Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фонетические рассказы с картинками звуки Ш, ж




ТкаченкоТ.А.

Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж. —

М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего ло­гопеда: Учим произносить правильно)

ISBN 5-89415-378-6

В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифициро­ванных либо составленных известным московским логопедом-практиком с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены спе­циальной фонетической символикой, а также цветными сюжетны­ми картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представ­лений и связной речи детей.

УДК 373

ББК 74.902+ 74.100.5

©ТкаченкоТ.А., 2004
ISBN 5-89415-378-6 © АРКТИ, 2004


 

 

Библиотека практикующего логопеда

Учим произносить правильно

Татьяна Александровна Ткаченко

ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ Звуки Ш, Ж

Главный редактор И.Ю. Синельников

Ответственный за выпуск В.Е. Дремин

Редактор И. В. Сецкая

Корректор Ю.В. Петрова

Верстка СИ. Чорненький

Дизайн обложки А. Г. Чувасов

Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001

Подписано к печати 03.02.2003. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л.

Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 5000 экз. Заказ № 338.

Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03).

Издательство «АРКТИ»

125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2 Тел.: (095)742-1848 ФГУП «Фабрика офсетной печати № 2» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 141800, г. Дмитров, Московской обл., ул. Московская, 3.


Советы автора

Уважаемые педагоги и родители!

Неправильное произношение у детей бывает либо самостоя­тельным дефектом речи, либо является составной частью более сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи и пр.

И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чис­того, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закрепле­нием) правильного произношения.

Автоматизируется звук в строго определенной последовательно­сти: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго­ворному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем пе­реносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы.

Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од­нако при многократном повторении как правильно, так и непра­вильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., закрепляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одновременно будет закреплять неправильное, дефектное произношение не­скольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!

На важность соблюдения этого принципа (принципа фонети­ческой доступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др. К сожале­нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорируется как в специальной литературе, так и на практике.

Следовательно, для эффективности коррекционной работы слож­ные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения.

Ранее в специальной литературе уже публиковались рассказы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.И. Богомоло­вой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.

 

* Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред­почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про­изношения по подражанию.


 

Отдавая должное значимости пособий перечисленных авто­ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со­ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов.

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, ког­да автоматизация одного или группы звуков может длиться не­сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточным для коррекции недостатков звукопроизношения при самой сложной и полиморфной его патологии.

Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить их тематическую палитру, с тем чтобы максимально расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

В группах названного профиля, когда в первом периоде обу­чения дети произносят правильно только самые простые соглас­ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X, их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетические рас­сказы с картинками. Звук ЛЬ».

Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен автоматизируемым звуком. В части рассказов исключены сме­шиваемые с основным, оппозиционные или более сложные зву­ки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребен­ка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обуче­ния), позволяет наша фонетическая символика.

В символике мы используем не все звуки, а только те, произ­ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляющем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень таких зву­ков основным фонетическим рядом. Итак, наша символика ох­ватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).

 

* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна­ка, чтобы было понятно любому читателю.

 


Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их ком­бинации и составляют авторскую фонетическую символику, заключающуюся в следующем:

— буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос­новные автоматизируемые звуки;

— буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по­мимо основных, присутствуют в тексте;

— буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую­щие в тексте.

Такая фонетическая символика существенно облегчает ло­гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения.

Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности тек­ста с произносительной точки зрения.

Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указа­но со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.

Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается слож­нее в произносительном плане.

Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автома­тизация которого на данном этапе коррекции произношения бо­лее предпочтительна.

Пособие снабжено цветными иллюстрациями. Немало­важно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассмат­ривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринимает содержание текста, что, естественно, увеличивает обучающий эффект.

Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рас­сказами на все нарушенные у ребенка звуки. В таком случае логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за­нятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажется более продуктивной.

Напомним, что только при совместной работе логопеда и ро­дителей коррекционный эффект окажется наилучшим.

 

Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостатков звукопроизношения у детей, но и на групповых логопедических занятиях.

Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.

 


Как пользоваться пособием

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...