Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.




Принципы прокурорского надзора — это основополагающие идеи, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления гос. власти, а также устанавли­вающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Приведенное определение принципов прокурорского над­зора одновременно характеризует два аспекта. С одной сторо­ны, организационное построение прокуратуры и ее системное отношение к иным органам гос. власти, полити­ческим партиям, общественным организациям и объединени­ям и, с другой стороны, функциональный порядок реализации прокуратурой своих полномочий для достижения целей и за­дач, предусмотренных в Конституции и иных федеральных за­конах.

Принцип законности. Формула принципа: органы прокурату­ры осуществляют возложенные на них полномочия на терри­тории России в строгом соответствии с Конституцией и феде­ральным законодательством.

В федеральном законодательстве о прокуратуре принцип законности выражается в установлении надзорных полномо­чий прокуроров, предмета и пределов их реализации, а также порядка деятельности.

Прокурор в своей деятельности обязан соблюдать не толь­ко требования Конституции и Закона о прокуратуре, но также положения иных отраслевых законов (УПК, ГПК, АПК и т.д.). Являются обязательными для нижестоящих прокуроров и тре­бования, содержащиеся в приказах, распоряжениях, указаниях и инструкциях Генпрокурора РФ.

Принцип публичности. Формула принципа: органы прокура­туры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от во­леизъявления заинтересованных лиц.

Содержание принципа публичности выражается в обязанно сти органов прокуратуры реагировать на каждый случай на­рушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интере­сов личности, общества и государства.

Этот принцип наделяет прокурора широкими властными полномочиями по реализации своих функций. Прокурорские работники могут применять нормы права, меры юридическо­го воздействия на правонарушителей, принимать решения о возбуждении уг. дела или дела об административном правонарушении.

Суть принципа публичности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов орга­нов гос. власти в лице прокуратуры по достиже­нию поставленных перед ними задач, с неукоснительным обе­спечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий. Например, федеральное законодательство о вы­борах в органы местного самоуправления содержит положе­ние, согласно которому участие прокурора в судебном рассмо­трении дел о нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправле­ния является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.

Принцип единства в организации и деятельности прокурату­ры. Формула принципа: прокуратура является единой системой специальных федеральных гос. органов и учреж­дений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.

Содержание принципа выражается в ед инс тве системы орга нов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечива­ется непосредственно правовыми средствами.

Организация единой системы органов прокуратуры уста­навливается на основании Конституции, Закона о прокуратуре и других федеральных законов.

В соответствии с принципом единства не допускается соз­дание гос. и негос. органов, подменяющих или дублирующих деятельность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности на терри­тории РФ.

Единую систему прокуратуры РФ составляют Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также проку­ратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реор­ганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генпрокурором РФ. Создание и деятельность на терри­тории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую си­стему, не допускается.

Реализация принципа единства в организации и деятель­ности органов прокуратуры выражается в установленном за­коном едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компе­тенции, прокурор в то же время действует от имени всей про­куратуры в целом.

Принцип централизации в организации и деятельности орга­нов прокуратуры. Формула принципа: в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей дея­тельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчи­нении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.

Содержание этого принципа выражается в законо дат ельном закреплении вертикальных связей, на основе которых строит­ся вся система органов прокуратуры и управление ее структур­ными подразделениями.

Суть рассматриваемого принципа выражается в том, что все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и осво­бождаются от должности Генпрокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.

В свою очередь прокуроры субъектов РФ руководят дея­тельностью прокуратур районов и городов, иных приравнен­ных к ним специализированных прокуратур. Они также издают приказы и распоряжения, которые обязательны для исполне­ния нижестоящими подчиненными прокурорами.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры выражается также в обязанности вы­шестоящих прокуроров контролировать деятельность под­чиненных прокуроров.

Цели контроля достигаются путем заблаговременного истребования информации о ходе выполнения поручения, напоминанияконкретным исполнителям о необходимости добросовестного отношения к возложенным обязанностям, проверкой качества исполнения, а также своевременным и принципиальным реагированием на выявленные упущения, допущенные при исполнении возложенных полномочий.

Принцип внепартийности. Формула принципа: организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.

Содержание принципа заключается в том, что на законода­тельном уровне закреплено положение, согласно которому про­курорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Осуществляя надзор за соблюдением законов, прокурату­ра касается и политических аспектов общественной жизни. От того, насколько беспристрастно прокурор подойдет к раз­решению правовых вопросов, связанных с какой-либо сторо­ной политической жизни, зависит стабильность общественной жизни в том или ином регионе.

Принцип независимости. Формула принципа: в своей орга­низации и деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и со­вестью.

Содержание принципа выражается в том, что, с одной сторо­ны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчи­ненности между собой, с другой стороны, они обладают из­вестной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанно­стей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной са­мостоятельности прокурора позволяют наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провоз­гласить независимость прокурорских работников недостаточ­но, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.

1. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от фе­деральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

2. Финансирование и материально-техническое обеспе­чение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета

3. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъ­ектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представите­лей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его дея­тельности влечет за собой установленную законом ответствен­ность.

В законе закреплена неприкосновенность прокурора. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совер­шенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уг. дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совер­шении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ. Процессуальный порядок возбуждения уг. дела в отно­шении прокурора и дальнейшего осуществления в отношении его уг. преследования определен гл. 52 УПК и заклю­чается в том, что в отношении прокурора уг. дело может быть возбуждено вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ на осно­вании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр про­курора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Про­курор не может быть привлечен к административной ответ­ственности.

5. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотрен­ных федеральным законодательством.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры. Формула принципа: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о гос. и иной специально охраняемой законом тайне.

Содержание принципа заключается в том, что Конституцией закреплены права граждан свободно искать, получать, пере­давать, производить и распространять информацию любым законным способом. В стране идет активный процесс совер­шенствования законодательства по этому вопросу. От качества информации, поступающей к населению от органов прокура­туры, зависит политическая стабильность в обществе.

Органы прокуратуры должны систематически информи­ровать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступ­ностью, пресечению деятельности организованных преступ­ных групп и других тяжких преступлений.

Органы прокуратуры должны оперативно сообщать в сред­ства массовой информации о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим повышенный обществен­ный интерес.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...