Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы управления конкурентным потенциалом фирмы.




Вопрос 14. Конкурентные стратегии

Эволюция конкуренции в рыночной экономике.

Первый этап – этап докапиталистической конкуренции. Этот этап начинается с эпохи разложения первобытнообщинного строя и возникновения простого товарного производства и заканчивается с возникновением капиталистических отношений. Конкуренция возникла в условиях простого товарного производства.

Второй этап развития конкуренции – этап господства совершенной (свободной) конкуренции – начинается с повсеместным развитием капиталистических отношений (конкуренцией охватываются не только товары, но все факторы общественного производства: рабочая сила, земля, средства производства) и продолжается до 1870-х годов.

Этот этап считается классическим в экономической науке, основоположниками представлений об этом этапе были А. Смит, Д. Рикардо, А. Курно, Дж.С. Милль, К. Маркс и многие другие экономисты, уделившие большое внимание проблемам конкурентного соперничества на рынке. Представители неоклассической школы, расцвет которой пришелся на XIX в., еще более точно и полно сформулировали влияние конкуренции на ценовую политику.

Третий этап развития конкуренции – этап монополистической конкуренции, который начался с 1870-х гг. и продолжался вплоть до Второй мировой войны. Развитие производительных сил на этом этапе повлекло за собой необходимость конкуренции производства и капитала.

Рассвет неоклассического направления экономической мысли пришелся на 70-е гг. XIX в. – 30-е гг. XX века. Основоположниками этого направления являлись У. Джевонс, К. Менгер, О. Бем-Баверк, Л. Вальрас, В. Парето, Дж. Кларк, А. Маршалл, которые выступали за свободу частного предпринимательства.

Четвертый этап – этап современной конкуренции, начавшийся примерно после Второй мировой войны и продолжающийся до настоящего времени. Этот этап характеризуется тем, что конкуренция не только не уступила место монополии, а возродилась с усиленной энергией.

Главное отличие конкуренции на данной стадии от существующей в эпоху классического” рынка состоит в том, что современная конкуренция имеет более выраженный, чем прежде, социальный характер». М. Портер выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли: проникновение новых конкурентов; угроза появления на рынке товаров-субститутов, произведенных по иной технологии; возможности покупателей; возможности поставщиков; конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке.

 

Конкурентное преимущество — решающий фактор стратегического успеха фирмы.

 

 

Методы управления конкурентным потенциалом фирмы.

 

 

Группа методов Методы оценки Достоинства Недостатки
Матричные методы Матрица роста Возможность сопоставления изменений конкурентного потенциала с изменением эффективности его использования Данный метод не отражает связи между показателями, определяющими конкурентный потенциал предприятия
Матрица потенциальных возможностей предприятия Детальный и проработанный алгоритм расчета конкурентного потенциала Узкий подход к определению конкурентного потенциала, не учитываются все его элементы
Методы многомерного статистического анализа Сравнительный корреляционно-регрессионный анализ Метод позволяет определить самые проблемные места в конкурентном потенциале предприятия, а следовательно, выявить резервы роста и целевые показатели в его повышении В неполной мере учитываются результирующие показатели деятельности, нет причинно-следственной связи между элементами потенциала
Системный аналитический анализ Метод позволяет провести анализ показателей путем сопоставления различных показателей В процессе оценки конкурентного потенциала происходит дублирование информации
Комплексные методы Комплексное поэлементное исследование Базируется на теории конкурентных преимуществ, деля элементы конкурентного потенциала на потенциалы низшего и высшего порядка, что позволяет изучать конкурентный потенциал как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе Опирается на предположения о том, как предприятие будет функционировать при тех или иных условиях, а следовательно, о том чего в действительности может и не быть
Сравнительные методы Непараметрический метод «Паттерн» Ориентация на лучший опыт и положение в отрасли в определении дальнейшей стратегии развития Субъективный подход к оценке значимости (весомости) частных индексов
Экспертные методы Метод экспертных оценок Доступность метода, относительная дешевизна и незначительные временные затраты Оценка преимущественно основана на субъективном мнении экспертов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...