Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура: определение, культурологические концепции




Споры о том, что такое культура, продолжаются со времен античности. Сам термин «культура» имеет латинское происхождение и первоначально употреблялся в агротехнике, означая возделывание почвы. По отношению к человеку он впервые был употреблен древнеримским мыслителем и оратором Цицероном в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) и означал возделывание, взращивание человеческого духа. Цицерон воспринимал культуру как благотворную силу, возвышающую человека над природой. К настоящему времени в философии, культурологии, социологии, антропологии выработаны определения культуры, которых насчитывается более пятисот. Среди концепций культуры можно выделить следующие: деятельностную, историческую, социологическую, аксиологическую, семиотическую, игровую, символическую, этическую и некоторые иные.

· Теоретическая разработка проблем культуры началась во второй половине XVIII века в ситуации бурного развития науки и техники, вызревания революционных событий и связана с деятельностью Дж. Вико, Руссо, Вольтера, Гердера. Пристальное внимание к различным аспектам культуры – политике, экономике, морали, искусству – было определено тем, что просветители пытались по-новому осмыслить действительность исходя из рациональных представлений о мире. В этих представлениях ведущим был натуралистический подход, где культура выступала средством осуществления господства над природой.

· Историческая концепция культуры, основы которой были заложены в трудах Гердера, Гумбольдта, Канта, нашла последовательное развитие в работах немецкого историка культуры и философии О. Шпенглера и английского историка и социолога А.Д. Тойнби. О. Шпенглер в труде «Закат Европы» представляет историю как смену культур, которые он рассматривает как организмы, имеющие определенный срок развития (примерно 1000 лет) и его цикл, где на стадии умирания культура перерождается в цивилизацию – «голый техницизм».

· В этической концепции критерием развития культуры становится уровень гуманизма, достигнутый обществом (И.Кант, А. Швейцер, М. Ганди). В концепции культуры И. Канта ведущим становится видение в качестве ведущих элементов культуры не только истин, добра и красоты, но – главное - морали и нравственности. Кант видел именно в культуре цель человеческого бытия и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию, который философ называл «категорическим императивом».

· В эпоху романтизма в понятие культуры вкладывается, прежде всего, эстетическая составляющая, которая главенствует и над наукой, и над моралью. В работе немецкого философа Ф.В. Шеллинга «Философия искусства» именно искусство, которое, в отличие от философии и науки, объединяет людей различных взглядов, мыслилось фундаментом культуры.

· В работе американского этнографа Л.Г. Моргана «Древнее общество» акцентировалась, прежде всего, материальная составляющая культуры как основа совершенствования человеческого рода. История человечества, По Моргану, включает периоды «дикости», «варварства» и «цивилизации». Материалистическое понимание истории культуры содержится и в марксистской концепции К. Маркса и Ф. Энгельса. Здесь материальное производство и материальная культура рассматриваются как определяющие по отношению к духовной ее составляющей и обеспечивающие прогрессивное развитие общества.

· Основоположником эволюционной концепции культуры явился английский этнограф Э.Б. Тайлор, который считал, что культура (он ее отождествлял с цивилизацией) – это постепенное развитие материальных и духовных ценностей от менее совершенных к более совершенным. Взгляды Тайлора развил представитель неоэволюционистской концепции американский культурантрополог Лесли Уайт.

· Представители социологической концепции (М.Вебер, А. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Манхейм, П. Сорокин) пытались осознать сущность культуры через общество, его социальную структуру и социальные институты. М. Вебер считал, что тип культуры и тип социальной системы тесно связан с социокультурными факторами и, прежде всего, с религией и ценностями, которые она провозглашает. П.Сорокин воспринимал культуру как ценностную систему, определяющую вектор общественного развития. Исходя из наличия ценностей, философ выделял идеациональную, идеалистическую и чувственную культуры.

· В основе психоаналитического подхода, представленного работами австрийского психолога, невропатолога, психиатра и культуролога З. Фрейда, лежит восприятие культуры как результата сублимации влечений. Фрейд, исходя из биологических потребностей людей, считал, что культура может подавлять природные инстинкты человека и становиться источником его агрессии. В концепции культурных архетипов К. Юнга утверждается, что поступки человека как культурного существа определяются не только индивидуальным сознанием и подсознанием, но и коллективным бессознательным, отражающемся в архетипах. Это глубинные установки «коллективного бессознательного», почти не поддающиеся изменению.

· В символической концепции культура выступает в качестве искусственного мира, созданного людьми и выраженного определенными символами, а человек - «животного, создающее символы» (Э. Кассирер). В семиотической концепции, нашедшей обоснование в работах Ю. Лотмана, Ю. Успенского, Р. Барта, разнообразие культур рассматривается как разнообразие знаковых систем. Чтобы расшифровывать культуры, необходимо знание их кодов, одним из которых является язык. Здесь необходимо обозначить разницу между знаком и символом, первый из которых является однозначным, второй - многозначным.

· В игровых концепциях культура понимается как свободная, творческая, неутилитарная, близкая игровой, деятельность (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе, Э. Берн). В книге Й.Хейзинги «Homo ludens» - «Человек играющий» - культура понимается как развивающаяся в игре: культ перерос в священную игру, поэзия, музыка и танец родились в игре и стали жить благодаря игровым формам, право выделилось из обычаев социальной игры, на игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. В современной культуре Хейзинга видит убывание игрового элемента и для обозначения этого процесса вводит термин «пуэлиризм» - путаница игры и серьезного.

· Аксиологическая концепция представляет культуру как определенную систему ценностей (ее основоположники - неокантианцы Баденской школы В. Виндельбанд («Прелюдия») и Г. Риккерт («Науки о природе и науки о культуре»)), а мир человека – как совокупность различных видов ценностей: предметных ценностей, ценностей-идеалов, ценностей как вида норм, традиций, запретов, создаваемых культурой, ценностей-знаний. Ценности - это общепринятые и разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Сущность ценностей заключается в их значимости, а не их фактичности, так как мир ценностей не совпадает ни с миром вещей (не все они обладают ценностью), ни с актом оценки (могут существовать как объективно данные). Поэтому в рамках данной системы представлений история может рассматриваться, с одной стороны, как реализация системы «вечных ценностей», с другой – как последовательная смена одного типа ценностей другим (например, трансцендентно ориентированных - светскими, а безусловных - условными).

· В деятельностной концепции, получившей разработку в трудах В. Межуева, Н. Злобина, Э. Маркаряна, культура рассматривается как многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта.

· В рамках русской религиозной философии была создана оригинальная концепция культуры. Так Н.А. Бердяев считал, что культура связана с культом, она сохраняет все, что было создано предыдущими поколениями и обеспечивает преемственность в обществе. В культуре, по мнению Бердяева, происходит борьба вечности со временем, сопротивление разрушительной власти времени, культура борется со смертью, но не может победить ее реально. Только культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскрешению. Культура выступает как образование, которое может противостоять цивилизации, порабощающей человека. Противопоставление культуры и цивилизации содержится и в работах И.Ильина. Культура, по мнению автора, выступает как явление внутреннее и органическое, захватывающее саму глубину человеческой души. Цивилизация же может усваиваться поверхностно и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь культуру древнюю и утонченную, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, промышленное развитие) являть картину отсталости и первобытности. И наоборот: народ может стоять на последних рубежах науки и техники, но в вопросах духовной культуры переживать эпоху упадка.

· В разработку проблем культуры весомый вклад внесли и вносят ученые советского и постсоветского периода: А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Е.В. Боголюбова, В.Е. Давидович, В.В. Журавлев, Н.С. Злобин, Г.С. Кнабе, М.С. Каган, Л.Н. Коган, И.В. Кондаков, Т.А. Кудрина, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, В.М. Розин, А.Я. Флиер, А.И. Шендрик и многие другие.

Многообразие трактовок понятия «культура», а также его фундаментальная теоретическая значимость (и сложность) для современной отечественной науки, по мнению видного отечественного философа В.М. Межуева, обусловлены глобальностью и многогранностью самой проблемы культуры в ситуациях и обстоятельствах XX столетия.

Но есть нечто, объединяющее различные подходы к трактовке понятия и заложенное в самом термине cultura (в переводе с латинского означающего возделывание, обработку, уход, улучшение), что в отличие от противоположного понятия natura (природа) означает нечто созданное, внеприродное. Отсюда - восприятие мира культуры не в качестве стихийного образования, а как результата целенаправленных усилий самих людей по совершенствованию и преобразование того, что дано человеку природой. Культура, порожденная стремлением человека искать смысл жизни и деятельности, изначально связана с человеком и вне связи с ним не существует. В этом - феномен культуры как социального явления.

Таким образом, культура - это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...