Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной вопрос философии. Основные направления в философии (материализм, идеализм, дуализм, деизм, пантеизм).




 

Из рассмотрения структуры философского знания (см. вопрос 1) очевидно, насколько разнообразными проблемами занимается философия, насколько широко её предметное поле. В сферу философского рассмотрения попадают бытие во всём разнообразии его проявлений, познание, развитие, человек, природа, общество, история и пр. Необходимо из всего разнообразия вопросов, которыми занимается философия, выделить главные, решение которых во многом будет определять ответы и на прочие интересующие философию вопросы.

Однако однозначно выделить основные вопросы философии непросто из-за субъективного характера философского знания. Каждый мыслитель вправе поставить на первый план вопросы, интересующие лично его, а остальные отодвинуть на периферию, объявив малозначащими. Однако другие философы могут с этим не согласиться и объявить главными те вопросы, которые прежде главными не считались. Некоторые из философов (в частности, экзистенциалисты) считают главными вопросы о смысле жизни, о свободе и достоинстве человека, сути блага и красоты, а вопросы научного познания и метода считают второстепенными и интересными только активно занимающимся научной деятельностью специалистам. Другие же (в первую очередь позитивисты) полагают, что именно вопросы гносеологии и научного метода должны считаться главными, поскольку могут сделать познание мира более эффективным, в то время как вопрос о смысле жизни, сути прекрасного и прочие «метафизические» вопросы не допускают однозначного решения, не являются научными, и поэтому на их решение не стоит тратить время и силы.

Для иллюстрации того, насколько различными могут быть предложенные варианты основных вопросов философии, приведём ряд примеров. Выдающийся немецкий мыслитель 18 в. И. Кант в своём труде «Антропология» утверждает, что существует 4 главных вопроса философии:

1. Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я должен надеяться?

Что такое человек?

Сам И. Кант полагал, что главным следует признать именно вопрос о сущности человека, поскольку от его решения зависит ответ и на первые три вопроса. Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю в своём «Эссе об абсурде (Миф о Сизифе)» заявляет, что главным стоит назвать вопрос о смысле жизни, который каждый человек должен задавать себе как можно чаще: «Стоит ли наша жизнь того, чтобы быть прожитой?».

Несмотря на предложенное философами многообразие вариантов вопросов, которые можно считать основными вопросами философии, традиционно считается, что основной вопрос философии заключается в проблеме соотношения бытия и мышления. Такая формулировка основного вопроса философии была предложена немецким философом-марксистом Ф. Энгельсом в конце 19 в. Такая постановка основного вопроса философии подразумевает, что существует сознание человека (сфера чувств и мышления - идеального) и материальная реальность. Вопрос заключается в соотношении между этими частями бытия.

Принято выделять две стороны основного вопроса философии в соответствии с проблематикой главных философских дисциплин. Можно говорить об онтологической и гносеологической стороне основного вопроса философии.

Онтологическая сторона основного вопроса философии касается соотношения двух различных видов бытия: материального (например, окружающих нас вещественных объектов) и идеального (понятий, чисел, ощущений). При признании одной из разновидностей бытия главной, первичной другая будет считаться вторичной производной, зависимой от той, которая объявлена главной. Соответственно, философы делятся на два направления – материалистов, признающих первичную реальность материи, и идеалистов, утверждающих первичную реальность идеального бытия и производность, вторичность всего материального. Между этими направлениями (материализм ом и идеализм ом) и происходят главные дискуссии во всё время существования философии.

Итак, материализм признаёт первичность материи и производность от неё всего идеального. Материя существовала изначально, в то время как идеальное появилось по меркам существования мироздания относительно недавно. Идеальное рассматривается как итог длительного развития материи, дошедшей до своей высокоорганизованной стадии, когда материя стала способной создавать образы (психика животных), а затем абстрактные понятия и прочие мыслительные конструкты (сознание человека). Признаётся, что материальное может существовать без идеального, но невозможно бытие идеального без материальной основы. Отметим, что материализм тесно связан с развитием науки и формы материалистической философии изменяются в зависимости от глубины научного познания окружающего мира.

Противоположностью материализма являются различные разновидности идеализма. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального бытием. Считается, что духовное первоначало является вечным, а материя появляется на одном из этапов развития, совершенствования этого идеального первоначала. Материя рассматривается как инобытие (бытие в другой, превращённой форме) первичного духовного начала. Всё мироздание объявляется отражением или результатом деятельности идеального первоначала. Однако когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Материализм, субъективный и объективный идеализм являются разновидностями монизм а, учения признающего наличие единственного первоначала мироздания. Однако существуют философы, считающие материю и дух двумя равноправными извечно существующими началами, не порождающими друг друга. Такая «средняя линия» в философии, пытающаяся преодолеть противоположность материализма и идеализма, называется дуализм ом. Наиболее известным дуалистом является французский математик и философ Р. Декарт. Некоторые философы утверждают, что число первоначал не ограниченно, что каждая вещь может иметь своё, независимое от других первоначало. Такая позиция называется плюрализм ом. Плюралистами, в частности были Г. Лейбниц, Ф. Ницше. Однако плюрализм может в конечном итоге склоняться или к материализму или к идеализму.

Вторая, гносеологическая, сторона основного вопроса философии относится к анализу процесса познания и может быть сформулирована следующим образом; «В состоянии ли мы адекватно познать окружающий мир?». Тех, кто положительно отвечает на этот вопрос, называют гностиками (познавательными оптимистами), а тех, кто отрицает возможность адекватного познания окружающего мира, называют агностиками (познавательными пессимистами). Итак, агностицизм – учение, отрицающее возможность познания объективного мира. Самыми известными агностиками были Д. Юм и И. Кант. Среднюю позицию между гностицизмом и агностицизмом занимает скептицизм, его представители (скептики) напрямую не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в этом, равно как и в существовании внешней реальности вообще.

Соотношение между решением, предлагаемым в рамках онтологической и гносеологической стороны основного философии, достаточно сложно и может быть внутренне противоречиво. Как правило, материалисты и объективные идеалисты считают, что познание мира возможно, а субъективные идеалисты имеют тенденцию к агностическим и скептическим выводам.

Аргументация, приводимая в пользу познаваемости мира материалистами и объективными идеалистами, существенно различается. Как правило, материалисты утверждают, что свидетельством возможности истинного познания мира является успех человеческой деятельности, опирающейся на подобное познание. Если бы у людей не было истинного знания об окружающей действительности, то они не смогли бы создать даже простейшие орудия труда, не говоря уже о сложнейших механизмах и приборах. Да и выживание животных видов свидетельствует, что у их представителей есть адекватные знания об окружающем мире.

Объективные идеалисты, не отрицая возможности познания окружающего мира, считают, что подобное познание становится возможным лишь благодаря связи человеческого сознания с высшим, первоначалом всего сущего, с божественным разумом. Объективные идеалисты защищают теорию наличия врождённого, априорного знания (нативизм), которое своим существованием обязано воздействию верховного начала. Нам нужно не столько получить знание из контакта с внешней реальности, сколько припомнить его (теория анамнезиса у Платона) или вывести из немногих данных Богом идей (Августин, Декарт). С точки зрения объективных идеалистов, лишь постоянный контакт с высшим идеальным началом обеспечивает истинное познание.

Агностики утверждают, что мы можем познавать лишь то, что породило наше сознание (чувства, мыслительные конструкты); о реальности, выходящей за пределы сознания, мы можем строить лишь вероятностные, гипотетические положения, которые никогда полностью подтверждены не будут.

В философии большое значение также имеет выделение направлений по отношению к началу, признаваемому божественным. Здесь возможны следующие направления:

1. Теизм – учение, признающее существование отделённого от мира (трансцендентного) божественного первоначала, которому мир обязан своим бытием. Считается, что Бог создаёт мир и управляет ходом всех процессов в мироздании. В конечном итоге Бог признаётся рационально непознаваемым, приобщиться к нему можно только с помощью веры. Теистическое мировоззрение лежит в основе большинства мировых и национальных религий (в том числе христианства и ислама). Наиболее известными представителями философского теизма можно считать Аврелия Августина, Фому Аквинского, В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова.

2. Пантеизм – учение, согласно которому божественное начало не отделено от мироздания, является ему имманентным. Богом объявляется весь мир, взятый во всей совокупности своих проявлений. Пантеизм имеет тенденцию к сближению с материалистической философией, поскольку обожествляет материю, природу и признаёт именно их первоосновой всего сущего. Самыми известными пантеистами являются Д. Бруно, Б. Спиноза.

3. Деизм – распространённое в 17-18 веках религиозно-философское учение, представители которого признавали Бога творцом мироздания, порядка и гармонии в нём. Однако деисты отрицали принцип божественного управления миром (провидения) и призывали познавать не божественные, а естественные причины всего сущего. Философы-деисты представляли Бога как «философа на троне неба» (Ш. Монтескье) или искусного механика, сконструировавшего совершенную машину мироздания. Деисты требовали разумной религии, освобождённой от иррациональной веры и фанатизма, а также выступали против вмешательства религии в научное познание мира. Виднейшими представителями следует считать Р. Декарта, Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, М. В. Ломоносова.

4. Атеизм – отрицание бытия Бога. Атеистические воззрения преимущественно характерны для представителей материализма. Атеизм вытекает из отрицания каких-либо сверхприродных, сверхматериальных начал, не обусловленных материальной субстанцией. Как и материализм в целом, атеистическая позиция в большинстве случаев связана с научным мировоззрением, требующим элиминации (исключения) всего сверхъестественного, в мироздании. Основными представителями атеизма можно считать таких мыслителей как Демокрит, Д. Дидро, П. Гольбах, Л. Фейербах, К. Маркс, Н. Г. Чернышевский, Б. Рассел и пр. Из представителей идеалистического иррационалистического атеизма отметим Ф. Ницше.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...