Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сцена поединка к опере Ш. Гуно «Фауст»




Облегченный вариант

Оружие — колюще-рубящая шпага. Манера поединка соответ­ствует «Школе сценического боя». Музыка написана в четырехдоль­ном размере. Экспозиция сцены: после серенады Мефистофеля ос­корбленный Валентин выбегает из дома Маргариты с обнаженной шпагой. Он поет вызов: «Кому из вас обязан я бесчестьем, кому от­мстить обязан я?»

Далее поется знаменитое трио вызова перед дуэлью, которое закан­чивается словами Мефистофеля: «Вы колите смелей, а о защите вашей я позабочусь!» После этих слов противники, выбрав место, начинают поединок. Валентин — справа по диагонали, Фауст — в глубине сцены, Мефистофель — почти на середине сцены и несколько в глубине ее. Он как будто центр, вокруг которого передвигаются противники.

 

  Такты
1. Валентин медленно прибли­жается к Фаусту со шпагой, приготовленной для укола. Фауст почти неподвижен. Он выжидает, его шпага также обнажена.
2. I половина, укол в бедро. II половина, пятая защита. Вторая защита. Удар по голове кругом слева.
3. I половина, укол в бедро. II половина, двойной шаг вперед. Вторая защита, отход назад. Перемещается, обходя Валентина.
4. I половина, удар по голове. II половина, повторно удар по голове Пятая защита и отступает. Шестая защита.
5. I половина, защита и шаг назад. II половина, пауза в позе готовности. Укол в бедро. Обходит Валентина.
6. I половина, выжидает, повора­чиваясь за Фаустом. Медленно приближается к Валентину.
7. I половина, укол в бедро. II половина, с угрозой приближается к Фаусту. Вторая защита, скачок назад. Медленно отходит, но прибли­жается с обнаженной шпагой Мефистофель.
8. I половина, удар по голове. II половина, пауза Пятая защита, Мефистофель также подставляет свою шпагу в пятую защиту
9. I половина, получает укол. II половина, падает. Закалывает Валентина. Выдергивает шпагу.

.

Мефистофель заканчивает сцену, он поет: «Вот наш герой лежит и умирает, скорее в путь».

Методические указания. Артистов надо обучить технике пере­движений в положении боевой стойки: шаг вперед, назад, двойной шаг вперед, скачок назад и технике приемов: укол в бедро, удар по голове, с кругом по голове слева, второй, пятой и шестой защитам. Повторная атака ударом по голове. Вначале надо изучить технику исполнения этих приемов, затем начать парные упражнения.

Надо учить фехтовальные фразы: 1, 2 и 3-й такты, затем 4, 5 и 6-й такты, в заключение — финал, то есть 7, 8 и 9-й такты. После разучивания соединить первые 6 тактов, тренировать до свободного исполнения, затем соединить 6 тактов с финалом. Важно, чтобы ис­полнитель роли Мефистофеля отлично знал музыку и фехтовальную композицию, своевременно подставил свою шпагу в пятую защиту.

Это даст возможность Фаусту «ранить» Валентина. Нанести удар по левому боку партнера (Валентин должен стоять правым боком к зрителям), затем резким движением выдернуть шпагу. Валентин падает после того, как шпага выдернута.

Вторая композиция этой же сцены выполнена для певцов, владе­ющих искусством сценического фехтования.

Валентин Фауст
Такты
1. Противники располагаются на сцене так, чтобы Валентин ока­зался правым боком к зрителям. Несколько по диагонали и чуть в глубине сцены остановился Фауст, рядом с ним — Мефистофель.
2. Состоит из четырех фехтовальных темпов:
1-я чет. Двойной шаг вперед и укол в бедро. Вторая защита.
2-я чет. Пятая защита. Круг слева удар по голове.
3-я чет. Укол в бедро. Вторая защита и отступает.
4-я чет. Повторно укол в бедро. Первая защита и скачок назад.

3. Перемещение. Валентин пытается приблизиться к Фаусту, тот отхо­дит назад, затем быстро идет вперед, но по дуге, и оказывается почти за спиной.

4. 1-я чет. Двойной шаг вперед и удар по голове. Пятая защита и отступает.
2-я чет. Повторно то же. Шестая защита и отступает.
3-я чет. Повторно то же. Пятая защита. Мефисто­фель обнажает шпагу.
4-я чет. Вторая защита и шаг назад. Укол в бедро.
5. Валентин, медленно передвигаясь, выбирает момент и место для атаки.
6.
1-я и Выжидает противника. Идет навстречу Валентину.
2-я чет.    
3-я чет. Пауза. Пауза.
4-я чет. (триоль) Укол в бедро. Вторая защита. Укол в бедро. Вторая защита. Укол в бедро. Вторая защита.
7.    
1-я чет. Повторно круг влево по голове. Пятая защита и скачок на­зад.
2-я чет. Медленно идет к Фаусту. Отступает.
3-я чет. Медленно идет к Фаусту. Отступает.
4-я чет. Медленно идет к Фаусту. Меняются местами.
8. 1-я чет. Удар по правому боку. Вторая защита, отступает.
2-я, 3-я, С угрозой идет к Фаусту. Прислоняется к стене дома,
4-я чет.   приближается Мефистофель.
9. 1-я чет. Удар с кругом по голове. Пятая защита, Мефистофель.
2-я чет. Пауза. Фауст колет в туловище Ва­лентина.
3-я чет. Пауза. Фауст выдергивает шпагу.
4-я чет. Падение № 1. Фауст и Мефистофель отходят.

Сцена дуэли из пьесы Ростана «Сирано де Бержерак»

I акт

Характеристика дуэлянтов

Вальвер — блестящий дворянин, прекрасно владеющий шпагой по всем правилам классической школы.

Сирано — фехтовальщик-виртуоз, для него характерна свобода в обращении со шпагой, и техника владения ею такова, что Сирано может биться одновременно с несколькими противниками; он фехту­ет правой и левой рукой, фехтует в любом положении — стоя, сидя, на столе и т. д. Бьется непринужденно, пугая Вальвера, временами издеваясь над ним.

Чем техничнее будет сыграна роль Вальвера, тем выгоднее бу­дет охарактеризован образ Сирано. Материал данной сцены подоб­ран именно с этой точки зрения; по сути, качество фехтовальной техники актера, играющего роль Вальвера, решает успех сцены; материал боя у Сирано находится в прямой зависимости от техни­ки Вальвера — вот почему на роль Вальвера необходимо подобрать умеющего хорошо фехтовать или хотя бы просто хорошо двигаю­щегося актера.

 

Сирано Вальвер
Скрещивают шпаги в шестом соединении.
Действия шпагой Действия шпагой
1. Первая часть двойного шага назад. 1. С шагом вперед — перемена соединения в четвертое.
2. Вторая часть двойного шага назад. 2. С шагом вперед — перемена соединения в шестое.
3. Первая часть двойного шага назад. 3. С шагом вперед — перемена соединения в четвертое.
4. Вторая часть двойного шага назад. 4. С шагом вперед — перемена соединения в шестое.
5. На месте — четвертая защита. 5. С переводом укол в грудь.
6. Ответный укол прямо. 6. Защита четвертая уходом в стойку.
7. Защита четвертая, убирая правую ногу за левую (двойной шаг назад). 7. Ответная атака уколом прямо.
8. Защита третья. Убирая левую ногу назад. 8. Повторная атака переводом в правое плечо.

 

Читает балладу Действия шпагой Сирано Действия шпагой Вальвера
9. «Не приближайте» Круговой захват в третьем соединении. Стоит с вытянутой рукой на выпаде
10. «Смертный» То же второй раз. Тоже.
11. «Час» Под шпагу Вальвера и контрбатман во вторую позицию. На батман уходит в стойку.
12. «О, мой виконт» Укол в грудь с кругом. Скачок назад, третья защита.
13. «Вы слишком пылки» Грозит шпагой. Еще скачок назад.
14. Убрав правую ногу назад, вторая защита. Двойной шаг вперед, укол в бедро.
15. Убрав левую ногу назад, первая защита. Повторная, уколом в живот.
16. «Не надо» Убрав правую ногу назад, третья защита. Повторная, уколом в плечо.
17. «Торопиться» Убрав левую ногу назад, четвертая защита. Повторная, уколом в грудь.
18. «В Вас» Скользящий толчок (фруассе) в третью защиту. Шпага уходит влево, ногу подтягивает в стойку.
19. «Я попаду» Направляя шпагу в лицо Вальвера, делает двойной шаг вперед. Направляя шпагу на Сирано, вытягивает руку и двойной шаг назад.
20. «В конце» Со скачком вперед батман и демисеркль. Шпага отлетает вверх.
21. «Посылки» После реплики укол в бедро с выпадом. Вторая защита и два скачка назад.
22. Двойной шаг вперед, укол в бедро. Вторая защита.
23. «О, мой виконт» Пауза. Пауза.
24. Повторная атака, показ укола в плечо, укол с выпадом в бедро. Отступая, третья и вторая защита.
25. Тоже. Тоже.
26. Тоже. То же.
27. Уходом в стойку вторая круговая, завязывание во вторую же и батман во второй позиции. Ответ уколом в бедро, стоит на уколе от батмана, шпага отлетает влево, туда поворот головы.
28. В момент, когда Вальвер повернул голову влево, пробе­гает справа от Вальвера за его спину, свою шпагу берет под левую руку, острием назад, поворачивает голову через левое плечо назад, мгновен­но приставив шпагу к груди Вальвера. Поворачивается направо сле­дом за пробегающим Сирано, увидев шпагу, приставленную к своей груди, в замешатель­стве останавливается, услы­шав реплику Сирано.

 

29. «Назад, ни шагу» Оставляя шпагу у груди Вальвера, поворачивается к нему грудью, отодвигая левую ногу назад. Стоит неподвижно.
30. «И сам король бы Вас не спас» Перехватив шпагу в левую руку, склоняется на двой­ном шаге назад в испанском поклоне. Отступает немного назад.
31. Круг, вторая защита левой рукой. Нападает, укол в живот.
32. То же. Сдвоенным уколом в живот.
33. Тоже. Сдвоенным уколом в живот.
34. Перехватывает шпагу в пра­вую руку. Меняет стойку назад, замах шпагой на укол в грудь.
35. Круг, вторая защита правой рукой. Укол в живот, выпадая правой ногой.
36. Завязывает из второй в четвертую. Уступает завязыванию, возвращаясь правой ногой в стойку.
37. Батман в четвертой. Ответ — батман в четвертой.
38. Захват шпаги Вальвера в шестую. После захвата с выпадом укол переводом в грудь.
39. Шпагу вытягивает по направлению в бедро, уходя левой ногой вправо (отклоняя тело вправо). Ранен в бедро.
40. «Как бык попали Вы на шпагу в Мадридском цирке на показ».   Отступает, пятясь назад.
41. Уходит вправо и садится на скамью лицом к Вальверу. Бежит к Сирано, шпага в пра­вой руке, готов к нападению.
42. Защита четвертая (сидя). С ходу укол с выпадом в грудь. Защита четвертая.
43. (Сидя) одной рукой ответ уколом в грудь. Укол в грудь, остается на выпаде.
44. Защита четвертая (сидя). Сдвоенный укол переводом
45. Защита третья (сидя). в правое плечо. Стоит на уколе.
46. «Куда Вы» Круговой захват в третьем соединении (сидя). Тоже.
47. «Сударь» Круговой захват (сидя). Шпага отлетает влево.
48. «Без проказ» Шпага уходит под шпагу. Вальвера и контрбатман во вторую. На скачке назад третья защита.
49. Укол с кругом в грудь, встает.  

 

50. «Так шишка будет на затылке»   Еще скачок назад.  
51.   Защита вторая, отступая правой ногой назад. Двойной шаг вперед и укол в бедро.
52. Защита первая, отступая, левой ногой. Повторная уколом в живот.
53. «Предупреждаю» Защита третья, отступая правой ногой. Повторная уколом в правое плечо.
54. «Честно» Защита четвертая, отступая левой ногой. Повторная уколом в грудь.
55. «Вас» Скользящий (фруассе в третью, показывает шпагой в лицо Вальвера). Шпага отлетает влево.
56. «Я попаду»   Двойной шаг вперед, направляет шпагу на Вальвера. Шпагу направляет в лицо Сирано и делает двойной шаг назад.
57. «В конце» Скачок вперед и батман в демисеркль. Шпага поднимается вверх.
58. «Посылки» После слова укол в бедро. Вторая защита со скачком назад.
59. «Где Ваша бывшая Приближается к Вальверу. Ожидает нападения.  
60. «Где твердость кисти» Укол в бедро.   Вторая защита.  
61. Свистит и реплика «Где верный глаз» Выпад левой ногой влево, третья защита. Укол с кругом в грудь.  
62.   Идя на сближение левой ногой, защита пятая (кор-а-кор). Повторно удар по голове кругом слева.
63. «Ха-ха-ха...» Шпагой колет в пол 4-6 раз, делая вид, что хочет уколоть правую стопу Вальвера, гонит его, поворачивая (меняются местами). Отдергивает ноги, отступает.
64. Колет в голень с выпадом. На скачке назад вторая за­щита, отступает назад.
65. «Ведь Вы белее, чем бумага, слинял румянец, взор погас» Грозит шпагой.     Слушает.    
66. «А жаль, на Вас такой атлас, а в нем придется делать дырки» Кланяется.   Приближается.  
67. Защита вторая. Нападает уколом в бедро.
68. Защита первая, отступает. Повторная уколом в живот.
69. «Итак» Защита третья, отступает. Повторная уколом в правое плечо.
70. «Предупреждаю» Защита четвертая. Повторная уколом в грудь.

 

71. «Вас» Скользящий в третью (фру-ассе). Шпага отлетает влево.
72. «Я попаду»   Направляет шпагу в лицо Вальверу и — двойной шаг вперед. Направляет шпагу в лицо Си- рано и — двойной шаг назад.
73. «В конце» Скачок влево и батман в демисеркль. Шпага поднимается вверх.
74. «Посылки» После реплики укол в бедро. Вторая, скачок назад.
Финал   Ожидает нападения.
75. «Посылка» Шпага направлена на Вальвера, ноги сомкнуты. Медленно подходит.
76. «Граф, молитесь» Салют-поклон. Подходит.
77. Становится в стойку в шес­той позиции. Становится в стойку.
78. Контрбатман в четвертую и укол в грудь с выпадом. Четвертая защита.
79. Защита четвертая. Ответ в грудь.
80. Ответ в грудь. Защита четвертая.
81. Защита демисеркль и замах на укол. Укол в грудь.
82. «Раз» Укол в верхнюю часть бедра. Ранен. Отступает.
83. «Как жаль, что нет для Вас подстилки» Перехватывает шпагу в левую руку. Падает.
84. «Ведь я предупреждал же Вас, что попаду в конце посылки». (Испанский поклон.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...