Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникационный менеджмент и избирательная кампания




Управление коммуникациями в период избирательных кампаний

Успешная избирательная кампания - это итог квалифицированно

спланированных и профессионально осуществленных коммуникационных

мероприятий.

Основная цель коммуникационного менеджмента – создать в массовом

сознании такой образ политика, который будет соответствовать интересам

целевой аудитории и обеспечит голосование публики за предлагаемого кандидата.

В своих менеджерских постулатах и условиях управление коммуникациями во

время подготовки и проведения избирательных кампаний практически ни чем не

отличается от любого управления процессами коммуникаций и включает в себя:

· ¾ сбор, анализ и интерпретирование информации обо всех компонентах коммуникационного процесса: источнике, коммуникаторе, каналах передачи информации, возможных помехах, каналах обратной связи, ресурсных возможностях, социально-экономической и политической конъюнктуре и т. п.

· ¾ на базе полученных информационных данных определить «свою» аудиторию, сформулировать основную тему и лозунг кампании, выделить имиджевые характеристики, отвечающие интересам аудитории, подобрать необходимые каналы и формы коммуникации и обратной связи;

· ¾ составить стратегический план избирательной кампании, в котором определить конкретные пути и способы, ресурсные возможности, обеспечивающие реализации поставленной цели;

· ¾ постоянная корректировка плана в зависимости от быстро меняющейся ситуации и внесение соответствующих корректировок в реализацию промежуточных целей кампании;

· ¾ практические действия с учетом эффективной обратной связи между кандидатом и его адресными аудиториями.

Однако, при всей внешне кажущейся традиционной схеме управления

информационными потоками в период избирательной кампании как сам кампания, так

и отдельные ее составляющие имеют свою специфику и целый набор, как говорится,

«писанных и не писаных» правил, традиций и норм.

Говоря об общей специфике политического менеджмента, пожалуй,

следует отметить следующее:

· ¾ специалисты считают массовую аудиторию «невнимательной», поскольку

она в своей основе не заинтересована прилагать усилия, чтобы понять, о чем

идет речь, почему кто-то хочет быть избранным. Избиратель хочет видеть

его работу, а не слова, лозунги, обещания и т.п. Он не хочет напрягать свои

мысли, для того, чтобы уловить логику доказательств, используемую

коммуникаторами;

· ¾ учитывая довольно частое проведение выборов, избиратели информацию о

кандидате воспринимают не как новую, а «восстанавливают» ее в своем

сознании, сопоставляя с тем, что было признано аудиторией позитивно или негативно;

· ¾ в качестве коммутатора выступает сам кандидат, а его коммуникационные

способности не всегда являются эталоном;

· ¾ это разовое мероприятие, требующее для его организации команды

профессионалов, значительного количества материальных средств и

ресурсов, и не всегда является беспроигрышным;

· ¾ имеется множество нелестных эпитетов о функциях политики. Не случайно

многие избирательные технологии сегодня имеют названия типа «грязных»,

«дерьмо», «черный пиар» и т.д.

· ¾ по форме коммуникации на выборах повторяются, но они всегда сильно

разнятся по своему содержанию, поскольку избирательные кампании

каждый раз формируют новую мозаику:

o иные социально-экономические условия,

o иные внешнеполитические условия,

o иное состояние массового сознания,

o иной оппонент,

o иной национальный фактор.

Эти общие специфические черты избирательных кампаний находят свою

дифференциацию буквально на всех этапах коммуникационного менеджмента.

Сбор информации.

Основной задачей этого этапа является сбор достаточного количества

информации для того, чтобы была возможность определить основные

характеристики имиджа кандидата, наиболее привлекательные для электората. По

своему содержанию это будут:

=данные биографического характера, сведения о профессиональных и

нравственных качествах, политических симпатиях, здоровье, манерах,

приятелях, негативных эпизодах из жизни и деятельности кандидата и т.д.;

= подробные сведения об избирателях по социально – демографическим

показателям, по их политическим интересам и религиозным

принадлежностям, по отношению к СМИ, по отношению к данному

кандидату и его соперникам, по отношению к прошлым выборам и

предстоящим и т.д.

= составленный своего рода паспорт избирательного округа, в котором будут:

-отражена позиция властных структур к намерению кандидата

баллотироваться на выборах,

-сведения о возможной поддержке предприятиями, организациями, учебными

заведениями округа,

-представлена полная картина об инфраструктуре округа,

= сведения обо всех «узких» и «болевых» проблемах, волнующих будущих

избирателей,

= данные о коммуникационных возможностях округа: печать, радио, ТВ и

список журналистов, готовых к сотрудничеству и др.

= полезно составить списки и привлечь к сотрудничеству лиц, чья

профессиональная деятельность может помочь в будущей избирательной

кампании (врачи, бармены, воспитатели, педагоги и т.п.);

= обстоятельное досье о наиболее возможных конкурентах на выборах. Сбор

информации ведется по тем же параметрам, что и на своего кандидата;

= важно располагать информацией о предстоящих крупных датах, юбилеях, ¾ важно располагать информацией о предстоящих крупных датах, юбилеях,

масштабных событиях, планируемых властями социальных мероприятий,

которые так или иначе могут отразиться на настроении и поведении

электората.

= о финансовых, кадровых, материально-технических возможностях

организаторов кампании данного кандидата и др.

Как видно, объем и характер информации огромный и разносторонний. Успех

кампании во многом будет предопределен полнотой и ее достоверностью. Очень

большая опасность в том, что в обилии информации можно «утонуть», и не найти

ключевые звенья ее для принятия соответствующих управленческих решений

коммуникаторами. Источниками информации, необходимой для планирования и

проведения кампании, в основном те же.

Опыт свидетельствует, что для более оперативного управления потоками

информации в период избирательных кампаний, учитывая их динамизм,

непредсказуемость, участием в игре нескольких профессиональных штабов кандидатов,

полезно создавать экспертные и фокусные группы для прогнозирования и

корректировки предпринимаемых акций. (Экспертная группа формируется из

авторитетных ученых, профессионалов, политиков. Ее цель – прогнозная оценка

планируемых мероприятий. В фокусную группу обычно включают людей, по своим

характеристикам отражающим социально-демографическую структуру избирательного

округа).

Собранная и обработанная информации подвергается «мозговому штурму»

экспертной группы, членов команды кандидата. В итоге рождается документ, в

котором:

¾ фиксируются сильные и слабые стороны кандидата и его соперников с

точки зрения (видения) избирателей. Сопоставление реальных качеств

кандидатов и того, как их видят избиратели, определяются меры

коммуникационного воздействия на публику,

¾ определяется «адресная аудитория», к которой и будет обращаться кандидат,

¾ называется стержневая проблема в «раскрутке» кандидата, определяются

меры, пути, сроки разъяснительно-пропагандистских и организаторскихдействий,

¾ утверждается план мероприятий по формированию и корректировке имиджа

кандидата,

¾ называется краткий, но сильно привлекательный лозунг всей кампании, а

также звучные словосочетания, ярлыки, которые будут «навешиваться» на

противников кандидата.

При этом должны учитываться многие чисто коммуникативные параметры:

¾ неудачно выбранное название может серьезно повредить успеху кампании,

¾ на общую идею должен работать визуальный ряд политической рекламы

(эмблема, плакаты, карикатуры и др.),

¾ Имиджмейкеры должны найти зрелищную и краткую форму рекламы,

представляющую людям платформу кандидата,

¾ большое значение имеет не только то, что говорят кандидаты, но и как

говорят. В этой связи важно продумать соответствие формы обращений с

интересами избирателей. В этом деле важными являются простота и

идентификация с адресной аудиторией.

Работа с адресной аудиторией.

Единых рецептов по работе с адресной публикой не может быть. В качестве

определенных рекомендаций можно назвать такие:

¾ организацию и проведение мини-кампании «от двери до двери» - она обеспечивает личные контакты кандидата или его доверенных лиц с

избирателями. Ее достоинства: личное общение, эмоциональная связь с

избирателями, демонстрация возможности кандидата работать с низами,

сплачивает силы сторонников и положительно действует на не

определившихся избирателей и т.д.,

¾ мини кампания на заключительном этапе – активизация явки избирателей

на выборы. Методы: открытки-напоминания, обход квартир агитаторами,

мероприятия и акции, привлекающие внимание избирателей, обеспечение

транспортом, концерты и другие мероприятия на участках, транспорт на

дом в день выборов для больных, престарелых и т.д.

¾ осуществлять систему коммуникационных актов стратегического

(привлекательное обращение об имидже организации кандидата и его

политических лозунгах) и тактического (доказательство о высоком

профессионализме кандидата, новые идеи, в зависимости от изменяющейся

обстановки, нанесения ударов по оппонентам и т.д.) планов;

¾ умело варьировать стратегическими приемами в период избирательной

кампании, используя или «стратегию рывка» (в одночасье мощно заявить о

кандидате). Или «стратегию быстрого финала» (ударная реклама в

последнюю неделю). Или «стратегию большого события» (привлечь как

можно большее количество журналистов для освещения какого-то

значимого события, где заглавную роль играет кандидат). Освещая

события, невольно, журналисты будут агитировать за кандидата,

поскольку он - человек дела. Или «крейсерскую стратегию» (ровное

течение избирательной кампании);

¾ тактика избирательной кампании жестко членится на два типа:

-действия в условиях своего доминирования;

- действия в условиях доминирования другой стороны. Каждая из двух тактик

диктует свои приемы, методы и средства в работе с аудиторией.

¾ при возможности выхода на коммуникационные каналы новостей,

стремиться «управлять» новостями (планировать их заранее, находится в

наступлении, контролировать потоки информации, говорить о тех

проблемах, о которых вам выгоднее говорить, повторять сообщение многократно, говорить в один голос);

¾ специалист по связям с общественностью – это профессиональней

коммуникатор. В избирательном штабе именно профессионал должен

уметь выстроить коммуникации для самых разных каналов, контекстов и

задач избирательной кампании;

¾ современные избирательные технологии очень широко используют в своей

работе особые фигуры – лидеры мнений. Население значительно лучше

воспринимает информацию, меняющую их поведение, от лидеров мнения,

а не от СМИ. Открытие их роли в процессе передачи информации

позволило перейти от одноступенчатой модели к двухступенчатой, в

процессе которой информация из средств массовой коммуникации

поступает сначала к лидерам мнений, а лишь затем ко всем остальным.

Работа с кандидатом

¾ для эффективной организации выборной кампании нужны способные и

талантливые люди. Задача кандидата создать команду для ее проведения,

определив совместно единые «правила игры», одинаковы для всех участников.

¾ самоорганизованность кандидата непосредственно влияет на результаты

кампании. В ее ходе необходимо разумно использовать все ресурсы: время,

средства, людей штаба и свой талант

¾ установлено, что личные контакты имеют большее влияние, чем массовая коммуникация. Причины этому следующие:

- в личных контактах не работает избирательность, характерная для массовой

коммуникации,

- личные контакты более гибкие, поэтому содержание начинает варьироваться,

чтобы преодолевать сопротивление аудитории,

- прямые связи в рамках личных коммуникаций увеличивают степень награды

в случае принятия сообщения,

- люди больше верят персонализированным коммуникаторам,

- личный контакт может заставить человека проголосовать, как его просят, не

¾ имиджмейкеру кандидата постоянно корректировать поведения кандидата, при

этом сам кандидат в своих выступлениях должен рассказывать о себе,

корректно осуществлять антирекламу противника, рассказывать о решении

проблем данным кандидатом,

¾ с появлением ТВ важной составляющей избирательной кампании становятся

ораторский стиль кандидата: требуется возбуждать не массы людей,

собравшихся послушать живого оратора, а отдельно расположенных

телезрителей, сидящих в своих креслах у себя дома. Политику приходится

становиться актером, умеющим и рассмешить зрителя, и убедить его в том, что

именно он может решить все его проблемы. Умение актерским образом четко и

образно формулировать проблемы, удачно парировать на высказывания

журналистов или оппонентов – задача не простая как для кандидата, так и для

его помощников.

Работа со СМИ.

Добиться большой популярности, иметь благоприятный имидж, пользоваться

доверием и уважением населения сегодня не возможно без использования средств

массовой информации. Для того, чтобы получить доступ СМИ, нужно не только

выяснить, какие лица их представляют, как они работают, но и на период всей

кампании поддерживать постоянные, партнерские отношения выборного штаба с

средствами информации.

В большинстве штабов имеется лицо, отвечающее за коммуникацию во время меняя своих взглядов.

избирательной кампании – ответственный за связи с общественностью (пресс-

секретарь).

Кандидат должен подавать свои обращения и сообщения в таком виде, чтобы

они были понятны репортерами и их легко можно было печатать или передавать СМИ.

Приведем советы, как лучше обращаться с работниками средств массовой

информации:

¾ не боятся их, но при этом относится к ним с уважением,

¾ кандидату лично познакомится с ключевыми работниками местных средств

информации,

¾ поддерживать контакты, быть активным источником информации, думать,

прежде чем говорить,

¾ прежде чем говорить с репортером, твердо знать, что они хотят сообщить,

¾ не лгать корреспонденту, не блефовать, отвечая на щекотливые вопросы,

¾ не затевать драку с прессой, помнить, что последнее слово всегда за прессой,

¾ планировать сообщения заблаговременно,

¾ не перегружать СМИ чрезмерной информацией,

¾ сообщения по форме их подачи могут быть разные, но идея должна в них

выражаться одна. Основная мысль должна повторятся во всех материалах.

Сегодня приходится с большой натяжкой говорить о том, что выборы этопроявление волеизлияния народа, важный элемент демократии. Современные выборные

технологии, базирующиеся на научных знаниях по управлению (манипулированию)

общественным мнением людей, часто превращают выборы в хорошо режиссируемый

и поставленный разовый спектакль.

В этом представление зрители – это избиратели, а актеры - члены выборных

штабов, заглавную роль играет кандидат на избрание. В связи с тем, что постановка

этого спектакля - это довольно дорогое удовольствие, часто на выборах выигрывают

не те, кто лучше, кто больше принесет пользу обществу, а те, кто больше заплатил, и кому власть нужна для решения своих меркантильных интересов, а не проблем социально-экономического и политического развития общества.

 

 

32. Коммуникационный менеджмент в международной деятельности и его особенности

5.18.1. В управлении потоками информационного взаимодействия в

межгосударственном, международном плане много своей специфики и особенностей:

А. Прежде всего, необходимо отметить динамичное совершенствование

технических возможностей в обработке, передаче и приеме информации, расширения зон влияния и высочайшего рода профессионализм коммуникаторов, которые активно

используют все научные достижения по воздействию на психику человека.

Б. Сегодня управлять международными информационными потоками

становится практически не возможно. Наблюдается причудливое их переплетение, и в

этом «оркестровом» звучании каждый поток играет СВОЮ ноту, практически не

заботясь о том, как это отразится на общем звучании «оркестра», что это даст

мировому сообществу людей, и каковы будут дальнейшие социальные, политические

и духовные последствия.

Все это происходит потому, что:

¾ коммуникационные потоки протекают по своим условно независимым

цепочкам, имеют своих заказчиков, свои интересы. Международного

координирующего органа по управлению содержанием и направленностью

информации нет и его видимо и не будет в перспективе;

¾ они не имеют четко обозначенных границ своего влияния, адресная

аудитория необычайно широка, и сила воздействия на нее измеряется не

«прицельностью стрельбы», а ее массовостью, настойчивостью,

изысканностью и т.п.;

¾ потоки информационного воздействия управляются различными

структурами, и коды (национальное представление мира национальные

ценности и т.п.), отправителей сообщений и их получателей не совпадают. В

целом это столкновение разных норм;

¾ международные коммуникации часто протекают в агрессивной среде,

требующей принятия контрпропагандистских мер. «Западная модель

цивилизации», «массовая культура», «холодная война» - эти и другие

понятия – ничто иное, как плоды международных коммуникаций;

¾ международные коммуникации сегодня - это орудия силового воздействия

на государства, даже в том случае, если это не происходит в прямом виде, а,

к примеру, через воздействия фильмов, романов и других проявлений

массовой культуры

Понять смысл и назначения международных коммуникаций, видимо, будет

проще, если мы попытаемся ответить на традиционные вопросы, характеризующих

коммуникационный процесс: - Кто? – С каким намерением? – В какой ситуации? – С

каким ресурсами? - Используя какую стратегию? - Оказывает влияние на какую

аудиторию? – С каким результатом?

5.18.2. Кто? Заказчиком соответствующего информационного воздействия на

людей, проживающих в других странах, могут быть:

- правительственные органы, или их специальные службы,

- политические организации,

- финансово-экономические структуры, которые имеют немалые средства для

управления потоками информационного воздействия, и, конечно же, свои интересы

Вне зависимости от заказчиков - цели, обычно скрытые, прикрываемые

благовидными, привлекательными оболочками.

5.18.3. С какими намерениями?

Истинные намерения коммутаторов и их заказчиков обычно скрываются,

поскольку в основе воздействия на зарубежную публику лежат не на убеждении, а на

манипулировании общественным сознанием. В качестве примера рассмотрим оценки с двух сторон о намерениях декларируемых и фактических по итогам многолетней

психологической войны США и СССР.

Американский военный словарь дает следующее определение «психологическая

война»: «Планируемое использование пропаганды и других психологических

действий, имеющих целью повлиять на мнения, эмоции, отношения и поведения

враждебно настроенных иностранных групп таким образом, чтобы это служило

достижению национальных целей».

В секретной инструкции эти цели, применительно к СССР и его союзников,

были сформулированы предельно четко. В своем содержании психологические

операции (американцы не называли это войной!) должны были решать четыре задачи:

¾ религиозные пережитки,

¾ национальные проблемы,

¾ человеческие слабости: зависть, тщеславие, жажда удовольствия,

¾ безразличное отношение людей к целям государственного устройства.

Люди в коммунистических государствах, - отмечалось в инструкции, - будут

сознательно или не осознано впитывать распространяемые идеи, в итоге зародится

чувство всеобщего недовольства, которое явится предпосылкой для бескровного

переворота существующей «красной заразы».

Больше четверти века, более 8 тыс. человек только одного Информационного агентства США (ЮСИА), с годовым бюджетом более 700 тысяч долларов выполняли

эту инструкцию. Чем это кончилось для СССР и КПСС не имеет смысла рассказывать.

Примечательным является откровение одного из авторов технологии

психологической войны легендарного антисоветчика и врага №1 Збигнева

Бжезинского, который на страницах «Комсомольской правды» 6 января 1988 года

заявил, что цели психологического противостояния достигнуты – Россия отныне не

имеет права именовать себя сверхдержавой, а «стала региональной державой третьего

мира со все еще значительным ядерным потенциалом».

Думается, что комментировать изложенные выдержки из документов не стоит.

Заметим лишь, что сейчас психологические операции направлены на устранение

российского ядерного потенциала.

С сожалением приходится констатировать, что политическое и

государственное руководство СССР и России до недавнего времени практически

ничего не делало по устранению асимметрии психологического противостояния.

С одной стороны, во внутренних информационных источниках указывалось,

например, что «психологическая война» - форма подрывной деятельности,

осуществляемой империалистическими государствами, прежде всего США, против

социалистических и других стран…Она ведется с помощью специфических средств

(диверсионных по своему характеру), применение которых в мирное время нарушает нормы межгосударственных отношений и нацелено на прямое вмешательство во

внутренние дела др. государств с целью дестабилизации существующего в этих

странах общественного строя.» (Современная идеологическая борьба: Словарь, 1988.).

По формированию массового сознания советских граждан по их отношению к

сути «психологической войны, ее целей, к сожалению, практически ничего

руководством партии и страны не делалось.

С другой стороны, «руководство СССР исключало, например ведение

психологической войны на территории западных государств, считая это

вмешательством в их внутренние дела. Даже управлению спецпропаганды Главного

политического управления СА и ВМФ запрещалось вести пропагандистские операции во время оказания помощи Вьетнаму в отражении американской агрессии и войны в

Афганистане»1

 

Итоги такой асимметричной политики очевидны.

А когда закончилась «психологическая война»?

Не проявляем ли мы и сегодня неоправданное безразличие к тем

психологическим операциям, которые проводят по отношению к массовому сознанию

россиян наши «друзья» из дальнего, да иногда и ближнего зарубежья?

С какими ресурсами?

ООН и ЮНЕСКО постоянно подчеркивают неэквивалентность

информационных потоков, существующих в современном мире. Характерно то, что

возможности обмена информациями между богатыми и бедными странами не

уменьшаются. Резкое несоответствие технических и финансовых возможностей в

передачи и приеме информации приводит к тому, что количественный перевес

обязательно переходит в качественный. Публика в итоге смотрит на мир не своими

глазами.

5.18.4. Какую стратегию используют?

Сегодня информация, как никогда ранее, стала инструментом власти.

Когда многим политикам стало понятно, что человеческая психика весьма

восприимчивая к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала

главным рычагом управления людьми.

Думается, что к этому выводу первыми пришли не коммунисты.

Просто зарубежные политики не создавали отделов пропаганды и агитации, а

сформировали многотысячные армии пиарщиков, которые высоко профессионально

решали и решают пропагандистские и агитационные вопросы по заказу тех, кому это

нужно, и кого есть соответствующие средства.

Манипулирование общественным мнением населения других стран принимает

глобальные, изощренные формы психологического и идеологического воздействия.

Асимметричность и неэквивалентность потоков информационного взаимодействия

приводят к тому, что людям рассказывают не о вещах, которые интересуют

миллионы, а о кризисах, переворотах, говорят о выдающихся личностях, относящихся

к элите общества.

В итоге происходит эволюция общественного сознания в сторону, приемлемой

одной из сторон: люди или закрываются от информации, уходя в себя, или возбуждаются, теряя возможности увидеть реальные причины проблем своих стран.

Внешне привлекательная теория «открытого общества» не может сегодня быть

реализована на практике, поскольку мощные потоки информации, идущие по

вертикали, превращают публику в пассивных ее слушателей. У населения нет

возможности для активного развития горизонтальных информационных потоков, В

итоге «открытое общество» открывает двери для внешней информации, не имеет возможностей для развития внутренних, горизонтальных потоков информационного

воздействия. Сегодня практически стало нормой, когда транснациональные кампании

захватывают содержание культурных и развлекательных программ в развивающихся

странах. Постепенно пропадает стимул к производству программ собственного

производства кинолент, книг.

В результате возникает однообразие вкусов, стилей и содержательного

наполнения культурной жизни. В свое время бывший президент США Ричард

Никсон, выступая в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных

расходов сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду,

более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия.

В своей работе менеджеры по международным коммуникациям выработали ряд

удачных тактических приемов по ведению информационной экспансии:

-известно, что информационное пространство любой страны наиболее

чувствительно к отрицательным контекстам. Спиндокторы продумывают и

организуют отрицательную ситуацию для противника и предотвращают ее появления

на рынке своего государства. Например, война в Персидском заливе имела заранее

заданную цель такого рода в виде порождения имиджа высокоточной войны. Это

решение какого-то спиндоктора призвано было заранее убрать из массового сознания

представления о человеческих жертвах, что должно было разрушить привычное представление о войне, при этом подобный подход построен на эксплуатации

принятой сегодня символизации армии как обладающей технологическим

вооружением. Введение подобных образов позволяет в результате обмануть массовое

сознание, ведя его в нужном направлении;

- возросшие информационные возможности создали условия не только для

проведения отдельных операций, но и проводить полномасштабные информационные

войны. «Холодная война» была одним из самых мощных информационных проектов

ХХ века по затратам человеческих и материальных ресурсов. Хотя сегодня

отдельными политиками объявлено о прекращении «холодной войны»,

закончившейся нашим поражением, процессы активного воздействия на массовое

сознание публики России и СНГ продолжаются. И это воздействие не направлено на

защиту потребностей и интересов, в частности, большинства россиян.

Оказывать влияние на какую аудиторию?

Международная информация - это важная часть международных отношений.

Объектом ее воздействия являются миллионы людей. В связи с «искривлением»

информационного пространства в сторону более сильной стороны, где в качестве

возможных угроз называется, в том числе, и «информационная экспансия со стороны

других государств», в ответ предполагается «принятие комплексных мер по защите

своего информационного пространства». В итоге функции коммуникационного менеджмента в своей стратегии и тактике сосредоточены или на завоевание

информационного пространства в других странах в угоду политических или

экономических интересов властных структур сильной стороны. Или для создания

своего рода информационных баррикад, для защиты своего информационного

пространства в слабых странах.

5.18.5. С каким результатом?

В американских источниках кочует одно замечание о том, что «информация

для всех» - это такой товар на рынке, который продается дешевле стоимости ее

изготовления.

Неужели американские «товаропроизводители» информации будут работать

себе в убыток?

Конечно же, нет! Речь идет о долговременных «инвестициях», прибыль от

которых со времени может окупиться громадными процентами. Какими процентами

можно посчитать цену победы в так называемой многолетней психологической войне

США против СССР, закончившейся развалом Союза, и прекращением

распространения «красной заразы»?

Сегодня коммуникационное пространство является сферой информационной

войны, которая имеет свое отличие с войной в ее обычном понимании.

Во-первых, обычная война обладает известным и четким арсеналом

воздействия, против которого могут быть проведены определенного рода оборонные

мероприятия. Арсенал воздействия информационной войны - гибкий и непредсказуем,

обороняющимся менеджерам коммуникаций не так легко строить те или иные

варианты обороны, поскольку отсутствует возможность предугадывать направления и

инструментарий возможной атаки. Неравенство технических и финансовых

возможностей воюющих сторон. Предстоит потратить немало трудов, средств и умений, для выработки полновесной стратегии и тактики по защите национальных

интересов государств, в том числе и России.

Во-вторых, в случае войны обыкновенной территория захватывается

полностью, в случае информационной войны возможный поэтапный захват. Усилия

зарубежных коммутаторов сейчас в основном направлены на молодое поколение

России и навязыванию норм и правил т.н. массовой культуры. К сожалению, на

сегодня на правительственном уровне нет никаких национальных программ по

противостоянию зарубежной экспансии на молодое поколение, и формированию

духовной культуры россиян.

В- третьих, в рамках обыкновенной войны действует логика «свой – чужой». В

информационных войнах имеется возможность многократного «захвата» одних и тех

же людей, зачастую производится захват отдельных тематических зон сознания

публики. Последствия войны могут со временем проявиться самым неожиданным

образом, поскольку на сегодня общенациональная объединяющая идея пока не

выкристализировалась и почти 10 лет, например, потребовалось для выработки

государственной символики и текста гимна России.

В – четвертых, человек не всегда может адекватно реагировать на

информационное воздействие на него, поскольку оно подобно радиоактивному

облучению. Сегодня трудно предсказать социальные, политические и духовные

последствия продолжительного «радиоактивного информационного облучения» российских граждан. Одно бесспорно – безразличным к этому оставаться российским

коммуникаторам нельзя, поскольку отсутствие видимых разрушений, характерных

для обычных войн, это еще не значит, что разрушительные процессы и катастрофы не

будут проходить в недалеком будущем. Идеологические и экономические противники

вряд ли попусту разбрасывают доллары в топку информационной войны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...