Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера отсутствия форм (Арупьядхату)




Содержание

[1Вертикальная иерархия местопребываний

o 1.1Сфера отсутствия форм (Арупьядхату)

o 1.2Сфера форм (Rūpadhātu)

§ 1.2.1Чистые местопребывания Шуддхаваса-дхьяны (Śuddhāvāsa), четвёртая дхьяна.

§ 1.2.2Четвёртая дхьяна: Местопребывания Брихатпхала (Bṛhatphala IAST)

§ 1.2.3Третья дхьяна: Местопребывания Шубхакритсна (Śubhakṛtsna IAST)

§ 1.2.4Вторая дхьяна: Местопребывания Абхасвара (Ābhāsvara)

§ 1.2.5Первая дхьяна: мир Брахмы (Brahmā)

o 1.3Сфера чувственного (Kāmadhātu)

§ 1.3.1Небеса

§ 1.3.2Местопребывания Сумеру (Sumeru)

§ 1.3.3Земные местопребывания

§ 1.3.4Ады (Naraka)

§ 1.3.4.1Восемь холодных адов

§ 1.3.4.2Восемь горячих адов

o 1.4Основа Земли

· 2Сахасра (космология тысяч)

· 3Периоды времени

o 3.1Вивартакальпа

o 3.2Вивартастхаикальпа

§ 3.2.1Первая антаракальпа

§ 3.2.2Вторая антаракальпа

o 3.3Самвартакальпа

o 3.4Самвартастхаикальпа

o 3.5Другие разрушения мира

· 4Мировоззрения разных буддийских школ

· 5См. также

· 6Литература

Вертикальная иерархия местопребываний

Миры, в которые попадают после смерти в результате перерождений, во время медитации, или миры, характеризующие состояния сознания, определяют вертикальную систему местопребываний.

В первую очередь выделяются три сферы, тридхату (санскр. त्रिधातु, Tridhātu IAST):

1. Сфера чувственного, камадхату (санскр. कामधातु, Kāmadhātu IAST), в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти;

2. Сфера форм (материальная сфера), рупадхату (санскр. रूपधातु, Rūpadhātu IAST), соответствующая дхьянам (уровни медитации) полной объективности, когда чувственное отсутствует, но присутствуют только элементы материи (формы), сознание в сфере форм находится в состоянии объективности и беспристрастности;

3. Сфера отсутствия форм (нематериальная сфера), арупьядхату (Ārūpyadhātu IAST), в которой отсутствуют элементы материального мира.

Вертикально выделяют также шесть миров (иногда пять миров). Высшим сферам форм и отсутствия форм соответствуют высшие области мира богов, остальные миры, включая большое количество небес мира богов, относятся к сфере чувственного.

Каждый уровень или местопребывание соответствует определённому состоянию сознания. Местопребывание зависит от предыдущих деяний (карма) и от состояния сознания существа в данный момент. Миры существуют, пока в наличии есть существа, их заполняющие. Миры исчезают, если не остаётся никого, кто этому миру принадлежит. И снова возникают, если возникнет хотя бы одно существо с сознанием этого мира. При этом существа могут физически находиться в одном и том же месте, но принадлежать разным мирам (например, люди и животные).

Понятие «брахма» используется по отношению к высшим существам из мира богов (дэва), находящимся в сфере форм или в сфере отсутствия форм. В более узком смысле мир брахмы — три нижних местопребывания сфере форм.

Хотя «формально» местопребывания связаны с «перерождением души после смерти», речь всё-таки идёт о мгновенных состояниях сознания, которые могут меняться и в течение жизни.

Своё место нашёл Великий Брахма (творец мира согласно ведийскому миропредставлению). Таким образом, буддизм в полемике с другими школами не отрицает их учение, а чётко указывает место их представлений в буддийской иерархии миров.

Сфера отсутствия форм (Арупьядхату)

Сфера арупьядхату или арупалока (Arūpaloka IAST), тиб. gzugs.med.pa'i khams) не находится нигде в физическом мире, и ни одно из существ не имеет конкретного места, поэтому говорят только об уровнях сферы отсутствия форм, подчёркивая, что в этой сфере нет местопребываний. Эти четыре типа медитационного погружения (дхьяны) дэвов (богов) высшего уровня в нематериальную реальность (Arupajhana, arūpadhyāna) может возникнуть в виде награды за очень хорошую карму.

Хотя эти состояния — верх достижения в медитации, и их иногда путают с нирваной, это всё же не нирвана и рано или поздно последует утрата стабильности и перерождение в низких уровнях сансары.

Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в одном материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные. Однако эти медитационные погружения тоже заканчиваются. У них две опоры — принадлежность к роду (то есть самодостаточность самого состояния) и жизненная сила, когда опоры иссякают, состояния прекращаются.

Обычные живые существа не могут переродиться в этой сфере, только йоги, занимающиеся специальной медитацией.

Существуют четыре типа богов (дэвов) сферы отсутствия форм, соответствующих четырём дхьянам (от высших к низшим):

1. Сфера, где нет ни восприятия, ни не-восприятияНайвасамджнянасамджняятана (Naivasaṃjñānāsaṃjñāyatana IAST, пали: Nevasaññānāsaññāyatana, тиб. du.shes.med 'du.shes.med.min). В этой области сознание уходит за пределы восприятия (самджня, saṃjñā IAST) и отвержения чего бы то ни было, и попадает в такое состояние, когда они не вовлекаются в восприятие, но это состояние совершенно не является бессознательным. Этого состояния достиг Удрака Рамапутра (Udraka Rāmaputra IAST, пали: Uddaka Rāmaputta), второй из учителей Гаутамы Будды, и считал, что это и есть просветление.

 

2. Сфера, где ничего нет (буквально: «отсутствует что бы то ни было») — Акимчаньяятана (Ākiṃcanyāyatana IAST, пали: Ākiñcaññāyatana, тиб. ci.yang.med). В этой дхьяне существо задумывается на тему, что «ничего нет». Эта дхьяна является особой, очень глубокой формой восприятия. Этого состояния достиг Арада Калама, первый из двух учителей Гаутамы Будды, и считал, что это и есть просветление.

 

3. Сфера бесконечного сознанияВиджнянанантьяятана (Vijñānānantyāyatana IAST), пали: Viññāṇānañcāyatana, тиб. rnam.shes mtha'.yas). В этой дхьяне происходит медитация на сознании или осознавании (виджняна), проникающим повсюду без ограничений.

 

4. Сфера бесконечного пространстваАкашанантьяятана (Ākāśānantyāyatana IAST, пали: Ākāsānañcāyatana, тиб. nam.mkha' mtha'.yas). В этой сфере нематериальные существа медитируют на неограниченном пространстве (акаша, ākāśa), распространяющемся повсюду без ограничений.

 

 

Сфера форм (Rūpadhātu).

Сфера форм (Rūpadhātu, Pāli: Rūpaloka; тиб. gzugs.kyi khams) соприкасается с физической, материальной реальностью; её обитатели имеют тела, но эти тела сделаны из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы чувственного. Как гласит Джанавасабха-сутта (Janavasabha Sutta), когда брахма (существо мира Брахмы или сферы форм) собирается посетить дэву с неба Трайястримша (Trāyastriṃśa) в сфере чувственного, он принимает нарочито грубую форму чтобы стать видимым.

Существа Сферы форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств, что свойственно существам Сферы чувственного. А тела существ сферы форм не имеют ни пола, ни половых признаков.

Подобно существам Сферы отсутствия форм, обитатели Сферы форм пребывают в медитационном сосредоточении (дхьяне). Всего Сфере форм соответствует четыре низших дхьяны и одна высшая (см. Рупадхьяна). Каждая из этих дхьян подразделена на несколько местопребываний, соответствующих уровням, по три для четырёх низших дхьян, и пять местопребываний для высшей дхьяны Шуддхаваса, всего в сфере форм семнадцать местопребываний (в тхераваде шестнадцать, высшая дхьяна имеет на одно местопребывание меньше).

Физически Сфера форм состоит из ярусов, каждый следующий из которых вдвое больше того, который под ним, и вдвое меньше того, который над ним. При этом сами размеры тел высших существ больше, чем низших. Размеры этих ярусов вычисляются в йоджанах, одна йоджана в 4000 раз больше человеческого роста, примерно 7,32 километра.

Чистые местопребывания Шуддхаваса-дхьяны (Śuddhāvāsa), четвёртая дхьяна.

Шуддхаваса (Pāli: Suddhāvāsa; тиб. gnas gtsang.ma) означает «Чистые обители», это высшие местопребывания сферы форм. Они отличаются от других миров Сферы форм тем, что их обитатели — не те кто просто накопил заслуги или технику медитации, а такие не-возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата, те кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах (в принципе анагамины могут родиться в более низких местопребываниях. Каждый Шуддхаваса-дэва является, таким образом, защитником (протектором) буддизма. Но так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттва никогда не родится в этом мире — Бодхисаттва должен появиться в мире людей.

Так как единственным способом родиться в мирах Шуддхаваса является следование учению Будды, эти миры могут оставаться пустыми долгие времена, если не появляется Будда. Однако, в отличие от других миров, миры Шуддхаваса никогда не уничтожаются из-за природных катастроф. Шуддхаваса-дэвы могут предсказать приход Будды, и могут объяснить людям, принимая форму брахманов, по каким признакам следует распознать Будду. Они же объяснят, что Бодхисаттва в своей последней жизни увидит те четыре признака, которые приведут к его отречению.

Пять местопребываний Шуддхаваса сверху вниз:

1. Высшие боги, Акаништха (Akaniṣṭha IAST, Akaniṭṭha IAST) — мир высших дэвов, не имеющих старше себя. Так как это самое высокое из местопребываний сферы форм, его используют для обозначения высших пределов Вселенной. Здесь родится Шакра, правитель 33-х богов. Продолжительность жизни в этом местопребывании составляет 16 000 кальп. Высота этого мира составляет 167 772 160 йоджан над Землёй.

2. Ясновидящие боги, Сударшана (Sudarśana, Sudassī) — ясновидящие дэвы, живущие в мире, подобном миру Акаништха. Высота этого мира составляет 83 886 080 йоджан над Землёй.

3. Прекрасные боги, Судриша (Sudṛśa IAST или Sudassa — красивые дэвы — место перерождения для пяти типов анагаминов. Высота этого мира составляет 41 943 040 йоджан над Землёй.

4. Безмятежные боги, Атапа (Atapa, Atappa) — невозмутимые дэвы, чьего содействия хотят обитатели низших миров. Высота этого мира составляет 20 971 520 йоджан над Землёй.

5. Не самые великие боги, Авриха (Avṛha IAST, Aviha) — местопребывание «не-падающих» дэвов, это обычная цель для перерождений анагаминов. Многие из них становятся архатами непосредственно из этого мира, но некоторые умирают и перерождаются в следующем мире Чистой обители, пока не переродятся в высшем местопребывании Акаништха Akaniṣṭha IAST. Поэтому на пали их называют также уддхамсота (uddhaṃsota), «те, кого несёт вверх». Жизнь в этом мире длится 1 000 кальп (согласно Вибхаджьяваде). Высота этого мира составляет 10 485 760 йоджан над Землёй.

Четвёртая дхьяна: Местопребывания Брихатпхала (Bṛhatphala IAST)

Местопребывания Брихатпхала соответствуют четвёртой дхьяне — йогической концентрации невозмутимости (Upeksa). Эти местопребывания находится на границе той Вселенной, которая подвержена разрушению ветром в конце великой кальпы, и существа, находящиеся здесь, спасаются от этого разрушения.

1. Бессознательные боги Асанньясатта (Asaññasatta, Asaṃjñasattva IAST) (рассматриваются только в вибхаджьяваде) — «бессознательные существа», это такие дэвы, которые стремились достичь высших медитационных погружений (подобных Сфере отсутствия форм), и, пытаясь избежать трудностей восприятия, достигают состояния не-восприятия, в которое погружаются на длительное время. Однако в конечном итоге восприятие все равно проявляется, и они опускаются в более низкие местопребывания.

2. Боги, обладающие всевозрастающим плодом Брихатпхала (Bṛhatphala IAST, Vehapphala, тиб. bras.bu che) — дэвы, обладающие «великим плодом». Пребывание в этом мире занимает 500 великих кальп. Некоторые анагамины перерождаются здесь. Этот мир расположен на высоте 5 242 880 йоджан над Землёй.

3. Боги, обладающие избытком добродетели Пуньяпрасава (Puṇyaprasava IAST, местопребывание рассматривается только в сарвастиваде;тиб. bsod.nams skyes) — Мир дэвов, потомков благих качеств. Этот мир расположен на высоте 2 621 440 йоджан над Землёй.

4. Безоблачные боги Анабхрака (Anabhraka, местопребывание рассматривается только в сарвастиваде; тиб.sprin.med) — Мир безоблачных дэвов. Этот мир расположен на высоте 1 310 720 йоджан над Землёй.

Третья дхьяна: Местопребывания Шубхакритсна (Śubhakṛtsna IAST)

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Шубхакритсна Śubhakṛtsna IAST соответствует третьей дхьяне, это состояние характеризуется спокойной радостью (сукха (sukha)). У этих существ есть тела и они излучают постоянный свет. Местопребывания Шубхакритсна Śubhakṛtsna IAST находятся на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению водой по завершении Махакальпы, потоки воды не поднимутся так высоко, чтобы достичь этой сферы.

1. Боги всецелого блаженства Шубхакритсна (Śubhakṛtsna IAST, Subhakiṇṇa / Subhakiṇha IAST, тиб.dge.rgyas) — также мир дэвов «всеобщей красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 64 великих кальпы (по некоторым источникам: 4 великих кальпы). 64 великих кальпы — это как раз период разрушения Вселенной ветром, включая эти миры. Этот мир расположен на высоте 655,360 йоджан над Землёй.

2. Боги безграничного блаженства Апраманашубха (Apramāṇaśubha IAST, Appamāṇasubha IAST, тиб.tshad.med dge) — также мир дэвов «неограниченной красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 32 великих кальп (Vibhajyavāda tradition). Они обладают «правдой, доблестью, учёностью, и мудростью и щедростью». Этот мир расположен на высоте 327 680 йоджан над Землёй.

3. Боги ограниченного блаженства Паритташубха (Parīttaśubha, Parittasubha, тиб. dge.chung) — также мир дэвов «ограниченной красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 16 великих кальп. Этот мир расположен на высоте 163 840 йоджан над Землёй.

Вторая дхьяна: Местопребывания Абхасвара (Ābhāsvara)

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Абхасвара Ābhāsvara IAST соответствует второй дхьяне, это состояние характеризуется восхищением (prīti) и радостью (сукха (sukha)). Эти существа громко восклицают от радости aho sukham! («О радость!»). У этих существ есть тела и они излучают свет вспышками как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия.

Местопребывания Абхасвара находятся на границе той части Вселенной, которая не подвержена разрушению огнём по завершении Махакальпы, пламя огня не поднимется так высоко, чтобы достичь этой сферы. После того, как мир был разрушен огнём с началом новой вивартакальпы миры снова начинают заселятся существами из миров Абхасвара.

1. Лучезарные боги Абхасвара (Ābhāsvara, Ābhassara, тиб. od.gsal) — мир дэвов «обладающих блеском». Продолжительность жизни в этом мире — 8 великих кальп (по другим источникам: 2 великие кальпы). Как раз восемь махакальп — это период за который Вселенная разрушается водой. Этот мир расположен на высоте 81 920 йоджан над Землёй.

2. Боги безграничного сияния (Apramāṇābha IAST, Appamāṇābha IAST, тиб. tshad.med 'od') — мир дэвов «неограниченного сияния», которое выбирается как фокус медитации. Продолжительность жизни в этом мире — 4 великие кальпы. Этот мир расположен на высоте 40 960 йоджан над Землёй.

3. Боги ограниченного сияния (Parīttābha, Parittābha, тиб. od chung) — мир дэвов «ограниченного сияния». Продолжительность жизни в этом мире — 2 великие кальпы. Этот мир расположен на высоте 20 480 йоджан над Землёй.

Первая дхьяна: мир Брахмы (Brahmā)

Основная статья: Мир Брахмы

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Брахмы Brahmā IAST соответствует первой дхьяне, это состояние характеризуется наблюдением (vitarka), отражением (vicāra), восхищением (prīti) и радостью (сукха (sukha)). Этот мир, также как и все существа Сферы чувственного, уничтожим огнём в конце махакальпы.

1. Великий Брахма (Mahābrahmā, тиб. tshangs.pa chen.po) — мир Великого Брахмы, которого теисты считают творцом мира, он обладает титулом «Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Господин, Деятель и Творец, Правитель, Указующий и Приказывающий, Отец всех кто был и будет». Брахмаджала-сутта (Brahmajāla Sutta (DN.1)) говорит, что Великий Брахма пришёл из мира Абхасвара и упал в низший мир по причине исчерпания заслуг (исчерпание энергии), переродившись в миру Брахмы один; забыв своё предыдущее существование, он представил себя появившимся в мире безо всякой причины. Махабрахма ростом полторы йоджаны, его жизнь длится одну кальпу (по вибхаджьяваде) или пол-кальпы сарвастивада,но он не может жить долее, чем три четверти великой кальпы. Этот мир расположен на высоте 10 240 йоджан над Землёй.

2. Жрецы Брахмы Брахмапурохита (Brahmapurohita, тиб. tshangs.'khor) — мир «министров Брахмы», существ, спустившихся из мира Абхасвара, они — товарищи Великого Брахмы после того, как он проведёт некоторое время в одиночестве. Так как они возникли в процессе желания Брахмы создать себе компаньонов, они уверены, что Великий Брахма — их создатель и господин. Они ростом в йоджану и проживают половину кальпы (по вибхаджьяваде) или целую кальпу (сарвастивада). Если они родятся потом в низшем мире, они могут частично вспомнить своё предыдущее рождение и учить доктрине о Брахме как Создателе, как подтверждённой истине. Этот мир расположен на высоте 5120 йоджан над Землёй.

3. Сонмище Брахмы Брахмапаришадья Brahmapāriṣadya IAST or Brahmapārisajja, тиб. tshangs.ris) — мир «советников Брахмы», существ, принадлежащих окружению Брахмы. Их называют Брахмакаики (Brahmakāyika), но это — общее название для обитателей миров Брахмы. Они ростом в пол-йоджаны и проживают треть кальпы (по вибхаджьяваде) или половину кальпы (сарвастивада). Этот мир расположен на высоте 2560 йоджан над Землёй.

Сфера чувственного (Kāmadhātu)

Существа, рождённые в Сфере чувственного (Kāmadhātu, Pāli: Kāmaloka; тиб. dod.pa'i khams) отличаются по степени счастья или несчастья, но все они, в отличие от архатов и Будд, подвержены влиянию демона Мары — они находятся во власти страстей, и поэтому погружены в страдания.

Небеса

К небесам богов (дэвов) относятся четыре мира в виде квадратов со стороной 80 000 йоджан, которые плывут по воздуху над горой Сумеру. На небесах имеется следующие четыре местопребывания:

1. Боги, контролирующие наслаждения, магически созданные другими Паринимитра-вашавартин (Parinirmita-vaśavartin, Paranimmita-vasavatti, тиб. gzhan.'phrul dbang.byed) — небеса богов, обладающих «силой над другими существами». Эти боги не создают новых магических форм для наслаждения самих себя, но их желания удовлетворяются действиями других дэвов ради них. Правителя этого мира зовут Вашавартин (Vaśavartin, Pāli: Vasavatti), кто живёт дольше всего, кто самый могучий и счастливый и радостный и восторженный по сравнению со всеми дэвами. И в этом мире также дом для существа, принадлежащего к роду дэвов, по имени Мара, который стремится удержать все существа в Сфере чувственного, привязав их к чувственным удовольствиям. Иногда Мару называют Вашавартином, но обычно этих двух обитателей данного мира принято разделять. Существа этого мира высотой 4500 футов и живут 9 216 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 1 280 йоджан над Землёй.

2. Боги, наслаждающиеся магическими творениями Нирманарати (Nirmāṇarati IAST, Nimmānaratī, тиб.phrul.dga) — это мир дэвов, наслаждающихся своими магическими творениями. Эти боги могут творить что угодно для собственного удовольствия. Правитель этого мира называется Сунирмита (Sunirmita, Pāli: Sunimmita); жена у него Висакха (Visākhā), ранее предводительница упасаков. Существа этого мира высотой 3750 футов и живут 2 304 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 640 йоджан над Землёй.

3. Боги состояния блаженства, мир Тушита (Tuṣita IAST, Tusita, тиб. dga'.ldan) — Мир жизнерадостных дэвов. В этом мире был рождён Бодхисаттва перед тем как спустится в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету (Śvetaketu, пали: Setaketu), который переродился Сиддхартхой и стал Буддой Шакьямуни; после этого следующим Буддой станет Натха (или Натхадэва), который переродится Аджитой и станет Буддой Майтрея (Pāli: Metteyya). Так как бодхисаттвы обычно жители Тушиты, правитель этого мира называется дэва Сантушита (Santuṣita, Pāli: Santusita). Существа этого мира высотой 3000 футов и живут 576 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 320 йоджан над Землёй.

4. мир Яма (Yāma, тиб. thab.bral) — называется также «небеса без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Миром Ямы правит дэва Суяма (Suyāma); его жена — перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагрихи, которая во времена Будды была очень щедрой к монахам. Существа этого мира высотой 2 250 футов и живут 144 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 160 йоджан над Землёй.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...