Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полученные результаты, их анализ




 

Для изучения особенностей развития общения детей младшего школьного возраста со взрослыми использовалась методика «Да и нет, не говори» (Е.Е. Кравцова). На основе анализа ответов детей выделили три качественные группы детей.

Дети, которые дают импульсивный ответ, честно отвечают на прямой вопрос составили группу «импульсивные». По окончанию игры они говорят, что не употребляли «запрещенных» слов или уклоняются от ответа, молчат, пожимают плечами.

Дети, отнесенные нами ко второй группе, очень часто, понимая, что ответ на вопрос будет неверным, ищут «обходные» пути – кивают головой, говорят «угу», молчат. Они признаются в том, что говорили «запрещенные» слова, отвечают, что не знали как сказать по другому. Эту группу условно назвали «обходной путь».

В третью группу вошли дети, которые находили разные способы ответа на вопрос – использовали какое-либо слово в ответе, например «конечно», либо давали полный ответ, например «мороженое - белое», иногда повторяли ключевое слово вопроса, говоря заведомо неправду, например «коровы летают». Эти дети находили способы верных ответов и отдавали отчет в своих ошибках, часто сами поправляли себя в процессе игры. Данную группу назвали «безошибочные».

В таблице 1 представлены результаты изучения уровня произвольности в общении у детей из неблагополучных и благополучных семей.

Таблица 1 – Результаты изучения уровня произвольности в общении у детей из неблагополучных и благополучных семей (%)

Группы детей Импульсивный ответ Обходной ответ Безошибочный ответ
Благополучная семья -    
Неблагополучная семья     -

 

По данным таблицы можно отметить, что дети из благополучных семей показали средний (67%) и высокий (33%) уровень произвольности в общении со взрослым. У детей из неблагополучных семей – низкий и средний уровни (по 50%). Различия достоверны по T-критерию Стьюдента (t=2,71 при p<0,02).

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что особенности семейного благополучия находятся в тесной связи с уровнем произвольного общения детей (r=0,41, при p<0,05).

Для изучения особенностей развития общения детей младшего школьного возраста со сверстниками использовалась методика «Клоун» (Е.Е. Кравцова, Т.К. Пуртова). Детям предлагали нарисовать рисунок в паре, опираясь на предложенный образец. На основе анализа рисунков и особенностей взаимодействия детей в паре выделили три группы детей: «индивидуалисты», «пассивные участники», «инициаторы».

В рисунках «индивидуалистов» сходство с образцом абсолютно отсутствуют, цветовое решение выполнено неверно, работу дети начинали с разных точек и закончили в разных местах, расположение на листе не симметричное. Во время работы дети не разговаривали друг с другом, каждый рисовал свою половинку. Дети не ждали и не помогали друг другу.

В рисунках «пассивных участников» есть неточности в сравнении с образцом, не совсем правильное цветовое решение. Дети пользуются разными карандашами, рисуя один и тот же элемент, работу начинают с одной точки и заканчивают вместе, но форма клоуна изменена, имеет отличия в изображении у детей. Расположение на листе не симметричное. Во время работы один из детей пытается договориться, другой не идет с ним на контакт, а делает работу молча. Они не ждут друг друга и не помогают друг другу. Иногда один из детей повторяет действие другого.

Рисунки высокого качества выполняли «инициаторы». В рисунках детей этой группы имеется сходство рисунка с образцом, правильное цветовое решение, т.е. дети, изображая один и тот же элемент, использовали одинаковые карандаши. Работу начинали с одной точки и заканчивали вместе. Форма клоуна была у обоих детей одинаковая, расположение на листе симметричное. Во время работы дети договаривались между собой, кто будет рисовать первым, кто вторым, дети ждали друг друга, помогали друг другу в выборе карандашей.

Количественный анализ результатов по методике «Клоун» представлены в таблице 2.

Таблица 2 – результаты изучения особенностей развития общения со сверстниками у детей из благополучных и неблагополучных семей (%)

Группы детей Индивидуальные (низкий уровень) Пассивные (средний уровень) Инициаторы (высокий уровень)
Благополучная семья - 4 ч. – 66% 2 ч. – 33%
Неблагополучная семья 2 ч. – 33% 4 ч. – 66% -

 

Таким образом, из таблицы мы видим, что высокий уровень произвольности в общении со сверстниками показали дети из благополучных семей (33%). Средний уровень развития общения представлен у детей и в благополучных и в неблагополучных семьях (по 66%), низкий уровень развития в общении со сверстниками выявили только у детей из неблагополучных семей (33%). Достоверность различий по Т-критерию Стьюдента (t=2,23, при p<0,04)

Эти данные свидетельствуют о запаздывании в развитии партнерских отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей. Обнаружена корреляционная связь между уровнем развития произвольности в общении со сверстниками и двумя показателями субъективного неблагополучия в семье – тревожностью (r=0,52, при p<0,05) и чувством неполноценности (r=0,48, при p<0,05).


 

Заключение

 

Проведенное исследование показало, что у детей младшего школьного возраста довольно быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер.

В этом возрасте также развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Таким образом, отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Исследователи-теоретики отмечают, что приученный к заботливому отношению к другим, ребенок сможет в полной мере реализовать себя впоследствии как любящий заботливый муж, отец, жена или мать. Так, ошибочным представляется мнение, что мальчику не нужны проявления нежности, потому что он – будущий мужчина.

Взаимное уважение должно также неотъемлемо входить в детско-родительские отношения, так как оно способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка. Подавляя его волю и желания, не объясняя причин отказа ребенку в его просьбах, родители рискуют в дальнейшем вырастить неуверенного человека, которому будет трудно адаптироваться к внешней жизни, который будет чувствовать себя ненужным и несчастным.

Итак, плохие отношения между детьми и родителями представляют собой серьезную проблему. Не всегда отцам или матерям удается понять своих детей, равно как и дети не способны оценить ситуацию глазами своих родителей. Однако, приучая к уважению чужого мнения и вниманию к близким, взаимопонимание между родителями и детьми, все же, может быть достигнуто.

Проведенное исследование показало, что правила общения с родителями у детей складываются по-разному. Многие аспекты и особенности зависят от возраста ребенка, особенностей его характера и стиля воспитания, которого придерживаются взрослые.

Следуя определенным правилам и рекомендациям, можно значительно улучшить отношения в семье собственными силами. Общение ребенка и родителей часто может быть напряжённым. Причина кроется в особенностях развития детей младшего школьного возраста: дети чувствуют себя взрослым, пытаются доказать собственную независимость. Родители же часто не осознают, что их ребенок изменился и продолжают диктовать своё мнение, навязывать позиции и решения, контролировать ребенка во всех его поступках и начинаниях.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...