Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природопользование в доиндустриальную эпоху




КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ГЕОЭКОЛОГИИ

(является интеллектуальной собственностью автора – Шмелёва Евгения Викторовича)

Никакая часть этого пособия не может быть воспроизведена без письменного разрешения автора

2004 год

 

Основные источники информации

1. Кочелева Л.В. Геоэкология. – Кара-Балта: 2003

2. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000

3. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991

4. Охрана природы / Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1990

5. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. / Н.Ф. Винокурова. – М.: Просвещение, 1995

6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М.: Мысль, 1990

7. Фомина Т.В. Экология в школе. – Б.: 2001

Также использованы материалы справочников, энциклопедий, периодических изданий, Web-ресурсы, статистические данные, экологические бюллетени и ряд других источников.

 

Встречаются две планеты. Первая спрашивает:

- Ну, как твои дела?

- Плохо, - отвечает вторая, - на мне завелись люди. Всё время

что-то бурят, взрывают, жгут, ковыряют. Зуд непереносимый!

- Ничего, потерпи немного… У меня тоже были. Прошли.

Введение

Экология (от греч. оikos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение) – наука о взаимоотношениях организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Геоэкология – раздел экологии (по другим воззрениям – географии), исследующий экосистемы (геосистемы) высоких иерархических уровней – до биосферы включительно. Геоэкология изучает проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению. (Фактически природопользование = экономика + экология)

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

 

Типы и виды природных ресурсов

Природные ресурсы – это конкретные виды материи и энергии, которые обеспечивают развитие общества, но вырабатываются и формируются в природной сфере, являясь её компонентами

 

Исчерпаемые Неисчерпаемые
Возобновляемые (возобновимые) Невозобновляемые
Водные, биологические (расти-тельные, животные), почвенные Минеральные – полезные ископаемые (п/и) Энергия Солнца, ветра, приливов, геотермальная; воздух, ядерная (!)

 

Рациональный подход к природопользованию предполагает максимальное использование неисчерпаемых ресурсов, а из исчерпываемых – возобновляемых, с учетом того, что для возобновления многих из них требуется длительное время (1 см почвы формируется за 100-1000 лет, саженцы леса превращаются в деловую древесину за 30-50 лет). Невозобновимые необходимо использовать крайне осторожно и максимально эффективно (основная часть нефти сжигается, хотя из неё делают более 1000 видов разнообразной продукции)

Антропогенное воздействие на окружающую среду

Обладание фактами есть знание; использование их есть мудрость;

выбор их есть образование. Знания – это не сила, а сокровища и,

подобно сокровищам, они имеют ценность при расходовании

(Томас Джефферсон)

Антропогенные (от греч. аnthropos – человек и –genes – рождающий, рождённый) – виды изменений в окружающей среде, вызванные жизнью и деятельностью человека.

Виды антропогенного воздействия:

1. Разрушительное (деструктивное) – приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды.

а) неосознанное (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком,…) – Сахара вместо леса

б) осознанное (хищническое)

2. Стабилизирующее – это воздействие целена­правленное. Ему предшествует осознание экологической угро­зы конкретному ландшафту — полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление дест­рукции (разрушения). Например, вытаптывание пригородных лесопарков, уничтожение подроста цветущих растений можно ослабить, разбивая дорожки, образуя места для короткого от­дыха. В сельскохозяйственных зонах проводят почвоза­щитные мероприятия. На городских улицах высаживают и высеивают растения, устойчивые к действию транспортных и промышленных выбросов.

3. Конструктивное (например, рекультивация)— действие целенаправленное, его результатом должно стать вос­становление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшаф­та на месте безвозвратно утраченного. Примером может слу­жить очень трудная, но необходимая работа по восстановле­нию редких видов животных и растений, по облагораживанию зоны горных выработок, свалок, превращению карьеров и терриконов в зеленые зоны.

Природопользование на различных этапах развития человеческого общества

Природопользование в доиндустриальную эпоху

Природопользование выступает как форма связи челове­ческого общества с природой и может быть рассмотрено как исторический процесс использования природных ресурсов и условий среды.

Доиндустриальная эпоха включает взаимодействие с при­родой древних собирателей и охотников, земледельцев и ско­товодов.

Собирательство и охота — это самый длительный по времени этап воздействия человека на природу. На заре становления цивилизации сравнительно малочис­ленные человеческие племена были рассеяны по широким пространствам Земли, и воздействие их на природу ограни­чивалось собирательством, рыболовством и охотой на диких животных, мясо которых использовалось в пищу, а шкуры и сухожилия — для пошива одежды

1-ый тип человека – человек-собиратель.

Человек воздействует только на флору, поедая плоды, листья, побеги и корни растений. Воздействие на фауну, атмосферу, литосферу, гидросферу имеется, но мизерно. Сбор наиболее доступных и излюбленных видов приводит к их истощению и уничтожению (неосознанно) – ведь человек поедал, в-основном, части растений, необходимые для их жизни и размножения. Человеку начинает не хватать растительной пищи, наступает голод и первый продовольственный кризис.

2-ой тип человека – человек-охотник.

Человек начинает воздействовать на фауну, уничтожая в первую очередь малоподвижные и массовые виды, крупных особей. Существует мнение, что имен­но первобытными людьми был уничтожен мамонт. Изначально орудия убийства и методы охоты были примитивны – камень, дубина, копьё, западня.

После изобретения лука охота на животных облегчается. Дальность полета брошенного рукой копья —30—40 м, а стрелы, выпущенной из лука, —100 м, из тяжелого лука —450 м. Сила удара лука такова, что стрела пробивала насквозь человека с расстояния 300 шагов, а скорострельность была до 20 выстрелов в минуту. С использованием лука влияние охоты на окружающую среду становится значительным. И все же влияние человека-охотника на окружающую среду продолжа­ет оставаться сходным с простым влиянием на нее животного-хищника.

Способы охоты совершенствуются – начинают возникать устойчивые пирогенные (пир — огонь) изменения отдельных участков. Использование огня в охотничьей практике (поджигали степь или лес для вы­гона животных) приводило к формированию пирогенных ландшафтов. Экологические последствия этой деятельности можно пред­ставить в виде цепочки причинно-следственных связей: ис­пользование огня — обеднение растительного покрова — усиле­ние эрозии — снижение уровня грунтовых вод — обнажение массива песков — опустынивание.

Увеличение потребностей людей (вследствие увеличения их количества) и сокращение численности доступных видов животных и растений приводит ко второму продовольственному кризису (6 – 8 тыс. лет назад).

И здесь происходит революция во взаимоотношениях человека и природы – целенаправленный переход от присваивающего типа хозяйства (охота, собирательство) к производящему (скотоводство, земледелие).

Развитие земледелия привело к интенсивному освоению литосферы, деградации земель (по разным данным человек своей с/х деятельностью уничтожил 30-70% почвы), угнетению и уничтожению естественных ПК (природных комплексов) на обрабатываемых территориях. Неумелая распашка и орошение способствовали интенсивному развитию водной и ветровой эрозии. В эту эпоху наиболее сильно пострадали леса (Европа) и лугостепные ландшафты (Африка). Воздействие человека на природу усиливается не только качественно. Численность населения Земли начинает резко увеличиваться, ареал его обитания значительно расширяется, потребности возрастают. Увеличение урожая достигается экстенсивным путём (за счёт расширения обрабатываемых площадей).

Аналогична ситуация складывается и в скотоводстве. «Расползаясь» по планете, расширяя свою деятельность, человек культивировал лишь удобные для себя виды, неосознанно угнетая тем самым все другие. Сознательно он уничтожал, в-основном, хищников, этим затрудняя естественный отбор остальных (опять-таки неосознанно) и способствуя их вырождению, а порой и гибели (эпидемии).

Отличительной чертой данной эпохи стало зарождение и широкое распространение городов, которые полностью уничтожали естественные ПК на занятой и прилегающей территории. Появляется различная техника, облегчающая жизнь человеку (чего нельзя сказать о природе). Катастрофой для животных обернулось гениальное открытие пороха и совершенствование орудий убийства.

 

Природопользование в индустриальную и эпоху (сер. ХVIII – сер.ХХ вв.)

Наступление индустриальной эпохи характеризуется нара­стающими темпами развития и концентрацией производитель­ных сил, развитием частного предпринимательства, постоян­ными захватническими войнами. Она ознаменовалась, прежде всего, активным освоением минерально-сырьевых ресурсов, развитием горного дела, металлургии и добычи угля, потес­нившего такой энергетический источник, как дерево.

Расширение и совершенствование производства протекали на фоне непрерывной его концентрации в промышленных районах и роста населения в городах, обслуживающих эти промышленные предприятия. Использование угля в качестве топлива, отсутствие дымоулавливающих и водоочистных со­оружений приводили к быстрому загрязнению воздушного бассейна, речных систем, а местами — к деградации расти­тельного покрова. Это пагубное воздействие испытали на себе в первую очередь горнопромышленные районы Великобрита­нии, Центральной Европы (Рурская область, Силезия) и Соединенных Штатов Америки.

От рубежа промышленной революции XVIII в. начинается новая ступень развития материальной культуры — техни­ческая цивилизация. Именно в этот период древний культ природы заменяется культом техники. Самое широкое распро­странение получает идеология покорения природы, предельно высокой эксплуатации природных богатств Земли. Человек глубоко проникает во все сферы.

 

Природопользование в постиндустриальную эпоху (со второй половины ХХ века)

После второй мировой войны, в результате научно-тех­нической революции (что такое НТР?), человечество вышло на совершенно но­вый постиндустриальный уровень нагрузки на природные комплексы. Особое влияние на состояние окружающей природ­ной среды оказали такие тенденции НТР, как

ü резкое увеличение объема потребления природных ресурсов,

ü рост энерговоору­женности человечества, расщепление атома,

ü освоение космоса,

ü создание новых веществ,

ü интенсифи­кация сельского хозяйства,

ü рост численности населения и высокие темпы урбанизации,

ü низкий уровень экологической культуры, попрание природы ради сиюминутной выгоды,

ü резкий рост производства и, как следствие, резко возросшие нагрузки на все сферы Земли.

Природа начинает не справляться с предложенными (а правильнее сказать навязанными) человеком нагрузками, возникает огромное количество экологических проблем, для решения которых требуется непосредственное вмешательство человека.

Если в прошлом главным был вопрос о состоянии земель­ных и биологических ресурсов, то теперь поле воздействия человека на природу захватывает водные ресурсы, воздушную среду, леса, почвы, животный мир, озоновый слой Земли, Ми­ровой океан, климат. Но и на этом человеческий разум не останавливается, он начинает «покорять» Вселенную. Ну-ну.

Парниковый эффект, озоновые дыры, наводнения, засухи, лесные пожары, погодные сюрпризы, истощение водных ресурсов и острая нехватка питьевой воды, эпидемии, новые болезни, … К чему ещё приведут достижения человеческого разума?

 

Мониторинг

Где нет предвидения, люди погибают.
(Притча 29:18)

Мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей сре­ды под влиянием антропогенной деятельности.

Наряду с отрицательным влиянием на природу человек может в результате хозяйственной деятельности оказывать и положительное влияние. Часто отрицательные резуль­таты хозяйственной деятельности возникают из благих намерений. Вспомните «австралийских кроликов». Их завезли в Австралию с благородной целью обогатить местную фауну, а что из этого вышло? Чтобы такого не происходило, и необходимо прогнозировать возможные изменения окружаю­щей среды как в лучшую, так и в худшую стороны. Что же представляет собой так необходимая обществу служба мониторинга? Рассмотрим это более подробно.

В состав мониторинга входит:

— наблюдение за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;

— оценка фактического состояния природной среды;

— прогноз изменения качества среды.

Виды мониторинга. Существуют различные классификации мониторинга.

I. Классификация по охвату территории

Выделяют глобальный, регио­нальный и локальный мониторинг.

Глобальный, мониторинг позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдение за общеглобальным состоянием среды ведут базовые станции (30— 40 сухопутных и более 10 океанических). Часто эти станции располагаются в биосферных заповедниках.

Региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях (регионах), подверженных антропогенному влиянию.

Наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов, отдельных предприятий относятся к локальному мониторингу.

II. Классификация по специфичности

1. Биоэкологический (санитарно-гигиенический) монито­ринг. Основная задача – постоянное наблюдение за состоянием среды и ее влиянием на здоровье человека.

2. Геоэкологический (геосистемный) природохозяйственный мониторинг. Он включает наблюдение за изменением природ­ных геосистем и превращением их в природно-технические. Прогнозы по созданию оптимальных природно-технических систем мож­но дать только в результате тщательного изучения механиз­мов превращения природных геосистем в природно-техниче­ские (антропогенные).

3. Геосферный мониторинг, охватывающий наблюдения за параметрами геосферы в глобальном масштабе. Это самая сложная система наблюдения, позволяющая прогнозировать изменения качества окружающей человека среды в глобаль­ном масштабе, например прогнозы по потеплению климата в результате возникновения «парникового эффекта».

Рациональное природопользование возможно при наличии и правильном использовании информации, представленной си­стемой мониторинга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...