Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура эпохи эллинизма




Конец IV в. до н.э. отмечен разложением и гибелью демократии - Греция завоевана Филиппом II, его сын, Александр Македонский основывает огромную монархию с границами от Дуная до Инда. Это означало поворот античного общества от рабовладельческой демократии к той форме, которая существовала на Востоке - рабовладельческой монархии. В это время происходит слияние уникального античного искусства и культуры с традиционной древневосточной культурой. Однако, если в демократических Афинах личное и общественное было слито воедино, то в эллинистических монархиях ситуация изменилась: в этих больших государствах отдельный человек стал незаметен, его влияние на общественную жизнь нивелировалось, а мощь государства подавила инициативу и активность.

Черты культуры эллинизма:

- стремление уйти в себя (девизом эллинистических мудрецов становится фраза «Проживи незаметно»),

- индивидуализм, порождающий, в свою очередь,

- интерес к жанрам биографии, портрета,

- тонкая риторика, фантастика, изысканный эротизм,

- культ формы (иногда – в ущерб содержанию),

- экспрессия - изображение борьбы, движения, напряжения всех духовных и физических сил,

- гигантизм (Александрийский маяк, храм Артемиды в городе Эфесе, статуя бога Гелиоса на острове Родос и усыпальница царя Мавсола в Галикарнасе).

В эллинистическую эпоху значительно возросла роль науки в жизни общества. Египетская Александрия становится подлинным научным центром тогдашнего мира. Там в начале III века до н.э. был основан исследовательский центр и огромная библиотека, получившие название Мусейон. Достижения александрийских ученых:

1. Александрийские врачи впервые уяснили значение пульса и открыли кровообращение.

2. В Александрии открыл школу великий математик Эвклид, написавший здесь свою знаменитый труд по геометрии «Элементы».

3. А строном Аристарх Самосский задолго до Коперника доказывал, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.

4. Ученые выдвигали гипотезы о существовании электричества (о нем знали по наблюдениям за электрическим скатом).

5. Конструирование машин, главным образом, военных.

Наступление новой эллинистической эпохи повлияло и на существующие религиозные культы, где воедино слились греческие и восточные божества. Этот религиозный синкретизм эллинистической эпохи проявился в строительстве так называемых пантеонов - храмов в честь всех богов.

 

Специфика культуры античного Рима

 

Римская империя была уникальной цивилизацией, основанной на идее универсального человечества, объединенного в общем правовом пространстве. Римское право сплотило представителей разных культур в рамках единого государства на основе идеи равенства и равноправия всех перед законом. Рим синтезировал лучшие достижения разных завоеванных им народов – от религии до искусства – и на этом фундаменте сформировал собственную оригинальную и великую культуру.

Согласно легенде, Рим был основан потомками спасшегося при разрушении Трои легендарного героя Энея.

В культуре Рима выделяются два периода:

1. Культура царского и республиканского времени (от основания города в VIII веке до н.э. до 30 г. до н.э.) и

2. Культура и мператорского Рима (с 30 г. до н.э. по 476 г. н.э.).

Территория Апеннинского полуострова была заселена италийскими индоевропейскими племенами, переселившимися туда начиная со II тыс. до н.э. На формирование римской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (там и возник город Рим), а также этрусков, бывших как опытными земледельцами, так и искусными ремесленниками (характерно, что даже Капитолийская волчица, вскормившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Она смогла достичь высочайшего уровня развития благодаря многочисленным заимствованиям у порабощенных народов - как в области искусства (так, из одного только завоеванного этрусского города Вейи в IV в. до н.э. римляне вывезли 2 500 скульптур, а из Греции - 250 повозок со статуями и картинами), так и в области государственного устройства (к примеру, такой атрибут власти, как курульное кресло, заимствованное у этрусков, или сам принцип государственного устройства, подобный греческим полисам). Точно так же и религия римлян отличается рядом заимствований: от этрусков были восприняты важнейшие жреческие коллегии - понтифики, гаруспики, весталки, распространились гадания по полету птиц, по печени жертвенных животных, по поведению священных птиц, клюющих зерно.

У Греции Римом было заимствовано:

- пантеон богов, но с римскими именами: так Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Посейдон - Нептуном, Гермес - Меркурием, Гера - Юноной, Афина - Минервой, Дионис – Вакхом,

- римляне копировали греческие образцы пластических искусств (большинство греческих статуй дошло до нашего времени именно в римских копиях),

- мощное философское направление - неоплатонизм было реставрацией древней греческой мифологии,

- начали переиздаваться все произведения классической древности с огромными комментарии к ним.

Таким образом, слова Горация «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» оказались весьма точными.

Однако не следует недооценивать и оригинальных достижений римской культуры:

- римская система демократии и римское право до сих пор не потеряли своей актуальности,

- прекрасные дороги связывали империю со всеми отдаленными провинциями,

- в одопроводы снабжали города питьевой водой,

- развивались литература, философия, историография, поэзия ( «Энеида» Вергилия),

- значительными достижениями отмечена и римская архитектура, основные принципы которой использовались в эпоху Возрождения и остаются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от греческой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широкое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане конструкций. Этот поворот в архитектуре стал возможным благодаря введению в строительный обиход кирпича и бетона,

- на основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров,

- этот принцип архитектуры применялся и в строительстве амфитеатров (самый известный из которых амфитеатр Флавиев - Колизей), предназначенных для проведения различных спектаклей - начиная от гладиаторских боев и театрализованных представлений, где роль обреченных на гибель играли рабы, принимавшие на глазах тысяч зрителей реальную смерть, и, заканчивая битвами зверей и публичными казнями первых христиан,

- по всей римской империи и в далеких провинциях распространились триумфальные арки (ставшие впоследствии непременным атрибутом всех европейских столиц), так же, как и триумфальные колонны, подобно сохранившимся до сих пор в честь императоров Траяна и Марка Аврелия,

- в Риме появляются и купольные сооружения, наиболее прославленное из которых - Пантеон (храм всем богам) будет впоследствии восприниматься своеобразным образцом для архитекторов эпохи Ренессанса,

- сводчатые перекрытия становятся почти непременным атрибутом терм, предназначенных не столько для купания (хотя там имелись бассейны с водой разных температур), сколько для проведения досуга - в беседах, чтении литературных произведений, спортивных занятиях,

- одним из уникальных достижений римской культуры было появление реалистического скульптурного портрета, связанного с развитым в Риме культом предков. Первоначально с умерших снимали посмертные маски, хранящиеся в домашнем святилище - ларарии (отсюда пошло знаменитое выражение о «ларах и пенатах»). Маски становились непременным атрибутом различных торжественных событий в жизни фамилии - от брака до похорон. Затем их функцию стали выполнять бюсты предков, специально изваянные. В этом искусстве римляне достигли совершенства, и смогли не только точно, а порой и натуралистично, передать портретное сходство с объектом изображения (чем римский портрет принципиально отличается от египетского, идеализировавшего натуру), но и глубоко проникнуть в его психологию. Именно римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...