Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Маклюэн: концепция «глобальной деревни».




Одним из первых обратил внимание на коммуникационный аспект развития нового общества канадский философ и социолог, профессор университета в Торонто, Маршалл Маклюэн (1911 - 1980). В своих основных произведениях - «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимающая коммуникация» (1963) - он создал модель исторического развития общества, в основе которой лежит тип и способ коммуникации. Принципиальными положениями концепции М. Маклюэна являются следующие:

1. На развитие любой культуры влияют распространенные в ней «средствам коммуникации». К ним относятся все культурные феномены, выполняющие коммуникативные функции: язык (письмо и речь), печать, телекоммуникации, компьютерные системы, дороги, транспорт, деньги, религия, наука.

2. Определенный тип коммуникации создает особый социальный мир – «галактику».

3. Средства связи являются не просто передатчиками информации, а, независимо от передаваемой информации, средством структурирования реальности («средство сообщения есть само сообщение»).

4. Формирование новых средств общения, связи и информации создает новый «сенсорный баланс» общества, формирует новый стиль мышления, картину мира и иные принципы социальной организации.

5. Коммуникация выступает как способность человека к восприятию, что позволяет выделить: аудио- (речевую) коммуникацию и видео- (или зрительную) коммуникацию, которым соответствуют «аудио»- и «видео»-культуры, или культуры «слуха» и «зрения». Такое разделение связано с тем, что (по наблюдениям психологов) избирательность зрения существенно выше, чем избирательность слуха. Каждый видит свое, звуковой ряд - один на всех. Отсюда – особый суггестивный потенциал звука.

6. В истории человечества можно выделить следующие эпохи:

· дописьменного варварства, эпоха устной речи. «Культура слуха» - исторически первая культурная эпоха, которая отличается общаей зависимостью от авторитета, синкретизмом сознания, растворенностью индивида в родовом коллективе;

· тысячелетие фонетического письма;

· 500 лет «Гутенберговой галактики» - Видео-культура, «Культура зрения». Печатное слово сделало возможным селекцию информации, свободную ее интерпретацию, что привело к формированию таких качеств личности, как критицизим, право на индивидуальность. Однако это привело к утрате социальной общности.

· Современная электронная цивилизация «Галактика Маркони». Началась в 1844 г. с изобретением телеграфа Морзе. Средства массовой коммуникации (Маклюэн имел ввиду, прежде всего, телевидение) сплачивают людей, создавая электронную»глобальную деревню», где информация передается столь быстро, что каждый знает обо всех событиях в мире.

12.4. Концепции информационного общества.

Термин введен американским экономистом Ф. Машлупом в работе «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах» (1962 г.). Информационная концепция является производной от концепций постиндустриального общества. Последняя является более универсальной, так как описывает целый комплекс социокультурных изменений и показывает вектор социального развития от доиндустриального через индустриальное к постиндустриальному обществу. В концепциях же информационного общества делается акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривается производство и использование научно-технической и иной информации.

Часто термины «постиндустриальное общество» и «информационное общество» существуют как взаимозаменяемые, однако, это не совсем точно - не во всех странах, где существует постиндустриальное общество (к примеру, в Канаде), можно говорить об оформленном информационном обществе. В Японии же и США об информационном обществе можно говорить как о свершившемся факте. Практически во всех обществах, вступающих в информационную стадию развития, существуют программы вхождения в информационное общество (к примеру, в Финляндии, России, Китае, Индии).

Одна из концепций информационного общества была разработана японским ученым Е. Масудой («Информационное общество как постиндустриальное общество», 1983). Информация рассматривается Масудой как экономическая категория и как общественное благо, трансформирующее в прогрессивном направлении все сферы социокультурной жизни. Автор утверждает, что грядет новый тип общества, где все аспекты развития личности – образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, реализация политической активности, сфера досуга – будут осуществляться в информационной сфере. Концепции информационного общества были разработаны также Дж. Нейсбитом, Дж. Бенингером, Т. Стоуньером, М. Маклюэном, Э. Тоффлером, М. Кастельсом.

Концепция Э. Тоффлера. Американский публицист и социолог Элвин Тоффлер в ряде работ: «Шок будущего» (1970), «Доклад об экоспазме» (1975), «Третья волна» (1980) - разработал концепцию «постиндустриального общества» (или - согласно авторским синонимам – «супериндустриального общества», «сверхиндустриальной цивилизации»). Автор охарактеризовал не только экономические и политические особенности данного типа общества, но и его культуру.

Тоффлер выделял следующие черты культуры информационного общества:

- высокий уровень инновативности,

- демассификация и дестандартизация всех сторон политической и экономической жизни,

- изменение характера труда и межличностных отношений изменяет систему ценностей и ориентации человека на психологические, социальные и этические цели,избыток информации («информационный взрыв»), влияющий на культуру и человека,

- «домоцентризм» как основной стиль жизни,

- «персонализация» - ориентация культуры и общества на каждого человека, когда он утрачивает черты «массового индивида».

Новый тип культуры, формирующейся в обществе «третьей волны», Тоффлер назвал «клип-культурой», созданной из осколков впечатлений и образов, воплощением которой является «зэппинг» (безостановочное переключение каналов ТV). Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, здесь все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда все первоначально увиденное практически без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает. Клип-культуру Тоффлер рассматривает в качестве составляющей информационной культуры. Новационным здесь становится не столько отказ от готовых, установившихся моральных и идеологических истин прошлого, от традиционных радиопрограмм и телефильмов, от собранного и систематизированного пространного материала, от соотносящихся друг с другом идей, но сам тип подачи материала, состоящего из разрозненных фрагментов. Современный формат средств массовой коммуникации предлагает информацию в виде коротких модульных вспышек - новостей, фрагментов фильмов и передач, рассекаемых рекламой, и имеющих бессвязную форму».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...