Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая готовность к материнству




СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Изучение релаксации как метода работы с беременными женщинами (обзор литературы по теме исследования)…………………. 5

1.1 Беременность, как кризисный период. Психологическая готовность к материнству…………………………………………………… 5

1.2 Беременность и депрессия…………………………………….. 9

1.3 Психофизиологические аспекты беременности и родов…   12

Глава 2. Релаксация, как метод работы с беременными………………. 15

2.1 Методики релаксации………………………………………… 18

Глава 3. Экспериментальное изучение влияния релаксационных методик на уровни тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных……………………………………………………………………. 46

3.1. Выявление уровней тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных женщин до прохождения курса подготовки к родам в школе для пап и мам…………………………………….. 46

3.2   Выводы ………………………………………………………… 52

Заключение …………………………………………………………………… 53

Список литературы …………………………………………………………... 54


Введение

 

Актуальность: изучение влияния метода релаксации на беременных женщин является актуальной темой. Обусловлено это тем, что эта тема мало изучена. Существуют некоторые работы российских и зарубежных авторов, изучавших использование методов релаксации во время родов.

Цель исследования: проверить на практике эффективность методик релаксации, направленных на снижение уровня тревожности и повышение уверенности в себе и своих силах.

Объект исследования: уровни тревожности и уверенности в себе у беременных.

Предмет исследования: влияние методов релаксации, применяемых на курсах дородовой подготовки, на тревожность и уверенность в себе у беременных женщин.

Гипотеза исследования: Методы релаксации, применяемые на курсах дородовой подготовки, влияют на снижение уровня тревожности и повышение уверенности в себе и своих силах у беременных женщин.

З адачи исследования:

1. Осуществить теоретический обзор литературных источников, рассматривающих релаксацию, как метод работы с беременными женщинами.

2. Выявить уровень тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных женщин до прохождения курса подготовки к родам, с использованием релаксационных методик, в Школе для пап и мам.

3. Выявить уровень тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных женщин после прохождения курса подготовки к родам, с использованием релаксационных методик, в Школе для пап и мам.

4.  Сравнить уровень тревожности и уверенности в себе и своих силах до, и после прохождения курса подготовки к родам, с использованием релаксационных методик в Школе для пап и мам.

 

Метод: для исследования была выбрана модифицированная версия методики Дембо – Рубинштейн, которая используется в опросниках, предлагаемых беременным для заполнения. Для анализа были использованы две шкалы опросника: «тревожность», «уверенность в себе и в своих силах», т.к. в основном методики релаксации направлены на работу с данными качествами.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) беременными ряда личных качеств, таких как тревожность, уверенность в себе и своих силах, желание пройти через опыт родов и т. д.

База исследования: исследование проводилось на базе Школы для пап и мам.

В исследовании принимали участие 50 женщин в возрасте 20 – 35 лет, сроки беременности 22 – 35 недель, посещавших курсы дородовой подготовки в Школе для пап и мам.

Для систематизации полученных результатов женщины были разделены на три возрастных группы: I группа - 20-25лет(15 чел.), II группа - 26-30лет(24 чел), III группа - 31-35лет(11 чел).

Значимость проводимого исследования.

Снижение уровня тревожности для беременных женщин является важным, т.к. от состояния будущей мамы зависит как течение самой беременности, так и формирование ребенка, формирование взаимоотношений матери и ребенка в будущем.

1. Изучение релаксации как метода работы с беременными женщинами

Психологическая готовность к материнству

"Рождение" матери — это кризис, такой же естественный, как кризисы трехлетнего или подросткового возраста, когда разрушаются старые манеры поведения, старые представления о себе и выстраиваются новые. Кризисный период зарождения матери начинается с желания иметь ребенка, продолжается во время беременности, достигает кульминации в момент рождения ребенка и длится затем в течение первого года жизни малыша. Во время кризиса у матери формируется ответственность за себя и ребенка, меняется представление о женственности и сексуальности, появляется более глубокая оценка самой себя. Однако, переживая кризисное время, женщина становится более хрупкой, уязвимой и менее уверенной в себе. Эти естественные процессы сопровождаются изменениями внутреннего мира и требуют чуть более бережного отношения со стороны окружающих.

Сегодня мы знаем, что на формирование материнского чувства влияет и опыт собственного раннего детства, и многие бессознательные процессы.

Проблема становления материнской сферы и психологической готовности к материнству является одной из ключевых в перинатальной психологии. На диагностике психологической готовности к материнству основывается прогноз материнско-детских отношений после рождения ребенка. Диагностика уровня сформированности различных аспектов материнской сферы позволяет построить план психологической работы по оптимизации взаимодействия в диаде «мать-дитя» еще на этапе беременности.

Впервые понятие «Готовность к материнству» было введено О.А. Копыл, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз [5]. Авторы понимают под готовностью к материнству комплекс психологических новообразований, отражающих изменения в личности и самосознании беременной женщины. Психологическая готовность к материнству – «особое психологическое состояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддерживании интереса к внешнему миру и любви». Как компоненты авторы выделяют мотивационное обеспечение готовности к материнству, поведенческие аспекты, а также отражение в сознании и самосознании будущей матери образы ребенка, материнства и реальной домашней ситуации после родов.

Важнейшим итогом развития личности в этом периоде авторы предлагают считать появление у матери особого комплекса психологических новообразований, который они определяют как готовность к материнству, т.е. особое психологическое состояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддерживании интереса к внешнему миру и любви. Отсутствие возможности удовлетворения этих потребностей традиционно рассматривается как психологическая угроза психическому здоровью ребенка.

Рассматривая материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера), Г. Г. Филиппова [12,16] выделяет 5 основных блоков психологической готовности к материнству:

1. Личностная готовность. Сюда входят:

общая личностная зрелость, которая в свою очередь включает в себя:

-адекватную возрастно-половую идентификацию;

-способность к принятию решений и ответственности;

-прочную привязанность;

-внутреннюю каузальную атрибуцию и внутренний локус контроля;

-отсутствие зависимостей

личностные качества, необходимые для эффективного материнства:

-эмпатия;

-способность к совместной деятельности;

-способность быть «здесь и теперь»;

-творческие способности;

-интерес к развитию другой личности;

-интерес к деятельности выращивания и воспитания;

-умение получать удовольствие;

-культура тела.

2. Адекватная модель родительства включает в себя:

-адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры;

-оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.

3. Мотивационная готовность включает в себя зрелость мотивации рождения ребенка, при которой малыш не становится:

-средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины;

-средством удержания партнера или укрепления семьи;

-средством компенсации своих детско-родительских отношений;

-средством достижения определенного социального статуса и т.п.

4. Сформированность материнской компетентности включает в себя: 

-отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний;

-сензитивность к стимуляции от ребенка;

-способность к адекватному реагированию на проявления ребенка;

-способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние;

-гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития;

-необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром;

-способность к совместной деятельности с ребенком;

-навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.

5. Сформированность материнской сферы. Материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера) включает три блока:

эмоционально-потребностный:

-реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка);

-объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы;

-потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним;

-потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний);

Операциональный:

-операции вербального и невербального общения с ребенком;

-адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком;

-операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений).

Ценностно-смысловой:

-адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства;

-оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

Содержание этих блоков последовательно формируется в онтогенезе женщины.  

Особенности материнской сферы являются относительно устойчивыми для каждой женщины, однако они варьируются для каждого конкретного ребенка. К моменту рождения ребенка у матери есть некоторый «стартовый» уровень содержания всех блоков материнской сферы, обусловленной историей ее развития, включая опыт, полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий. Наиболее устойчивым является стиль эмоционального сопровождения. Более вариативен потребностно-эмоциональный блок. Ценностно-смысловой является наиболее лабильным и зависит от развития всей личности и других ценностей. Содержание мотивационной сферы может различаться у одной женщины относительно ее разных детей.

М. Е. Ланцбург [6] включает в понятие «психологическая готовность к материнству» несколько уровней:

-Личностный - мотивация, личностные смыслы, ценности.

-Эмоциональный – сформированность эмоциональной сферы, интуитивность, эмпатия, эмоциональная открытость.

-Когнитивный – знания о развитии ребенка

-Операциональный – владение операциями ухода

-Психофизический уровень – владение навыками саморегуляции.

Беременность и депрессия.

В период беременности происходят изменения в жизненном укладе и планах будущей мамы и ее семьи. На женский организм в этот период могут воздействовать различные болезнетворные факторы, которые могут негативно повлиять как на здоровье женщины, так и ее ребенка. Среди таких факторов – психологический стресс.

Мнение, что беременность является временем безмерной радости и счастья было изменено. Исследования доказали [21], что многие женщины находятся в угнетенном состоянии из-за депрессии во время беременности. Только во второй половине 20 века психиатры начали осознавать серьезность депрессии в это период. Хотя постнатальная депрессия уже давно известна специалистам, антенатальная депрессия требует большой работы специалистов по ее исследованию.

Поскольку симптоматика поведения беременной женщины в депрессии схожа с обычным поведением беременной женщины, поставить диагноз антенатальной депрессии очень сложно. В тоже время, погружение женщины в материнство, с его «полной включенностью» может маскировать психические заболевания, и не давать возможности во время диагностировать заболевание и назначить лечение.

Как показывают исследования Shari Lusskin; Tara M. Pundiak, Sally M. Habib [22], женщины вдвое больше, чем мужчины подвержены развитию депрессий и беременность и послеродовый период – как кризисные этапы способствуют развитию этого заболевания. 49% беременностей является незапланированными и к числу женщин с депрессиями в связи с потерей добавляются женщины с антенатальной депрессией. 

 Пик возникновения депрессии – это второй и третий триместры беременности. Новый эпизод может возникнуть через 3 месяца после рождения ребенка.

Также Shari Lusskin; Tara M. Pundiak, Sally M. Habib; [22] отмечено, что преждевременное рождение и малый вес связаны с тревожностью и депрессией во время беременности.

 Депрессия в течение беременности является одним из важнейших факторов влияющих на развитие послеродовой депрессии. (Beck,2001)[19].

 В.И. Брутман и М.С Родионова [2] назвали своеобразный амбивалентный эмоциональный комплекс, характерный для беременных, термином Л.С. Выготского «бинарный аффект» (Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: 1987.-343 с.). Суть бинарного аффекта у беременных заключается в том, что в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений в эмоциональной сфере.

На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. На смысловом уровне этому соответствует ряд негативных тенденций. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники — «вынесу ли я роды?»; и неуверенность в своих способностях родить и стать «полноценной» матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы, и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, как показывают наблюдения В.И. Брутмана и М.С. Радионовой, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым бинарным аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и — настороженное ожидание, страх и печаль. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина вынуждена решать вопрос - сохранять или прерывать беременность.

М.Оден [9] также говорит о том, что беременная женщина, не измотанная стрессом, к моменту родов будет в лучшем состоянии.  

Гроф К. [3] предполагает, что нерожденный ребенок воспринимает такие затруднения матери во время беременности, как хроническая тревожность, напряженность и эмоциональный стресс, и эти пренатальные впечатления переходят на уровень его подсознания. Умение самой матери снимать стрессы и напряжение, а также умение близких оберегать женщину от перегрузок, в том числе и эмоциональных, позволит свести к минимуму отрицательные воздействия на психическую жизнь еще нерожденного ребенка.

Вне беременности женщина может «справляться» со стрессовыми ситуациями с помощью транквилизаторов или других психотропных препаратов, но эти препараты достаточно вредны для будущего ребенка, в связи с этим на данном этапе жизни женщины большое значение имеет психотерапия [23].

Обретение психической устойчивости и сохранение эмоционального комфорта, зависят от способности будущей мамы преодолевать негативные состояния - как физические, так и психические.

Именно по этой причине среди психологических методов, направленных на поддержание беременности и подготовку женщины к родам, особое значение придается релаксации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...