Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус органы исполнительной власти в территориальных субъектах Российской Федерации




Систему исполнительной власти в субъектах Российской Федерации - не республиках в соответствии с Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. возглавляет глава администрации (или губернатор). Глава администрации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В своем начальном состоянии законодательство субъектов РФ имело множество пробелов. Со временем пробелы были заполнены уставами данных субъектов федерации, соответствующим законодательством, а также федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Ранее, глава администрации назначался и освобождался от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Сегодня в связи с некоторыми основными изменениями, а именно с расширением нормативно-правовой базы субъектов РФ и с новым порядком формирования Совета Федерации в соответствии с федеральным законом от 5 декабря 1995 г. 140 порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" должность главы администрации (губернатора) является выборной. Уставы субъектов РФ выдвинули к кандидатам на должность главы администрации (губернатора) определенные требования. Одним из общих требований, содержащимся почти во всех уставах, за редкими исключениями (устав Красноярского края и прочие), является необходимость постоянного проживания на территории данного субъекта федерации. Большинство уставов ввело ценз оседлости для кандидатов на должность главы исполнительной власти не менее одного года. В Курганской[24], Свердловской[25] и Тамбовской[26]областях - пять лет, в г. Москве - десять лет[27], что, не может не противоречить федеральному законодательству.

Обобщённое название «глава администрации (губернатор)»часто имеет различные конкретные формы своего выражения, так:

- в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ставропольского края исполнительную власть в крае осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство края (ст. 8);

- в Иркутской области - губернатор и возглавляемая им администрация области (ст.4);

- в Пермской области - губернатор, который возглавляет администрацию области и руководит на принципах единоначалия и личной ответственности (ст.10);

- в Курганской области - администрация (правительство) и исполнительно-распорядительные органы районов, городов Кургана и Шадринска (ст. 78).

При этом высшим должностным лицом области является глава (губернатор), олицетворяющий единство всех ветвей власти, т.е. не выступающий в роли главы областной администрации.

В то же время губернатор Ленинградской области возглавляет систему исполнительной власти, является её главой. Одновременно исполнительным органом государственной власти области является и областное правительство (ст.24). В Липецкой области исполнительным органом государственного управления является областная администрация, возглавляемая главой администрации (ст.10); в Новгородской области - глава администрации области, администрация области, а также образуемые ими органы (ст.4). В автономных округах исполнительную власть осуществляют либо главы администраций (например, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе), либо губернаторы и правительства (вХанты-Мансийском автономном округе).

Тем не менее, в собирательном плане речь идёт именно об администрации и об её главе. Президентом РФ 3 октября 1994 г. было утверждено специальное Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ. В этом документе именно глава администрации характеризуется в качестве высшего должностного лица, руководящего соответствующими органами исполнительной власти. Глава администрации подчиняется Президенту РФ и правительству РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов.

Глава администрации представляет интересы края, области и т.д. в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, а также в отношениях с другими субъектами РФ. Он может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы. В числе полномочий главы администрации: разработка и представление на утверждение законодательного органа края, области и т.д. бюджета и обеспечение его исполнения; формирование органов исполнительной власти края, области и т.д.; назначение на должность и освобождение от должности глав администраций городов и районов, а также решение вопросов о применении к ним мер дисциплинарной ответственности; решение вопросов о представительстве органов исполнительной власти края, области и т.д. при Президенте РФ, Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах власти других субъектов РФ. По вопросам своей компетенции глава администрации принимает постановления и распоряжения.

В Уставах конкретных субъектов РФ правовой статус глав администраций получает более конкретное и детальной закрепление, не выходя, однако, за установленные Президентом границы их полномочий.В частности, речь может идти, например, об утверждении структуры и штатов органов исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований на эти цели; о согласовании назначения руководителей территориальных подразделений федеральных органов управления; о представлении органа исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ лично либо через назначенного представителя; о распоряжении средствами фонда главы администрации; о внесении на рассмотрение представительных органов власти проектов нормативных правовых актов; об осуществлении функций распорядителя кредиторов при исполнении местного бюджета; об организации взимания налогов и сборов; об осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.п.

В целях усиления координации деятельности министерств и ведомств РФ, администраций краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Правительство Российской Федерации ещё в 1993 г. предложило примерную структуру органов краевой, областной администрации. В частности, перечень таких органов предполагал образование управлений (юстиции, внутренних дел, финансовое, по вопросам инвестиций, сельского хозяйства), комитетов (например, по архитектуре и строительству, по управлению государственным имуществом, по поддержке предпринимательства, по культуре, по здравоохранению и т.п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...