Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия




Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку о бытии вообще. Данное понятие исследовали еще в античности поэтому «отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Онтология осуществляет анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее проявления — природной, духовной, социальной, человеческой. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы. Онтология позволяет ответить на следующие вопросы: что есть реальность? в чем ее смысл? Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия как бытие и небытие. Категория бытия указывает на то, что нечто есть, и может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Данная категория фиксирует основу существования мира в целом и любой разновидности существующего. Бытие в различных философских системах представлялось по-разному: как число (Пифагор), логос (Гераклит), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. В современном мире активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий, это иллюзорное бытие в интернет-сети. Небытие — это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Наиболее фундаментальная философская проблема — это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным — бытие или небытие?: В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских взглядах: первый исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего»; второй признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Выделяют два основных вида бытия — материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества — их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального — понятие сознание.

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке

Материя (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира, 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем миром в целом. Эволюция категории материя включает три основных этапа ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап (античная философия) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем — атомы (Левкипп, Демокрит). На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие свойства вещей — наличие у них массы, протяженности, непроницаемости. На третьем этапе (XX в.) материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений — их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (В.И. Ленин).

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы

Происхождение данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога.

Структуру диалектики образуют принципы, законы и категории. Основных два принципа:— развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным законам относят: 1. закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), 2. закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и 3. закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой.

Основные структурные уровни организации материального бытия

Структурная организация всего мира означает, что любое материальное явление — система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации мира. В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум, элементарные частицы — атомы — молекулы — макротела — планеты — звезды — галактики — Метагалактика. В живой природе: протоплазма — клетка — организм — вид (популяция) — биоценоз — биогеоценоз. В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы — человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья — классы — нации и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...