Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к экзамену

по дисциплине «Планирование на предприятии»

для студентов специальности 1-27 01 01 «Экономикаи организация производства »

1. Сущность планирования как функции управления.

2. Планирование на предприятии как научная дисциплина, ее связь с другими дисциплинами.

3. Понятие, сущность и виды государственного планирования.

4. Программирование как форма государственного регулирования экономики.

5. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.

6. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь.

7. Основные понятия и содержание планирования.

8. Формы планирования и виды планов.

9. Использование различных методов и средств в планировании.

10. Понятие о плановых нормах и нормативах.

11. Классификация норм и нормативов.

12. Методы разработки норм и нормативов.

13. Сущность и структура стратегического планирования.

14. Определение миссии и целей стратегического планирования.

15. Типы стратегий.

16. Технология разработки стратегического плана.

17. Сущность бизнес-планирования на предприятии.

18. Функции и принципы бизнес-планирования.

19. Требования к структуре бизнес-плана.

20. Содержание основных разделов бизнес-плана.

21. Оценка эффективности планов предприятия.

22. Хозяйственный риск, его место и роль в планиро­вании на предприятии.

23. Виды потерь и риска.

24. Показатели и методы оценки риска в планировании.

25. Методы снижения риска при планировании.

26. Сущность и содержание технико-экономического плана.

27. Порядок разработки тактического плана.

28. Маркетинговый подход в планировании продаж.

29. Оценка конкурентоспособности товара.

30. Сущность и показатели производственной программы.

31. Методика планирования производственной программы.

32. Общая методика расчета производственной мощности.

33. Обоснование производственной программы производственными мощностями.

34. Основные факторы и резервы роста производственной мощности.

35. Сущность, значение и принципы планирования научно-технического прогресса.

36. Содержание и порядок разработки плана технического и организационного развития.

37. Расчет экономической эффективности организационно-технических мероприятий ускорения научно-технического прогресса.

38. Содержание, цели и задачи плана материально-технического обеспечения производства.

39. Планирование потребности в материально-технических ресурсах.

40. Планирование незавершенного производства.

41. Планирование покрытия потребности предприятия в ма­териально-технических ресурсах.

42. Планирование численности персонала.

43. Плановый баланс труда предприятия.

44. Планирование роста производительности труда.

45. Состав ФОТ.

46. Методика расчета планового ФОТ.

47. Содержание плана по себестоимости.

48. Планирование снижения себестоимости продукции за счет технико-экономических факторов (ТЭФ).

49. Методы калькулирования себестоимости.

50. Калькулирование себестоимости продукции.

51. Составление смет.

52. Сводная смета затрат на производство.

53. Содержание финансового плана.

54. Плановый баланс доходов и расходов предприятия.

55. План формирования прибыли предприятия.

56. Планирование использования прибыли.

57. Планирование социального развития коллектива предприятия.

58. Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

7.Основные понятия и содержание планирования.
Планирование в экономической литературе рассматривается со следующих позиций:
1) Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем.
2) Планирование является также специализированным видом управленческой деятельности. Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса.
3) Планирование является также искусством. Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда.
Объектом планирования на предприятии является его деятельность:
1. Хозяйственная деятельность.
2. Социальная деятельность.
3. Экологическая деятельность.
А предметом выступают ресурсы.
Принципы планирования:
1)Принцип системности предполагает, что планирование на предприятии должно носить системных характер.
2) Принцип участия предполагает, что каждый работник предприятия должен быть в той или в иной мере участником плановой деятельности.
3) Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно
4) Принцип гибкости состоит в придании планам способности менять свои параметры
5) Принцип эффективности заключается в том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения.
6)Принцип научности – должен быть научно-обоснованным
7) Принцип координации планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.
8) Принцип выделения приоритетов означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья.


8.Формы планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают:
Директивное планирование – форма планирования, которая носит обязательный характер, т.к. связано с принятием решения о конкретных действиях.
Индикативное планирование – носит направляющий, рекомендательный характер.
2. В зависимости от срока, на который составляется план различают:
Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план.
Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.
3. По содержанию плановых решений выделяют:
Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны.
Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия и разработки мероприятий по предотвращению или минимизации возможных угроз, выявленных в ходе разработки стратегии.
Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды.
Оперативно-календарное планирование состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия.
4. По сферам планирования:
ü планирование сбыта
ü планирование производства
ü планирование персонала
ü планирование приобретений
5. По учету изменения данных:
ü жесткое планирование;
ü гибкое планирование;
6. По очередности во времени:
ü упорядоченное планирование
ü скользящее планирование
ü внеочередное планирование
7. По степени полноты разработки:
ü предварительный
ü окончательный
8. По уровням управления:
ü план на корпоративном уровне
ü план на уровне самостоятельных экономических единиц
ü план на уровне подразделения предприятия


13.Сущность стратегического планирования.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.
Задача стратегического планирования - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Функции стратегического планирования:
– распределение ресурсов,
– адаптация к внешней среде,
– внутренняя координация и регулирование,
– организационные изменения.
Стратегическое планирование - это такой вид планирования, который опирается на человеческий потенциал как основу деятельности предприятия; так же ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; обеспечивает необходимые преобразования в организации, адекватные изменениям, происходящим во внешней среде, что позволяет предприятию выживать и в долгосрочной перспективе достигать своих целей.
Структура стратегического планирования.
Структура стратегического планирования включает в себя следующие кмпаненты:
1. Определение миссии организации - установление смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
2. Формулирование целей и задач. Цели должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
3. Анализ и оценка внешней среды. Предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды, непосредственного окружения.
4. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Позволяет определить потенциал предприятия, на который оно может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив. На этом этапе принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию.
6. Выбор стратегии. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
7. Реализация стратегии.
8. Оценка и контроль стратегии.

16.Технолгия разработки стратегии.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют следующие факторы:
1. Склонность высшего руководства к риску.
2. Опыт применения стратегий в прошлом.
3. Реакция владельцев имущества предприятия.
4. Фактор времени.
Технология разработки стратегии включает в себя следующие этапы:
1. Оценка текущей стратегии. Осуществляется с учетом внешних (например: разнообразие производимой продукции; продажа своей собственности фирмой; внешние угрозы; новые возможности, появившиеся в анализируемом периоде) и внутренних факторов (например: цели и задачи фирмы; объем и структуру инвестиций; отношение руководства к риску).
2. Анализ портфеля продукции
Выявляет следующие характеристики:
• включает ли портфель достаточное количество продуктов в различных отраслях, привлекательных с точки зрения бизнеса;
• рентабельность портфеля в целом;
• чем уязвить портфель в случае проявления негативных тенденций;
• сколько в портфеле продуктов, слабых в смысле конкуренции.
3. Выбор стратегии.
4. Оценка выбранной стратегии
5. Разработка стратегического плана
6. Разработка системы бизнес-планов

17. Сущность и методика бизнес планирования на предприятии
Бизнес-план – это документ, в котором дается описание основных разделов развития фирмы (организации) на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
Этапы разработки бизнес-плана:
* Постановка целей и задач;
* Анализ ситуации
* Разработка проекта бизнес-плана;
* Уточнение бизнес-плана;
* Утверждение.
Разрабатывать бизнес-план рекомендуется на 3-5 лет (иногда на год), причем показатели для первого года рассчитывать на каждый месяц, для второго поквартально, а начиная с третьего года – на годовой период. Т. о., бизнес-план включает в себя перспективный и текущий планы
Типовая структура бизнес-плана:
-общая характеристика фирмы (резюме);
-характеристика товаров (услуг);
-рынки сбыта товаров (услуг);
-конкуренция на рынках; план маркетинга;
-план производства;
-организационный план;
-юридический план;
-риски в деятельности фирмы;
- финансовый план;
-приложения
Существуют следующие принципы бизнес-планирования:
ü комплексность - представляет собой необходимость логической взаимосвязи блоков производственного, финансового, инвестиционного, ресурсного и маркетингового анализа;
ü системность - предполагает взаимосвязь элементов и блоков планирования, целостность используемых механизмов, взаимообусловленность предпринимаемых мер и решений;
ü программно-целевой характер - означает четкую постановку целей и задач бизнес-планирования, а также разработку программы средств их реализации;
ü альтернативность - оценка возможных вариантов и выбор наиболее целесообразного из них в сравнении с многими другими;
ü обратная связь - постоянное совершенствование предыдущих расчетов и разработок при составлении последующих.

22. Хозяйствен. риск, сущность, место и роль в планировании на пред.
Хозяйственный риск – вероятность наступления убытков или недополучения доходов по сравнению с тем, что предполагалось.
Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы:
• принимаемые в условиях определенности;
• принимаемые в условиях вероятностной определенности;
• принимаемые в условиях полной неопределенности.
Планирование в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане, целях, ограничениях и последствиях реализации планируемых решений.
Принятие решений в условиях вероятностной определенности базируется на теории статистических решений. Неполнота и недостоверность информации дополняются путем рассмотрения случайных событий и процессов, которые могут произойти во внешней и внутренней среде предприятия.
С точки зрения причин хозяйственный риск обусловлен:
• возможностью отклонения в процессе реализации решения от цели, предусмотренной планом, вследствие внутренних и внешних возмущающих воздействий;
• постановкой ошибочной цели, неопределенности ситуации;
• возможностью наступления неблагоприятных последствий в ходе реализации плана
• неизбежностью выбора при принятии планового решения;
• столкновением интересов участников составления и реализации плана;
• ограниченностью ресурсов;
• недостаточной квалификацией персонала, склонностью к субъективизму;
• противодействием партнеров по бизнесу;
• форс-мажорными обстоятельствами
• низким качеством товаров и услуг.

23. Виды потерь и риска
Потери могут быть:
• материальные,
• трудовые,
• финансовые,
• потери времени,
• прочие потери.
Материальные потери представляют собой непредусмотренные планом дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и прочего имущества.
Трудовые потери проявляются в незапланированных затратах рабочего времени и могут выражаться в натуральных и стоимостных показателях
Финансовые потери могут иметь форму прямого денежного ущерба, нанесенного предприятию непредвиденными обстоятельствами, например, штрафы, пени, неустойки, невозврат дебиторской задолженности, уменьшение объемов реализации вследствие снижения цен на продукцию предприятия.
Потери времени связаны с темпами реализации стратегии, когда процесс производственно-хозяйственной деятельности осуществляется медленнее, чем было предусмотрено в плане.
Выделяют следующие группы рисков.
1. Внешние риски.
1.1. Непредсказуемые внешние риски
1.2. Предсказуемые внешние риски
2. Внутренние риски.
2.1. Внутренние организационные риски:
2.2. Внутренние технические риски:
3. Прочие риски:
• правовые
• транспортные и таможенные инциденты
• риски, связанные со здоровьем людей
• повреждение имущества при демонтаже и передислокации и т.д.

24.Показатели и методы оценки риска в планировании
Выделяют следующие зоны риска:
ü безрисковая зона – нулевые или отрицательные потери;
ü зона допустимого риска – т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли;
ü зона критического риска – потери превышают величину ожидаемой прибыли;
ü зона катастрофического риска –потери больше имущественного состояния
При измерении риска используют следующие показатели:
1. Энтропия
2. Математическое ожидание
3. Дисперсия
4. Среднеквадратическое отклонение
5. Коэффициент вариации

25. Методы снижения риска
Основными способами снижения рисков являются:
1. Лимитирование - установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется предприятиями при предоставлении займов, определении сумм вложений капитала, при продаже товаров в кредит и т.п.
2. Самострахование означает, что предприятие предпочитает страховку в страховой компании. Основными формами самострахования могут быть:
* обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет соответствующей
* обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет системы штрафных санкций.
3. Диверсификация - широкое инвестирование капитала по различным направлениям с целью минимизировать возможные потери капитала.
4. Резервные денежные фонды создаются прежде всего на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта.
5. страхование. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Страховую защиту рисков обеспечивают специальные страховые компании, которые привлекают средства страхователей и используют их для возмещения понесенных ими убытков при возникновении обусловленных обстоятельств.


27. Порядок разработки тактического плана
В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:
• анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где особое внимание должно уделяться выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использования производственных мощностей,
• сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия, повышению эффективности работы;
• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.
Тактический план разрабатывается в два этапа.
Первый подготовительный этап начинается за 6-7 месяцев до начала планируемого года. На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящими организациями и местными органами власти.
На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана.

29. Оценка конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность — это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами.
При планировании и оценке конкурентоспособности применяется система качественных и экономических показателей.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. К ним относятся следующие параметры: технические; эргономические; эстетические; нормативные.
Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на приобретение товара и расходы на эксплуатацию изделия в период срока его службы.
Основные этапы оценки и планирования конкурентоспособности товара.
1. Определение цели оценки. В зависимости от конкретных условий целями могут быть следующие: определение положения вновь разрабатываемого изделия в параметрическом ряду предприятия, отрасли; оценка перспектив сбыта изделия на конкретном рынке; разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара; установление цены на товар.
2. Формирование требований к товару. На этом этапе проводится анализ товаров-конкурентов и выбирается эталон в качестве базы для сравнения.
3. Определение параметров сравнения. При выборе параметров учитываются интересы потребителей.
4. Расчет единичных и сводных параметрических индексов с учетом выбранных измерителей (натуральных, стоимостных, в баллах, процентах, долях, весах).
5. Расчет интегрального показателя.

31. Методика планирования производственной программы.
Предприятия промышленности формируют производственную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Этапы расчета производственной программы:
1. Анализируется портфель заказов;
2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый к качестве базы;
3. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде;
4. Планирование улучшения использования производственной мощности в планируемом периоде;
5. Определяется возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей;
6.Дается экономическая оценка проекта плана производства;
Производственная программа является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной продукции.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределятся по более коротким периодам.
Цехи вспомогательного производства формируют свою программу исходя из их назначения и потребности выполнить работу как по заказу предприятия, так и для сторонних организаций.

33. Обоснование производственной программы производственными мощностями
Производственная мощность (ПМ) – это максимально-возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте установленном планом, при полном использовании оборудования и производственных площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.
ПМ зависит от следующих факторов: номенклатура продукции; ассортимент продукции; трудоемкость продукции; качественный и количественный состав оборудования; нормы использования оборудования; размер производственных площадей; режим работы оборудования; годовой фонд времени работы оборудования.
ПМ изменяется в течение года, поэтому различают следующие показатели:
Входная мощность – мощность на начало планового периода по наличному оборудованию. Выходная мощность – мощность на конец планового периода, рассчитанная на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода. Среднегодовая мощность
При расчете производственной мощности во внимание принимают:
• количество установленного оборудования по видам (кроме оборудования ремонтных и вспомогательных служб);
• производственные площади основных цехов предприятия;
• режим работы предприятия (реальный фонд времени его работы).
В расчет производственной мощности включается все наличное оборудование, в том числе и бездействующее в связи с неисправностями, ремонтом, модернизацией.


38.Содержание, цели и задачи плана мат.-техн.обеспечения производства
Целью разработки плана МТО является оптимизация потребности предприятия в материально-технических ресурсах и ее удовлетворения.
Задачами плана МТО являются:
-своевременное и полное удовлетворение потребности предприятия в материально-технических ресурсах;
-обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;
-минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей;
-определение оптимальных сроков поставки и размеров партий приобретаемых материальных ресурсов;
-определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов;
-разработка политики экономии материальных ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, опережающего развития производства экономичных и ресурсосберегающих видов продукции и технологий.
Планирование материально–технического снабжения включает анализ снабжения в предплановом году, выявление недостатков и путей их устранения, формирование плана снабжения на предстоящий год, организацию и контроль за его выполнением, анализ выполнения плана. Годовой план состоит из двух взаимосвязанных, сбалансированных частей: потребности во всех видах материальных ресурсов и источники покрытия потребности.
Разработка плана МТО предприятия осуществляется в два этапа. На первом из них составляется проект плана в форме заявок, содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов. На втором этапе проект плана МТО корректируется на основе уточненной производственной программы, уточненных заданий по внедрению новой техники и проведению экспериментальных работ, скорректированных норм расхода материалов и производственных запасов, фактических остатков материалов на складе.

39.Планирование потребности в сырье, материалах, топливе и энергии
Потребность в сырье и материалах на основное производство может быть рассчитана несколькими способами. На стадии разработки проекта плана МТО расчеты ведутся обычно с использованием метода динамических коэффициентов по формуле: Пм = Рф * КQпл * Кэ
Пм – потребность в конкретном виде сырья, материалов
Рф – фактический расход данного материала в прошлом периоде
КQпл - коэффициент роста объема производства в планируемом периоде по сравнению с прошлым (отчетным) периодом
Кэ – коэффициент (экономии) учитывающий среднее снижение норм расхода данного материала в плановом периоде
Для более точных расчетов потребности в материальных ресурсах на основное производство применяется метод прямого счета. Различают следующие методы прямого счета: подетальный, посдельный, метод по аналогии, метод по типовым представителям.
При подетальном и сдельном методах потребность в материальных ресурсах определяется следующим образом: Пмi = Hij * Qпл
Пмi – потребность i-того ресурса в планируемом году
Hij – норма расхода i-го материала на производство единицы детали (изделия) j-го наименования, выраженная в натуральных единицах.
Qjпл – программа выпуска деталей или изделий j-го наименования в планируемом году.
Метод по аналогии применяется тогда, когда на отдельные изделия нет утвержденных норм расхода ресурсов, и поэтому такие изделия приравниваются к аналогичным. Расчет потребности по формуле: Пм = Наналог*Qпл*Кко
Пм – потребность в материале
Наналог — норма расхода данного материала на аналогичное изделие
Qпл – программа выпуска новых изделий в плановом периоде в натуральном выражении
Кко – коэффициент конструктивных особенностей нового изделия по сравнению с аналогичным
Определение потребности в топливе и энергии
Топливо – один из самых важных вспомогательных материалов. Потребность в топливе определяется на предприятии по направлениям его использования:
На основные технологические процессы.
На нужды заводского транспорта.
на коммунально-бытовые нужды.
Потребность в топливе на технологические нужды обосновывается прямым расчетом исходя из объемов производства продукции и норм расхода топлива. Аналогично определяются потребности в топливе на нужды заводского транспорта.
^ Потребность в электрической и тепловой энергии складывается из потребности в энергии на технологические цели, потребности в энергии на приведение в движение оборудования и инструмента и потребности в энергии на хозяйственные нужды.
^ Потребность в двигательной энергии определяется исходя из суммарной мощности всех установленных моторов, запланированного коэффициента сменности работы оборудования и продолжительности смен, коэффициента использования оборудования по мощности.
^ Потребность в электрической энергии для освещения рассчитывается исходя из мощности ламп, среднего числа часов их горения в сутки и количества рабочих дней в планируемом периоде.

40.Планирование незавершенного производства
Обеспечение бесперебойной и ритмичной работы предприятия требует создания нормативной величины незавершенного производства, обусловленной необходимостью наличия определенного количества полуфабрикатов на каждом рабочем месте, в процессе их перемещения, на случай аварий и других непредвиденных обстоятельств.
В массовом производстве на величину незавершенного производства оказывают влияние следующие факторы: число рабочих мест; количество изделий, одновременно находящихся на одном рабочем месте; способ передачи деталей (узлов) с одного участка на другой; план производства и себестоимость единицы продукции.
Нормативная величина незавершенного производства на конец планируемого периода в массовом производстве (НЗПм)определяется по формуле:
(4.17)
где РМi — количество рабочих мест; Пi — количество одновременно обрабатываемых деталей (полуфабрикатов); t — количество деталей (полуфабрикатов), находящихся между операциями, шт.; pi — величина транспортной партии, шт.; Сi— себестоимость
изделий (полуфабрикатов), р.; i = 1, 2, 3,..., т — количество изделий (полуфабрикатов).
В серийном производстве нормативная величина незавершенного производства зависит от среднедневного выпуска определенной продукции, длительности производственного цикла, коэффициента готовности изделия и его себестоимости. В его основе лежит следующая зависимость показателей:
(4.18)
где НЗПс — нормативная величина незавершенного производства на конец планируемого периода по цеху, участку серийного типа производства; Тцi, - длительность производственного цикла изготовления изделия; BПi — планируемый выпуск i-го изделия в натуральном выражении; Д— количество дней в плановом периоде; Сi — себестоимость i-го изделия; kгi — коэффициент нарастания затрат в производстве по i-му изделию, характеризующий степень его готовности.
В единичном производстве величина незавершенного производства зависит от коэффициента готовности изделия и его себестоимости. Определяется она по формуле:
(4.21,4.22)
где Г— процент готовности изделия на начало или конец планируемого периода; Дi — количество дней с момента запуска изделия в производство до начала или конца планового периода.
Для оценки незавершенного производства в оптовых ценах используют коэффициент пересчета, который рассчитывается отношением объема выпускаемой товарной продукции в оптовых ценах к ее себестоимости.


41.План-ние покрытия потребности предприятия в мат.-техн.ресурсах
Источниками удовлетворения потребности предприятия в материальных ресурсах являются:
-Ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планируемого года.
-Мобилизация внутренних резервов экономии материальных ресурсов.
-Собственное производство материалов.
- Закупки материалов на стороне.
Абсолютный размер ожидаемых остатков материальных ресурсов на начало планируемого периода (Оож) определяется на основании данных о наличии фактического запаса материалов на дату начала разработки плана МТО, а также об ожидаемом поступлении и ожидаемом расходе материалов в текущем году за оставшийся период времени Оож = Зф + Пож – Рож
Зф – фактический запас материалов в момент начала разработки плана материально-технического обеспечения
Пож и Рож – ожидаемые поступление и ожидаемый расход материала от даты, накоторую взят фактический остаток до конца текущего (до начала планового) года
В ожидаемое поступление включаются:
-Материалы, которые поставщики должны отгрузить до конца текущего года по договорам предшествующего периода.
- Материалы, находящиеся в пути к данному предприятию в момент начала разработки плана материально-технического обеспечения.
-Материалы, которые можно получить из местных источников.
Поставка материальных ресурсов на предприятие может осуществляться в двух формах: складской и транзитной. Выбор каждой из этих форм подчиняется следующему правилу: если годовая потребность предприятия в данном виде материала не превышает 4-х транзитных норм, то целесообразна складская форма поставок. Если годовая потребность предприятия больше 4-х транзитных норм, то целесообразна транзитная форма.
Транзитная норма – то минимальное количество материалов, которое принимается специализированной транспортной организацией к перевозке c учетом особенностей транспортировки различных видов ресурсов.


42. Планирование численности.
При планировании потребности в персонале определяют общую численность его работников, в т.ч. по видам производств, профессиям, квалификациям.
Расчет потребной численности персонала предприятия осуществляется методами, зависящими от характера выполняемой работы и форм оплаты труда.
Планирование численности рабочих.
Для определения численности основных и вспомогательных рабочих требуется предварительно рассчитать баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего на плановый год, устанавливающий среднее количество часов, которое рабочий должен отработать в плановом периоде.
Чтобы рассчитать число рабочих дней в году (явочное время) нужно из номинального фонда рабочего времени вычесть общее количество планируемых неявок на работу.
Продолжительность очередных и дополнительных отпусков принимается для каждой группы рабочих в соответствии с законодательством по труду и коллективным договором.
Отпуска по беременности и родам планируются на основе данных базисного периода с учетом изменения удельного веса численности женщин на предприятии.
Невыходы вследствие болезни определяются на основе данных базисного периода с учетом снижения потерь за счет улучшения санитарно-гигиенических условий труда и медицинского обслуживания, проведения мероприятий по технике безопасности и охране труда, а также улучшения культурно-бытовых и жилищных условий.
Прочие неявки, разрешенные законом планируются исходя из базисных значений с учетом их возможных изменений.
Прогулы и простои не планируются.
При определении средне продолжительности рабочего дня учитываются внутрисменные потери рабочего времени.
Расчет численности рабочих-сдельщиков определяется исходя из плановой трудоемкости работ. Плановая трудоемкость производственной программы может б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...