Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая и административная политика




 

Еще одним направлением правительственной политики по отношению к региону в рассматриваемое время являлось его включение в общеимперское пространство и ликвидация определенной специфики в системе управления, самоуправления, социально-экономическом развитии, правовом поле, позволявшем сибирским областникам говорить о колониальном положении Сибири в составе российского государства[15].

В самом конце XIX в. на сибирские территории распространяется судебная реформа.

3 апреля 1905 г. в рескрипте Николая II иркутскому генерал-губернатору графу П.П. Кутайсову признается необходимость введения земства на восточных окраинах империи. Тем не менее, подготовленный и принятый 3-й Государственной думой соответствующий законопроект отклоняется Государственным советом 5 мая 1912 г.

8 августа 1915 г. сибирская парламентская группа в 4-й Государственной думе собрала под законодательным предложением, в основном повторяющим отклоненный в 1912 г. законопроект, 72 подписи. Резко против него выступили представители МВД. Названное ведомство предложило свой проект о земском самоуправлении в Тобольской и Томской губерниях, с одновременным созданием Алтайской губернии.

Земские учреждения предлагалось ввести только в районах массового расселения русского крестьянства, исключая северные уезды. Самоуправление не распространялось на три станицы Сибирского казачьего войска (11 тыс. жителей) в Бийском и Змеиногорском уездах.

Проект МВД предлагал передать в ведение планируемых земских учреждений, помимо перечисленных в Положении 1890 г., вопросов экономических (развитие зернового хозяйства), транспортного строительства и страхования.

Особенность сибирского земства усматривалась в переносе центра тяжести в организации его из губернии в уезды, в силу территориальной протяженности последних. Вместо трехкуриальной системы представительства в европейских губерниях.

В Западной Сибири предусматривалось установить по одному избирательному собранию и по одному избирательному съезду, включив в таковые, по принадлежности, также арендаторов скотоводческих участков, а равно не участвующих в волостных сходах лиц, коим отведены казенные земельные участки в порядке правил о переселениях.

Органы самоуправления ставились под жесткий контроль местной администрации. В частности, в уездном земском собрании председательствовал руководитель уездного съезда крестьянских начальников, а в состав губернского собрания по должности автоматически входили председатели всех уездных съездов крестьянских начальников, управляющий казенной палатой, управляющий отделением Крестьянского банка, чиновник переселенческого управления, представитель Министерства земледелия, директор народных училищ, представитель Министерства путей сообщения.

Таким образом, проект МВД от 22 декабря 1916 г. предусматривал образование земских учреждений только в земледельческих районах Западной Сибири. Он носил консервативный характер и в сильно ухудшенном варианте повторял Положение 1890 г., делая ставку на зажиточную часть местного социума.

Так, законопроектом устанавливался лимит на получение избирательных прав в 300-475 десятин земли или 15 тыс. рублей обложенного земским сбором имущества, в то время как проект 72-х депутатов Государственной думы от 8 августа 1915 г. предусматривал установление этого соотношения в пределах 7,5 тыс. рублей и 80-150 десятин.

 

При этом нужно иметь ввиду, что проведение выборов земских гласных по министерскому проекту предполагалось провести только во второй половине 1918 г., а реально собрания и управы должны были развернуть деятельность не ранее 1919 г. Таким образом, самодержавие явно запаздывало с процессом инкорпорации Сибири в общероссийское (имперское) пространство.

 


 

Заключение

 

В целом присоединение Сибири к России было продолжением русской (восточно-славянской) колонизации и расширения Русью-Россией своей государственной территории, оно обеспечило превращение России в европейско-азиатскую державу.

Предпосылками присоединения Сибири к России стали укрепление военно-политического потенциала Московской Руси, расширение торговых связей с Европой и Азией, присоединение Приуралья и Поволжья (Казанского и Астраханского ханств). Главные русские маршруты по Сибири во многом определялись гидрографией региона, его мощными водными артериями, являвшимися для русских в XVII в. основными путями передвижения. В присоединении Сибири к России органично сочетались и взаимодействовали государственная и вольнонародная колонизация, казенный и частный интерес. Главная роль в этом процессе во второй половине XVI начале XVIII в. играли служилые люди, действовавшие как по правительственными предписаниям, так и по собственной инициативе (преимущественно в Восточной Сибири), а также промышленные люди, шедшие на восток в поисках новых районов добычи пушнины. В XVIII—XIX вв. основную роль военно-колонизационного элемента выполняло казачество.

Завершением процесса присоединения являлось установление российской политической власти и юрисдикции, выражавшееся на первых порах в создании опорных укрепленных пунктов, декларации от имени монарха подданства местного населения («государево жалованное слово»), его приведении к присяге (шерти) и налогообложении (объясачивании), включении территории в государственную административно-территориальную систему управления. Важнейшим фактором, обеспечившим успех присоединения, стало переселение на новые земли и оседание там русского населения (прежде всего крестьянства).

Сибирские этносы воспринимали установление русской власти по-разному, в зависимости от особенностей этногенеза, уровня их социально-экономического и политического развития, степени знакомства с системой господства-подчинения, этнополитической ситуации, заинтересованности в русской защите от враждебных соседей, наличия внешнего влияния со стороны иностранных государств.

В первой четверти XVIII века в России происходило множество преобразований, затрагивавших все сферы жизни. В том числе менялся административно-территориальный облик России. Сибирь, как важная составляющая этого облика, играла существенную роль в общей системе государственного строительства. Специфическими чертами сибирского региона были: протяженная территория и огромные расстояния от столиц при неразвитой системе коммуникаций, суровый климат, слабая заселенность и полиэтничный состав населения. Особенности процесса освоения этого края влияли на формирование социальной структуры сибирского общества.

Социально-экономические процессы конца XVIII - начала XIX веков в Сибири потребовали пересмотра системы административного управления регионом. Так, сибирское население с 1795 по 1850 годы увеличилось в два раза с 595 тыс. душ до 1 млн. 210 тыс. душ мужского пола257. По темпам прироста населения Сибирь опережала центральные регионы Российской империи. Удельный вес населения Сибири по отношению к России повысился с 3,26% до 4,32%. Рост населения опережал развитие экономики региона.

В настоящее время признается, что присоединение Сибири к России по своему характеру представляло сложный и противоречивый процесс этнокультурного взаимодействия, в котором переплетались как силовые, военные, так и мирные способы подчинения аборигенов русской власти. То и другое вызывалось правительственными установками, которые, с одной стороны, сводились к необходимости сохранения максимального числа ясачноплательщиков и, соответственно, предписывали обходиться с инородцами «ласкою, а не жесточью», с другой стороны, требовали их безусловного подчинения вплоть до применения вооруженной силы.

Существенные коррективы в эти установки вносили действия непосредственных исполнителей (сибирской администрации и служилых людей), нередко стремившихся к наживе и практиковавших грабеж инородцев, а также вторжения промышленных людей в охотничьи и промысловые угодья местного населения. Но в целом отношение русские власти и русских людей к аборигенам определялось традицией толерантности, проистекавшей из многовекового опыта общения с неславянскими этносами, отсутствием резкого и категоричного неприятия или отторжения чужих культур. Ни государство, ни землепроходцы, ни переселенцы не ставили своей целью изгнание или уничтожение коренного населения (см. также Аборигенная политика).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...