушение звукопроизношения выражается в искажениях артикуляции, смещениях, заменах, пропусках звуков. Сложные звуки заменяются более простыми по своим акустико-артикуляционным признакам.

Мелодико-интонационные расстройства, вызваны нарушением дыхания, влияют на разборчивость и эмоциональную выразительность речи.

Речевые нарушения носят системный характер: недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон.

Характерным является позднее развитие речи. В основе дефектов звукопроизношения лежит ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушение речевой моторики. У исследуемых детей выявлены нарушения произношения артикуляторно сложных звуков: свистящие, шипящие, реже сонорные.

Замены чаще всего осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства (т-с, ш-с, с-з, с-ж). Отмечается большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных установок.

У данной группы детей нарушение лексики проявляется в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, трудности актуализации словаря, несформированности структуры значения слова, нарушении процесса организации семантических полей.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах. Недостаточно сформированные морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Связные высказывания малоразвернуты фрагментарны; нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. В процессе связного высказывания дети с нарушением интеллекта нуждались в систематической помощи со стороны педагога: в виде вопросов, подсказки, стимуляции высказываний.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, процессов памяти, внимания восприятия.

У данной группы детей отмечается недифференцированность слухового восприятия, звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение, что приводит к искажениям письменной речи.

Результаты обследования письма показали, что частыми являются замены, пропуски и смещения букв, обозначающие звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также, опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме, что проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

У данной группы детей чаще заменялись буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, реже – аффрикаты и сонорные. Наблюдались трудности в обозначении мягкости согласных гласными второго ряда и мягким знаком.

Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение: несформированность языковых и речевых средств языка. Псевдобульбарная дизартрия; акустико-артикуляционная дисграфия.

Глава III. Предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии у учащихся младших классов школы VIII вида

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...