Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа бакалавра

Кафедра физической культуры и естественно-биологических дисциплин

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК

 

Заведущая кафедрой:

доцент, канд. пед. наук
_________И. Л. Шишкина

«___»___________ 2016 г

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕВОЧЕК 89 ЛЕТ

Работу выполнила________________________________________ А. А. Мазур (подпись, дата)
  Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани   Направление 44.03.01 Педагогическое образование   Профиль Физическая культура
  Научный руководитель доктор биологических наук, профессор_______________________________________А.П.Шкляренко (подпись, дата)
  Нормоконтролер ст. преподаватель ____________________________________ С. Б. Полянская (подпись, дата)

 

Краснодар 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………..…………………………………………….3

1 Теоретико-методические основы профилактики опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………………6

1.1 Общая характеристика формирования опорно-двигательного аппарата…....................................................................................................................6

1.2 Система мер профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата………………..…………………………………………..11

1.3 Анатомо-физиологические характеристики детей школьного возраста……………………………………………………………………………...21

2 Методы и организация исследования……………………………………….…..26

2.1 Методы исследования…………………………………………………….....26

2.2 Организация исследования………………………………………………….29

3 Результаты исследования и их обсуждение…………………………………….30

3.1 Методика профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата у девочек 8−9 лет с использованием средств физической культуры……………..31

3.2 Эффективность разработанной методики профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата с использованием средств физической культуры…………………………………………………………………………….37

Заключение …………………………………………………………………………42

Список использованных источников……………………………………………...46

Приложение А Комплекс корригирующей гимнастики для детей 8−9 лет с признаками нарушения осанки для занятий дома……………………………….53

Приложение Б Комплекс упражнений на ортопедических мячах большого диаметра…………………………………………………………………………….56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Физического воспитания детей нуждаются в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат является комплексным показателем состояния здоровья детей, в связи с этим даже безобидные функциональные нарушения могут привести к серьёзным нарушениям осанки и развитию плоскостопии. Воспитание правильной осанки у детей в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков [29, 31].

Недостатки существующей практики физического воспитания подрастающего поколения подтверждают данные статистики, где указывается, что около 80 % детей имеют нарушения осанки вплоть до сколиоза большой степени [35, 36], что за последние годы выросло количество детей, страдающих плоскостопием, где в большинстве случаев эта деформация стопы является приобретённой, так как врождённое плоскостопие образуется вследствие нарушения нормального анатомо-физиологического развития плода и встречается крайне редко. Вместе с тем, по нашему мнению, недостаточно уделяется внимания комплексной профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в системе оздоровительных мероприятий у младших школьников.

Поддержание правильной позы требует систематичности и повторяемости. В то же время в рамках урока физической культуры при многообразии стоящих задач по прохождению программного материала на развитие основных физических качеств существует постоянная реальность «упустить» из-под внимания моменты формирования осанки школьника [26].

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой на сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат и мышцы.

При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессами и т. д. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры. При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Следует признать, что уроки физической культуры не решают в полном объеме проблему формирования осанки, что подтверждает актуальность данной работы.

Объект исследования - педагогический процесс физического воспитания девочек 8–9 лет.

Предмет исследования − организация занятий гимнастическими упражнениями по формированию правильной осанки у девочек 8–9 лет.

Целью исследования: экспериментально обосновать методику использования корригирующих гимнастических упражнений для формирования и сохранения правильной осанки у девочек 8–9 лет.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение разнообразных средств гимнастики с учетом индивидуальных особенностей девочек младшего школьного возраста на основе особенностей развития физических качеств повысит эффективность формирования и сохранения правильной осанки у девочек 8–9 лет.

В соответствии с целью, предметом и рабочей гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1 Определить средства и технологию формирования и сохранения правильной осанки у девочек 8–9 лет.

2 Разработать комплекс корригирующих гимнастических упражнений для формирования и сохранения правильной осанки у девочек 8–9 лет.

3 Проверить эффективность применения комплекса корригирующих гимнастических упражнений, направленных для формирования и сохранения правильной осанки у девочек 8–9 лет в системе оздоровительно-профилактических мероприятий начальной школы.

Практическая значимость. Разработанный комплекс корригирующих гимнастических упражнений для формирования и сохранения правильной осанки у девочек 8–9 лет может быть реализован как в рамках общеобразовательных занятий и группах по общей физической подготовке, так и во время самостоятельных занятий дома.

Структура и объем работы.Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и выводов. Список литературы включает 48 наименования. Объем работы составляет 59 страниц, иллюстрированного 3 таблицами, 6 рисунками и двумя комплексами.

 

 

1 Теоретико-методические основы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата

 

Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространенных отклонений в опорно-двигательном аппарате у современных детей младшего школьного возраста [42, 43]. По данным А. П. Шкляренко (2002) до 60% случаев нарушение осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата. Установлено, что дефекты осанки сочетаются с нарушениями физического развития и двигательной функции, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем [23].

Несмотря на большое число публикаций по изучению дефектов осанки и способов ее коррекции, существует необходимость в продолжение исследований по ряду нерешенных вопросов. Сюда относится профилактика и коррекция нарушений осанки у школьников 8–9 лет.

 

1.1 Общая характеристика формирования опорно-двигательного аппарата

 

В настоящее время проблема нарушений опорно-двигательного аппарата является одной из наиболее распространенных и сложных. Исследователи последних лет показывают, что около 25–30 % детей, учащихся в начальных классах, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди учеников старших классов уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми.

В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом.

Проблема нарушения опорно-двигательного аппарата, методы профилактики и коррекции нарушений привлекают внимание многих исследователей [6, 7]. Нарушения осанки и деформация стопы составляют многочисленную группу разнообразных по характеру и проявлениям вариантов патологии опорно-двигательного аппарата у детей, поэтому вопросы их ранней диагностики, лечения и контроля за его эффективностью являются актуальными [7]. Необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий [11].

Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки. От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем [12]. Осанка имеет большое эстетическое значение.

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Ведь эстетическое совершенство человека зависит не только от его внешности, а в большей степени от осанки. Правильная осанка - это расправленные плечи, поднятая голова, уверенный шаг, что влечет за собой ощущение лидерства .Именно успешный человек попадает под такие определения. Значение правильной осанки в жизни человека велико и неоспоримо. Поэтому у детей с раннего возраста нужно формировать знания о здоровом образе жизни. Если внимательно следить за своим положением тела за письменным столом, уделять несколько минут в день выполнению упражнений или просто заменить их регулярным посещением бассейна, можно забыть о проблемах, связанных с опорно-двигательным аппаратом.

У человека с правильной осанкой грудная клетка выступает вперед, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, голова приподнята, колени выпрямлены, руки опущены. Он держится свободно, непринужденно, но и не расслабленно [14, 15].

Осанка зависит от формы и гибкости позвоночника, угла наклона таза, положения головы, плечевого пояса, от состояния мышц, связок, нервной системы, зрения и т. п. Человек с подавленным настроением опускает голову, подает плечи вперед, близорукий сутулится, здоровый счастливый человек держит голову прямо и гордо, плечи расправляет. О психологическом значении осанки очень удачно сказал профессор Е. А. Аркин: «Выпрямляя свою спину, ребенок в известной мере выпрямляет свою душу».

Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушения осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве.

Дома детям необходимо создавать все условия для правильного физического развития и устранять все, что может быть причиной нарушения осанки. Важно систематически следить за правильным положением детей во время занятий, отдыха и выполнения физических упражнений. Родители должны напоминать детям, чтобы в положении стоя они равномерно распределяли тяжесть тела на обе ноги, держали бы голову и туловище прямо, не горбились, не стояли, наклонив голову вперед или выпятив живот.

Необходимо систематически следить за осанкой и во время ходьбы. Девочки должны ходить легко, изящно и грациозно. Следует им напоминать, чтобы во время ходьбы они держали плечи на одном уровне и слегка отводили их назад, нижние углы лопаток чуть-чуть сводили, мышцы живота подтягивали. Вид у идущей девочки должен быть не расслабленный, но и ненапряженный. При ходьбе нельзя сгибать туловище вперед и раскачиваться в стороны. Правильная осанка воспитывается путем тренировки [37, 39].

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. К факторам, под влиянием которых формируется правильная осанка или возникают нарушения осанки, следует отнести развитие основных мышечных групп, формирование двигательных навыков, условия гигиенического воспитания ребенка (одежда, кровать, на которой он спит, и др.). Чем старше ребенок, тем больше значения для формирования осанки приобретает поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме в школе и домашних условиях.

Ограничение естественной потребности в движениях, связанное с нерациональным домашним режимом, сочетающееся со значительной статистической нагрузкой на позвоночный столб и мышцы туловища при однообразных позах во время умственной деятельности ребенка способствует закреплению порочной осанки. В формировании дефектов осанки весьма существенную роль играют неправильное физическое воспитание и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка. Неблагоприятные условия внешней среды особенно отражаются на осанке тех детей, организм которых ослаблен заболеваниями (рахитом, детскими инфекциями).

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека (неуклюжая походка, асимметричное положение плечевого и тазового пояса), но и возникают серьезные отклонения от нормы. Так, изменение грудной клетки (куриная и плоская грудь), поясничного изгиба, выпячивание живота, укорочение грудных мышц и другие дефекты осанки затрудняют работу внутренних органов, отражаются на психическом и физическом развитии детей, приводят к снижению их работоспособности. Своевременное выявление вредных привычек, порождающих неблагоприятные изменения, позволит предотвратить возникновение изменений в опорно-двигательном аппарате. Всестороннее физическое развитие предупреждает нарушение осанки [40].

Возможные дефекты осанки:

1 Круглая осанка характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые.

2 Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи свисают вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.

3 При сутулой осанке ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.

4 Лордотическая осанка характеризуется увеличением поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается вперед.

5 При кругло вогнутой спине увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ягодицы резко выпячены назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.

6 При плоской спине недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены назад. Переднезадний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.

7 Косая спина (асимметричная осанка) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвоночных дисках и костной ткани, характерные для очень тяжелого заболевания – сколиоза [10, 16].

Основную роль в формировании осанки играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Обычно причиной нарушения осанки является слабое развитие мышц спины (которые не могут длительное время удерживать позвоночник в прямом положении) и живота. Поэтому в школьном возрасте их развитию необходимо придавать большое значение. Дети, у которых мышцы спины не подготовлены к длительному сидению за партой и за столом, из-за усталости меняют позу, находят наиболее удобное положение, которое постепенно закрепляется и переходит в привычное.

Школьники много времени проводят сидя, причем часто сидят неправильно: горбятся, низко склоняют голову, неровно держат плечи. Такая вредная привычка очень пагубно сказывается на осанке. Во время чтения

сидеть надо удобно, упираясь спиной о спинку стула, руки на столе располагать симметрично, без напряжения, плечи удерживать на одном уровне, голову слегка наклонять вперед. Стол должен быть на 2–3 см выше локтя руки, согнутой под прямым углом. Расстояние от тетради до глаз – 35 см, причем нижний левый угол тетради у середины груди [7, 31].

Чем раньше выявлены дефекты осанки и устранены причины, вызывающие отклонения, тем легче их исправить[18, 19, 20].

 

1.2 Система мер профилактики и коррекции нарушения осанки

 

Частично методика занятий физическими упражнениями при дефектах осанки представлена в работах И. С. Красиковой (2009), И. А. Котешевой (2006). В них сформулированы основное направление и цель занятий корригирующими упражнениями. Но методика коррекции различных нарушений осанки дается крайне узко, без учета степеней развития дефектов и учета классификации признаков нарушений опорно-двигательного аппарата.

Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночного столба. Можно разделить на три группы:

Первично-патологические факторы могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер. Например, при диспластических нарушениях роста позвонков и формирования межпозвонковых дисков образуется клиновидный позвонок и позвоночный столб по мере роста приобретает дугообразную форму.

Рост и развитие позвоночного столба могут быть нарушены при рахите.

Статико-динамические факторы причинно связаны с развитием сколиоза вследствие длительного асимметричного положения тела. Так, косое расположение таза может долго сохраняться в связи врожденной разницей в длине нижних конечностей, односторонним врожденным вывихом бедра.

Общепатологические факторы способствуют возникновению сколиотического процесса либо его прогрессированию в связи с резким снижением сопротивляемости организма.

Немаловажное значение для возникновения и развития сколиотической болезни имеют уровень физического развития ребенка и гигиенические условия, в которых он воспитывался. Условия, способствующие возникновению нарушений осанки, и сама плохая осанка облегчают возможность возникновения и прогрессирования сколиотической болезни.

Лечение сколиотической болезни весьма сложно. Оно бывает успешным, если проводится комплексно, с использованием ортопедических средств, лечебной физической культуры, общетерапевтических и гигиенических мер.

Физические упражнения способствуют также нормализации деятельности внутренних органов, а в ряде случаев и функции позвоночного столба.

Задачами лечебной физической культуры являются:

– создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);

– стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях исправление в возможных пределах имеющегося дефекта;

– формирование и закрепление навыка правильной осанки;

– нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой и т. д.;

– повышение неспецифических защитных сил организма.

Для решения этих задач на фоне общеразвивающих упражнений используются гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положении разгрузки позвоночного столба. Важное значение для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела имеет тренировка пояснично-подвздошных мышц, а также мышц ягодичной области.

В практической работе необходимо руководствоваться следующими методическими принципами: общая тренировка организма с применением общеразвивающих упражнений и специальная тренировка опорно-двигательного аппарата средствами корригирующей гимнастики и др.

Во многих современных учебниках по ЛФК для Вузов и колледжей методика коррекции нарушений осанки включает в себя комплексы упражнений для формирования правильной осанки и исправления ее нарушений. Как правило, описывается множество упражнений с предметами и без них, из различных исходных положений (лежа, сидя, стоя), всевозможные рекомендации по проведению занятий с детьми, имеющими нарушения осанки, но нет самого главного – дифференциации всего множества упражнений в соответствии с видами, формами, и степенью развития признаков дефектов осанки [32].

Более полно в учебнике по ЛФК [28, 41] дается методика коррекции дефектов осанки, в которые входят:

– упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки,

– упражнения для создания и укрепления мышечного корсета,

– упражнения для укрепления мышц брюшного пресса,

– упражнения для укрепления боковой поверхности туловища,

– асимметричные и симметричные упражнения.

Данный вопрос с точки зрения этиопатогенеза начинают рассматривать в своих работах И. С. Красикова (2009) и И. А. Котешева (2006). К основным общепринятым нарушениям осанки (кифоз, лордоз, сколиоз) они добавляют методики коррекции таких признаков нарушений осанки, как плоская спина, кругло-вогнутая, крыловидные лопатки, делают попытки дифференцировать комплексы упражнений для проработки отдельных мышечных групп [23, 24].

И. А. Котешева (2006) описывает круглую спину, сутулость и кифоз вместе, объединяя их в один дефект осанки, не дифференцируя, исходя из имеющегося между ними внешнего сходства, не принимая во внимание их этиологии. Между тем это различные нозологические формы. Гиперкифоз – искривление позвоночника кзади, возникающее на почве какого-нибудь болезненного процесса (болезнь Шейермана-Мау) или круглая спина, которая характеризуется уменьшением изгиба шейного отдела позвоночника с почти полным отсутствием по­ясничного лордоза и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Она может являться результатом неправильной осанки, вредных влияний учебных или профессиональных занятий, неправильной позы во время сна [11, 17]. Тогда как сутулость характеризуется уменьшением шейного лордоза с незначительным опусканием головы на фоне увеличенного грудного кифоза.

В практике и в медицинской литературе неправомерно употреблять термин «сутуловатость», т. к. сутулость включает в себя элементы круглой и кругло-вогнутой спины, а также грудного кифоза и встречается не только при дефектах осанки, но даже у хорошо сложенных атлетов и устраняется сравнительно легко с помощью физических упражнений [47, 28]. Мы же полагаем, что сутулость достаточно серьезный дефект осанки, в дальнейшем он приводит к развитию более тяжелых форм, например, грудному гиперкифозу и иным аномалиям позвоночника, которые весьма трудно поддаются исправлению. Поэтому для устранения такого дефекта осанки, как сутулость, необходимо применение специально разработанной методики в соответствии со степенью развития нарушения незамедлительно и в кратчайшие сроки после определения данного диагноза.

Епифанов, В. А. (2006) и Сычева, Л. В. (2011) представляют структуру комплекса корригирующей гимнастики из трех частей. Подготовительная часть содержит несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений [19]. Основная часть насыщена собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых выполняются в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. В среднем упражнения повторяются 8–16 раз и выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки. Формированию правильной осанки способствуют также упражнения с предметами. Они усиливают эффект воздействия на отдельные мышечные группы [43].

По данным А. А. Очерет (2007) исправление нарушений осанки достигается благодаря спе­циальным упражнениям, которые позволяют откорректировать угол наклона таза, нарушенные физиологические кривизны позвоночника, положение и форму грудной клетки, способствуют принятию симметричного распо­ложения пояса верхних конечностей, укреплению брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время выполнения физи­ческих упражнений закрепляется с помощью создания сильного естественного мышечного корсета.

Исправить нарушения опорно-двигательного аппарата можно с помощью специальных упражнений, направленных на создание и укрепление мы­шечного корсета, необходимо сочетать со специальными упражнениями, способствующими исправлению дефектов осанки. Эффективность специальных упражнений зависит от исход­ных положений. Наиболее рациональным исходным положением для развития и укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза (положения лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях). Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер; динамические упражнения следует че­редовать с упражнениями в статических напряжениях; периоди­чески целесообразно выполнять упражнения в расслаблении и дыхательные упражнения, менять исходные положения [26, 27].

Для более интенсивного напряжения необходимых мышечных групп И. А. Котешева (2006) в своих работах использует упражнения с лёгким отягощением: гантелями весом 0,5–1 кг, набивными мячами весом 1–2 кг (в зависимости от возраста). Выработке более симметричного положения пояса верхних конечностей помогают физические упражнения с гимнастической палкой, броски мяча, а также упражнения с самокоррекцией положения перед зеркалом [17, 16].

Идеальный вариант занятий корригирующей гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики [26].

При нарушениях осанки необходимо индивидуально и научно обоснованно подбирать соответствующие комплексы физических упражнений. Так, например, при коррекции плоской спины необходимы упражнения для формирования шейного и поясничного лордоза и грудного кифоза. Также рекомендуются гимнастические упражнения для мышц туловища, верхних и нижних конечностей с предметами (палка, булавы, мяч), висы на гимнастической стенке, упражнения лежа на наклонной плоскости и стоя на четвереньках, дыхательные упражнения, а также подвижные игры с мячом, лечебное плавание, ходьба на лыжах [35, 39].

Для исправления плоско-вогнутой спины назначаются те же упражнения, что и при плоской спине. Но ввиду наличия поясничного гиперлордоза необходимо дополнить комплекс упражнениями, уменьшающими гиперлордоз и наклон таза, то есть упражнениями для укрепления мышц живота, мышц – разгибателей бедра и другими [31].

Исправление круглой спины – это прежде всего уменьшение грудного гиперкифоза. Для этого надо соответствующими упражнениями сократить (укоротить) и развить мышцы спины, растянуть мышцы живота, привести к норме наклон таза, укрепить плечевой пояс и произвести коррекцию лопаток, добиться расширения грудной клетки и укрепления всей мускулатуры.

С целью уменьшения гиперкифоза выполняются: в положении стоя и лежа на животе – упражнения с палкой, напряженные выгибания, лежа на спине – выгибания на подложенном под спину набивном мяче, а также висы на кольцах и гимнастической стенке, различные упражнения на четвереньках, дыхательные упражнения [29, 30].

Для исправления кругло-вогнутой спины используются физические упражнения, способствующие уменьшению грудного гиперкифоза и поясничного и шейного гиперлордоза, уменьшению наклона таза, коррекции отстающих лопаток и выступающих вперед плеч, укреплению мышц живота. Эти комплексы хорошо дополняются общеразвивающими играми, лечебным плаванием, ходьбой на лыжах.

Специалист в области психологии и ЛФК [15, 34] рекомендует детей, имеющих нарушения осанки научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей гимнастики до начала занятий и в конце полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий необходимо расслабить свои мышцы, лежа на спине, слушая голос преподавателя, медленно и властно произносящего фразу: «Мышцы расслаблены. Я встану, голову – вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза!» Необходимо мысленно повторить эту фразу, встать, принять правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза. Мы считаем это эффективным методом коррекции осанки у детей, но только если он используется с учетом возраста, эмоционально-психологического состояния ребенка, его индивидуальных особенностей, вида и формы нарушения осанки.

Коррекция осанки, достигнутая с помощью специальных и общеразвивающих упражнений, дает стойкий эффект лишь при длительной и систематической тренировке, о чем говорят многие авторы [42, 45].

Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительная коррекция (в среднем от 1 до 5 лет). Так навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2–3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне имеющихся функциональных и структурных изменений в позвоночнике можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами корригирующих и спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4–5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 – 7,0 %) они сохраняются на всю жизнь [27].Эффективно воздействовать на деформацию позвоночника можно физическими упражнениями лишь до 14–15-летнего возраста, в более старшем возрасте она с трудом поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14–15 лет осанка практически уже сформирована [24, 32].

По нашему мнению необходимо, чтобы коррекционный процесс у детей, имеющих нарушения осанки, начинался как можно раньше после постановки диагноза, а его продолжительность сочеталась со стадией и степенью развития того или иного дефекта опорно-двигательного аппарата. Кроме того, целесообразно активно заниматься профилактикой и предупреждением развития пороков осанки у детей.

По Спирину, В. К. (2007) предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:

а) организации благоприятных для ребенка условий внешней среды – условий статической нагрузки, питания, режима дня, гигиенических условий;

б) улучшении физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.

Большое влияние на развитие организма ребенка, его рост, состояние здоровья и формирование осанки оказывают условия окружающей среды. Начиная с 2–3 лет необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навыки ползания (полезный способ укрепления мышц шеи и спины), стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями [11, 49]. В дошкольном возрасте большое значение приобретает выработка правильной осанки в положениях тела стоя и сидя. При этом важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, одна из которых обусловлена привычкой неправильно дер­жаться (например, стоять на полусогнутой ноге, сидеть с наклоном туловища вперед и расслабленными мышцами спины), другая связана с нарушением правил школьной гигиены (например, несоответствием между высотой стула и стола). Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна [21, 43]. С гигиенической точки зрения спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника. Bo время сна позвоночник должен отдохнуть и расслабиться, а для этого необходимо, чтобы постель была ровной и жесткой. Мягкий, прогибающийся матрас не обеспечивает опору для самой тяжелой части тела – таза. Поэтому позвоночник прогибается в ту сторону, на которой человек лежит. Твердый матрас, наоборот, позволяет позвоночнику принять естест­венное положение всех его изгибов. Наилучший эффект получится, если положить под матрас широкую ровную доску. Ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки чи­тать лежа на боку, носить в одной и той же руке портфель, ведро с водой, сумки с продуктами и т. д. (детям до 5-го класса рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной).

Дубровский, В. И. (2008) рекомендовал в качестве профилактики нарушений осанки научить детей правильно ходить, сидеть и лежать, что по нашему мнению является эффективным критерием предупреждения их развития. Идти всегда необходимо с выпрямленной спиной, тогда удары при ходьбе амортизируются межпозвоночными дисками. Необходимо шагать так, будто ноги начинаются в середине торса и приводят в движение мышцы спины, живота, бедер и стоп. Руки при ходьбе должны ритмично двигаться от самого плеча, голову необходимо держать высоко. Ходить надо без раскачивания из стороны в сторону и, не шаркая подошвами ног по полу.

Мебель (столы, парты, стулья) должна соответствовать росту ребенка, быть устойчивой, стулья – иметь достаточно высокие спинки, чтобы плечи сидящего были у их края. Ведь если ребенок сидит за столом или партой, не соответствующими росту, из-за неравномерной статической нагрузки может развиться серьезный дефект осанки. Так низкие стол или парта способствуют формированию круглой спины, а слишком высокие заставляют поднимать плечи вверх. Прежде всего, рабочая поза ребенка должна обеспечить симметричное расположение частей тела относительно его оси. Стопы сидящего должны опираться на перекладину (или иную аналогичную подставку), колени находиться на одном уровне и быть соединены (но не прижаты друг к другу), а голеностопные, коленные и тазобедренные суставы быть согнутыми под прямым углом [33, 34]. Опора на обе половины таза и оба бедра должна быть равномерной. При правильном сидении важ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...